Юридический аспект оснований для возбуждения уголовного дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Относительно указанного понятия в литературе сложилось две основные точки зрения:

1) под признаками преступления необходимо понимать признаки, вытекающие из определения его понятия, закрепленного в ст. 14 УК РФ - преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Таким образом, можно вести речь об установлении следователем, дознавателем двух признаков деяния:   а) общественной опасности; б) противоправности. Общественная опасность связана с вредоносностью деяния, т.е. способностью причинить вред интересам личности, общества, государства. Противоправность относится к формальным критериям, предполагающим установление факта закрепления деяния в качестве уголовно наказуемого[4];

2) категории «признаки преступления» и «признаки (элементы) состава преступления» следует рассматривать как тождественные. Согласно данной точки зрения следователь, дознаватель должны подходить к решению вопроса дифференцировано[5] и установить в деянии все либо некоторые признаки состава преступления - объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. На наш взгляд, при определении наличия либо отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела необходимо устанавливать лишь те признаки состава преступления, которые имеют значение для первоначальной квалификации. При этом объект и объективная сторона устанавливаются всегда, поскольку без них вообще невозможно принять определенное решение, субъект и субъективная сторона - лишь в необходимых случаях. Например, при возбуждении уголовного дела в ситуации, когда его субъект предполагается специальным (должностное лицо, военнослужащий и др.), в отдельных случаях нужно определять и субъективную сторону, в частности, при возбуждении уголовных дел относительно деяний, совершенных по неосторожности.

Фактический аспект оснований для возбуждения уголовного дела

Категория «достаточности данных» также является неоднозначной в юридической литературе. Абсолютное большинство исследователей выделяют в рамках ее восприятия два момента: 1) количественная характеристика - объем имеющихся знаний о признаках преступления у следователя, дознавателя, 2) качественная характеристика - уровень знаний, определяемый степенью вероятности выводов о наличии уголовно наказуемого деяния[6]. Согласно принципа свободы оценки доказательств указанные показатели знаний формируются по внутреннему убеждению следователя, дознавателя с учетом совокупности всей имеющейся информации.

 

Рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении

Действующее уголовно-процессуальное законодательство достаточно скупо регламентирует вопросы рассмотрения поступившей информации о преступлении. В этой связи в ряде правоохранительных органов приняты ведомственные нормативные документы, детализирующие данную процедуру. В частности в ОВД действует Инструкция, устанавливающая порядок приема, регистрации и разрешения поступившей информации о преступлении. Процедуры приема, т.е. получения должностным лицом сведений о преступлении, а также регистрации - присвоения сообщению порядкового номера и фиксация кратких сведений о нем, не являются процессуальными, а носят организационный характер. Разрешение же поступившей информации является уголовно-процессуальным институтом, охватываемым в теории уголовного судопроизводства понятием рассмотрения или предварительной процессуальной проверки сообщения о преступлении, проводимой в соответствие со ст. 144 УПК РФ.

Юридическая характеристика рассмотрения сообщений о

Преступлении

1. Цель проведения проверки - установление достаточности данных, свидетельствующих о наличии в деянии признаков преступления, т.е. определение оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

2. Основание проведения проверки - наличие установленного процессуальным законодательством повода к возбуждению уголовного дела (заявления о преступлении, явки с повинной). После приема и регистрации поступившей информации заявителю должен быть выдан документ, подтверждающий факт принятия сообщения о преступлении, в котором указываются: 1) данные о лице, принявшем заявление; 2) дата и время принятия заявления. Согласно Инструкции в качестве такого документа выступает талон-уведомление, состоящий из двух частей: 1) талона-корешка, остающегося в ОВД; 2) самого талона-уведомления, выдаваемого заявителю. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд, в порядке, предусмотренном ст.ст. 124,      125 УПК РФ. В юридической литературе справедливо отмечается необходимость отражения данного факта в талоне-уведомлении[7].

3. Субъекты проведения проверки - компетентные органы и должностные лица, имеющие согласно процессуального законодательства право рассматривать сообщения о преступлении. В таком качестве выступают: 1) орган дознания (в лице уполномоченных должностных лиц); 2) дознаватель;    3) следователь; 4) руководитель следственного органа.

4. Способы проведения проверки - 1) производство в случаях, не терпящих отлагательства, таких следственных действий как: а) осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ); б) освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК РФ); в) осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК РФ); 2) проведение документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, в том числе с привлечением специалистов; 3) направление требований, поручений, запросов в различные организации (например, о предоставлении какой-либо информации); 4) проведение согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ проверки следователем по поручению руководителя следственного органа, органом дознания по поручению прокурора по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. По требованию прокурора, следователя, органа дознания редакция (главный редактор) средства массовой информации должны передать документы, материалы, а также сведения о лице их предоставившем, кроме случаев, когда данное лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ст. 41 федерального закона «О средствах массовой информации»); 5) отобрание объяснений у должностных лиц и граждан. В настоящее время данный способ в отличие от УПК РСФСР 1960 г. утратил свое процессуальное значение, однако, до сих пор применяется в практической деятельности правоохранительных органов.

5. Сроки проведения проверки - 1) в течение 3-х суток со дня поступления сообщения; 2) срок проверки может быть продлен до 10-ти суток по ходатайству следователя - руководителем следственного органа, а ходатайству дознавателя - начальником органа дознания; 3) срок проверки может быть продлен до 30-ти суток при необходимости проведения документальных проверок и ревизий, исследований документов, предметов, трупов по ходатайству следователя - руководителем следственного органа, а ходатайству дознавателя - прокурором (с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления).

6. Решения, принимаемые по результатам проверки (ст. 145 УПК РФ): 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в мировой суд. В последнем случае должностные лица, проводившие проверку, обязаны принять меры по сохранению следов преступления. О принятом по результатам проверки решении сообщается заявителю, а также разъясняется его право обжалования данного решения.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 170.