Нормами КоАП РФ предусмотрены три формы осуществления производства по делам об административных правонарушениях: общий порядок (составление протокола об административном правонарушении и передача его на рассмотрение), специальный порядок (включает стадию административного расследования обстоятельств дела), а также упрощенный порядок (предусматривает назначение наказания на месте совершения правонарушения без составления протокола об административном правонарушении).
Решение о применении того или иного порядка производства принимается при обнаружении административного правонарушения лицом, уполномоченным возбуждать административные дела (составлять протокол об административном правонарушении). В зависимости от этого решения дело возбуждается путем составления процессуального документа соответствующей формы (протокола об административном правонарушении, определения о проведении административного расследования, постановления-квитанции либо постановления предупреждения).
При применении общего порядка производства протокол об административном правонарушении составляется немедленно либо в течение двух суток с момента выявления нарушения. Данный документ по сути является обвинительным актом в совершении правонарушения, в нем содержатся (указываются) все доказательства факта нарушения и вины конкретного лица. После составления протокол об административном правонарушении и все имеющиеся материалы дела в течение суток направляются на рассмотрение уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении к ответственности.
В случае выявления правонарушений, когда для составления протокола и в целях установления обстоятельств дела необходимо совершение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, применяется так называемый специальный порядок производства с назначением административного расследования. По закону оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения в течение месяца с момента возбуждения дела с возможностью продления данного срока. По делам о нарушениях таможенных правил срок административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа в общей сложности до шести месяцев (по остальным делам максимальный срок расследования составляет два месяца). В процессе расследования применяются такие процессуальные действия, как изъятие, арест товаров, может проводиться экспертиза и др. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении (который потом направляется на рассмотрение в общем порядке) либо выносится постановление о прекращении дела.
Согласно требованиям статей 28.6, 32.3 КоАП РФ[25] упрощенная форма производства по делам об административных правонарушениях заключается в назначении наказания (только предупреждения или штрафа), а также исполнении решения о назначении этого наказания на месте совершения правонарушения и немедленно после его выявления при соблюдении определенных условий. Такой порядок применим только в случае выявления правонарушений, не представляющих большой степени общественной опасности, когда вина лица, привлекаемого к ответственности, очевидна и оно не отрицает ее и (в случае назначения штрафа) готово добровольно уплатить штраф. Такой порядок нацелен на обеспечение оперативности производства по делам определенной категории и позволяет принять решение по делу лицу, выявившему правонарушение, не задействуя общего достаточного сложного и длительного механизма привлечения к ответственности с передачей дела на рассмотрение специально уполномоченному на то органу (должностному лицу).
Вместе с тем, в настоящее время должностные лица таможенных органов вправе осуществлять административное производство в упрощенной форме лишь путем вынесения постановлений-предупреждений по отдельным нарушениям, санкциями которых предусмотрено наказание в виде предупреждения (взыскание штрафов по постановлениям-квитанциям не применяется). К таким нарушениям относятся деяния, предусмотренные статьей 16.5 КоАП РФ (нарушение режима зоны таможенного контроля) и частью 3 статьи 16.23 КоАП РФ (несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела).[26]
Дата: 2019-12-10, просмотров: 210.