Размахивание в упоре на брусьях — основная составная часть маховых упражнений на этом снаряде. По сравнению с подобным упражнением в висе размахивание в упоре более ограничено по амплитуде. Условия упора не позволяют гимнасту использовать сгибательные и разгибательные движения руками для приобретения дополнительного количества движения. Все упражнения выполняются за счет действий, осуществляемых туловищем и ногами. Руки и плечевой пояс в данном случае играют роль жесткой опоры и выполняют некоторую корригирующую функцию в осуществлении равновесия. Положение головы при размахивании в упоре такое же, как и при размахивании в висе.
Техника выполнения ряда маховых упражнений в упоре требует наклона головы вперед. Но не назад. Наклон головы назад в подавляющем большинстве упражнений приводит к ухудшению техники выполнения. Исключение составляют маховые упражнения в упоре с вращением. В них требуется поворот головы в сторону вращения и некоторый наклон ее назад. Но это — уже требование техники самого упражнения. Кроме того, после поворота положение головы опять должно быть естественным — прямо или с небольшим наклоном вперед (для улучшения условий упора и равновесия).
Размахивание начинается из положения упора, в котором тело должно быть выпрямлено в тазобедренных суставах, руки и ноги прямые, носки оттянуты. Особое внимание обращают на положение плеч: провисание с расслаблением в плечах — большая ошибка. Она влечет за собой неправильное выполнение самого размахивания и любого махового элемента.
Характерной особенностью размахивания в упоре на брусьях является работа «от плеча». В связи с этим мышцы рук и плечевого пояса требуют соответствующего развития и подготовки к работе.
Широко применяя такие приемы, как остановка в требуемом положении, проводка по правильной амплитуде с акцентированием внимания гимнаста на главных компонентах движения, целесообразно сразу обучать правильному (пусть даже сложному) размахиванию. В этом случае период обучения размахиванию удлинится не намного, но зато потом быстрее и правильней пойдет обучение маховым элементам.
Размахивание в упоре на руках
Размахивание в упоре на руках выполняется только на брусьях. Здесь оно может быть и самостоятельным элементом, подготовительным к выполнению какого-нибудь упражнения, и связующим звеном между двумя гимнастическими элементами. Правильный мах в упоре на руках – это основное условие успешного выполнения любого махового элемента. Размахивание в упоре на руках – основа всех подъемов, амплитуда которых довольно значительна, и поэтому также связано с хлестообразными движениями, позволяющими выполнить подъемы с большей экономичностью.
Когда освоен простейший вариант размахивания, переходят к обучению способу, который описан выше. Отрицательного переноса в этом случае не будет, поскольку первый вариант является составной и основной частью рационального размахивания, а не представляет собой нечто особенное, в корне отличное от рекомендованного для окончательного изучения.
Во время размахивания не следует допускать провисания в плечах. Однако, когда размахивание используется как подготовительное движение при выполнении подъемов махом вперед или назад, небольшое, нерасслабленное провисание в плечах становится элементом техники выполнения. Это провисание перед вертикалью должно быть акцентированным, коротким.
Спады
Спады – маховые перемещения в вис или его разновидности – одно из основных связующих звеньев в упражнениях на брусьях и кольцах и, в меньшей степени, на перекладине. Спады обычно не считают самостоятельными элементами и лишь иногда, в квалификационных упражнениях гимнастов младших разрядов, они получают расценочный балл.
Пожалуй, большую роль спады играют как подготовительные действия гимнаста, как средство подготовки к выполнению элементов. Правда, бывают случаи, когда спад преследует цель принятия исходного положения для выполнения какого-либо упражнения. Например, на кольцах: из упора спад в вис согнувшись и далее – махом назад выкрут вперед или подъем. Однако в современной гимнастике, где все большее признание получают темповые, динамичные комбинации без неоправданных остановок, спады играют роль именно связующего звена в них.
Подъемы махом назад
Подъемы махом назад составляют значительную группу упражнений и на брусьях, кольцах и перекладине входят в состав комбинаций гимнастов всех разрядов.
Подъемы махом назад выполняются обычно из размахивания в трех положениях: в упоре на предплечьях, в упоре на руках и в висе.
Техническая основа подъемов махом назад одинакова. Существенно они отличаются друг от друга лишь в зависимости от исходного положения. Подъемы на брусьях выполняются из разновидностей упора за счет поднимания рук (сгибанием в плечевых суставах), а подъемы из виса на перекладине и кольцах – за счет опускания рук (движением разгибания в плечевых суставах). В соответствии с этими особенностями мы и будем их рассматривать.
Подъемы махом вперед
Подъемы махом вперед – немногочисленная группа элементов на брусьях и кольцах. Однако в связи с тем что выполняются они из различных исходных и в различные конечные положения, техника их отличается специфичностью. Единственное, что их объединяет, это идентичность работы ногами – хлестообразные движения, которые почти одинаковы во всех подъемах махом вперед.
Работа рук во время подъемов различна и зависит прежде всего от положения гимнаста на снаряде. Лишь в завершающих действиях – при выпрямлении рук, - она в какой – то мере схожа.
Как убедится читатель, в подъемах, выполняемых из разных положений, много нюансов.
Поэтому мы и разберем технику каждого из них в отдельности.
Подъемы разгибом
Подъемы разгибом бывают нескольких видов и выполняются на махе назад, на махе вперед, с места, из виса и виса углом, виса прогнувшись, из упора на руках. При этом, несмотря на то, что техническая основа их, в принципе, одинакова, координация действий гимнаста оказывается разной.
Махи дугой
Махи дугой, как и другие маховые упражнения, предполагают разгибание в тазобедренных и плечевых суставах и представляют собой разновидность движений разгибом. Однако амплитуда этих разгибаний больше, само движение дугой выполняется по наибольшей траектории. Здесь нет ярко выраженных сгибательно - разгибательных действий ногами и туловищем, используемых в подъемах. Махи дугой не заканчиваются подъемом тела в положение упора или его разновидностей.
В связи с этим, а также по некоторым другим причинам махи дугой было бы уместно выделить в отдельную группу. Однако в связи с их малочисленностью мы разбираем эти упражнения здесь.
ОБОРОТЫ
В начальной гимнастике наиболее широко распространены обороты на перекладине: вперед и назад в упоре верхом; назад в упоре; вперед и назад в упоре сзади. Назначение этих упражнений — приучить гимнаста к вращательным движениям на снаряде, тонкой координации, чистоте и красоте действий в условиях вращения на снаряде.
Перед гимнастом всегда стоит задача выполнять любые двигательные действия чисто и красиво. С этой точки зрения, выполняя любые посильные упражнения, он решает такую задачу. Однако перечисленные выше упражнения по структуре не связаны с теми упражнениями, которыми предстоит овладеть гимнасту даже на начальном этапе тренировки.
Указанные обороты играют роль средств, решающих в большей степени узкие двигательные задачи, не связанные с технической подготовкой гимнаста вообще. Как средства, призванные приучить гимнаста к вращательным движениям, как средства тренировки вестибулярного аппарата они слишком незначительны по сравнению с другими средствами, более сложными, но доступными на этом этапе и в то же время тесно связанными с перспективой технического совершенствования (акробатические прыжки, прыжки на батуте, вращения в ренском колесе и лопингах, другие обороты на гимнастических снарядах).
Исходя из представлений о перспективе совершенствования гимнаста, следует признать, что на этом этапе целесообразнее изучить обороты назад в упоре сзади, вперед в упоре сзади, назад в упоре вне, назад в стойку из упора стоя ноги врозь, оборотом вперед из упора сзади соскок, большие обороты вперед и назад.
В современной гимнастике в упражнениях на коне преобладают круговые движения — круги, входы и выходы, переходы, круги на теле коня, ручке. Однако маховые движения (перемахи, одноножные круги, прямые и обратные скрещения) составляют неотъемлемую часть комбинаций. В начальной гимнастике махи на коне составляют основу комбинаций.
Овладение махами приучает гимнаста правильно держаться в упоре и перемещаться на большой амплитуде в непривычной, неудобной для движений в упоре фронтальной плоскости. Если гимнаст не научился правильно держать руки, ноги, туловище и не понял ритма маховых движений, не научился широким движениям во время махов, — он не сможет овладеть и более сложными круговыми движениями, требующими более тонкой координации действия в пространстве, времени и по усилиям.
Особенно важно в упражнениях на коне правильное исполнение упора. Прогибание тела, поднятая голова, опора о коня бедрами — грубые ошибки. Ошибками являются также сильное сгибание и очень высокий подъем туловища. При правильном выполнении упора гимнаст держится на прямых руках, без провисания в плечах, спина (лопатки) приподнята, плечи наклонены вперед и находятся над кистями, несколько спереди; ноги выпрямлены и слегка касаются тела коня. Положение рук, плеч и спины примерно одинаково во всех упражнениях на коне.
АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ
Акробатические упражнения исключительно валены для гимнастов. Важность определяется не только наличием их в составе вольных упражнений, а и большим сходством с двигательными действиями на снарядах, эффективностью как средств развития двигательных качеств, способностей к тонкой дифференцировке пространства и времени и функционального совершенствования. Поэтому акробатические упражнения рассматривают как унифицированное средство специальной подготовки гимнаста.
Акробатические упражнения многообразны и различны по сложности: одни сложны самой структурой упражнения (как, например, пируэт), другие — воспринимаемостью переворачивания через голову, не видя опоры в первой части упражнения (например, во «фляке»).
Поэтому часто простейшие по структуре упражнения — фляки, темповые повороты и даже кувырки — гимнасты осваивают дольше, чем впоследствии пируэт. Это естественно, поскольку этими упражнениями они овладевают в то время, когда достаточного двигательного опыта и двигательных навыков, на которые можно было бы опереться в обучении, у них нет.
В связи с этим первостепенное значение приобретает система различных подводящих упражнений и метод расчлененного обучения, с акцентированием внимания исполнителя на важнейших моментах.
Упражнения типа перекатов, кувырков, кувырков с прыжка, различных стоек (на лопатках, на голове и руках) нужны гимнасту. Они вырабатывают навыки владения своим телом (или определенными частями, когда применяются специально с этой целью) и являются прочной основой самострахования. Однако обучение этим упражнениям все же следует рассматривать как составную часть обучения более сложным акробатическим элементам. Например, можно последовательно изучить все кувырки: вперед, вперед с прыжка, с разбега, прыжок лётом в кувырок, затем кувырок назад, кувырок, назад прогнувшись и др. Но можно сделать обучение им составной частью обучения элементам типа сальто. Тогда на отдельном этапе нужно будет изучать не все типы кувырков, а лишь те, которые непосредственно связаны с овладением определенным элементом.
Немаловажное значение в обучении приобретает техническая оснащенность тренировки. Широко распространены батуты, ямы с поролоновым наполнителем, поролоновые маты, обеспечивающие безопасность обучения. Совершенствуется и методика обучения акробатическим упражнениям, включающая в себя применение тренажеров.
Наиболее полно и подробно техника акробатических упражнений и методика обучения им описаны в соответствующей литературе. Мы остановимся на некоторых нюансах методики обучения упражнениям, которые составляют основу акробатической подготовки гимнастов.
ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ
Это специфический вид гимнастического многоборья. Весь прыжок, протекающий в считанные доли секунды, требует от гимнаста высокой степени развития скоростно-силовых качеств, тонкого чувства ориентировки в пространстве и времени, совершенной координации двигательных действий, большой концентрации внимания. Такие требования являются целью, стимулирующей и направляющей подготовку гимнаста.
Каковы же конкретные особенности перечисленных выше требований с точки зрения готовности гимнаста к выполнению опорных прыжков? Как добиваться соответствия развития качеств и умений требованиям основ техники опорных прыжков?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, иметь четкое представление о структурах опорных прыжков и об оптимальных вариантах техники их исполнения.
На современном этапе развития гимнастики наиболее, распространены и больше всего доступны прыжки прямые (без вращений и переворотом), выполняемые толчком о дальнюю часть коня. Эти прыжки, если рассматривать их как двигательные навыки, оказываются основными в плане перспективного совершенствования гимнаста. Овладение ими обеспечивает возможность перехода к изучению более сложных прыжков с вращениями и поворотами и другими действиями типа сгибаний—разгибаний. Поэтому для анализа основ техники опорных прыжков разберем именно такие их структуры.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 910.