Если обобщить имеющиеся в научной и учебной литературе высказывания относительно принципов права, то можно отметить следующее.
Во-первых, принципы права — это определенные правовые идеи, которые формируются в сфере правосознания (господствующей правовой идеологии) и затем получают свое выражение в праве, в правовых нормах. Это идеи о том, какими должны быть позитивное право и осуществляемое им правовое регулирование общественных отношений. Формирование данных идей может происходить как стихийно, спонтанно, так и под влиянием юридической науки и практики, а на их содержание могут оказывать воздействие экономические, политические, идеологические и прочие факторы.
Во-вторых, принципы права — это не просто правовые идеи, а правовые идеи, нашедшие отражение в действующем позитивном праве, так или иначе закрепленные в нем. Идеи, не получившие закрепление в позитивном праве, так и остаются идеями правосознания и принципами права не являются. Закрепление правовых идей в позитивном праве может осуществляться двояко: одни правовые идеи могут быть сформулированы в виде конкретных норм права, которые называют нормами-принципами, другие же как бы растворяются в содержании различных правовых норм и «извлечь» их можно лишь в результате теоретического анализа целых институтов и даже отраслей права.
В-третьих, принципы права — это не любые правовые идеи, получившие закрепление в праве, а лишь основополагающие идеи, идеи, которые составляют главное содержание права и выступают в качестве своеобразных несущих конструкций как всей системы права, так и отдельных её подразделений — институтов, отраслей и т.д. Составляя главное содержание права, принципы права образуют основу системы права и её структурных подразделений, обеспечивая внутреннее единство и согласованность правовых норм, стабильность всей системы права.
В-четвертых, принципы права — это такие закрепленные в праве правовые идеи, которые выступают в качестве исходных, основополагающих начал правового регулирования общественных отношений. Принципы права — это основные нормы, выражающие наиболее общие требования, которые лежат в основе правового регулирования общественных отношений в целом или их отдельных видов и в соответствии с которыми формируются все остальные нормы права.
Принципы права как закрепленные в праве исходные положения, руководящие идеи, составляющие главное содержание права и выступающие в качестве основополагающих начал правового регулирования общественных отношений, не следует отождествлять с правовыми принципами, хотя такое отождествление встречается сплошь и рядом. Многие авторы не видят никакого различия между принципами права и правовыми принципами, считая эти понятия идентичными. В то же время не все правовые идеи, рассматривающиеся в качестве правовых принципов, являются принципами права. Так, например, выделяемые в научной литературе принципы правосознания едва ли правильно называть принципами права, хотя они, безусловно, являются правовыми принципами. На наш взгляд, понятие «правовой принцип» шире, чем понятие «принцип права», вследствие чего принципы права нужно рассматривать как разновидность, часть правовых принципов.
Принципы права как элементы системы права носят разноуровневый характер. В литературе принято выделять общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые принципы права. Общие — это принципы, присущие всей системе права. Они выступают в качестве наиболее общих начал, на которых основаны право и правовое регулирование в данном конкретном государстве. Чаще всего к таким принципам относят присущие многим современным правовым системам принципы демократизма, гуманизма, справедливости, равенства всех перед законом, единства юридических прав и обязанностей и некоторые другие. Межотраслевые — это принципы, выступающие в качестве основных начал сразу нескольких отраслей права (двух и более). Например, межотраслевым можно считать принцип гласности судопроизводства, поскольку он характерен как для уголовно-процессуального, так и для гражданского процессуального права — двух важнейших отраслей права. Наконец, отраслевые — это принципы отдельных отраслей права: конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и т.д.
Нормы права (они же — правовые, юридические нормы) являются, первичными элементами системы права, её, можно сказать, «элементарными частицами». Это вытекает из того, что право состоит из норм, является их системой. Можно выделить следующие признаки правовых норм:
Во-первых, нормы права — это правила поведения, т.е. правила, определяющие поведение людей, их коллективов, организаций в той или иной жизненной ситуации (слово «норма» в переводе с латинского означает «образец», «правило поведения»).
Во-вторых, нормы права — это правила поведения общего характера. Они адресуются не конкретным лицам, а как бы любому и каждому и рассчитаны на неопределенное множество типичных жизненных ситуаций.
В-третьих, нормы права — это общеобязательные правила поведения. Они обязательны для любого, кто окажется в сфере действия той или иной правовой нормы.
В-четвертых, нормы права — это правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. В современном праве подавляющее большинство составляют нормы, устанавливаемые непосредственно государством, его органами. Особенно это характерно для XXXомано-германской и англосаксонской правовых систем, которые утвердились в большинстве стран мира. В то же время практически во всех странах имеет место санкционирование. Оно выражается в том, что государство либо придает юридическую силу тем или иным неюридическим нормам (например, обычаям), либо разрешает устанавливать нормы права негосударственным органам и организациям.
В-пятых, нормы права — это правила поведения, которые охраняются государством, обеспечиваются его принудительной силой. Государство, установив или санкционировав нормы права, берет их под свою защиту, охраняет различными мерами принуждения, вплоть до самых суровых (например, за отдельные противоправные деяния устанавливает смертную казнь).
В-шестых, нормы права — это правила поведения, которые направлены на регулирование общественных отношений. В этом состоит назначение правовых норм. Государство устанавливает или санкционирует нормы для того, чтобы урегулировать, упорядочить соответствующим образом определенные общественные отношения.
Таковы, на наш взгляд, основные признаки правовых норм, которые во многом совпадают с признаками самого права. Нормы права, как правила поведения и регуляторы общественных отношений, весьма и весьма разнообразны. В связи с этим возникает необходимость в их классификации. В отечественной теории государства и права вопрос о классификации правовых норм не имеет однозначного решения и является довольно запутанным. Чуть ли не каждый автор предлагает свой вариант классификации, хотя нередко и основания классификации, и выделяемые в соответствии с ними виды правовых норм у разных авторов совпадают.
Не вдаваясь в анализ существующих по данному вопросу позиций и не преследуя цели рассмотреть как можно больше классификаций правовых норм (что, кстати, часто имеет место), остановимся только на некоторых, как представляется, наиболее важных классификациях.
Прежде всего нормы права необходимо классифицировать с учетом той роли, которую они играют в процессе регулирования общественных отношений, принимая во внимание их «специализацию» как регуляторов общественных отношений. По данному основанию можно выделить конститутивные, регулятивные, охранительные и вспомогательные нормы.
Конститутивные — это нормы, закрепляющие в наиболее общем виде систему общественных отношений и основные начала правового регулирования. Конститутивные нормы, в свою очередь, могут быть подразделены на общеустановительные (общезакрепительные) и декларативные. К общеустановительным (по терминологии некоторых авторов — общезакрепительным) относятся правовые нормы, закрепляющие основы государственного и общественного строя (форму правления, форму государственного устройства, политический режим и т.д.) и другие исходные положения (например, действие нормативных правовых актов во времени и в пространстве). К декларативным относятся нормы, закрепляющие принципы права, а также цели и задачи правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Регулятивные — это нормы, устанавливающие юридические права и обязанности участников общественных отношений, регулируемых правом. Эти нормы определяют, как могут или должны вести себя участники общественных отношений в той или иной ситуации. Регулятивные нормы в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на управомочивающие, обязывающее и запрещающие. К управомочивающим относятся нормы, устанавливающие юридические права. Эти нормы говорят о том, какие действия могут совершать участники общественных отношений, что им дозволено, разрешено. Управомочивающие нормы обычно содержат следующие слова: «вправе», «имеет право», «может», «разрешено», «дозволено». К обязывающим относятся нормы, устанавливающие так называемые позитивные юридические обязанности, т.е. обязанности совершить те или иные действия (выполнить работу, уплатить долг, передать вещь и т. п.). В содержании таких норм присутствуют слова «должен» или «обязан». Запрещающие— это нормы, устанавливающие юридические запреты. Запреты — это тоже обязанности, но обязанности воздерживаться от совершения тех или иных действий. В запрещающих нормах можно встретить слова «запрещено», «нельзя», «не вправе», «не имеет права», «не может», «не дозволено», «не разрешено», «не должен».
Охранительные (некоторые авторы называют их правоохранительными) — это нормы, направленные на обеспечение действия конститутивных и регулятивных норм. Они предусматривают меры государственного принуждения, иные неблагоприятные последствия, которые может повлечь за собой нарушение конститутивных и регулятивных норм. Охранительные нормы могут быть подразделены на карательные (наказательные) и правовостановительные. Карательные нормы предусматривают различные меры наказания (лишение свободы, штраф, лишение каких-либо прав и т.д.), которые могут быть применены в связи с совершением определенных противоправных деяний. Правовостановительные нормы предусматривают не меры наказания, а защиту и восстановление нарушенных прав (например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов и т. д.).
Вспомогательные — это нормы, так или иначе обеспечивающие действие и конститутивных, и регулятивных, и охранительных норм. К ним следует отнести дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы. Дефинитивные нормы — это нормы-определения, т. е. нормы, содержащие определения тех или иных понятий (дефиниция в переводе с латинского означает краткое определение, толкование слова). Законодатель устанавливает подобные нормы в целях единообразного понимания тех или иных терминов, понятий, встречающихся в законодательстве. При этом данные термины, понятия при решении юридических вопросов не могут определяться иначе, чем это установлено дефинитивной нормой. Коллизионные — это нормы, призванные устранять противоречия, которые могут возникнуть между другими, чаще всего регулятивными, нормами права (коллизия в переводе с латинского означает столкновение). Например, в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Оперативные — это нормы, с помощью которых другие нормы права либо вводятся в действие, либо отменяются, либо пролонгируются (продлеваются в своем действии), либо распространяются на новый круг общественных отношений.
С учетом объема регулирующего действия нормы права принято подразделять на общие и специальные. Общие — это нормы, охватывающие, как правило, все институты той или иной отрасли права и регулирующие определенный род общественных отношений. Специальные — это нормы, относящиеся к какому-либо институту права и регулирующие соответствующий вид общественных отношений. Некоторые авторы в этой классификации выделяют также исключительные нормы, относя к ним нормы, устанавливающие исключения из общих и специальных норм.
В научной и учебной литературе предлагаются и другие классификации правовых норм.
Остановимся ещё на одном вопросе — о структуре правовых норм, т.е. их внутреннем строении. Здесь сразу же необходимо подчеркнуть, что данный вопрос в отечественной юридической науке относится к числу дискуссионных. Большинство исследователей полагает, что каждая правовая норма состоит обязательно из трех частей (элементов) — гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотезой (от греч. «hypothesis» — основание, предположение) принято называть ту часть правовой нормы, где говорится об условиях, обстоятельствах, фактах, при наличии или отсутствии которых, норма права будет действовать, применяться. Диспозицией (от лат. «dispositio» — расположение) считается само правило поведения, т.е. это та часть правовой нормы, где указывается на юридические права и обязанности участников регулируемого нормой права общественного отношения. Санкцией же (от лат. «sanctio» — строжайшее постановление) именуется та часть правовой нормы, где говорится о мерах юридической ответственности и других неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения правила поведения, т.е. диспозиции. По мнению сторонников данной точки зрения схематично норма права выглядит так: «если.., то.., иначе», где «если» — это гипотеза, «то» — диспозиция, «иначе» — санкция.
На наш взгляд, нормы права — это не сконструированные теоретическим путем из различных нормативно-правовых предписаний правила поведения, состоящие из гипотезы, диспозиции и санкции, а закрепленные в статьях нормативных правовых актов предписания, установления, которые хотя и не всегда выглядят как правила поведения, но таковыми считаются. Не случайно в справочной литературе, в частности в словарях, слово «норма» толкуется не только как правило, образец, но и как узаконенное установление, обязательный порядок. Поэтому любое установление, содержащееся в статьях нормативных правовых актов, должно расцениваться как норма права независимо от того, из каких частей оно состоит. В противном случае все нормы окажутся «на одно лицо» и мы не сможем классифицировать их по целому ряду оснований (например, с учетом их роли в правовом регулировании).
Говоря о структуре правовых норм, нельзя не отметить точку зрения представителей науки уголовного права, многие из которых считают, что нормы Особенной части Уголовного кодекса (это нормы, предусматривающие уголовную ответственность за конкретные виды преступлений) состоят из двух элементов: диспозиции и санкции. При этом диспозицией называется та часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание соответствующего вида преступления. По мнению сторонников данной точки зрения в нормах Особенной части Уголовного кодекса гипотеза и диспозиция сливаются, поскольку указание на тот или иной вид преступления свидетельствует о том, что такого рода деяния запрещаются.
Думается, что подобная точка зрения вносит лишь путаницу в вопрос о структуре правовых норм. В теории государства и права та часть правовой нормы, где дается описание условий, обстоятельств, фактов, при которых норма будет действовать, применяться, традиционно именуется гипотезой. Поэтому едва ли правильно именовать диспозицией ту часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание преступления.
Институт права (он же — правовой институт) — следующий, более крупный элемент системы права. Под институтом права принято понимать совокупность (или систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Нормы права, будучи правилами поведения общего характера, регулируют не единичные общественные отношения, т.е. отношения, возникающие между конкретными лицами и носящие разовый характер, а определенные виды общественных отношений. Но чтобы урегулировать тот или иной вид общественных отношений, требуется, как правило, не одна норма, а целая совокупность связанных между собой правовых норм. Такая совокупность и называется институтом права.
Институты права обычно считаются элементами не столько системы, сколько отрасли права, так как каждая отрасль права складывается из определенных институтов права и институты права существуют только в составе отраслей права. То есть в системе права мы не найдем правовых институтов, которые не входили бы в состав той или иной отрасли права. Вместе с тем встречаются институты, которые входят в состав сразу нескольких отраслей права, поскольку состоят из норм разных отраслей права. Такие институты называются межотраслевыми или смешанными. Например, в системе российского права к таким институтам относятся институт государственной собственности, институт дисциплинарной ответственности, институт опеки и попечительства и некоторые другие. Кроме того, в составе отдельных отраслей права существуют и так называемые комплексные или сложные институты права, которые, будучи крупными институтами, состоят из более мелких институтов, именуемых субинститутами. В ряде учебников по теории государства и права выделяются другие виды правовых институтов, однако не все из них могут быть безоговорочно приняты. Например, едва ли правильно выделять такие виды правовых институтов, как регулятивные и охранительные институты. Поскольку институт права составляют нормы, призванные урегулировать какой-то вид общественных отношений, то это могут быть и конститутивные, и регулятивные, и охранительные, и вспомогательные нормы, потому что всесторонне урегулировать тот или иной вид общественных отношений при помощи только, скажем, регулятивных или охранительных норм практически невозможно.
Правовые институты, нормы которых регулируют какую-либо сферу или область общественных отношений, в своем единстве образуют определенную отрасль права. Отрасль права — это, как принято считать, самый крупный элемент системы права, это совокупность (или система) правовых норм, регулирующих какую-либо сферу (или область) общественных отношений. Если институт права содержит нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, то отрасль права — нормы, регулирующие какую-либо сферу (или область) общественных отношений.
В учебниках по теории государства и права можно встретить различные классификации отраслей права. Так, например, выделяются отрасли публичного и отрасли частного права, отрасли материального и отрасли процессуального права. Такие классификации в принципе приемлемы, однако в них есть определенная доля условности.
Система права может включать в свой состав и такие правовые общности, как международное и национальное (внутригосударственное) право. Это связано с интеграцией международного права в структуру национальных правовых систем. Вообще международное право — это самостоятельная система права, в состав которой входят нормы, регулирующие отношения между государствами. Данная система имеет свои институты и отрасли права, свои правовые общности (например, международное публичное и международное частное право). В то же время международное право оказывает серьезное влияние на право конкретных государств, на национальные правовые системы, внедряясь в их структуру. Это обусловлено все возрастающим сотрудничеством различных государств мира друг с другом, заключением между ними договоров, пактов, конвенций, соглашений, вступлением государств в международные организации, сообщества и т. д. В этой связи государства, как правило, включают в состав своего национального права определенные принципы и нормы международного права.
В отдельных системах права могут быть выделены и некоторые другие правовые общности. Например, в праве англосаксонской правовой семьи (право Англии, США, Канады и других государств) могут быть выделены такие правовые общности, как общее право и право справедливости, которые, как принято считать, соответствуют публичному и частному праву, имеющим место в правовых системах XXXомано-германской правовой семьи.
Система уголовного права.
Уголовное право представляет собой расположенную в строгой логической последовательности систему общеобязательных норм, устанавливающих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействие) признаются преступными и какое наказание применяется за их совершение.
Слово уголовный возникло на основе древнерусского слова голова, отсюда убийца именовался «головник», а убийство — «головничьство», «головьщина», «поголовьщина». По мнению известного исследователя этимологии русского языка А.Г. Преображенского, термин «уголовный» в изначальном смысле означал «имеющий отношение к убитому, к голове, к жертве убийства». С течением времени произошло некоторое расширение значения термина «уголовный». В качестве семантической параллели А.Г. Преображенский, объясняя это слово, приводит сравнение с латинским словом res capitais — «дело, грозящее казнью», т.е. уголовное дело. Нетрудно заметить, что смысл и значение слова «уголовный» постепенно переместилось с потерпевшего на преступника и употреблялось применительно только к одному и самому древнему виду преступления — убийству. Отсюда многие авторы с полным основанием утверждают, что в первоначальном смысле термин «уголовное право» означал — «отвечать головой».
Уголовное право с момента своего возникновения было призвано охранять общество от посягательств, угрожающих основам существования человека. С возникновением частной собственности, разделением общества на классы и появлением государства и судебной системы устанавливаются уголовно-правовые запреты за совершение особо опасных деяний. Библейские заповеди «не убий», «не укради» основываются на том, что убийство и кража были самыми древними видами общественно опасных деяний, от совершения которых предостерегал этот древнейший религиозный памятник. Первые уголовно-правовые запреты возникли из обычаев кровной мести и были направлены на подчинение интересов индивида интересам общества. Уголовное право развивалось медленно, сохраняя такие формы самозащиты отдельных родов, семей и людей, как кровная месть, талион, композиция. Еще не существовало четкого различия между преступлением и гражданским правонарушением. Постепенно кровная месть, талион и композиция вытеснялись мерами уголовного наказания. Дошедшие до нас законодательные памятники различных древних народов: Индии (Законы Ману — 1200 г. до н.э.); законы Ассирии (около 1500 г. до н.э.); Судебник вавилонского царя Хаммурапи (1914 г. до н.э.); законы Древней Греции (Законы Дракона — 621 г. до н.э. и Законы Солона — 409 г. до н.э.); Законы Древнего Рима (Закон XII таблиц — 450 г. до н.э.) и др. свидетельствуют о том, что уголовное право древних государств было направлено прежде всего на защиту государства, религии, собственности, личности и носило классовый характер. Так, за преступления против частной собственности, начиная от покупки заведомо краденого и кончая грабежом, в качестве обычного наказания назначалась смертная казнь. Нормы уголовного права содержались в одном из древнейших памятников Древней Руси — «Русской Правде». Преступление в «Русской Правде» именовалось обидой, а наказание за нее осуществлялось в соответствии с установленными правилами. При этом преследование обидчика предоставлялось на усмотрение потерпевшего или его близких родственников. «Русская Правда» знала преступления, которые преследовались не потерпевшим, а общиной в целом. В качестве наказания предусматривались: месть, поток, разграбление и система выкупов. Смертная казнь применялась без суда в порядке расправы веча или князя над своими противниками.
Известно, что система права любого современного государства состоит из ряда отраслей: конституционное право, административное, гражданское и т. д. В ряду этих и других отраслей находится и уголовное право. Будучи составной частью системы права, уголовное право является одной из его отраслей, которой присущи все признаки, свойственные праву в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т. д.), а также специфические отраслевые признаки. От других отраслей оно отличается, в первую очередь, предметом, т. е. кругом регулируемых общественных отношений. Правда, в общей теории права получила распространение точка зрения, в соответствии с которой уголовное право лишено самостоятельного предмета регулирования; общественные отношения регулируют другие отрасли права (государственное, административное, гражданское и т. д.), уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения.
Поскольку право диктует исходящие от государства общеобязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное. Поэтому неверно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санкция в принципе не может применяться за нарушение, например, административно-правового запрета, касающегося специфических общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.
Сведение функций уголовного права лишь к охранительной нередко приводит к расширению сферы охраняемых им общественных отношений. В юридической литературе встречаются утверждения, что нормы уголовного права являются средством охраны всех общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Здесь налицо явное преувеличение охранительной роли уголовного права. Уголовно-правовые санкции призваны защищать наиболее важные права, свободы и интересы личности, общества и государства. Чрезмерное расширение сферы уголовного права может привести лишь к отрицательным последствиям как для общества, так и для личности.
Предметом уголовного права являются общественные отношения, которые возникают в связи с совершением лицом преступления и применения к нему наказания.
Уголовное право обладает специфическим методом правового регулирования. В отличие от других норм права, устанавливающих дозволения, предписания и запреты, уголовно-правовые устанавливают почти исключительно запреты, а суть предписаний сводится к неукоснительному соблюдению этих запретов. В силу этого уголовно-правовому регулированию присущ императивно-запретительный метод.
Помимо метода правового регулирования уголовное право характеризуется и особыми методами охраны общественных отношений: применение уголовно-правовых санкций, т.е. различных видов уголовного наказания; освобождение от уголовной ответственности; применение принудительных мер медицинского характера.
Уголовное право разделяется на две части: Общую и Особенную. Общая часть включает нормы уголовного права, в которых закрепляются его общие принципы, институты и понятия, а также основные положения, определяющие основания и пределы уголовной ответственности и применения наказания, порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. В нормах Общей части регламентируются наиболее важные вопросы, относящиеся к основным понятиям уголовного права — уголовному закону, преступлению и наказанию.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.