Тема 9. Уголовное преследование. Возбуждение уголовного дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 9. Уголовное преследование. Возбуждение уголовного дела

 

Понятие и виды уголовного преследования.

Понятие, сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела.

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении.

Порядок возбуждения уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела: понятие, основания, процессуальный порядок.

 

Понятие и виды уголовного преследования

Категория «уголовное преследование» в настоящее время не относится к числу спорных юридических терминов, поскольку получила свое легальное закрепление в действующем законодательстве (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Вместе с тем ряд авторов, не соглашаясь с предложенной УПК РФ трактовкой данного понятия, предлагают собственные варианты видения проблемы (например, восприятие уголовного преследования как совокупности правовых норм, т.е. уголовно-процессуального института)[1], что, на наш взгляд, не является достаточно целесообразным и рациональным.

Характерные черты уголовного преследования

1) является видом процессуальной деятельности, т.е. носит не произвольный, а строго регламентированный уголовно-процессуальным законом характер;

2) осуществляется исключительно участниками уголовного процесса со стороны обвинения. К ним закон относит: а) прокурора; б) следователя, руководителя следственного органа; в) орган дознания, дознавателя; г) потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, их законных представителей и представителей;

3) осуществляется только в отношении подозреваемого (ст. 46 УПК РФ) и обвиняемого (ст. 47 УПК РФ), т.е. началом осуществления уголовного преследования следует считать момент, с которого лицо приобретает статус подозреваемого (например, задержание) либо обвиняемого (например, вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого);

4) служит достижению целей изобличения данных субъектов в совершении преступного деяния. Для должностных лиц, ведущих производство по делу, УПК РФ предусмотрел достаточно широкий круг полномочий, связанный с изобличением подозреваемого, обвиняемого - а) выдвижение подозрения, обвинения; б) собирание доказательств; в) уведомление о подозрении;  г) предъявление обвинения и др.; что же касается других участников, то их роль в уголовном преследовании, как правило, сводится - а) к даче показаний; б) предоставлению доказательств; в) поддержанию обвинения и др.

Виды уголовного преследования

В зависимости от характера и тяжести преступления действующее законодательство выделяет три вида уголовного преследования:

1) уголовное преследование по делам частного обвинения;

2) уголовное преследование по делам частно-публичного обвинения;

3) уголовное преследование по делам публичного обвинения.

Юридическая характеристика уголовных дел публичного обвинения

1) составы преступлений, не относящиеся к категориям дел частного и частно-публичного обвинения, являются делами публичного обвинения;

2) данные уголовные дела возбуждаются вне зависимости от волеизъявления потерпевшего, его законного представителя;

3) возбуждение уголовных дел такой категории в случае обнаружения признаков преступления является обязанностью специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц - органов дознания, следователя, дознавателя.

 

Юридическая характеристика рассмотрения сообщений о

Преступлении

1. Цель проведения проверки - установление достаточности данных, свидетельствующих о наличии в деянии признаков преступления, т.е. определение оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

2. Основание проведения проверки - наличие установленного процессуальным законодательством повода к возбуждению уголовного дела (заявления о преступлении, явки с повинной). После приема и регистрации поступившей информации заявителю должен быть выдан документ, подтверждающий факт принятия сообщения о преступлении, в котором указываются: 1) данные о лице, принявшем заявление; 2) дата и время принятия заявления. Согласно Инструкции в качестве такого документа выступает талон-уведомление, состоящий из двух частей: 1) талона-корешка, остающегося в ОВД; 2) самого талона-уведомления, выдаваемого заявителю. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд, в порядке, предусмотренном ст.ст. 124,      125 УПК РФ. В юридической литературе справедливо отмечается необходимость отражения данного факта в талоне-уведомлении[7].

3. Субъекты проведения проверки - компетентные органы и должностные лица, имеющие согласно процессуального законодательства право рассматривать сообщения о преступлении. В таком качестве выступают: 1) орган дознания (в лице уполномоченных должностных лиц); 2) дознаватель;    3) следователь; 4) руководитель следственного органа.

4. Способы проведения проверки - 1) производство в случаях, не терпящих отлагательства, таких следственных действий как: а) осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ); б) освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК РФ); в) осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК РФ); 2) проведение документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, в том числе с привлечением специалистов; 3) направление требований, поручений, запросов в различные организации (например, о предоставлении какой-либо информации); 4) проведение согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ проверки следователем по поручению руководителя следственного органа, органом дознания по поручению прокурора по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. По требованию прокурора, следователя, органа дознания редакция (главный редактор) средства массовой информации должны передать документы, материалы, а также сведения о лице их предоставившем, кроме случаев, когда данное лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ст. 41 федерального закона «О средствах массовой информации»); 5) отобрание объяснений у должностных лиц и граждан. В настоящее время данный способ в отличие от УПК РСФСР 1960 г. утратил свое процессуальное значение, однако, до сих пор применяется в практической деятельности правоохранительных органов.

5. Сроки проведения проверки - 1) в течение 3-х суток со дня поступления сообщения; 2) срок проверки может быть продлен до 10-ти суток по ходатайству следователя - руководителем следственного органа, а ходатайству дознавателя - начальником органа дознания; 3) срок проверки может быть продлен до 30-ти суток при необходимости проведения документальных проверок и ревизий, исследований документов, предметов, трупов по ходатайству следователя - руководителем следственного органа, а ходатайству дознавателя - прокурором (с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления).

6. Решения, принимаемые по результатам проверки (ст. 145 УПК РФ): 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в мировой суд. В последнем случае должностные лица, проводившие проверку, обязаны принять меры по сохранению следов преступления. О принятом по результатам проверки решении сообщается заявителю, а также разъясняется его право обжалования данного решения.

Процессуальный порядок

Как было сказано выше, по результатам проведения предварительной проверки сообщения о преступлении может быть принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, под которым следует понимать процессуаль­ное решение компетентного государственного органа или уполномоченного должностного лица (органа дознания, дознавателя, следователя, руководи­теля следственного органа), констатирующее наличие обстоятельств, исключающих про­изводство по делу (оснований отказа в возбуждении уголовного дела). Одни из этих обстоятельств носят материально-правовой (уголовно-правовой), а другие - уголовно-процессуальный характер [8].

Обстоятельства, исключающие производство по делу (основания   отказа в возбуждении уголовного дела) - ст. 24 УПК РФ

1) отсутствие события преступления (например, самоубийство; совершение дорожно-транспортного происшествия по вине пострадавшего; разрушение имущества не в результате преступных действий, а природных явлений и др.);

2) отсутствие в деянии состава преступления (например, отсутствие в деянии хотя бы одного из элементов состава преступления - объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны, в частности, когда лицо не достигло возраста уголовной ответственности; наличие обстоятельств, исключающих преступность деяния - необходимая оборона; малозначительность деяния - ч. 1 ст. 14 УК РФ);

3) истечение сроков давности уголовного преследования (два года - после совершения преступления небольшой тяжести; шесть лет - средней; десять лет - тяжкого; пятнадцать лет - особо тяжкого преступления). Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления до дня вступления приговора суда в законную силу;

4) смерть подозреваемого, обвиняемого, кроме случаев, когда производство по делу необходимо для его реабилитации - представляется, что в данной ситуации законодатель допустил неточность, т.к. при отказе в возбуждении уголовного дела подозреваемого либо обвиняемого еще нет, скорее следовало бы вести речь о лице, в отношении которого проводилась предварительная процессуальная проверка. Также предполагается, что начало производства по делу в случае смерти лица для его последующей реабилитации возможно по заявлению близких родственников, хотя в целом указанная процедура УПК РФ вообще не регламентирована;

5) отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, кроме случаев, когда оно может быть возбуждено и без данного заявления (такая ситуация возможна, когда в ходе рассмотрения сообщения выявляются признаки преступления, относящегося к делам частного или частно-публичного обвинения, а потерпевший отказывается подать заявление). Не следует забывать, что и по таким категориям дел УПК РФ предусматривает возможность возбуждения уголовного дела следователем либо дознавателем с согласия прокурора в случае совершения преступления в отношении лица: а) находящегося в зависимом или беспомощном состоянии; б) не имеющего возможности по иным причинам защищать свои права и законные интересы; в) отсутствия данных о лице, совершившем преступление;

6) отсутствие заключения суда либо согласия соответствующего органа на возбуждение уголовного дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, судья и др.). В частности, закон предусматривает, что в отношении ряда лиц, перечень которых определен ст. 447 УПК РФ, уголовное дело может быть возбуждено только при наличии: а) заключения суда о наличии в их действиях признаков преступления (Генеральный прокурор РФ, Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ) либо б) согласия определенного органа (для депутата Государственной Думы - Государственной Думы; для члена Совета Федерации - Совета Федерации).

Тема 9. Уголовное преследование. Возбуждение уголовного дела

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 184.