государственная проверка средств измерений;
осуществление работ по стандартизации и патентизации на национальном уровне.
10. Национальное агентство по геодезии, картографии и кадастру:
проведение работ по картографии;
геодезические, астрономо-геодезические работы, математическая обработка геодезических измерений государственной геодезической сети;
гравиметрические работы;
топографические работы масштабного ряда от 1:2000 и мельче;
картографические работы в графическом и цифровом виде масштаба 1:10000 и мельче;
кадастровые работы (топографо-геодезическая и картографическая основа, банки данных, содержащие топографо-геодезическую и картографическую информацию) на территории республики.
Главное управление по государственным резервам при Правительстве Республики Молдова:
создание государственных резервов.
Департамент охраны окружающей среды:
проведение работ по гидрометеорологии;
разработка проектов и определение норм предельно допустимых концентраций сбросов и размещения отходов;
разработка и определение норм предельно допустимых выбросов вредных веществ и инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха;
осуществление исследований по оценке воздействия на окружающую среду.
13. Государственное предприятие Молдавская гидрогеологическая экспедиция «EHGeoM»:
выполнение работ в области геологического изучения.
Приложение N 3
к Постановлению Правительства
Республики Молдова N 582
от 17 августа 1995 г.
ПЕРЕЧЕНЬ
Естественных монополий и органов публичного управления,
Уполномоченных их регламентировать
Министерство транспорта и связи
магистральные железные дороги с полосами отвода, путевыми устройствами, искусственными сооружениями и службами их эксплуатации;
станции и раздельные пункты для технологической обработки и пропуска железнодорожного подвижного состава;
пассажирские вокзалы;
автомобильные дороги, построенные за счет республиканского и местных бюджетов с полосами отвода, искусственными сооружениями и службами их содержания и эксплуатации;
естественные и искусственные водные пути с системами навигации и обеспечения судоходной обстановки;
речные порты, портовые сооружения, пристани и причалы общего пользования на естественных и искусственных водных путях со службами их содержания и эксплуатации;
предприятия всех видов общественного транспорта, за исключением такси.
магистральные сети связи;
сети телевидения и радиовещания для трансляции государственных программ;
сети проводного радиовещания общего пользования;
сети международной телефонной связи;
сеть по распространению периодической печати.
Глава2.Понятие естественной монополии.
Монополия
Фирма обладает монополией, если она – единственный поставщик продукта, не имеющий близких субститутов. Основная причина возникновения монополии-барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом.
Барьеры на входе, в свою очередь, возникают в следующих случаях:
· Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.
· Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме.
· Издержки производства таковы, что максимальная эффективность выпуска возможна при наличии на рынке единственного производителя [2].
В реальной жизни примеров чистой монополии немного, так как деятельность лишь немногих фирм может удовлетворять следующим условиям:
1) Монополист – единственный производитель данного товара или услуги на данном рынке. Т.о. объем выпуска продукции на рынке – объем выпуска монополиста.
Хотя по классификации Антимонопольного Комитета, монополия – это компания с долей рынка более 25%. Оптимальной для монополиста считается доля в 60%, так как она позволяет ему не снижать производства даже в условиях спада или кризиса.
2) Продукция монополиста не имеет близких субститутов. Это означает, что у потребителя нет альтернатив: либо он покупает товар или услугу монополиста, либо обходится без этого товара или услуги.
Но не всегда просто отделить заменяемые товары от «уникальных». Рассмотрим рынок телефонной связи: является ли мобильная связь отдельным рынком или же это часть рынка телекоммуникационных услуг? Несколько лет назад ответ на вопрос, являются ли услуги мобильной и стационарной связи взаимозаменителями, был очевиден - нет, так как мобильная связь была предметом роскоши. Но теперь, когда тарифы на фиксированную связь стали повременными, а мобильная связь стала доступной; ввод новых стационарных номеров происходит крайне медленно, а сотовый приобретается за считанные минуты; (не говоря уже об превалирующем удобстве сотовой связи); количества пользователей мобильной и фиксированной связей примерно равны.
3) В зависимости от типа предлагаемых продукта или услуги монополист может и не заниматься деятельностью по стимулированию сбыта. Так, например, производитель товаров роскоши может проводить рекламную компанию с целью привлечения покупателей, возможно, кто-то отдаст предпочтение этому товару, взамен другого. А вот службам, оказывающим такие услуги и товары, как водопровод (воду), электричество, газопровод (газ), телефонная связь и их обслуживание, нет смысла тратиться на рекламу. Так как это товары первой необходимости, и потребитель в любом случае будет их приобретать.
Подобным предприятиям выгодно «напоминать о себе» при помощи рекламы в случае, если это акционерное общество. Таким образом, организация показывает свою силу, демонстрирует стабильность и уверенность в завтрашнем дне .
4) На входе в рынок существуют высокие барьеры, которые удерживают других предпринимателей от вступления в эту отрасль. Само существование монополии - это следствие существования барьеров для вступления в отрасль. «Блокировка входа» может быть вызвана экономическими, юридическими, природными или техническими аспектами.
5) Цена товара на рынке – цена, установленная монополистом.
Т.о. монополист имеет большое влияние на цену на рынке, но не безграничную, т.к. его ограничивает рыночный спрос. Монополист выпускает, а значит и контролирует рыночный объем предложения. Имея классическую (убывающую) кривую спроса, хоз. субъект может влиять на изменение цены путем изменения объема выпуска.
Можно сказать, что монополистический рынок - это рынок продавца. Прибыли фирмы-производителя в данном случае велики за счет объема производства, за счет высоких цен (фактически в данных условиях покупателю всегда приходиться принимать цену, которая значительно выше себестоимости).
Рассмотрим механизм принятия решений монополиста о цене, об объемах производства и т.д. на примере фирмы-монополиста «Альфа». Эта фирма действует рационально, т.е. стремится к максимизации прибыли.
Рассчитаем оптимальный объём выпуска (Qm*), т.е. тот объем, при котором фирма получит максимальную прибыль.
Попутно отметим особенности монополии.
Первая: рынок = монополист, т.к. в данном случае рынок и фирма - синонимы, то график спроса монополиста (dm) имеет отрицательный наклон. То есть подчиняется закону спроса (Law of demand). Иными словами: чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы приобрести покупатели (тем выше спрос на товар).
Вторая: монополист – ценопроизводитель. Увеличение спроса на продукцию монополиста может повести за собой как увеличение выпуска, так и цены на его товар (второе более вероятно). Для монополиста определяющим фактором является изменение эластичности при изменении спроса. Изменение кривой спроса влечет за собой изменение кривой предельного дохода, а уже эта кривая напрямую связана с эластичностью спроса по цене. В итоге изменения и сдвиги кривой MR влияют на политику монополиста.
Третья: низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги естественной монополии находится в слабой зависимости от изменения цены, потому что товаров-заменителей у него нет. Особенно слаба эта зависимость для товаров первой необходимости.
Для понимания ценовой стратегии монополиста обратим внимание на взаимосвязь эластичности спроса по цене (Ed[3]) и выручки (TR[4]). (см. табл. и рис. 1)
Таблица 1 (отображает взаимосвязь между предельным доходом, эластичностью спроса по цене и общим доходом.)
Ed | MR | Воздействие снижения Р на TR |
Неэластичный | - | сокращается |
Единичный | const | const |
Эластичный | + | увеличивается |
Рисунок 1. Взаимосвязь Ed, MR и TR
Таким образом, монополисту выгодно иметь неэластичный спрос, ведь чем ниже эластичность тем больше у него возможностей для повышения цены.
Формула нахождения цены, при заданной эластичности:
Pm*=
Формула эластичности:
Для измерения величины реакции спроса на изменение цены удобнее использовать абсолютную величину эластичности:
η = |Εp[D]|
Спрос называют неэластичным, если 0<η<1, и эластичным, если η>1. Посмотрим, с какими реальными обстоятельствами связана эластичность спроса по цене.
Таблица 2 (отображает реакцию покупателей на изменение цен при разных уровнях эластичности)
η |
Характер спроса
Поведение покупателей
Цена монополиста (Pm*) превышает предельный доход (MR[5]).
(Pm*>MR
) Как показано на рисунках 1а и 1б, кривая MR пересекает ось Q в точке, в которой TR достигает своего максимума. Так же из рисунка видно, что: в случаях, когда MR>0, TR может быть увеличен за счёт роста объёма продаж(Q); а в случаях, когда MR<0, TR может быть увеличен за счёт снижения объёма продаж(Q).
Т.е.: TR=max при MR=0.
На рисунке 2 показаны, уже знакомые по рисунку 1а, кривая спроса по цене D и кривая предельного дохода MR. На рисунке изображена также кривая предельных издержек фирмы (MC[6]).
Когда монополист увеличивает Q = i на одну ед., TR изменяется на величину MR полученную от производства Qi+1. Когда монополист увеличивает Q = i на одну ед., TC[7] изменяется на величину MC полученную от производства Qi+1.
Таким образом, если MR>MC, то TR возрастает в большей степени, чем TC, и соответственно, прибыль(Pr)[8] увеличивается. Но если Qi+1-ая единица продукции увеличивает TC на большую величину, чем MR, то выпуск(Q) следует сократить. Итак, если фирма вообще что-либо производит, то она максимизирует свою прибыль, производя такой Qm>0, при котором MC=MR.
В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены происходит несколько иначе:
В точке Е, точке равновесия, достигается равновесный объем производства Qe и равновесная цена Pe. Площадь 0BEQe соответствует величине издержек производителей, PeВЕ – составляет прибыль производителей всего рынка. Равновесие при совершенной конкуренции устанавливается тогда, когда Pe оказывается равной придельным издержкам (МС).
В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж[9].
Обратимся теперь к рисунку 4. Этот рисунок совмещает в себе уже рассмотренные рисунки 2 и 3.
На этом рисунке четко видно, что Pm>Pe и Qm<Qe.
Это следует из того, что при монополии Pm>MC, а Qm находится из условия MC=MR.
Два стереотипа о монополиях:
1. Обычно считают, что монопольные цены - самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации Pr, а не прибыли на единицу продукции.[10]
Под монопольной прибылью понимается вся прибыль, присваиваемая монополиями и входящая в цены продаваемых ими товаров. Монопольная прибыль отличается от средней прибыли по следующим направлениям:
· по получателям. Среднюю прибыль получает любой предприниматель, который осуществляет производство и сбыт продукции в общественно нормальных условиях производства. Монопольную прибыль присваивают только участники монополистических союзов;
· по величине. Монопольная прибыль превышает среднюю прибыль. Она намного больше прибыли немонополизированных предприятий. Монополии присваивают все возрастающие прибыли;
· по источникам. Единственным источником средней прибыли служит прибавочная стоимость. Монопольная прибыль также имеет своим источником прежде всего прибавочную стоимость. Однако монопольная прибыль черпается не только из прибавочной стоимости, но и из стоимости, создаваемой трудом других социальных групп населения[11].
2. Существует еще один стереотип, будто монополист всегда стремится ограничить выпуск продукции. Но это не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных - понижающий и повышающий. Понижающий так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т.д.) С другой стороны действует и тенденция к их повышению, связанная с их разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблениям стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х. Лейбенстайн обозначил как
Х-эффективность. Согласно Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек (ATC[12]). Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность. В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся MC и ATC, в нашем случае до минимума АТС (точка А). Если реальные издержки превышают min ATC на величину АВ, то при производстве Qc возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qc до Qm, а Х-неэффективность (отрезок СD) заметно увеличивается[13].
Дата: 2019-12-10, просмотров: 251.