Глава 2 Анализ основных правовых систем современности с точки зрения уголовного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1 Понятие, типология и значение правовых систем современности

 

Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система – это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным[1].

Современную правовую действительность стало трудно отражать с помощью старых, подчас слишком узких конструкций. Требуются более широкие построения (комплексы), позволяющие производить соответственно и более гибкие и адекватные научные операции, достигать более высоких уровней обобщения, абстракции. Одна из таких категорий – правовая система, дающая возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. При этом нет необходимости в замене концепции права концепцией правовой системы. Просто концепция права должна стать составной частью концепции правовой системы как наиболее широкой и многоаспектной.

Право – ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. Она соотносятся как часть и целое. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: право-творчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, право-применительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система – сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубьектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Наиболее крупной работой, посвященной современным правовым системам, является книга известного французского юриста Рене Давида, выдержавшая у нас два издания[2].

Правовая система по своему содержанию  - это то, что можно назвать юридической формой данного общественного строя.

Право, как уже подчеркивалось, – эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Правовая система общества не охватывается и не может быть охвачена понятием права даже и в широком (социологическом) смысле, подобно тому, как политическая система не исчерпывается понятием государства. Безусловно, «для характеристики правовой системы решающее значение имеет сущность и содержание права» но из этого не следует, что любую правовую систему достаточно свести к праву»[3].

Правовое государство немыслимо без высокоразвитой, демократической и четко работающей правовой системы, способной эффективно защищать интересы общества и его граждан. Но помимо охранительно-защитительной функции, она призвана выполнять также многообразные регулятивно-организующие, стабилизирующие и стимулирующие задачи, связанные с обеспечением нормальной жизнедеятельности людей, развитием экономики, науки, культуры, образования, социальной сферы, реализацией прав и свобод личности.

Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая. В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы – принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.

Правовая система – часть общесоциальной системы. В современном мире существует поразительное многообразие правовых систем. Каждая страна имеет свою систему; в США, кроме того, каждый штат – собственную, и все это венчает общенациональная (федеральная) система. Нельзя назвать ни одной пары полностью адекватных правовых систем. Но это не значит, что каждая правовая система не имеет ничего общего с какой-нибудь другой[4].

Через сопоставление одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового развития, его направление, этапы, перспективы. Такое сопоставление, основываясь на сравнительно-историческом методе познания, позволяет выявить общее и специфичное в правовых явлениях, встречающихся в мире, ступени и тенденции их формирования и функционирования, что дает возможность свести все многообразие конкретно-национального регулирования в определенную «периодическую систему» мирового права, где элементарной, исходной частицей выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система и даже их группа (тип, семья). Все это нужно в конечном счете для углубления наших представлений о природе права, его закономерностях, генезисе, свойствах.

Такие аспекты изучения права выступают предметом сравнительного правоведения. Результатом применения сравнительного метода является группировка – классификация – правовых систем мира по различным признакам. Классификация означает распределение национальных систем нрава по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев. В этом плане классификация (типология) – важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким социальным контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений.

По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии и соответственно формироваться различные типологические группы правовых систем. Критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.

В настоящее время, как правило, используются основания для классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Наличие правовых явлений в их системной, концептуальной организации свидетельствует об известном уровне правовой жизни общества, его правосознания, юридической образованности и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые и особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи:

· общего права

· XXXомано-германскую

· обычно-традиционную

· мусульманскую

· индусскую (индусское право)

· славянскую.

Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юридических источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и XXXомано-германской.

В частности, для XXXомано-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в ней находит решение дела. Основной источник англо-саксонского (общего) права – судебный прецедент, т.е. судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которых для других нижестоящих судов является образцом решения аналогичных дел.[5]

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри XXXомано-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и ее субъекты) и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

 

2.2 Романо-германская правовая семья и система уголовного права на примере Франции

 

Создание римско-германского права связано с рецепцией, как бы с оживлением и одновременной модернизацией римского права. Исторические корни континентальной правовой системы формировалась в правовых воззрениях и в праве Римской империи. Юридическая классика Рима и его четко разработанной системы правовых понятий и правовых норм как точных формул оказалась устойчивым фундаментом для развития права в Европе. Начало же римско-германской правовой системы юристы-исследователи и историки ведут к началу XII века. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

Постепенно основные нормы римского права начинают восприниматься законодателем. По мере роста капиталистических отношений взамен феодального натурального хозяйства, развития товарного производства тщательно разработанное римское право, рассчитанное на общество, где господствует частная собственность, все более использовалось нарождающейся буржуазией. Именно это обусловило возможность его приспособления к возникающим и развивающимся в недрах феодальной Европы товарно-денежным отношениям.

Буржуазно-демократические революции коренным образом изменили природу права, отменили либо приспособили к новым условиям феодальные юридические институты, превратили закон в основной источник XXXасаXXXо-германского права. Закон стал рассматриваться как оптимальный, наиболее подходящий инструмент для создания единой национальной правовой системы, для обеспечения законности в противовес феодальному деспотизму и кулачному праву. Это обусловило возможность и необходимость кодификации законодательства, которая явилась еще одной особенностью континентальной системы права. Путем кодификации и систематизации право приводилось в систему, пронизывалось едиными принципами.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в период феодализма правовые системы европейских стран – их правовая доктрина, юридическая техника приобрели определенное сходство.

Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где господствует эта семья является закон. Буржуазные революции коренным образом изменили классовую природу права, отменили феодальные правовые институты, превратили закон в основной источник права. «Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны.»

Во всех странах XXXасаXXXо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

В XXXасаXXXо-германской юридической доктрине и, главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного закона:

-кодексы

-специальные законы (текущее законодательство)

-сводные тексты норм.

В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.

Среди источников XXXасаXXXо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.

Еще одна отличительная особенность континентальной правовой системы – строгая отраслевая классификация. Система права подразделяется на отрасли, среди которых базовыми являются конституционное , административное, гражданское, уголовное право, а так же гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право.

В наши дни, как и в прошлом, в XXXасаXXXо-германской правовой семье доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя (например, используется в толковании законов).

Своеобразно положение обычая в системе источников XXXасаXXXо-германского права. Он может действовать не только в «дополнение к закону» но и «кроме закона». Возможны ситуации, когда обычай занимает положение «против закона» (например в Италии, в навигационном праве, где морской обычай превалирует над нормой гражданского кодекса). В целом, однако, сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.

Мы рассмотрели общие признаки правовых систем стран, принадлежащих к XXXасаXXXо-германской правовой семье. Но наряду с общими признаками, эти системы имеют и свои существенные отличия.

Франция – это страна «писаного права», родина так называемой континентальной правовой семьи, где закон в широком смысле слова является ведущим источником уголовного права. По справедливому замечанию Р.Давида, «юристы здесь прежде всего обращаются к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами.» Главная задача юриста, по мнению Давида, состоит преимущественно в том, чтобы при помощи различных способов толкования найти решение, которое в каждом конкретном случае соответствует воле законодателя[6].

Нормы французского права представлены в виде определенной иерархической системы, на вершине которой находятся конституционные и между народно-правовые нормы. Далее следуют Уголовный кодекс Франции 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), другие кодифицированные законы, некодифицированные уголовные законы, а также подзаконные акты, принятые исполнительной властью.

Рассмотрим основные источники уголовного права Франции.

Конституционные нормы.

 К действующим источникам французского права, включая уголовное, не без оснований причисляется первый конституционный акт послереволюционной Франции – Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. Несмотря на то, что за последние 180 лет французские конституции неоднократно изменялись, «Декларация прав» всегда лежала в их основе. Последние две французские конституции 1946 и 1958 гг. прямо ссылаются в своих преамбулах на этот документ как основу всего французского законодательства. В частности, преамбула действующей в настоящее время Конституции 1958 г. содержит следующее положение: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946г.»[7].

Наиболее важные уголовно-правовые принципы были впервые во французском праве сформулированы именно в этом важнейшем конституционном акте. Так, в ней был закреплен принцип, согласно которому «все, что не запрещено законом, не может встречать препятствия, и никто не может быть принужден к выполнению того, что законом не предписано» (ст. 5). В Декларации содержится и другое не менее значимое правило: «Никто не может быть обвинен, арестован или заключен под стражу иначе, как в случаях, определенных законом, и в форме, им предписанной» (ст. 7). Декларация запрещает наказывать иначе, чем «на основании закона, принятого и обнародованного до совершения проступка и законным образом применяемого» (ст. 8), и провозглашает принцип равенства всех граждан перед законом: «закон должен быть одинаковым для всех, защищает он или карает» (ст. 6). Впервые конституционное значение приобрел принцип презумпции невиновности, имеющий важное уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение (ст. 9): «Всякий человек считается невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным». Немаловажное значение для уголовного права имеет и другое положение Декларации, исключающее возможность привлечения к уголовной ответственности только лишь за мысли, взгляды, убеждения: «Никого нельзя притеснять за его взгляды, даже религиозные, если их проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом» (ст. 10).

Действующая Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г.[8] является источником французского уголовного права по ряду причин. Во-первых, как уже говорилось, она в своей преамбуле делает отсылку к «Декларации прав» как своей составной части. Во-вторых, Конституция 1958 г. имеет значение источника уголовного права в той ее части, которая определяет компетенцию органов государственной власти и управления в области нормотворчества, структуру и иерархию правовых норм (раздел V). В-третьих, в этом документе содержатся положения, имеющие прямое отношение к области уголовного права. Так, согласно ст. 17 правом помилования наделяется Президент Республики. В разделах IX и X регламентируются вопросы уголовной ответственности высших должностных лиц Французской Республики – Президента и членов Правительства. В частности, установлено, что Президент не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении своих функций, кроме случаев государственной измены. Что касается членов Правительства, они могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение в период выполнения своих функций преступления или проступка. В Конституции нашел свое закрепление и принцип, согласно которому никто не может быть произвольно лишен свободы (ст. 66).

Международные соглашения. Согласно действующей Конституции, международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной (ст. 55).

Таким образом, источниками уголовного права Франции являются и международные соглашения, заключенные ею. При этом международно-правовые нормы, в принципе, должны находиться на вершине правовой системы французского государства, поскольку за ними признается приоритет перед нормами внутреннего национального права. Однако ситуация гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд: существование международно-правовой нормы не означает автоматическое ее применение в ущерб норме внутреннего национального права в случае, когда вторая противоречит первой.

Прежде всего противоречие должно быть явным, таким, чтобы несоответствие двух норм было легко определимо. Кроме того, приоритетность может быть только временной, поскольку срок действия соглашения обычно ограничен. Помимо этого, нужно учитывать и то, что международно-правовую норму напрямую применить практически невозможно хотя бы в силу того, что она не включает санкцию, следовательно, требуется принятие отдельного закона государством, подписавшим и ратифицировавшим должным образом международное соглашение. В связи с этим, как полагает XXXаса, правильнее говорить о приостановлении действия внутреннего закона, противоречащего международно-правовой норме, а не о его полной отмене[9].

Приоритетность международно-правовых норм над нормами национального права в настоящее время оценивается французскими юристами как обязанность для «внутреннего законодателя» не принимать в будущем законы, противоречащие положениям международного договора или конвенции. При этом отмечается, что никакой ответственности за нарушение этой обязанности французское законодательство не предусматривает. В случае противоречия какого-либо французского закона международному договору предлагается признавать такой закон противоречащим одновременно и ст. 55 Конституции Франции, что дает возможность его рассмотрения Конституционным Советом с целью последующей отмены. Таким образом, как отмечают французские ученые-юристы, принцип приоритетности международного соглашения предполагает обязанность, скорее морального характера, не принимать законы, противоречащие соглашению. По вопросам толкования норм международного права французские судьи обязаны обращаться в Министерство иностранных дел Французской Республики.

Международные соглашения, действующие в области уголовного права, представлены договорами об экстрадиции, правовой помощи, а кроме того рядом конвенций по борьбе с определенными видами преступных деяний.

Реализация принципа примата международного права над внутригосударственным привела к включению в УК Франции новых норм, в частности об ответственности за преступления против человечества. Нормы, ранее существовавшие в уголовном праве этого государства, были приведены в соответствие с международно-правовыми соглашениями (нормы о действии уголовного закона в пространстве, о незаконном распространении наркотиков, пытках, сутенерстве, угоне транспортных средств и др.). Помимо этого, УК прямо указывает на применение французского закона об уголовной ответственности к лицам, совершившим тяжкие преступления против государств, подписавших Североатлантический Договор (ст. 414-8 УК), устанавливает ответственность за различные посягательства, связанные с незаконным сбором или разглашением информации секретного характера, ставшей объектом специального соглашения между Правительством Французской Республики и Королевством Швеция, подписанного 22 октября 1973 г. (ст. 414-9 УК).

Уголовный кодекс. С 1 марта 1994 г. во Франции действует новый Уголовный кодекс (УК), принятый в 1992 г. Он сменил «классический» кодекс Наполеона 1810г., просуществовавший во Франции более 180 лет. Принятие нового УК ознаменовало переход Франции на качественно новый уровень развития уголовного права, для которого приоритетом становятся общечеловеческие ценности, примат международного права над внутригосударственным, строгое следование принципу законности, адекватность мер борьбы с наиболее опасными преступлениями сегодняшнего дня[10].

УК имеет достаточно сложную структуру. Поскольку уголовно-правовые нормы могут издаваться не только законодательными, но и исполнительными органами государственной власти, кодекс делится на две части: законодательную и регламентационную. При этом регламентационная часть включает, с одной стороны, положения, принятые Государственным Советом в рамках исполнения делегированных полномочий Парламента, с другой стороны, она содержит положения, принятые в рамках собственной компетенции и определяющие признаки конкретных видов нарушений и санкции за них.

Основной массив законодательных положений нового УК был принят 22 июля 1992 г., когда Президент Франции Ф. Миттеран утвердил четыре закона, каждый из которых соответствовал четырем составным частям кодекса - «книгам». Книга I посвящена общим положениям УК и, по существу, представляет собой его Общую часть. Книга II открывает Особенную часть кодекса и устанавливает уголовную ответственность за преступления и проступки против человека, Книга III включает положения об уголовной ответственности за преступления и проступки против собственности, Книга IV устанавливает ответственность за преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия.

Закон № 92-1336 от 16.12.1992 г. дополнил текст УК Книгой V «Прочие преступления и проступки», включенной по инициативе Сената. Эта Книга первоначально содержала лишь две статьи, устанавливавшие уголовную ответственность за жестокое обращение с животными. Однако в июле 1994 г. положения данной Книги были дополнены рядом новых статей. В настоящее время она включает два раздела: «О преступных деяниях в сфере здравоохранения» и «Другие положения».

Книга VI законодательной части под названием «Нарушения» не содержит норм, поскольку определение признаков, видов нарушений и санкций за их совершение отнесено Конституцией Франции к компетенции исполнительной власти, издающей специальные нормативные акты – регламенты.

В 1993 и 1994 гг. до введения УК в действие его положения были дополнены рядом новых норм: об отсрочке назначения наказания с судебным задержанием, о периоде надежности для лиц, совершивших тяжкие убийства, и рядом других.

Книга VII «Положения, применяемые в заморских территориях и в территориальной общности Мэйот» введена в У К ордонансом № 96-267 от 28 марта 1996 г.

Регламентационная часть была принята в 1993 г. посредством издания декрета в Государственном Совете № 93-726 от 29. 03. 1993 г. Впоследствии и она подвергалась изменениям. Положения, изданные во исполнение законодательного поручения, уточняют, разъясняют и дополняют законодательную часть УК. Поэтому система и структура этой части в точности соответствует системе и структуре законодательной части УК. Положения, относящиеся к конкретным видам нарушений и санкциям за их совершение, включены в книгу VI «Нарушения». Эта книга представляет собой установления, принятые в рамках автономной компетенции исполнительной власти.

Таким образом, в настоящее время УК включает семь книг, шестая –полностью регламентационная. Первые пять и седьмая включают и законодательные, и регламентационные положения.

Нумерация статей законодательной и регламентационной частей не является сквозной и технически различается. Статьи первой из них имеют обычное обозначение: «art. 131-12», при этом первая цифра соответствует номеру книги, вторая – номеру раздела, третья – номеру главы, следующие цифры соответствуют порядковому номеру статьи в данной главе. Статьи регламентационной части включают дополнительное обозначение в виде буквы «R» (от слова «регламент»): «art. R. 131-12».

УК Франции 1992 г. во многом развивает положения своего предшественника – Кодекса 1810 г., обстоятельно регламентируя вопросы действия уголовного закона во времени и в пространстве, введя уголовную ответственность юридических лиц и разработав для этих субъектов уголовной ответственности специальную систему наказаний, уточнив понятие невменяемости и введя понятие уменьшенной вменяемости, установив новые обстоятельства, исключающие уголовную ответственность (крайняя необходимость, ошибка в праве), закрепив принцип индивидуализации уголовной ответственности и предложив судье большой выбор способов такой индивидуализации. Особенная часть отразила иную иерархию правоохраняемых ценностей, в которой на первом месте находится личность, а также включила ряд новых видов преступных деяний.

Вместе с тем, УК 1992 г. не содержит понятия преступного деяния, а лишь подтверждает сложившуюся во французском праве классификацию деяний, введя новый критерий их дифференциации – тяжесть правонарушения. Кодекс не раскрывает понятия вины и ее форм, за исключением предумысла, хотя законодатель достаточно часто использует в тексте термины «умышленное», «неосторожное» и др. УК Франции не содержит и общего определения соучастия, а лишь называет виды соучастников. Следует отметить и отсутствие норм об уголовной ответственности несовершеннолетних лиц. Это связано, в первую очередь, с тем, что по вопросам ответственности несовершеннолетних действует специальный нормативный акт. Многие уголовно-правовые институты нашли свое закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве.

Помимо УК Франции уголовно-правовые нормы и институты содержатся в других кодексах, специальных уголовных законах и законах, не имеющих, в целом, уголовно-правового характера.

Источником уголовного права традиционно считается Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1958 г. (с последующими изменениями и дополнениями)[11]. В УПК содержится, в частности, важный принцип уголовного права, запрещающий наказывать дважды за одно и то же деяние: «Никакое лицо, законным образом оправданное, не может быть вновь подвергнуто уголовному преследованию… на основании того же деяния, даже если оно иначе квалифицировано» (ст. 368), даются понятия проступка и нарушения (соответственно ст. ст. 381 и 521). В УПК включены также нормы об условном освобождении (ст. ст. 729-733), установлены сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения обвинительного приговора для некоторых категорий преступных деяний (см. ст. 706-31).

Здесь же содержатся очень важные положения об освобождении от уголовной ответственности сотрудников полиции, которые с целью установления лиц, совершивших преступные деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также их соучастников, приобретают, хранят, транспортируют или передают наркотики лицам, совершающим названные преступные деяния, либо осуществляют иные действия, указанные в ст. 706-32 УПК, за исключением подстрекательства (фактически в данном случае речь идет об обстоятельстве, исключающем уголовную ответственность и представляющем собой разновидность крайней необходимости).

В УПК приводится и шкала сроков принудительного заключения, назначаемого в порядке замены штрафа в случае его неуплаты (ст. 750).

В названном Кодексе существуют также нормы, устанавливающие уголовную ответственность за некоторые преступные деяния. Так, например, в ст. 404 установлено уголовное наказание в виде тюремного заключения сроком от 2 месяцев до 2 лет за оказание сопротивления или беспорядки во время судебного заседания.

Кодекс военной юстиции, вступивший в действие 1 января 1966 г. и действующий с изменениями от 21 июля 1982 г., также считается источником уголовного права Франции, поскольку в нем содержатся нормы об уголовной ответственности за воинские преступления.

Уголовная ответственность устанавливается и другими кодексами: Дорожным (за автотранспортные нарушения 1-4 классов), Трудовым, Кодексом жилых и нежилых помещений, Кодексом интеллектуальной собственности, Таможенным кодексом, Налоговым кодексом, Градостроительным кодексом, Кодексом о защите прав потребителей (в основном, речь идет о проступках в области экономики и финансов), Кодексом о здравоохранении и др.

Кодекс о здравоохранении 1953 г. (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает уголовную ответственность за целый ряд проступков, совершаемых как представителями медицинских профессий, т.е. специальными субъектами, так и иными лицами, причиняющими определенный вред здоровью других людей. Так, например, штраф в размере 60 тыс. франков и/или лишение свободы на срок до трех месяцев предусмотрены данным Кодексом за незаконное осуществление медицинской деятельности. В случае рецидива срок и размер наказаний удваивается (ст. L. 376). Уголовная ответственность в виде лишения свободы и штрафа установлена также за присвоение звания врача; незаконное получение представителями медицинских профессий материальных благ от предприятий, производящих товары или ими торгующих, в какой бы то ни было форме, лично или через посредника; заражение венерической болезнью и другие действия.

Уголовная ответственность за целый ряд проступков предусмотрена отдельными законами, не вошедшими ни в один из кодексов. Например, Законом 1966 г. о коммерческих обществах, Законом 1983 г. об азартных играх, Законом 1984 г. о деятельности кредитных учреждений и о контроле за ними, Законом 1985 г. о судебной реорганизации и ликвидации предприятий и др. Одним из наиболее старых, действующих в области уголовного права законов является Закон 1881 г. о прессе.

Таким образом, несмотря на принятие нового УК, процесс кодификации во Франции нельзя считать завершенным.

Источниками уголовного права Франции являются и подзаконные акты, издаваемые исполнительными органами в порядке осуществления ими распорядительной деятельности. Эта специфическая особенность источников французского уголовного права имеет свои конституционные основания.

Подзаконные акты, служащие источниками уголовного права, представлены в двух основных видах: в виде подзаконных актов, имеющих силу закона, и в виде актов, не обладающих таковой.

К подзаконным актам, имеющим силу закона, в первую очередь, относятся те, что были изданы в чрезвычайных исторических обстоятельствах, когда по тем или иным причинам Франция не имела парламента и его функции в полном объеме выполняло правительство. Такими актами были акты Временного правительства, сформированного после революции 1848 г., акты принца-президента в период между 1851-1852 гг., акты правительства Виши в той части, которая не была отменена Ордонансом Временного правительства Франции от 9 августа 1944 г. и последующими актами. Все эти акты обычно издавались в форме ордонансов. Ордонансы издавал также Французский национальный комитет, образованный в Лондоне после оккупации Франции фашистами, впоследствии переименованный во Французский комитет Национального освобождения, а также Временное правительство Франции, вначале действовавшее на территории Алжира, а с июня 1944 г. на территории самой Франции. Ордонанс Временного правительства от 28 августа 1944 г. «О преследовании военных преступлений»- считается одним из важных источников современного французского уголовного права.

К этой же категории актов следует отнести ордонансы, изданные в период четырех месяцев со дня принятия Конституции 1958 г. Статья 91 Конституции установила 4-х месячный срок для создания новых органов власти Франции, в том числе и законодательных, а ст. 92 уполномочила на этот период Совет Министров принимать по рекомендации Госсовета ордонансы, имеющие силу закона. В частности, в этот период был принят Ордонанс № 58-1297 от 23 декабря 1958 г., которым была произведена, пожалуй, самая значительная после 1863 г. реформа УК Франции.

Если до 1958 г. ордонансы, имеющие силу закона, издавались только при чрезвычайных обстоятельствах, то после принятия новой Конституции 1958 г. эта форма законодательной деятельности приобрела «обычный»- характер. Согласно ст. 33 Конституции правительство для осуществления своей программы может испросить у парламента на определенный срок правомочия принимать ордонансы по вопросам, отнесенным ст. 34 Конституции к сфере законодательной деятельности. За этими принимаемыми правительством после согласования с Государственным Советом ордонансами признается сила закона с момента опубликования, однако парламенту должен быть представлен законопроект о ратификации этих ордонансов не позже истечения сроков предоставления законодательных полномочий правительству. Такого рода ордонансы издаются исключительно по вопросам, отнесенным ст. 34 Конституции к законодательной сфере. Это довольно ограниченный круг наиболее важных вопросов нормативной регламентации. В области уголовного права он охватывает лишь определение преступлений и проступков, а также предусматриваемых за них наказаний. Не могут быть регламентированы таким образом, т.е. при помощи ордонансов, полицейские нарушения, поскольку они изъяты из законодательной сферы и отнесены к автономной сфере исполнительной власти.

Ордонансы, имеющие силу закона, могут издаваться правительством не только по полномочию парламента, но и по полномочию нации. Согласно ст. 11 Конституции 1958 г., любой законопроект, относящийся к организации публичной власти, может быть вынесен президентом республики на референдум. Такой законопроект может предусмотреть и наделение главы государства полномочиями на издание ордонансов, имеющих силу закона, для осуществления каких-либо назначаемых правительством мер. Так, одобренный референдумом закон от 8 апреля 1962 г. наделял главу государства полномочиями на издание имеющих силу закона ордонансов для осуществления мер, предусмотренных в правительственном заявлении от 19 марта 1962 г. о самоопределении Алжира. В силу этого одобренного референдумом закона главой государства были изданы ордонансы, среди которых, по крайней мере, три имеют уголовно-правовое значение.

Важным источником уголовного права является Ордонанс № 45-174 от 2. 02. 1945 г. о несовершеннолетних правонарушителях (об ответственности несовершеннолетних). Этот нормативный акт претерпел многочисленные изменения, в особенности после принятия и вступления в действие нового УК Франции. Помимо процессуальных данный правовой документ содержит немало уголовно-правовых положений. Так, например, в нем регламентированы вопросы назначения наказания несовершеннолетним, содержатся положения, ограничивающие назначение несовершеннолетним определенных видов наказания и т.д. Согласно ст. 20-2 Ордонанса трибунал или суд ассизов, рассматривающие дела несовершеннолетних, не могут назначить таким лицам, достигшим 13-летнего возраста, лишение свободы на срок, превышающий половину срока наказания, предусмотренного в санкции статьи. Если предусмотрено пожизненное лишение свободы, несовершеннолетнему не может быть назначено лишение свободы на срок более 20 лет. Правда, в этой же статье содержится оговорка, согласно которой судебные органы могут в порядке исключения, учитывая обстоятельства дела и личность виновного лица, не применять вышеприведенные положения о сокращенном наказании, мотивировав свое решение. К несовершеннолетним не применяются положения УК Франции о периоде надежности (абз. 3 ст. 20-2 Ордонанса), им не может быть назначен штраф на сумму, превышающую половину размера штрафа, предусмотренного в санкции статьи, или более 50 тыс. франков (ст. 20-3 Ордонанса), не назначаются несовершеннолетним такие виды наказания, как запрещение пребывания на французской территории, штрафо-дни, лишение политических, гражданских и семейных прав, запрещение занимать публичную должность и ряд других (ст. 20-4 Ордонанса).

К подзаконным актам, не обладающим силой закона, относятся, в первую очередь, декреты, принимаемые правительством. Эти декреты представлены в нескольких видах. Во-первых, следует сказать о декретах, принимаемых во исполнение предписаний законов. Они призваны обеспечить единообразное применение законодательных актов, принимаются правительством и издаются за подписью президента или премьер-министра республики лишь после одобрения пленарным заседанием Госсовета. Во-вторых, это декреты, принимаемые в Государственном Совете, которые издаются в том же порядке, что и декреты, принимаемые во исполнение законов. Отличие их состоит в том, что они автономно регламентируют те области, которые согласно ст. 37 Конституции, отнесены к самостоятельному регулированию нормативными актами правительства и к законодательной сфере в собственном смысле слова отношения не имеют. Напомним, что ст. 34 Конституции 1958 г. исчерпывающе перечисляет все области, подлежащие законодательной регламентации. Согласно же ст. 37, все остальные вопросы подлежат самостоятельной регламентации актами администрации. В частности, полицейские нарушения регламентируются декретами, принимаемыми в Госсовете. И, наконец, так называемые простые декреты, которые отличаются от первых двух видов декретов правительства как по форме (они принимаются с согласия не пленума, а лишь одной из секций Госсовета), так и по содержанию. По общему правилу, отдельные министры не имеют права издавать подзаконные акты, подлежащие применению за пределами руководимого ими ведомства. Из этого правила могут быть сделаны исключения лишь на основе специального декрета правительства, поручающего министру издать соответствующую инструкцию или распоряжение, имеющие более широкую сферу применения. Таким образом, регламентация специальных сфер управления, оперативно осуществляемых министерствами, относится к исключительной компетенции премьер-министра, как главы правительства. Регламентация специальных сфер управления и образует содержание большинства простых декретов.

Простые декреты являются источниками уголовного права постольку, поскольку они образуют содержание многочисленных бланкетных диспозиций УК Франции или же устанавливают специальные правила, нарушение которых само по себе влечет санкции, предусмотренные УК.

 Французская революция XVIII в. При всем ее нигилистическом подходе к старому праву способствовала тому, что в дальнейшем во Франции происходит рост авторитета закона и превращение его в основной источник права. В глазах французов именно закон, а не обычаи или судебная практика представлялся наиболее эффективным средством упразднения старых феодальных институтов и выработки нового доступного и справедливого права. Созданная уже в конце XVIII — начале XIX в. Под непосредственным воздействием французской революции правовая система Франции в основных своих чертах, несмотря на усложнение ее структуры, модернизацию основных правовых институтов, развитие ее источников, сохранилась и к началу XX в. В XX веке источниками французского права, которые практически не были известны правовой системе предшествующего времени, стали выступать правовые (торговые) обычаи, а также судебная практика в виде решений Кассационного суда. Таким образом, признававшееся в течение длительного времени во Франции в качестве источника права законодательство и основанные на нем нормативные акты исполнительной и муниципальной власти утратили свое исключительное, доминирующее значение.

Во Франции, в отличие от Англии, законодательство периода революции внесло радикальные изменения в уголовное право и перестроило его в соответствии с новыми представлениями о преступлениях и наказаниях. Принятый в революционной обстановке Уголовный кодекс Франции 1791 г. оказался недолговечным. Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила во французском Уголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне I. Хотя Кодекс в ряде моментов представлял собой шаг назад по сравнению с законодательством эпохи революции, в целом он был прогрессивным для своего времени документом. Во Франции до 1992 г. с изменениями и дополнениями действовал УК 1810 г., который в зависимости от политической ситуации включал новые гуманистические или репрессивные положения.

В Уголовном кодексе 1810 г. краткие предварительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний, и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть).

В соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4). Преступные действия подразделяются, в зависимости от их тяжести и характера наказания, на преступления (карались мучительными или позорящими наказаниями), проступки (наказывались исправительными мерами) и полицейские правонарушения (предусматривали наказания полицейского характера). Законодатель устанавливает, что никто не может быть подвергнут наказанию, которое не предусмотрено законом, в том случае, если преступное деяние является преступлением или проступком, или постановлением, если преступное деяние является нарушением. Особенно подчеркивается, что никто не может быть подвергнут наказанию за преступления или проступок, признаки которых не определены законом, или за нарушение, признаки которого не определены постановлением. В законодательном порядке установлено, что наказуемы лишь действия, образующие преступное деяние на момент их совершения. Могут быть назначены только наказания, законно применимые на тот же момент.

В разделе об уголовной ответственности закреплено, что никто не может нести уголовную ответственность иначе как за свои собственные действия. Проработаны уголовно – правовые аспекты ответственности юридических лиц. Юридические лица, за исключением государства, несут уголовную ответственность в случаях, предусмотренных законом или постановлением, за преступные деяния, совершенные в их пользу, их органами или представителями. Однако территориальные единицы и их объединения несут уголовную ответственность только за те преступные деяния, которые могут быть совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом договора о передаче государственно-властных полномочий. Уголовная ответственность юридических лиц не исключает уголовной ответственности физических лиц, являвшихся исполнителями или соучастниками при совершении тех же действий.

Статья 121-3 современного УК гласит, что нет преступления или проступка без умысла их совершить. Однако, если закон это предусматривает, имеется проступок по неосторожности, по небрежности или неумышленное поставление в опасность другого лица. Не существует нарушений в случае действия непреодолимой силы.

В 1981 г. во Франции была отменена смертная казнь, а затем и каторжные работы, и действующий сегодня УК признает следующие виды наказаний: пожизненное заточение или пожизненное заключение; заточение или заключение на срок до тридцати лет; заточение или заключение на срок до двадцати лет; заточение или заключение на срок до пятнадцати лет. Продолжительность срочного заточения или заключения составляет не менее десяти лет. Предусмотрены также исправительные наказания: тюремное заключение, штраф, штраф в виде штрафо-дней, неоплачиваемые работы в общественных интересах, наказания в виде лишения и ограничения прав. В пределах, установленных законом, суд назначает наказания и определяет порядок их исполнения в зависимости от обстоятельств преступного деяния и личности его исполнителя.

В настоящее время действует также наказание в виде режима полусвободы: если суд, правомочный рассматривать дела по существу, назначает наказание тюремным заключением на срок один год или ниже, он может постановить об исполнении наказания в виде тюремного заключения в режиме полусвободы в отношении осужденного, который обоснует это либо своей профессиональной деятельностью, либо своим усердием в получении образования или профессиональном обучении, стажировки или временной работе с целью ресоциализации, либо значительным участием в жизни семьи, либо необходимостью пройти курс лечения. Предусмотрено исполнение наказания по частям: по делам о проступках суд может, по серьезным основаниям медицинского, семейного, профессионального или социального характера, решить, что наказание тюремным заключением сроком не свыше года будет в течение периода, не превышающего три года, исполняться по частям, ни одна из которых не может быть меньше двух дней.                                                  

Отягчающими обстоятельствами являются: 1) действие организованной бандой (любая сформированная группа или любой сговор с целью подготовки, характеризующейся одним или несколькими конкретными действиями, одного или нескольких преступных деяний); 2) предумысел (сформировавшееся до акции намерение совершить определенное преступление или проступок).

УК 1992 г. в особенной части впереди всех ставит преступления против человека и человечества, что, на наш взгляд, является доказательством признания Францией приоритета общечеловеческих, гуманистических ценностей перед государственными и классовыми. Новый УК Франции 1992 г. отличается повышенной уголовно-правовой защитой прав человека и гражданина. В нем особое внимание уделяется таким преступлениям против человека, как дискриминация по религиозным, национальным и другим признакам, похищение или взятие в заложники людей, посягательство на психическую неприкосновенность личности и др. Наблюдается усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления (геноцид, терроризм, вымогательство (рэкет), производство и распространение наркотиков, мошенничество (в том числе компьютерное), и некоторые другие. За совершение вышеуказанных деяний преступнику угрожало суровое наказание, вплоть до пожизненного заключения.

Французский уголовный закон уделяет большое внимание преступлениям против государства, что во многом обусловлено историческими особенностями развития Франции.

Одним из наиболее опасных деяний является геноцид – действия, осуществляемые во исполнение согласованного плана, имеющего целью полное или частичное уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы или группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия, по совершению или принуждению к совершению, в отношении членов этой группы. Являются геноцидом действия: а) умышленное посягательство на жизнь; б) тяжелое посягательство на физическую или психическую неприкосновенность; в) установление таких условий существования, которые влекут полное и частичное уничтожение группы; г) меры, направленные на снижение рождаемости; д) насильственное перемещение детей. Геноцид карается пожизненным заточением.

Депортация, обращение в рабство или массовое и систематическое осуществление казней без суда, похищение людей, за которым следует их исчезновение, пытки или акты жестокости, совершаемые по политическим, философским, расовым или религиозным мотивам и организуемые во исполнение согласованного плана в отношении группы гражданского населения, караются пожизненным заточением.

Умышленное лишение жизни другого человека образует умышленное убийство (ст. 221-1 УК 1992 г.). Умышленное убийство, которое предшествует другому преступлению, сопровождает его или следует за ним, наказывается пожизненным заточением. Наказывается пожизненным заточение также умышленное убийство, если оно совершено в отношении: 1) несовершеннолетнего в возрасте не более пятнадцати лет; 2) родственника по восходящей линии по закону, по рождению или приемных отца или матери; 3) лица, особая беспомощность которого, обусловленная его возрастом, болезнью, физическим недостатком, психическим или физическим дефектом или состоянием беременности, очевидна или известна исполнителю.

Новый УК Франции 1992 г. отличается повышенной уголовно-правовой защитой прав человека и гражданина. В нем особое внимание уделяется таким преступлениям против человека, как дискриминация по религиозным, национальным и другим признакам, похищение или взятие в заложники людей, посягательство на психическую неприкосновенность личности и др. Дискриминацию образует любое различие, проводимое между физическими лицами на основании их происхождения, пола, семейного положения, состояния их здоровья, их физических недостатков, нравов и обычаев, политических взглядов, профсоюзной деятельности, принадлежности или непринадлежности, действительной или мнимой, к какой-либо определенной этнической группе, нации, расе или религии. Также образует дискриминацию любое различие, проводимое между юридическими лицами на основании происхождения, пола, семейного положения, состояния здоровья, физических недостатков, нравов и обычаев, политических взглядов, профессиональной деятельности, принадлежности или непринадлежности, действительной или мнимой, к какой-либо определенной этнической группе, нации, расе или религии, членов или некоторых членов этих юридических лиц. Дискриминация какого-либо физического или юридического лица наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом в 200 000 франков в тех случаях, когда она состоит:

1) в отказе поставить товар или предоставить услугу; 2) в воспрепятствовании нормальному осуществлению какой-либо экономической деятельности; 3)в отказе принять на работу, в наказывании или увольнении какого-либо лица; 4) в том, что поставка товара или предоставление услуги ставится в зависимость от какого-либо условия, основанного на одном из элементов, служащих основанием для дискриминации; 5) в том, что предложение о приеме на работу ставится в зависимость от какого-либо условия, основанного на одном из элементов, служащих основанием для дискриминации.

Однако не следует ответственности за действия, относящиеся:

1) к дискриминациям, основанным на состоянии здоровья, если они состоят в действиях, имеющих целью предупреждение и предотвращение риска смерти, рисков, связанных с посягательством на физическую неприкосновенность человека, или рисков причинения нетрудоспособности или инвалидности; 2) к дискриминациям, основанным на состоянии здоровья или физических недостатках, если они состоят в отказе приема на работу или в увольнении, основанном на непригодности, констатируемой с медицинской точки зрения либо в рамках законов, содержащих уставные требования, относящиеся к государственной службе; 3) к дискриминации в области найма, основанной на принадлежности к тому или иному полу, когда она является, согласно положениям Кодекса законов о труде или законов, содержащих уставные требования, относящиеся к государственной службе, определяющим условием выполнения какой-либо работы или осуществления профессиональной деятельности.

В уголовном законе предусмотрена также ответственность за создание условий труда и проживания, не совместимых с человеческими, что особенно актуально в современную эпоху. Получение от какого-либо лица, вследствие злоупотребления его беспомощностью или зависимым положением услуг, неоплачиваемых или предоставляемых в обмен на вознаграждение, очевидным образом не соответствующее значительности выполняемой работы, наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом в 500 000 франков. Установление для какого-либо лица, вследствие злоупотребления его беспомощностью или зависимым положением, условий работы или проживания, не совместимых с человеческим достоинством, наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом в 500 000 франков.

Главный состав преступлений против чести составляют т. н. сексуальные агрессии. Сексуальную агрессию образует любое сексуальное посягательство, совершенное с применением физического насилия, принуждения, угрозы или обмана. Любой акт сексуального проникновения, какой бы характер он ни носил, совершенный в отношении другого человека с применением физического насилия, принуждения, угрозы или обмана, является изнасилованием. Изнасилование наказывается пятнадцатью годами заточения. Изнасилование наказывается двадцатью годами заточения, если оно:

1) повлекло хроническое заболевание или увечье; 2) совершено в отношении несовершеннолетнего в возрасте не более пятнадцати лет; 3) совершено в отношении лица, особая беспомощность которого, вследствие его возраста, болезни, физического недостатка, физического или психического дефекта или состояния беременности, очевидна или известна исполнителю; 4) совершено родственником по восходящей линии по закону, по рождению или приемным или любым другим лицом, имеющим власть над пострадавшим; 5) совершено лицом, злоупотребляющим властью, которую ему дает занимаемое им положение; 6) совершено несколькими лицами, действующими в качестве исполнителя или соучастника; 7) совершено с применением или с угрозой применения оружия.

Изнасилование наказывается тридцатью годами заточения, если оно повлекло смерть жертвы. Другие сексуальные агрессии, кроме изнасилования, наказываются семью годами тюремного заключения и штрафом (сейчас 700000 франков), если они совершены в отношении: 1) несовершеннолетнего в возрасте не более пятнадцати лет; 2) лица, особая беспомощность которого, вследствие его возраста, болезни, физического недостатка, физического или психического дефекта или состояния беременности, очевидна, или известная исполнителю. Как нетрудно заметить уголовное законодательство Франции особо уделяет внимание такому преступлению как изнасилование, что во многом обусловлено ростом количества преступлений на почве сексуального насилия.

Как и во всяком правовом государстве во Франции большое внимание уделяется охране основных прав и свобод: слова, труда, объединений, собраний и манифестаций. Уголовное законодательство также вносит свой вклад в защиту от посягательств на общественный порядок. Воспрепятствование согласованным образом с помощью угроз осуществлению свободы слова, труда, объединения, собраний и манифестаций наказывается тюремным заключением на срок один год и штрафом в 100 000 франков. Воспрепятствование согласованным образом и с нанесением телесных повреждений, применением насильственных действий, уничтожением, повреждением или порчей имущества, а также воспрепятствованию свобод наказывается тремя годами тюремного заключения и штрафом в 300 000 франков.

Особую категорию уголовных преступлений составляют посягательства на судебную власть и деятельность суда. Оскорбление словами, жестами или угрозами, не преданными гласности текстами или изображениями любого характера или посылками с какими бы то ни было предметами, магистрата, присяжного или любого лица, заседающего в судебных подразделениях, при осуществлении или в связи с осуществлением его обязанностей, которое может привести к посягательству на его достоинство или на уважение, которое надлежит оказывать возложенной на него обязанности, наказывается тюремным заключением на срок один год и штрафом в 100 000 франков. Если оскорбление имеет место в заседании суда высшей или первой инстанции или какого-либо подразделения, осуществляющего функции правосудия, наказание увеличивается до двух лет тюремного заключения и штрафа в 200 000 франков.

Хотелось бы отметить, что система Особенной части уголовного права Франции достаточно сложна. Это объясняется тем, что помимо УК в этом государстве действуют и иные нормативно-правовые акты, которые так же как и в первый, включают нормы, устанавливающие уголовную ответственность за то или иное преступное деяние.

В целом Французское уголовное право характеризуется следующими основными чертами: реализацией принципов и норм международного права, приоритетностью защиты прав личности, повышенной защитой особо уязвимых лиц, усилением ответственности за тяжкие преступления против личности, собственности и государства, широким применением норм – компромиссов, позволяющих освобождать от наказания или смягчать его в случае деятельного раскаяния виновного.

 

2.3 Англо-саксонская правовая система и система уголовного права на примере Великобритании

 

Англосаксонская правовая семья является одной из наиболее распространенных в мире. Ею охватывается территория таких государств, как Англия, США, Канада, Австралия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Почти третья часть населения Земного шара в настоящее время живет по принципам, изначально заложенным в данную правовую семью и, в особенности, в ее ядро — английское право. Строго говоря, сфера применения английского права ограничивается Англией и Уэльсом. Оно не является ни правом Соединенного Королевства, ни правом Великобритании, так как Северная Ирландия, Шотландия, острова Ла-Манша и остров Мэн не подчиняются английскому праву. Следует видеть различие между узкой концепцией английского права, рассматриваемого как свод юридически обязательных норм, и универсальностью этого права, понимаемого как модель для значительной части человечества.

Англосаксонскую правовую семью зачастую называют еще семьей общего права (common law). От других правовых семей она отличается прежде всего тем, что в качестве основного источника права в ней признается судебный прецедент. Согласно существующим правилам, суд при решении какого бы то ни было вопроса является формально связанным решением по аналогичному вопросу, вынесенным вышестоящим судом или судом той же инстанции. Однако фактически в процессе выбора соответствующего прецедента, его толкования, принятия или непринятия под предлогом значительного отличия обстоятельств вновь рассматриваемого дела от ранее рассмотренного и ставшего прецедентом, суд в целом и отдельные судьи обладают значительной свободой. Признание прецедента источником права дает возможность суду фактически творить право.

Следует отметить, что признание прецедента имеет место и за пределами англосаксонского права. Однако при этом он не претендует на роль основного источника права. Последнее свойственно лишь общему праву, которое создается судьями при рассмотрении конкретных дел и разрешении различных споров между людьми. В силу этого общее право нередко именуется «судейским правом» и тем самым выделяется как по названию, так и по содержанию среди других правовых систем. Данная особенность общего права, появившаяся со времени его возникновения и становления, остается свойственной ему и по сей день.

Сохраняются также и другие его особенности. Среди них такие, например, как отсутствие в английской правовой системе, составляющей основу англосаксонского права, четко выраженного по сравнению с континентальным правом деления на отрасли права; ориентация норм общего права — продукта судебной деятельности по рассмотрению конкретных дел прежде всего на разрешение конкретных проблем, а не на формулирование общего правила поведения, ориентированного на будущее; традиционное преувеличение роли процессуального права по сравнению с другими отраслями права, придание ему в ряде случаев большего значения, чем материальному праву и др.

Эти и другие им подобные особенности в той или иной степени охватывают все без исключения правовые системы, входящие в семью англосаксонского права. Наиболее полно и ярко они отражаются в английском праве. Менее отчетливо и последовательно они проявляются в американской и канадской системах права.

Английское право не знало обновления ни на базе римского права, ни в силу кодификации, что характерно для французского права и для других правовых систем XXXомано-германской правовой семьи. Оно развивалось автономным путем, контакты с Европейским континентом оказали на него лишь незначительное влияние. Английские юристы любят подчеркивать историческую преемственность своего права и гордятся этим обстоятельством и не без оснований рассматривают его как доказательство великой мудрости общего права, его способности приспосабливаться к меняющимся условиям, его непреходящей ценности. Не следует преувеличивать этот «исторический» характер английского права. Англичане любят подчеркивать его, подобно тому как французы склонны говорить о рациональности и логичности своего права. На самом деле роль традиций и рационализма в становлении и развитии того и другого права не столь уж различна, так как французское право, как и английское, должно было приспосабливаться к изменениям и учитывать нужды общества, которые всегда были и остаются, в общем, очень сходными.

Современный период английского права хронологически определяется 1832 г. и продолжается до настоящего времени. Этот период отличается значительной трансформацией как государственного механизма, так и правовой системы Англии.

Модернизация, начавшаяся в XIX веке, продолжается и в наши дни, однако в несколько новой форме. Новое течение социалистического плана, стремящееся построить общество на иных основах, заменило течение либеральное, господствовавшее до 1914 года. Общее право переживает в этой связи серьезный кризис, так как характерные для него в силу самой природы формы (казуистические и основанные на судебной практике) плохо увязываются с новыми стремлениями осуществить быстрые и вместе с тем глубокие изменения в обществе.

В английском праве нет классического деления на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости, которое до сих пор определяет всю правовую архитектонику. Такое различие в структурном делении двух основных правовых семей (XXXомано-германской и англосаксонской) имеет не исторически случайный, а глубоко закономерный характер, обусловленный тем, что одна возникает рациональным путем, другая — эволюционным, путем исторического генезиса, постепенного оформления сложившихся отношений. Отсюда различия в структуре XXXомано-германского и англосаксонского права заключаются в разных основаниях их построения а, следовательно, в разной логике их развития.

До недавнего времени наиболее оригинальной стороной английского права была теория источников права, существующих в Англии. Юристы континентальной Европы воспитывались в духе культа закона и восхищения кодексами. Им казалось странным, что столь цивилизованная, крупнейшая торговая страна не восприняла идею кодификации и продолжает придерживаться устаревших, по мнению европейских юристов, позиций, считая судебную практику основным источником права.

Современный период развития англосаксонского права — период кардинальной правовой реформы, суть которой состоит в активизации законодательной деятельности, унификации искового производства, слиянии судов общего права и права справедливости. В данный период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права. Законодательное «наступление» привело к модификации структуры и содержания права, а также самого юридического мышления, правовой доктрины и образования. Если раньше английские юристы обучались главным образом на практике, то в настоящее время приоритет получило университетское образование. При выработке законопроектов учитывается опыт зарубежных стран, в том числе относящихся к XXXомано-германской семье права, идут заимствование и унификация других правовых ценностей. Таким образом, наблюдается постепенное сближение названных правовых систем.

Действующее уголовное право Англии знает двоякого рода источники – судебные прецеденты и законы. Судебные прецеденты опубликованы сборниках старого и нового времени, большинство из которых признаны официальными и на них можно ссылаться в суде. Важным современным сборником общего характера являются выходящие с 1866 г. Судебные отчеты. Особое значение имеют также Сборники судебных решений по уголовным делам и Отчеты по уголовной апелляции (с 1909 г.). Законами со времени укрепления конституционной монархии являются решения парламента, издаваемые с согласия короля в качестве законов. Для некоторых областей уголовного права (например, в отношении нищенства и проституции) имеют значение местные статуты.

Развитие уголовного права Англии в XX веке отражало и меняющиеся общественные условия, в том числе рост преступности. Необходимость перестройки уголовной политики повлекла за собой реформу уголовного права. Наиболее серьезная перестройка английского уголовного права произошла во второй половине XX в., особенно после создания в 1965 г. Правовой комиссии, поставившей своей задачей подготовку кодификации права Англии. Особенно энергично комиссия осуществляла кодификационные работы в области уголовного права. К 1985 г. был подготовлен даже проект уголовного кодекса, опубликованный для ознакомления с ним широкой общественности. Однако принятие этого кодекса затормозилось. Имея в виду в конечном счете кодификацию уголовного права, Правовая комиссия и парламент проделали большую предварительную работу по систематизации уголовного права Англии. В 60—80-е гг. был принят целый ряд важных актов по вопросам общей части уголовного права. Особое место здесь занял Закон об уголовном праве 1967 г., который отменил ставшее анахронизмом традиционное деление всех преступлений на фелонию и мисдиминор. Еще ранее, в 1945 г., была упразднена и такая средневековая категория преступлений, как измена (тризн). В результате целого ряда актов (Закон о преступном покушении 1981 г., Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., серия законов об уголовном правосудии — 1982, 1988, 1991 гг. и др.) подавляющее большинство институтов общей части уголовного права оказалось существенным образом реформированным, старинные правила общего права были потеснены. Они сохранили за собой регулирование таких институтов, как нападение, неоконченное преступление, определение характера вины, но большинство составов преступлений было закреплено в статутном праве (Законы о краже 1968 и 1978 гг., Закон о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г.). В результате активной деятельности парламента в сфере уголовной политики к 90-м гг. XX в. Лишь небольшое число отдельных видов преступлений оказалось в сфере регулирования общего права. В их числе: недонесение об измене, отдельные виды убийств. Основная же масса составов преступлений определяется теперь статутами.

Все преступные деяния делятся в английском уголовном праве на два рода по процессуальному признаку, именно по порядку их преследования, который соответствует большей или меньшей тяжести преступлений; для одних установлен порядок преследования с обвинительным актом, для других – порядок суммарной юрисдикции без обвинительного акта. Так как первый род преступных деяний принято называть собственно преступлением, то всю вторую обширнейшую группу преступных деяний можно было бы назвать проступками; в английской юридической литературе для них соответствующего наименования не существует: по процессуальному признаку они называются «суммарными» преступными деяниями.

Во второй половине XX века в законодательном порядке была введена новая классификация преступных деяний. Это прежде всего выделение более серьезных преступлений, за которые устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Для преступлений этой группы была установлена упрощенная процедура ареста подозреваемого. Для остальных преступлений, как менее общественно опасных, такая процедура ареста не предусматривалась. В Законе о преступлении (наказаниях) 1997 г. говорится о серьезных преступлениях. Преступление, совершенное в Англии и Уэльсе, признается серьезным, если оно является одним из следующих, а именно:

а) покушением, сговором или подстрекательством к тяжкому убийству; б) преступлением, согласно параграфу 4 Закона о преступлениях против личности 1861 г. (подстрекательство к тяжкому убийству); в) простым убийством; г) преступлением, согласно параграфу 18 Закона о преступлениях против личности 1861 г. (умышленное ранение или причинение тяжких телесных повреждений); д) изнасилованием или покушением на изнасилование; е) преступлением, согласно параграфу 5 Закона о половых преступлениях 1956 г. (половые сношения с девушкой в возрасте до 13 лет); ж) преступлением, согласно параграфу 16 (владение огнестрельным оружием с намерением причинить вред), параграфу 17 (сопротивление аресту) или параграфу 18 (ношение огнестрельного оружия с преступным намерением) закона об огнестрельном оружии 1968 г.; и) ограблением, если во время совершения преступления преступник владел огнестрельным оружием или его имитацией в значении данного Закона.

Английское право не безусловно исключает юридические лица из числа возможных субъектов преступления. Корпорация не может быть привлечена к ответственности за деяние, влекущее за собой личное наказание. Но корпорация может быть осуждена и подвергнута денежному штрафу за «пасквиль», за причинение вреда или за проявившееся в бездействии или злоупотреблении властью нарушение какой-либо обязанности, возложенной законом. Хотя твердых правовых критериев уголовной ответственности юридических лиц английское право не выработало.

Лицами, которые освобождаются от уголовной ответственности в силу занимаемого ими положения, являются:

2) Король, который «не может совершить преступления» ибо «его воля слишком совершенна, чтобы творить неправду». 2) Послы и лица, входящие в состав служебного персонала посольства иностранного государства. В случае освобождения дипломатического представителя от занимаемой им должности он немедленно утрачивает привилегию безответственности за преступное деяние, какое может быть им совершено.

Основным вопросом в учении о субъекте преступления – физическом лице является вопрос о невменяемости. По английскому праву невменяемость может быть обусловлена возрастом, душевной болезнью, опьянением.

Английское уголовное право долго страдало пороком безрассудной и варварской жестокости. В качестве примера такой жестокости достаточно упомянуть, что до 1783 г. карался смертной казнью тот, кого в течение месяца видели в обществе цыган. Но со временем уголовное законодательство в Англии сделало уступки требования цивилизации, на которые обычно ссылались при обсуждении проектов дальнейшего смягчения наказаний. Тем не менее и теперь английское уголовное законодательство остается одним из наиболее суровых.

После 1948 г. английское уголовное право знает три наказания: 1) смертную казнь; 2) тюремное заключение; 3) штраф. В настоящее время они отменены. Закон 1965 г. приостановил применение смертной казни на пять лет в качестве уголовного наказания за умышленное убийство. Практически в качестве уголовного наказания применяются тюремное заключение и штраф.

До 1965 г. смертная казнь применялась в четырех случаях: за умышленное убийство, за измену государю или отечеству, за пиратство с насилием и за поджог королевских кораблей, портов, складов. Практически смертная казнь чаще всего за умышленное убийство. Законом 1933 г. возраст, до которого смертная казнь не применялась, был повышен до 18 лет.

Законом 1948 г. была отменена каторга как особый вид наказания, упразднено также тюремное заключение с тяжкими работами. Отменены также три степени (по виду режима) тюремного заключения за преступления.

Наказание штрафом занимает в английском уголовном праве большое место. Штраф в качестве меры наказания чаще всего применяется за автотранспортные преступления, некоторые половые преступления и иные преступления против нравственности. Еще Энгельс отмечал обилие штрафных санкций в английском уголовном праве как очень яркое проявление классового неравенства. Неуплата штрафа влечет за собой тюрьму, в которую направляются также и лица, не уплатившие, хотя бы и вследствие неимения средств, алиментов или налогов. По закону 1935 г. приказ о заключении в тюрьму за неуплату штрафа лицом, которому был назначен срок для уплаты, выдавался после предварительно произведенной в присутствии этого лица проверки его средств.

Английское право предусматривает также условное осуждение виновного без назначения наказания. Этот сравнительно новый институт неразрывно связан с очень старым институтом ручательства, суть которого состоит в том, что лицо, от которого, по постановлению суда, должно быть отобрано ручательство, обязуется уплатить в доход казны известную сумму с тем, что от этого обязательства оно освобождается, если выполнит условие  (это может быть явка в суд к определенному сроку и ненарушение до этого срока мира в отношении короля и его подданных, или только ненарушение мира в течение определенного времени, или хорошее поведение вообще в течение известного промежутка времени). От лица, от которого требуется ручательство, одновременно может быть потребовано и поручительство одного или нескольких, как гарантия выполнения обязательства, изложенного в ручательстве. Закон 1967 г. об уголовном правосудии ввел ряд новых правил, касающихся условного осуждения. Так, условное осуждение к тюремному заключению допускается на срок от одного года до трех лет (операционный срок). 

Далее мы остановимся на рассмотрении преступлений, которые являются наиболее важными по составу и особенно ярко вскрывают природу английского капитализма.

Государственные преступления и преступления против порядка управления В английском праве эти преступления носили до 1945 г. название “измены” и рассматривались как нарушение верности королю, измена государю. В этой концепции сохранялся пережиток средневековья, когда верность была тем идеологическим орудием, которое служило укреплению власти сеньоров, помещиков, главы семейства. В разделе о государственных преступлениях мы рассмотрим преступления против внешней безопасности государства, посягательства на главу государства и внутреннюю безопасность государства и посягательства на избирательные права граждан.

К преступлениям против внешней безопасности государства Закон 1870 г. относит измену, под которой понимается ситуация, когда кто-либо, примкнув к врагам короля в его державе, окажет им содействие или помощь в пределах державы или где-либо в ином месте. По закону 1870 г. изменники приговаривались к повешению. Во время второй мировой войны был издан Закон о государственной измене (1940 г.), в статье 1 которого указывалось: всякий, кто с намерением оказать помощь врагу вступит в сговор с другими лицами с целью совершения действий, содействующих морским, сухопутным или воздушным операциям противника, препятствующих аналогичным операциям вооруженных сил его величества или ставящих под угрозу человеческие жизни, виновен в совершении фелонии и подлежит смертной казни. К этой категории преступлений относится также шпионаж, предусмотренный законами 1911, 1920 и 1939 гг. о государственной тайне. Шпионаж влечет за собой наказание в виде лишения свободы до 14 лет. Законы эти предусматривают ряд деяний, рассматриваемых как посягательство на интересы охраны государственной тайны от выдачи ее представителям иностранного государства.

Выдающуюся особенность английского законодательства о шпионаже составляют те презумпции виновности, которые в нем установлены. Так, «если какой-нибудь снимок, план, образец, заметка, материал, документ или сведения, имеющие отношение к месту, запретному в смысле закона, будут сделаны, добыты или переданы лицом, не имеющим на то законных полномочий, то до тех пор, пока противное не будет доказано, должно считаться, что указанное было сделано, добыто или передано с целью, угрожающей безопасности или интересам государства». Своими всеобъемлющими перечнями в соединении с установленными презумпциями английские законы о государственной тайне открывают широкое поле для преследования лиц, в отношении которых имеются лишь смутные подозрения.

 

 

К посягательствам на главу государства и внутреннюю безопасность государства относятся, прежде всего, следующие преступления, предусмотренные законами об измене 1351 и 1795 годов: 1) посягательство на жизнь к короля, королевы или их старшего сына – наследника престола, на их телесную неприкосновенность или на лишение их свободы, а равно и намерение совершить эти преступления, если только такое намерение проявилось в каком-либо открытом действии (например, написанные слова); 2) изнасилование супруги короля (но не вдовы его), его старшей незамужней дочери, супруги старшего сына – наследника короля; 3) восстание против короля За все эти действия предусмотрено наказание в виде смертной казни (закон 1848 г. смягчил наказание, предусматривая в качестве максимального наказания пожизненную каторгу).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 319.