Среди преступлений, преследуемых в качестве посягательства на внутреннюю безопасность государства особого внимания заслуживают внесение смуты и подстрекательство к мятежу.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Некоторые из современных законодательств относят к государственным преступлениям или рассматривают наряду с ними посягательства на политические права граждан. Это, главным образом, преступления против избирательного права. При той страстности, с которой в Англии ведется избирательная борьба, и при распространенности допускаемых при этом злоупотреблений постановления закона об избирательных преступлениях имеют большое значение.

Преступления против избирательного права делятся в Англии на две основные группы: «приемы коррупции» и менее важные, по большей части рассматриваемые только как полицейские проступки, «незаконные приемы». К первой группе преступлений относятся покупка голоса (дача взятки); угощение избирателей; недозволенное влияние на избирателей, т. е. различные формы принуждения их; самозванство, т. е. участие в выборах под чужим именем. В отличие от этих преступлений, которые могут влечь или обязательно влекут за собой заключение в тюрьму, караются только штрафом до 100 фунтов стерлингов и при известных условиях потерей избирательного права на пять лет такого рода избирательные проступки, как превышение законом установленного размера издержек по выборам; безвозмездное доставление избирателей в помещение, где производятся выборы; изготовление лицом, выставившим свою кандидатуру, или его агентом для целей, связанных с производством выборов, факелов, знамен, кокард и т. п.

Из ряда преступлений, которые в английских руководствах рассматриваются как противодействие отправлению правосудия (побег из места заключения, насильственное освобождение кого-либо из места заключения, сопротивление аресту, клятвопреступление, принятие мер воздействия на присяжных заседателей и свидетелей и т. д.), мы остановимся на проявлении неуважения к суду. Нормы права о «неуважении к суду» в известной мере отражают призрачную доктрину, согласно которой именно судебная власть есть первенствующая власть в Соединенном королевстве. Неуважением к суду считается: а) неуважительное поведение в суде, примерами которого в практике были допущение обвиняемым богохульных слов в обращении к присяжным, брань по адресу судьи, неуход свидетеля из зала суда, отказ свидетеля от дачи показания, нанесение удара стороне или свидетелю в помещении, примыкающем к залу заседаний суда; б) опубликование произведения. Бесчестящего суд и содержащего в себе дерзкие по адресу суда выражения; в) совершение такого действия или опубликование такого произведения, которые рассчитаны на то, чтобы помешать надлежащему ходу правосудия, как, например, угрозы по адресу стороны, свидетелей, присяжных заседателей. К числу других преступлений против правосудия относится ложная информация, фальсификация доказательств и др.

Круг должностных преступлений по английскому праву очень узок, поскольку «рассматриваются как служебные преступления только такие формы деяний, при которых служебное отношение действует как фактор, обосновывающий наказуемость деяний».[12] Превышение власти или ненадлежащее выполнение служебных полномочий английская юриспруденция рассматривает в первую очередь как основания гражданской ответственности. Однако при определенных условиях они превращаются в наказуемые деяния. Основным видом должностных преступлений является злоупотребление властью, под которым разумеется всякое притеснение со стороны властей или совершение ими иных незаконных действий, если эти действия совершены по нечистым мотивам, а не по ошибке или заблуждению. Такое злоупотребление властью наказуемо штрафом или тюремным заключением. Преступлением считается и неоправданное невыполнение должностным лицом его служебной обязанности. Как особый вид злоупотребления властью предусматривается вымогательство.

Кроме злоупотребления властью, вымогательства как его вида и бездействия власти, английская доктрина относит к должностным преступлениям взяточничество, преследуемое в порядке обвинительного акта. Постановления английского уголовного права о взяточничестве представляют интерес по широкому объему, который придается понятию взятки, и еще больше по той презумпции, которая установлена законом для облегчения доказательства состава преступления, по крайней мере, для некоторых случаев. Кроме нескольких специальных законов о взяточничестве при предоставлении почетных званий и пр., английское уголовное законодательство о взяточничестве составляют три закона: 1) закон 1889 г. о взяточничестве в публично правовых организациях; 2) закон 1906 г. о предупреждении коррупции; 3) закон 1916 г. об исправлении закона о предупреждении коррупции и дополнениях к нему.

Преступления в области хозяйственных отношений в английском уголовном праве – это преступления против интересов торговли и промышленности. К посягательствам на коммерческие интересы относятся: нарушения законов о банкротстве, недобросовестные действия должников в отношении кредиторов, специальные преступления директоров, служащих и членов коммерческих обществ (неправильное ведение счетов, порча бухгалтерских книг, сообщение в отчетах ложных сведений и т. п.), подделка торговых марок и не соответствующие действительности описания товаров (их веса, количества, материалов, и которых они сделаны и т. д.), нарушение правил о торговле продуктами питания и лекарственными веществами и преступления, сопутствующие промышленным конфликтам.

Среди преступлений против публичных прав принято различать широко растяжимую группу преступлений, объединяемых понятием «причинение общественного вреда». Под этим наименование подразумеваются как действия, нарушающие общественное спокойствие, так и упущения при совершении таких действий, которые требуются для общего блага. Очень многие действия и упущения такого рода составляют только проступки, но многие продолжают занимать место среди преступлений. Как причинение общественного вреда рассматриваются:

 1) причинение обществу беспокойства на проезжих дорогах или мостах такими действиями или упущениями, которые делают проезд или проход затруднительным или опасным; 2) производство опасных или оскорбляющих нравственность предметов или торговля ими; 3) подкидывание в месте, через которое проходят или проезжают, человека или животного, зараженного инфекционной болезнью; 4)содержание публичных домов и домов свиданий, игорных домов и т. д.

Под понятие «причинение общественного вреда» прежде подводилось также:

а) подслушивание под окнами и заборами и распространение затем сплетен и б) перебранка на людях. Закон 1963 г. не только существенно повысил санкции за нарушение общественного порядка (до 12 месяцев лишения свободы), но и предусмотрел возможность преследования по обвинительному акту деяний, предусмотренных этим законом (см. выше), переведя их из проступков в разряд преступлений.

Из числа преступлений против личности английскими руководствами особо выделяются посягательства на жизнь и преступления против половой нравственности. Остальные группируются по различным признакам: то по объекту (жестокое обращение с детьми, душевнобольными и умственно дефективными), то по условиям совершения их (очень большое число проступков предусмотрено в связи с развитием автотранспорта) и т. д. Весьма значительная группа преступлений против личности объединяется понятием «нападение», под которое подходит и причинение телесных повреждений.

Английское право различает три вида убийства: murder (мердер), manslaughter (манслоатэр) и детоубийство. Только приблизительно можно определить murder как умышленное убийство, а manslaughter как убийство неосторожное, так как в некоторых случаях и неосторожное лишение жизни рассматривается как murder и, наоборот, умышленное убийство как manslaughter. Неумышленное, хотя бы и случайное, лишение жизни рассматривается как «murder», если оно сопутствовало другому тяжкому преступлению. Неумышленное, хотя бы и случайное, лишение жизни, если оно сопутствовало противозаконному деянию, не составляющему тяжкого преступления, квалифицируется как XXXоманоXXXghter. Умышленное убийство, но провоцированное со стороны убитого, составляет manslaughter.

Таким образом, английскому праву известно объективное вменение случайных последствий противозаконного деяния.

Все же определяющее значение для квалификации деяния как умышленного (тяжкого) убийства имеет субъективная сторона. До 1965 г. единственным допустимым по закону наказанием за тяжкое убийство была смертная казнь, за исключением случаев, когда осужденному не исполнилось 18 лет или если осужденная женщина беременна. Максимальным наказанием за manslaughter до закона 1948 г. была пожизненная каторга.

Детоубийство до 1922 г., если оно было умышленным, каралось как murder смертной казнью. Впервые закон 1922 г. ввел понятие детоубийства как привилегированного преступления. Таким, т. е. привилегированным преступлением оно признавалось в том случае, если будет установлено, что во время совершения действия или упущения, последствием которого была смерть новорожденного ребенка, мать еще не оправилась после родов и ее психика находилась вследствие этого в неуравновешенном состоянии. В настоящее время детоубийство карается как mansloaghter. Английское право отдельно предусматривает умерщвление еще не рожденного ребенка (каралось согласно закону 1929 г. каторжными работами без срока) и истребление плода (каралось каторжными работами до 5 лет).

Наказуемость за половые преступления установлена законом о половых преступлениях 1956 г. Статья 37 этого закона устанавливает, что изнасилование карается пожизненным лишением свободы. Лица моложе 14 лет не несут ответственности за изнасилование. В этих случаях действует неопровержимая презумпция неспособности совершить это преступление. Покушение на изнасилование влечет тюремное заключение на семь лет. В качестве особых преступлений закон предусматривает половое сношение с умственно неполноценными женщинами и несовершеннолетними (в обоих случаях независимо от согласия потерпевших). Статья 5 закона устанавливает, что половое сношение с несовершеннолетней моложе 13 лет карается пожизненным лишением свободы. Покушение карается двухлетним тюремным заключением. Ответственность наступает и тогда, когда у обвиняемого были разумные основания полагать, что потерпевшей больше 16 лет, за исключением случаев, когда сам обвиняемый моложе 24 лет.

Преступления против чести составляют в английских руководствах часть общего раздела о преступлениях против общественного порядка, что объясняется тем, что они угрожают устойчивости социального положения лица, против которого они направляются. Особенностью английского права остается то, что экономические мотивы его постановлений об охране чести выступают очень откровенно.[13]

Английское право знает два вида оскорбления: 1) ляйбель – позорящее сочинение, письмо, картина и т. п., другими словами опозорение в какой либо форме, сохраняющей длительное существование; 2) слэндер – устное оскорбление. Слэндер, по общему правилу, может влечь за собой только гражданско-правовые последствия, и то лишь тогда, когда доказан причиненный оскорблением убыток. Без этого условия устные оскорбительные наказуемы только в том случае, если в то же время они богохульны, грубо безнравственны. Позорящее произведение не влечет ответственности за ляйбель, если обвиняемый докажет, что позорящее деяние, приписанное потерпевшему, действительно было им совершено и что произведение было оглашено в общественных интересах. Ответственность за ляйбель исключается, если позорящие факты сообщены в петиции, поданной в парламент, в отчетах, публикуемых по постановлению парламента и т. д. Кроме ляйбеля, который может быть приравнен к оскорблению чести лица в письменной или печатной форме, английское право знает ляйбель богохульный, изменнический, возмутительный (сеющий смуту), безнравственный. Все эти виды оскорбления рассматриваются как оскорбление чувств общества и квалифицируются как «мисдиминор» (наказание – тюремное заключение).

 

Имущественные преступления распределяются между четырьмя категориями: воровство, подлог, виды обмана и подделки, не подходящие под понятие воровство, и имущественное повреждение. Центральное место среди этих преступлений занимает воровство. Закон 1916 г. впервые дал определение воровства, согласно которому в определение воровства входят четыре момента:

2) взятие вещи без согласия собственника; 2) взятие должно сопровождаться уносом, увозом или уводом взятого; 3) со стороны внутренней взятие вещи должно быть недобросовестным, и, кроме того, взявший должен действовать с намерением лишить навсегда собственника принадлежащего ему имущества; 4) взятый предмет должен быть таким, который может быть похищен. Виновный в воровстве может взять чужое имущество:а) прибегнув к хитрости; б) посредством устрашения; в) используя недоразумение со стороны передающего вещь; г) найдя вещь (при условии, что нашедший имел основания полагать, что собственник может быть разыскан).

От простого воровства, наказуемого законом на пять лет, закон отличает квалифицированные его виды. Среди квалифицированных видов воровства следует отметить разбой, т. е. похищение имущества посредством насилия, или посредство угрозы причинить повреждение самому потерпевшему, его имуществу, или члену семьи, или посредством угрозы предъявления обвинения в противоестественном половом сношении. Таким образом, понятие разбоя обнимает и один специальный вид шантажа. Разбой карается тюремным заключением до 14 лет, а если он сопровождается насилием над личностью или был совершен лицом, вооруженным наступательным оружием, или двумя или более лицами, то пожизненным лишением свободы. Специфическими видами имущественных преступлений являются насильственное проникновение в чужое жилище, соответственно в ночное и дневное время с целью совершения преступления.

 

Число проступков, преследуемых в порядке суммарной юрисдикции, огромно. Постановления, нарушения которых караются в суммарном порядке, включают многие из наиболее легких форм имущественной недобросовестности и злонамеренного причинения имущественного вреда, нарушения законов и правил, охраняющих порядок в общественных местах, и менее важные нарушения законов, относящихся к общественному здоровью, к налоговому обложению и т. п.

Азартные игры и денежные пари, сопутствующие всякого рода состязаниям и представляющие собой тоже род азартной игры, обставлены такими запретительными условиями, которые по существу узаконивают азартные игры.

Практика применения законов о торговле спиртными напитками подчинена интересам предпринимателей: борьба за трезвость среди рабочих есть борьба за обеспечение предпринимателям рабочей силы.

К числу самых архаичных законов, продолжающих действовать в судах суммарной юрисдикции, относится закон 1824 г. о бродяжничестве с последующими дополнениями. К мошенникам и бродягам закон 1924 г. стал помимо других категорий лиц относить лиц, которые бродят вне дома и устраиваются в каком-нибудь амбаре, или в какой-нибудь телеге или фургоне, если притом они не имеют видимых средств к существованию и не могут представить удовлетворительных о себе сведений. Бродяги могут подвергаться аресту и могут быть приговорены мировым судом к трем месяцам тюрьмы или к штрафу. Закон 1935 г. исключил слова «если они не имеют видимых средств к существованию» и прибавил, что человек не может быть признан бродягой, если только не будет доказано, что: он уклонился от преложенного ему приюта; постоянно бродит вне дома; причинил ущерб чужому имуществу, или внес инфекцию, или паразитов, причинил иной вред.

Различию в структуре романских правовых систем и английского права долгое время не придавалось должного значения. Это объясняется тем, что в течение длительного периода под влиянием ряда теорий считалось, что, анализируя право, достаточно подходить к нему лишь как к совокупности норм. Для тех же, кто посмотрит как бы со стороны, самым существенным в праве окажутся не нормы, которые оно содержит в данный момент, а скорее сама структура этого права, его классификация, применяемые концепции, тип норм права, составляющих его основу. Со всех точек зрения английское право весьма отличается от французского права и других систем, входящих в XXXомано-германскую правовую семью. Структура английского права отлична от структуры французского права, и в этом различии заключается самая большая сложность для изучения английского права.

Различие в структуре права действительно полное. С точки зрения известных делений права мы не найдем в английском праве ни деления на право публичное и право частное, ни деления, столь естественного на наш взгляд, на право гражданское, право торговое, право административное, право социального обеспечения. Вместо этого мы находим в английском праве деление в первую очередь на общее право и право справедливости.

На уровне понятий в английском праве нет таких понятий, как родительская власть, узуфрукт, юридическое лицо, подлог, непреодолимая сила и т.п Зато нам встретятся такие незнакомые понятия, как доверительная собственность, встречное удовлетворение, эстоппель, треспасс и др, которые нам ни о чем не говорят. Не соответствуя ни одному из знакомых нам понятий, термины английского права непереводимы на другие языки, как термины фауны и флоры разных климатов. Когда любой ценой хотят перевести эти термины, их смысл, как правило, теряется. Различие в структуре, существующее между романскими правовыми системами и английским правом, проявляется не только в плане правовых категорий и понятий. На более элементарном уровне — нормы права — мы также не встретим в английском праве привычный нам тип нормы. В английском праве норма менее обща и абстрактна, чем норма французского права, и отсюда следует, например, отсутствие в английском праве элементарного для французов деления норм на императивные и диспозитивные. В силу иного характера норм кодификация континентального типа в Англии невозможна.

 

2.4 Мусульманская правовая система и система уголовного права на примере Афганистана

 

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки.

Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов:

1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение права и религии;

2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки, и Мадагаскара.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.

Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова.

Мусульманское право как система юридических норм образовалась не сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины юридические и иные правила поведения практически не различались. Не случайно в это время мусульманская догматика (богословие) и правоведение - тесно переплетались и не составляли самостоятельных направлений мусульманской идеологии.

Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом.

Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию его специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Среди многих ученых утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и правовых норм.

В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общественный характер"

Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает, прежде всего, религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается, в конечном счете, как «Божественная кара», поскольку важнейшей задачей мусульманского государства «есть исполнение воли Аллаха на земле».

Но, однако, соотношение в исламе правовых и не правовых нормативных предписаний сложнее и тоньше, чем может показаться на первый взгляд. Подход к мусульманскому праву, только как религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основана на исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну. К ним относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уголовно-правовых предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освещенными исламом. Именно потому, что их религиозные «дубликаты» закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно «Божественное произношение» и неизменяемые. Однако подобные предписания - весьма скромная часть мусульманского права, большая часть норм, которого была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толкования (иджтихад).

По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и Сунна содержат все правила религиозного культа (ибадад), то норм взаимоотношения людей (муамалат), закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным составом мусульманского права в целом. Это значит, что большинство норм «муамалат» не связано непосредственно с «Божественным откровением» и не имеет аналогов в системе мусульманских религиозных правил поведения. Главное их качество (норм муамалат) заключается в рациональной обоснованности и способности изменяться (развиваться).

Юридические правила поведения тесно связаны с религиозными нормами и взаимодействуют с ними. Однако относительно небольшое число норм мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно элементом государственного механизма) так и собственно государственных органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы; с другой - наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. Эти различия проявляются как в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения отнюдь не все религиозные нормы, так и в формировании большинства норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными предписаниями, в применении юридических норм не только мусульманскими судами (выполняющими функции религиозных норм в качестве чисто религиозных учреждений) но и светскими (государственными) судебными органами (полиция, светские суды).

Можно поэтому говорить о своеобразном различии и единстве правовых не правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения.

В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западноевропейских моделей.

В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

Самую многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мавритании) и Азии (Афганистан).

Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с другой стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства.

Мусульманская правовая форма неразрывно связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные массы. Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связывающим звеном здесь и выступает мусульманское право. При этом оно отказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока, прежде всего через правовую идеологию и правовую психологию. Можно сказать, что сфера действия мусульманского права как идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных предписаний. Иными словами нормативистский подход к мусульманскому праву, изучению его как совокупности норм, порождающих конкретные права и обязанности, в действительности оказываются недостаточным для понимания того места, которое мусульманское право занимает в современных правовых системах и во всей правовой надстройке рассмотренных стран.

История афганского уголовного права неразрывно связана с историей всей афганской государственности.

Воссоздание централизованного Афганского государства положило конец многолетним опустошающим страну междоусобицам родственных кланов в борьбе за центральную власть и обеспечило условия для зарождения основ систематизации социальных норм уголовно-правового характера. Создание централизованного монархо-теократического государства позволило к 1896 г. завершить процесс полной исламизации Афганистана.

Первым уголовно-правовым памятником Афганистана следует считать разработанный в 1883-1884 гг. и подписанный к исполнению эмиром Абдуррахман-ханом "Кетабча-е хукумате" (Книжка правителям). Данный правовой памятник по праву можно считать первым шагом к разработке кодифицированного афганского уголовного законодательства, предвестником будущего уголовного кодекса страны.

Зарождение и становление афганской национально-правовой системы непосредственно связано с фактом завоевания в 1919 г. государственной независимости. Первым уголовным кодексом Афганистана является принятый в 1921 г. Свод законов о наказаниях ("Незамнама-е джаза-е умуме"). Особенностью процесса зарождения и становления кодифицированного уголовного законодательства Афганистана является факт разграничения предмета уголовного права в зависимости от вида объекта посягательства, подследственности и подсудности совершенного деяния, ведомственной подчиненности субъекта преступления и деления уголовно-правовой юрисдикции на земное и неземное (Божественное).

В силу указанных обстоятельств наряду со Сводом законов о наказаниях впервые также были разработаны и приняты военно-уголовный кодекс ("Незамнама-е джаза-е аскари"), кодифицированный Свод норм шариата ("Тамасук-уль-кузот-уль-Амонейа" - Указания Амануллы судьям). Этими законодательными актами был установлен исчерпывающий перечень преступлений и применяемых наказаний.

Разграничение уголовно-правовой юрисдикции на земное и Божественное проводилось на основе норм мусульманского права. Им же была осуществлена классификация преступлений и наказаний на категории, определена их подсудность. Из четырех классифицированных категорий: худуд, касас, дйат и тазир к ведению светского уголовного права были отнесены преступления и наказания категории тазир.

С принятием первого УК Афганистана начинается официальное разграничение сферы распространения норм светского уголовного закона и шариата. На разработку первого УК Афганистана определенное влияние, через турецкое уголовное законодательство, оказал французский УК 1810 г. Наказания за преступления каждой категории преследовали конкретные цели. Шариат предусматривает нормативное незавуалированное закрепление целей наказания: устрашение; возмездие; возмещение причиненного материального, физического, морального ущерба; исправление (воспитание).

До принятия в 1976 г. второго кодифицированного уголовного законодательства об общеуголовных преступлениях вопросы преступности и наказуемости совершаемых деяний регулировались, как правило, нормами шариата и обычного права. Исключение составляли деяния, совершаемые должностными лицами и иными специальными субъектами тех преступлений, наказуемость которых не могла быть определена шариатом и обычным правом.

Принятый в 1976 г. второй УК Афганистана "Канун-е джаза" (Закон о наказаниях) является воплощением в жизнь политики проводимых реформ.

Несмотря на провозглашение курса реформ, разработанный и введенный в действие Закон о наказаниях сохранил двойственный подход к проблеме уголовного права. Закон содержит принцип наказуемости совершаемых преступлений в соответствии с нормами шариата и светского уголовного закона.

Время с апреля 1978 г. по апрель 1992 г. является периодом открытия новейшей истории афганской государственно-правовой системы. Данный этап характеризуется активным проведением революционно-демократических преобразований во всех сферах общественной и государственной жизни. Особенность уголовного права данного периода заключается в сохранении прежнего уголовного законодательства при разработке новых уголовно-правовых актов и при условии их непротиворечия провозглашенным целям. На первом этапе (1978-1983 гг.) отсутствовала четко определенная позиция официальной власти непосредственно в отношении норм шариата, хотя документами правящей Народно-демократической партии Афганистана декларировалось уважение священной религии - ислама.

Основными источниками нормотворческой деятельности, в том числе и в области уголовного права, являлись партийно-правительственные документы, определявшие внутреннюю и внешнюю политику государства и идеологию.

Главной задачей уголовного права данного периода была защита революции, провозглашенных ею устоев и проводимых в соответствии с ними широких разносторонних реформ. Специфика развития афганского уголовного права данного периода заключается в том, что большая часть уголовно-правовых актов не была одновременно инкорпорирована в уголовные законы, а являлась составной частью принятых законов по другим отраслям права.

Ввод советских войск и последовавшее за этим строительство государства, аналогичного среднеазиатским советским социалистическим республикам, привели к джихаду (священной войне) и активизации роли ислама в государственной и правовой системе Демократической Республики Афганистан. В этих условиях правительство было вынуждено вставать на путь сотрудничества с улемами и духовенством.

Решающим фактором в пользу влияния ислама в правовой системе следует считать принятие 14 апреля 1980 г. Основных принципов Демократической Республики Афганистан. В частности, в соответствии со ст. 5 гарантировалось соблюдение норм ислама, их уважение и защита. А статья 56 официально провозглашала приоритет норм шариата в сфере судопроизводства. Это был первый, но очень существенный шаг к возвращению влияния шариата и повышению его роли, как в уголовном праве, так и в правоприменительной деятельности, приведшей к заметному корректированию политики правящей Народно-демократической партии Афганистана относительно ислама.

К моменту принятия в ноябре 1987 г. Конституции ислам уверенно закрепил свои позиции в государственной, правовой, политической и общественной жизни Афганистана. Конституция окончательно закрепила первичность ислама и норм шариата не только в уголовно-правовой, но и в государственно-правовой системе и общественно-политической жизни страны. К апрелю 1992 г. Афганистан фактически стал исламским государством. 28 апреля 1992 г. Афганистан официально объявлен Исламским Государством. Основу государственно-правовой системы составляет шариат ханифитского толка.

Современное афганское уголовное право представляет собой совокупность одновременно действующих норм шариата, обычного права и светских уголовных законов. Шариат является главным источником уголовного права. Для шариата нехарактерно разделение на Общую и Особенную части.

Систему ныне действующего светского уголовного законодательства Афганистана составляют Общая и Особенная часть сохранивших силу уголовных законов, принятых на различных этапах развития государства, а также отдельные нормы уголовно-правового характера из других отраслей права, не инкорпорированные в уголовные законы. Закон о наказаниях 1976 г. является основным действующим кодифицированным уголовным законодательством.

Принятый в период буржуазно-демократических реформ 1970-х гг. УК Афганистана 1976 г. представлял собой законодательство, построенное на положениях континентальных систем уголовного права (прежде всего французской). Имелись, однако, и существенные отличия – была установлена возможность применения в ряде случаев наказаний по мусульманскому праву ханифитского толка (ст.1) за совершение таких преступлений, как убийство, разбой, употребление спиртных напитков, кража, прелюбодеяние и т.п.

По своей структуре Кодекс (523 статьи) делился на две книги, представляющие собой по существу Общую и Особенную части. Книги подразделялись на главы, подглавы и статьи. Первая книга имела 5 разделов: предварительные постановления, о преступлениях, виновных лицах, наказании, прекращении наказания. Вторая книга состояла из трех разделов: преступления и проступки против общих интересов, частных лиц, нарушения. Исследования норм мусульманского права позволяют утверждать, что основанием уголовной ответственности, по шариату, является совершение вменяемым лицом, достигшим установленного возраста, умышленно или по неосторожности деяния, признанного противоречащим природе человека тяжелым грехом, причинившего ущерб и влекущего применение наказания в соответствии с Божественным либо земным законом. В современном афганском уголовном праве вопросы уголовной ответственности так же, как и классификация преступлений, регулируются нормами шариата, обычного права и светского законодательства. Хотя в шариате и обычном праве нет единой нормы, регулирующей вопросы уголовной ответственности (основание ответственности закреплено в содержании каждого уголовно-правового института), тем не менее общий критерий ответственности можно вывести из анализа содержания этих социальных норм. Основанием ответственности, исходя из анализа норм обычного права, является причиненный умышленно или по неосторожности физический, материальный, морально-нравственный ущерб.

УК 1976 г. предусмотрел трехчленную квалификацию преступлений, в основу которой была положена тяжесть совершенного преступления.  Действующее светское уголовное законодательство классифицирует уголовно наказуемые деяния на три вида: джиноят (преступление), джанха (понятие, выражающее среднее положение между преступлением и уголовно наказуемым проступком), кабахат (уголовно наказуемый проступок), которые объединяются термином джурм (уголовно наказуемое правонарушение). Джинаят – это преступление, наказуемое длительными сроками тюремного заключения (свыше 5 и до 15 лет) или даже смертной казнью. Джанха – преступление, за которое виновный может быть лишен свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет или подвергнут денежному штрафу в размере свыше 3 тыс. афгани. Кабохат – мелкое преступление (уголовно наказуемый проступок), наказуемое лишением свободы на срок от 24 часов до 3 месяцев или денежным штрафом в размере до 3 тыс. афгани.

К основным наказаниям по УК 1976 г. отнесены смертная казнь, лишение свободы и денежный штраф. Шариат предусматривает систему наказаний, состоящую из четырех категорий: худуд, касас, дйат и тазир. Каждая категория преследует четко определенную цель. Классификация наказаний в афганском светском уголовном законодательстве проведена в соответствии с нормами шариата. На рассмотрение светского уголовного права отнесено наказание категории тазир. Исходя, из этого Закон о наказаниях предусматривает применение основных, дополнительных, побочных видов наказания, а также меры безопасности превентивного характера.

Дополнительными наказаниями являются: лишение некоторых прав и привилегий, конфискация имущества, обнародование приговора. Наряду с наказанием были предусмотрены и «меры безопасности», применяемые судом к лицу при возможности совершения им нового преступления (направление лица по заключению врача в специальное лечебное учреждение – психиатрическое, психоневрологическое, запрет на занятие определенных должностей и т.д.).

Пришедшая к власти после падения в 1992 г. народно-демократического режима коалиция так называемых моджахедов начала активную реисламизацию уголовного законодательства, провозгласив, что все законодательные акты должны строго соответствовать постановлениям шариата. Курс на исламизацию уголовного права усилился с захватом почти всей территории страны талибами, при которых шариат (т.е. традиционное мусульманское деликтное право) стал едва ли не единственной основой правосудия. Начали широко применяться основные исламские виды наказаний (публичная смертная казнь, порка, членовредительство). После свержения режима талибов силами Северного альянса в конце 2001 г. новые кабульские власти подтвердили действие законов шариата в качестве основы уголовного правосудия, однако обещали несколько смягчить систему наказаний. Тем не менее судьба таких наказаний, как ампутация конечностей за кражу (разбой) и забивание камнями за прелюбодеяние пока остается нерешенной.

Некоторые афганские племена традиционно руководствуются при определении наказаний обычным правом.

Ныне, исходя из складывающихся объективных условий в стране и в целях восстановления и укрепления доступности уголовного законодательства и его унификации, назрела объективная необходимость в разработке и принятии на основе норм шариата, обычного права и светского уголовного законодательства единого уголовного кодекса.



Заключение

Анализируя и исследуя рассмотренные в представленной работе правовые семьи современности, мы выделили в каждой из них признаки, которые выделяют и характеризуют данную правовую семью, придают ей определенную индивидуальность.

Итак, на наш взгляд, романо-германскую правовую систему характеризуют такие признаки, как единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения, правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовывать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается путем кодификации нормативных актов; весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, циркуляры, инструкции и т. д.); деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы построения данной правовой семьи.

Семья англо-американского права обладает следующими признаками: основным источником права выступает судебный прецедент; ведущая роль в формировании права отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальне право, которое во многом определяет право материальное; нет кодифицированных отраслей права; отсутствует классическое деление права на публичное и частное; широкое развитие статутного права, а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

Семье религиозно-традиционнго права присущи следующие признаки: главный творец права – Бог, а не общество, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно соблюдать; источником права являются религиозно-традиционные нормы и ценности, содержащиеся в частности в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на всех мусульман; весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, которые образуют в своей совокупности единые правила поведения; особое место в системе источников прав занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в их основе конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное; нормативно- правовые акты имеют вторичное значение; судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской правовой семье).

В странах Западной Европы сейчас вынашивается идея унификации уголовного права стран Евросоюза. В принципе, унификация возможна, но до определенных пределов в силу весьма значительных различий. По этому вопросу профессор А. В. Наумов пишет: «Никто, конечно, не берется утверждать о создании единого для всего мира уголовного кодекса – это абсурд. Но сближение по ряду принимаемых позиций, по всей вероятности будет продолжаться». Конечно, о каком-то сближении можно говорить, но быстрее и эффективнее оно будет осуществляться в рамках континентальной системы права.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знание правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только общее видение институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой культуры конкретной страны.



Список использованной литературы.

Научная, учебная литература

 

1. Алексеев С.С. Общая теория права. – М.: Юристъ, 1995.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.