Органы местного самоуправления (далее - ОМС) по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:
· рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;
· анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для выяснения условий, ущемляющих права потребителей;
· извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;
· приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;
· защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.
Данные полномочия реализуются ОМС в соответствии с ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.
МАП России разработало методические рекомендации для ОМС по организации защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий.
ОМС осуществляют свою деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям:
· формирование в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координация деятельности входящих в нее организаций;
· координация деятельность структурных подразделений местной администрации по вопросам, затрагивающим законные интересы и права потребителей;
· взаимодействие с органами государственной исполнительной власти и контрольно-надзорными органами по вопросам защиты прав потребителей;
· подготовка проектов нормативных актов по вопросам защиты прав потребителей;
· разработка предложений по совершенствованию защиты прав потребителей;
· подготовка предложений о разработке и содержании программ по защите прав потребителей;
· оказание помощи уполномоченным поселковым и сельским администрациям в работе по защите прав потребителей;
· сотрудничество с общественными объединениями потребителей,
· содействие развитию общественного потребительского движения;
· оказание помощи потребителям в реализации их законных прав (рассмотрение письменных и устных обращений и заявлений потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей и т.д.)
ОМС вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:
· при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;
· по утвержденному плану работы;
· по поручениям руководства ОМС как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;
· совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
ОМС являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей ОМС самостоятельно формируют соответствующие структуры.
Законодательство предоставляет ОМС право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды ОМС вправе согласно ст.44 ФЗ "О защите прав потребителей" информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, обращаться в суды в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей). При этом Закон определяет, что пятьдесят процентов суммы взысканного судом штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя перечисляются ОМС, выступившему с заявлением в защиту прав потребителя.
Местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных структур не наделены контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить, - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности. Но отсутствие у местных органов по защите прав потребителей права привлекать нарушителей к административной ответственности отнюдь не означает их слабости или ненужности. Эти органы могут применять к нарушителям закона достаточно эффективные меры.
Во многих отделах по защите прав потребителей созданы списки хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих права потребителей. Эта информация публикуется в средствах массовой информации. Специалисты ОМС направляют информацию о нарушениях прав потребителей в соответствующие федеральные органы, передают материалы в суд.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.