Тема 9. Уголовное преследование. Возбуждение уголовного дела
Понятие и виды уголовного преследования.
Понятие, сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела.
Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении.
Порядок возбуждения уголовного дела.
Отказ в возбуждении уголовного дела: понятие, основания, процессуальный порядок.
Понятие и виды уголовного преследования
Категория «уголовное преследование» в настоящее время не относится к числу спорных юридических терминов, поскольку получила свое легальное закрепление в действующем законодательстве (п. 55 ст. 5 УПК РФ).
Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Вместе с тем ряд авторов, не соглашаясь с предложенной УПК РФ трактовкой данного понятия, предлагают собственные варианты видения проблемы (например, восприятие уголовного преследования как совокупности правовых норм, т.е. уголовно-процессуального института)[1], что, на наш взгляд, не является достаточно целесообразным и рациональным.
Характерные черты уголовного преследования
1) является видом процессуальной деятельности, т.е. носит не произвольный, а строго регламентированный уголовно-процессуальным законом характер;
2) осуществляется исключительно участниками уголовного процесса со стороны обвинения. К ним закон относит: а) прокурора; б) следователя, руководителя следственного органа; в) орган дознания, дознавателя; г) потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, их законных представителей и представителей;
3) осуществляется только в отношении подозреваемого (ст. 46 УПК РФ) и обвиняемого (ст. 47 УПК РФ), т.е. началом осуществления уголовного преследования следует считать момент, с которого лицо приобретает статус подозреваемого (например, задержание) либо обвиняемого (например, вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого);
4) служит достижению целей изобличения данных субъектов в совершении преступного деяния. Для должностных лиц, ведущих производство по делу, УПК РФ предусмотрел достаточно широкий круг полномочий, связанный с изобличением подозреваемого, обвиняемого - а) выдвижение подозрения, обвинения; б) собирание доказательств; в) уведомление о подозрении; г) предъявление обвинения и др.; что же касается других участников, то их роль в уголовном преследовании, как правило, сводится - а) к даче показаний; б) предоставлению доказательств; в) поддержанию обвинения и др.
Виды уголовного преследования
В зависимости от характера и тяжести преступления действующее законодательство выделяет три вида уголовного преследования:
1) уголовное преследование по делам частного обвинения;
2) уголовное преследование по делам частно-публичного обвинения;
3) уголовное преследование по делам публичного обвинения.
Юридическая характеристика уголовных дел публичного обвинения
1) составы преступлений, не относящиеся к категориям дел частного и частно-публичного обвинения, являются делами публичного обвинения;
2) данные уголовные дела возбуждаются вне зависимости от волеизъявления потерпевшего, его законного представителя;
3) возбуждение уголовных дел такой категории в случае обнаружения признаков преступления является обязанностью специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц - органов дознания, следователя, дознавателя.
Юридическая характеристика рассмотрения сообщений о
Преступлении
1. Цель проведения проверки - установление достаточности данных, свидетельствующих о наличии в деянии признаков преступления, т.е. определение оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
2. Основание проведения проверки - наличие установленного процессуальным законодательством повода к возбуждению уголовного дела (заявления о преступлении, явки с повинной). После приема и регистрации поступившей информации заявителю должен быть выдан документ, подтверждающий факт принятия сообщения о преступлении, в котором указываются: 1) данные о лице, принявшем заявление; 2) дата и время принятия заявления. Согласно Инструкции в качестве такого документа выступает талон-уведомление, состоящий из двух частей: 1) талона-корешка, остающегося в ОВД; 2) самого талона-уведомления, выдаваемого заявителю. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд, в порядке, предусмотренном ст.ст. 124, 125 УПК РФ. В юридической литературе справедливо отмечается необходимость отражения данного факта в талоне-уведомлении[7].
3. Субъекты проведения проверки - компетентные органы и должностные лица, имеющие согласно процессуального законодательства право рассматривать сообщения о преступлении. В таком качестве выступают: 1) орган дознания (в лице уполномоченных должностных лиц); 2) дознаватель; 3) следователь; 4) руководитель следственного органа.
4. Способы проведения проверки - 1) производство в случаях, не терпящих отлагательства, таких следственных действий как: а) осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ); б) освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК РФ); в) осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК РФ); 2) проведение документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, в том числе с привлечением специалистов; 3) направление требований, поручений, запросов в различные организации (например, о предоставлении какой-либо информации); 4) проведение согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ проверки следователем по поручению руководителя следственного органа, органом дознания по поручению прокурора по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. По требованию прокурора, следователя, органа дознания редакция (главный редактор) средства массовой информации должны передать документы, материалы, а также сведения о лице их предоставившем, кроме случаев, когда данное лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ст. 41 федерального закона «О средствах массовой информации»); 5) отобрание объяснений у должностных лиц и граждан. В настоящее время данный способ в отличие от УПК РСФСР 1960 г. утратил свое процессуальное значение, однако, до сих пор применяется в практической деятельности правоохранительных органов.
5. Сроки проведения проверки - 1) в течение 3-х суток со дня поступления сообщения; 2) срок проверки может быть продлен до 10-ти суток по ходатайству следователя - руководителем следственного органа, а ходатайству дознавателя - начальником органа дознания; 3) срок проверки может быть продлен до 30-ти суток при необходимости проведения документальных проверок и ревизий, исследований документов, предметов, трупов по ходатайству следователя - руководителем следственного органа, а ходатайству дознавателя - прокурором (с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления).
6. Решения, принимаемые по результатам проверки (ст. 145 УПК РФ): 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в мировой суд. В последнем случае должностные лица, проводившие проверку, обязаны принять меры по сохранению следов преступления. О принятом по результатам проверки решении сообщается заявителю, а также разъясняется его право обжалования данного решения.
Процессуальный порядок
Как было сказано выше, по результатам проведения предварительной проверки сообщения о преступлении может быть принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, под которым следует понимать процессуальное решение компетентного государственного органа или уполномоченного должностного лица (органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа), констатирующее наличие обстоятельств, исключающих производство по делу (оснований отказа в возбуждении уголовного дела). Одни из этих обстоятельств носят материально-правовой (уголовно-правовой), а другие - уголовно-процессуальный характер [8].
Обстоятельства, исключающие производство по делу (основания отказа в возбуждении уголовного дела) - ст. 24 УПК РФ
1) отсутствие события преступления (например, самоубийство; совершение дорожно-транспортного происшествия по вине пострадавшего; разрушение имущества не в результате преступных действий, а природных явлений и др.);
2) отсутствие в деянии состава преступления (например, отсутствие в деянии хотя бы одного из элементов состава преступления - объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны, в частности, когда лицо не достигло возраста уголовной ответственности; наличие обстоятельств, исключающих преступность деяния - необходимая оборона; малозначительность деяния - ч. 1 ст. 14 УК РФ);
3) истечение сроков давности уголовного преследования (два года - после совершения преступления небольшой тяжести; шесть лет - средней; десять лет - тяжкого; пятнадцать лет - особо тяжкого преступления). Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления до дня вступления приговора суда в законную силу;
4) смерть подозреваемого, обвиняемого, кроме случаев, когда производство по делу необходимо для его реабилитации - представляется, что в данной ситуации законодатель допустил неточность, т.к. при отказе в возбуждении уголовного дела подозреваемого либо обвиняемого еще нет, скорее следовало бы вести речь о лице, в отношении которого проводилась предварительная процессуальная проверка. Также предполагается, что начало производства по делу в случае смерти лица для его последующей реабилитации возможно по заявлению близких родственников, хотя в целом указанная процедура УПК РФ вообще не регламентирована;
5) отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, кроме случаев, когда оно может быть возбуждено и без данного заявления (такая ситуация возможна, когда в ходе рассмотрения сообщения выявляются признаки преступления, относящегося к делам частного или частно-публичного обвинения, а потерпевший отказывается подать заявление). Не следует забывать, что и по таким категориям дел УПК РФ предусматривает возможность возбуждения уголовного дела следователем либо дознавателем с согласия прокурора в случае совершения преступления в отношении лица: а) находящегося в зависимом или беспомощном состоянии; б) не имеющего возможности по иным причинам защищать свои права и законные интересы; в) отсутствия данных о лице, совершившем преступление;
6) отсутствие заключения суда либо согласия соответствующего органа на возбуждение уголовного дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, судья и др.). В частности, закон предусматривает, что в отношении ряда лиц, перечень которых определен ст. 447 УПК РФ, уголовное дело может быть возбуждено только при наличии: а) заключения суда о наличии в их действиях признаков преступления (Генеральный прокурор РФ, Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ) либо б) согласия определенного органа (для депутата Государственной Думы - Государственной Думы; для члена Совета Федерации - Совета Федерации).
Тема 9. Уголовное преследование. Возбуждение уголовного дела
Дата: 2019-12-10, просмотров: 184.