Не рискуют, но пьют шампанское.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Крупное предприятие чаще всего концентрируется не на одном конкретном товаре или услуге, а диверсифицирует производство по мере развития и роста. Это дает защиту от риска перемен покупательских настроений: если снизится спрос на один товар, то останется прежним, а возможно и возрастет, спрос на другой.

Увеличивая и наращивая производство, фирма однажды может столкнуться с обратной стороной медали: когда предприятие переходит черту и оказывается в зоне отрицательного эффекта масштаба.

Отрицательный эффект масштаба:

Сложность в управлении.

Управлять крупным предприятием очень сложно, это требует больших издержек. К тому же появляется дублирование отделов, иерархичность. Контроль многочисленных звеньев ослабевает (особенно наиболее маленьких). Специализация может уже вредить и замедлять процессы.

2) Рост бюрократизма.

Отдаленность руководителей от рабочих.

Неповоротливость.

Низшие отделы не будут успевать реагировать на распоряжения «сверху», любая перестройка будет замедленной. А при рыночной экономике гибкость – залог успеха. К тому же изменения в основном производстве могут негативно сказываться на производствах сопутствующих товаров.

 

Размер фирмы определяется формой кривых средних издержек в длительный период. Выделяют три типа отраслей, отличия которых представлены на рисунке 7:

а) на этом рынке могут работать только небольшие фирмы, т.к. положительный эффект от масштаба возможен только при небольших объемах производства.

б) на этом рынке могут работать и крупные, и небольшие фирмы, т.к. эффект масштаба постоянен при разных объемах производства.

 

 

в) на этом рынке могут работать только крупные фирмы, т.к. наименьшие издержки достигаются только при больших объемах производства.

 

 

Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией (Е.м.).

 

Естественная монополия

 

Примеров чистой монополии, когда на рынке действительно только один хозяйствующий субъект, существует крайне мало. Это одно из идеальных понятий. К полной монополии все стремятся, но достигнуть ее не могут или же достигают только на краткий период.

Из этого правила существует только одно исключение: естественные монополии.

В случае Е.м. эффект масштаба позволяет одному монополисту обслуживать весь рынок имея издержки ниже, чем при наличии двух или более конкурирующих хозяйствующих субъектов на данном рынке (рисунок 7в). Такой монополист использует ресурсы наиболее эффективно, т.к. он является крупным предприятием (раз обеспечивает весь рынок), а значит и обладает высокой технической оснащенностью и большой мощностью; последние факторы ведут к повышению производительности труда и снижению издержек на единицу продукции (МС). Благодаря наименьшей из возможных себестоимости производства данного товара, Е.м. является желаемым явлением для общества. В противном случае вмешивается государство с целью регуляции деятельности монополиста.

К Е.м фактически приводит наличие у хозяйствующего субъекта уникального имущества (энергосистемы, трубопроводный и ж.-д. транспорт, уникальные природные ресурсы, почта), то есть необходимого для отраслей, где долгосрочные средние издержки (LRAC) минимальны только в том случае, если рынок обслуживает один производитель.

Есть простой тест на естественность монополии - боится ли она конкуренции. Настоящая естественная монополия знает, что "размер имеет значение": если конкуренты и войдут на рынок, им не удастся отобрать большую долю. Типичный пример - железные дороги в Швеции. В этой стране было проведено классическое вертикальное разделение на инфраструктуру и железнодорожные перевозки, после чего разрешена свободная конкуренция на рынке перевозок. За 10 лет новым компаниям удалось отвоевать у монополии всего лишь около 10% рынка. Эффект масштаба защищает монополию лучше всяких ограничений на вход[22].

Если же монополия понимает уязвимость своей рыночной позиции, то она предпочитает, ссылаясь на упомянутую в федеральном законе «О естественных монополиях» эффективность в отсутствие конкуренции, требовать защиты от конкурентов. Например, российское правительство всячески выступает против попыток строительства частных нефтепроводов и частных сетей передачи электроэнергии. Добиваясь введения административных ограничений, монополии признают, что их "естественность" связана не с технологическим эффектом от масштаба, а с превосходством в лоббировании.

Вследствие изменений в технологии производства и в структуре экономики то, что вчера было естественной монополий, сегодня ею уже не является, и наоборот. Для правильного определения естественной монополии необходимо всего лишь прочитать статью 3 закона "О естественных монополиях" и, как в других странах, использовать экономический анализ, а не полагаться на общепринятые стереотипы, которыми так ловко пользуются некоторые группы интересов.[23]

Монополии имеют естественные преимущества на тех рынках, где важно действие всей отрасли как единого механизма. Таким образом, с одной стороны, — естественные монополии неустранимы. С другой стороны, — в отличие от прочих виолентов они не имеют стимулов к самоограничению монополистических злоупотреблений, так как клиент не может уйти от них к конкурентам. Следствием этого становятся завышение цен, неэкономное отношение к затратам, безразличие к потребностям клиентов, искусственное занижение объема производства и полный набор других последствий монополизма, сопровождающийся к тому же получением сверхвысоких монополистических прибылей[24].

Это одно из классических "фиаско рынка", то есть противоречий, с которыми сам рынок без вмешательства государства справиться не может. По этой причине во всех странах естественные монополии либо являются государственными компаниями, либо находятся под жестким государственным контролем[25].

 

Заключение

 

Для развития экономики необходимо регулирование деятельности Е.м., но именно регулирование, а не дробление. Е.м. Могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот.

Если предприятие смогло стать монополистом в своей области, то это говорит о его силе и о грамотном управлении. По всему миру идет специализация. Целые страны становятся монополистами. «Делай то, что умеешь делать лучше всего». А в нашем случае и дешевле всего.

Приоритетной задачей правительства должно стать регулирование уже существующих Е.м. К сожалению, сейчас деятельность многих монополий вредит развитию малого бизнеса (сырьевые монополии). Деятельность именно таких монополий наиболее важна для регионов.

Антимонопольные органы пока еще только совершенствуются, и это сказывается на монополиях всех типов: с каждым годом все лучше для общества.

Основной проблемой в «большом» бизнесе скорее является именно коррупция, но это уже совсем другая тема.

Развитие и становление монополий под чутким руководством ФАС и прочих организаций способно оздоровить экономику региона, а значит, и улучшить благосостояние жителей. Кстати, именно монополии дают большое количество рабочих мест, так пусть они заботятся о своих рабочих и их семьях.

Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее процветание как монопольных субъектов, так и граждан страны. Опыт западных стран нам тоже может помочь, хотя нельзя забывать, что «у России есть свой особенный путь развития». И она обязательно, как показывает история, пойдет по нему.

Итак, поставленные в работе задачи выполнены, а цели достигнуты. Естественные монополии и механизм их регулирования представлен .    

 

Список литературы

Агапова И.И. История экономической мысли: Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ».

1. Булатов А.С. Экономика. – 1995

2. Вильсон Дж., Цапелик В. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики. – 1995. - №11

3. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2000. №1. С. 137

4. Грязнова и А.Ю. Юданова Микроэкономика: Теория и практика: Учебник//. –М., 1999 г

5. Иванов И.Д. Современные монополии и конкуренция. - М.: Мысль, 1990

 

 


 

 

 

 

[5] Предельный доход (Marginal revenue) - это величина изменения дохода, полученная в результате продажи дополнительной единицы блага. MR= dTR/dQ, где TR-общая выручка, Q –порядковый номер дополнительной ед. блага

[6] Предельные затраты (Marginal cost) - изменение общих затрат при производстве дополнительной единицы продукции. MC(Q)=dTC(Q) / dQ

[7] Общие затраты ( Total cost) — все затраты, которые несет производитель в процессе производства блага. В экономической теории общие затраты равны экономическим затратам производителя.

[8] Общая прибыль (Total profit, π, Pr) — разница между общей выручкой и общими затратами фирмы. π = TR(Q) – TC(Q) = (P – ATC) * Q

[9] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов.- 2-е изд., изм. – М.: норма, 2004.- 676 с. Стр.:228

[10] Средняя прибыль (average profit, Aπ, APr) — общая прибыль на единицу проданного блага. Aπ =π/Q =TR(Q) / Q– TC(Q)/ Q = P – ATC

[11] Иванов И.Д.Современные монополии и конкуренция. - М.: Мысль, 1990, с. 94

[12] Средние общие затраты (average total cost, ATC, AC) — общие затраты фирмы в расчете на единицу произведенной продукции

[13] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов.- 2-е изд., изм. – М.: норма, 2004.- 676 с. Стр.:230

[14] Переменные затраты (общие переменные затраты, variable cost, VC(Q), total variable fixed cost, TVC(Q)) — часть общих затрат фирмы, величина которых находится в прямой зависимости от объема производимой продукции

[15] Постоянные затраты (общие постоянные затраты, fixed cost, FC, total fixed cost, TFC) — часть общих затрат фирмы, которая не зависит от объема производимой продукции

[16] Средние переменные затраты (average variable cost, AVC) — переменные затраты в расчете на единицу произведенной продукции. AVC=VC/Q

[17] Авторское и патентное право: словарь терминов [http://www.informexpress.ru/patent/dictionary.asp]

[18] Там же

[19] Там же

[20] Сайт: История России [http://www.history.ru/]

[21] (эффект масштаба) (returns to scale, economies of scale) — степень изменения объема выпускаемой продукции при изменении объема используемых факторов производства

[22] Газета «Ведомости» , 12 мая [http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_263237.html]

[23] Газета «Ведомости», 12 мая [http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_263237.html]

 

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.