I ЭТАП. РАЗВИТИЕ НАВЫКА СВЯЗНОГО ГОВОРЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На первом этапе применялись приемы для активации содержательной и языковой сторон речевого высказывания.

1.Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требовалось:

- отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанные логопедом рассказ: расположить их в последовательности протекания событий;

- восстановить заданный порядок картин-событий по ранее прочитанному рассказу, т.е. по памяти;

- найти место «пропавшей» картинке в ряду других: вариантом этого приема является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других;

- найти «ошибку» логопеда и восстановить деформированный порядок в серии картинок; этот вид работы развивает соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала;

- расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным учителем-логопедом. Опорными словами могут служить как наименования предметов, так и наименование действий;

- найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий;

- самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;

- найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок и т.д.

2. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок:

- найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить её место в ряду заданных;

- выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке; отобрать из нескольких наборов картинок (сюжетных серий) элементы, адекватные заданному;

- «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают снежную горку» - «ловят рыбу»; затем эпизоды близких ситуаций: «ловят рыбу» - «случай на реке»);

- подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения (субъкты и объекты ситуации);

- подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения (рассказывания).

3. Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материала а затем самостоятельно.

4. Игры в «семантические абсурды», когда детям предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры подготавливаю детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимание на выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения.

5. Ассоциативные игры, цель которых – актуализация процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющего у ребенка словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:

- любого слова к заданному (тренировка быстроты реакции);

- слова (слов), близко по смыслу к заданному;

- слова (слов), противоположного по значению;

- ряда слов к заданному;

- слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял»);

- слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);

- слова по ряду заданных («кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток, рубанок?»);

- слов для адекватного завершения смысла высказывания «Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную банку);

- слова, не подходящего по значению к данным (вернулся-отвернулся-возвратился);

- слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся – засмеялся – захохотал).

Проведение словесных игр имеет особое значение ввиду их направленности на формирование семантических полей значений.

6. Чтение как специальный прием, создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказу, стиху. Этому способствует чтение с различными установками, нацеливающими на придумывание начала, конца, середины к прочитанному тексту.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.