История развития защиты прав потребителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики

«Государственное регулирование защиты прав потребителей в Российской Федерации»

 

Выполнила студентка:

очной формы обучения

Специальности: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

3 курса 1 группы

Загрядская Мария Игоревна

 

Руководитель:

к.э.н., доцент Толкачев П. С.                                                    (подпись)

 

 

Москва – 2010

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Общие положения о государственном регулировании защиты прав потребителей …………………………………………………………..4

      1.1. История развития защиты прав потребителей…………………..4

      1.2. Законодательная защита прав потребителей…………………….5

      1.3.Основные понятия, применяемые в Законе РФ « О защите прав потребителей»…………………………………………………………………6

Глава 2. Государственное регулирование защиты прав потребителей в Российской Федерации на современном этапе ……………..………..….9

     2.1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей……….

    2.2.Государственное регулирование в области защиты прав потребителей…………………………………………………………………..18

     Выводы по главе 2 ……...………………………………………………24

Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования защиты прав потребителей в России ……………….…32

Заключение…………………………………………………………………...33

Список использованной литературы………….………………………….34

 

Введение

 

Вся наша жизнь, с чем бы мы не сталкивались, всегда связана, в основном, с правом. Сами того не осознавая, мы вступаем в различные правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в лифт - пользуемся коммунальными услугами. А кто не испытывал на себе тяжесть конфликтов с продавцом? Многим приходится неделями, а то и больше искать следы пропавшего груза. А с экранов телевизора нам рекламируют товары в яркой упаковке, а на деле пытаются вручить за большие деньги низкокачественную вещь.

 Да и в жизни мы, порой, не можем решить простой казалось - бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок. Все выше приведенное объединяет Закон “О защите прав потребителя”. Говоря об этой теме, я не ошибусь, сказав, что она остается в наше время весьма актуальной. Ведь прошло много лет с того момента когда наша экономика перешла на рельсы рыночных отношений открыв свободу частному сектору. Этот переход не был безболезненным, он сопровождался экономическими кризисами, что приводило к росту инфляции, спаду производства. Быстрый рост цен в 90-х годах привел к краху многие финансовые компании, позже банки лопались как мыльные пузыри, но результат был один - пострадавшие вкладчики..

 Спад производства привел к наводнению рынка товарами ненадлежащего качества. Чтобы защитить потребителя, в 1992 году принят Закон “О защите прав потребителя”, но со временем в любых отношениях происходят изменения. Коснулось это и данного закона, многие нормы претерпели существенные изменения. Моей попыткой будет осветить права потребителя, на что он вправе рассчитывать, а также механизм применения законодательства.

Глава 1. Общие положения о государственном регулировании защиты прав потребителей

Основные понятия, применяемые в Законе РФ « О защите прав потребителей»

В 1992 году в России был принят Закон "О защите прав потребителей", который довольно быстро завоевал популярность и стал одним из самых применяемых в России. Тысячи потребителей с помощью этого Закона сумели защитить свои права. 16 января 1996 года вступила в действие новая редакция Закона РФ "О защите прав потребителей".

Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.

    Основные понятия, применяемые в Законе:

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Изготовитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги;

Исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации;

 Продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи;

Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта;

 Недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);

Существенный недостаток – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен в отношении данного потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делает товар (работу, услугу) иным чем предусмотрено договором, либо проявляется вновь после его устранения.

 

Федеральные органы

Законодательство Российской Федерации (далее - РФ) предусматривает осуществление государственной защиты прав потребителей федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся:

· федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы);

· федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);

· федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор);

· федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);

· иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.

Федеральный Закон "О защите прав потребителей" (далее - ФЗ "О защите прав потребителей") предоставляет им следующие полномочия:

· осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

· направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг); требований о снятии с производства, прекращении выпуска и продажи некачественных товаров (работ, услуг); требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах);

· предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг).

Выше указанные органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

В целях осуществления определенного вида государственной деятельности государством формируется федеральная система антимонопольных органов (федеральный антимонопольный орган) для проведения политики по содействию формирования рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

В составе федерального антимонопольного органа образуется коллегия, в состав которой входят: глава Министерства по Антимонопольной Политике России (далее - МАП России), его заместители, руководители управлений и отделов, ведущие ученые и специалисты, управления, отделы и департаменты.

Данная организационная структура МАП России рассчитана на выполнение трех типов задач:

· организационно-созидательные;

· контрольно-предупредительные;

· репрессивные.

Этими задачами являются:

· предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

· содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

· осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства РФ о естественных монополиях и о товарных биржах;

· проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики РФ, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;

· государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).

В соответствии с основными задачами МАП России выполняет следующие функции:

· обобщает практику применения антимонопольного законодательства РФ, а также законодательства РФ о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и вносит в Правительство РФ предложения о его совершенствовании;

· дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;

· рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и принимает соответствующие решения на основе законодательства РФ;

· дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;

· разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);

· формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

· осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства РФ при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.

В соответствии со ст.40 ФЗ "О защите прав потребителей" федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):

· осуществляют государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

· направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;

· направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

· заключает соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

· обращается в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;

· предоставляет официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), согласно п.3 ст.42 ФЗ "О защите прав потребителей".

Согласно закону РФ "О стандартизации" Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления, а именно:

· формирует и реализует государственную политику в области стандартизации;

· осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

· определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);

· принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ;

· определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предусматривает осуществление государственного экологического контроля федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ). Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

· посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от их формы собственности и подчинения, включая воинские части и иные объекты Министерства обороны;

· выдавать разрешения на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;

· устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

· назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

· привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека;

· принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

Вышеперечисленные федеральные органы представляют собой систему управления, которая контролирует соблюдение законодательства о защите прав потребителей.

 

Выводы по главе 2

Проанализировав законодательство в области защиты прав потребителей можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в законах присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении.

В первую очередь следует обратить внимание на статьи ФЗ "О защите прав потребителей", содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст.12, 13, 23 и др.). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п.2 ст.18 Закона, вправе предъявить требования к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.

Еще одно положение, которое в некоторой степени смягчает ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей), - это норма п.6 ст.13 ФЗ "О защите прав потребителей", устанавливающая право суда взыскать с продавца (исполнителя, изготовителя) штраф за нарушение прав потребителей. Следовало бы установить не право, а обязанность суда взыскивать такие штрафы с нарушителей.

Следующее предложение касается общественных объединений потребителей. Поскольку общественные объединения - это некоммерческие организации, они не преследуют цель извлечения прибыли. В соответствии со ст.31 Закона "Об общественных объединениях" имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; других, не запрещенных законом поступлений. В связи с этим представляется целесообразным обязать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и бытового и иного обслуживания населения, перечислять некоторый процент от совокупного дохода организации в пользу потребительской организации, находящейся по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Ст.46 ФЗ "О защите прав потребителей" содержит новую для российского законодательства норму о защите интересов неопределенного круга потребителей. Норма представляется несколько недоработанной, поскольку неясно, какое число потребителей можно считать неопределенным кругом потребителей и какие действия продавцов (изготовителей, исполнителей) являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Вполне обоснованно будет включение в данную статью положения о взыскании судами штрафов в случае совершения противоправного действия в пользу соответствующего бюджета, а если в деле участвует общественная организация потребителей, - 50% штрафа должно взыскиваться в пользу этой организации.

МАП России проводит проверки хозяйствующих субъектов с выдачей предписаний об устранении нарушений. Проверки проводятся в порядке рассмотрения письменных заявлений потребителей, по заданиям МАП России. Анализ заявлений потребителей, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов на территории РФ, в 2003 года показал рост их количества. Причиной роста численности письменных и устных заявлений потребителей послужило ухудшение ситуации на потребительском рынке в целом в связи с сокращением объема контроля государственными органами после принятия ФЗ "О защите юридических лиц при проведении госконтроля…".

Большинство письменных и устных обращений граждан связаны с нарушенными правами в сфере торговли, коммунальных услуг, услуг связи, строительства, прочих услуг, к которым отнесены информационные услуг, услуги автостоянок, услуги станций технического обслуживания по ремонту и обслуживанию автомототранспортных средств.

В сфере торговли основное количество жалоб на нарушение прав потребителей возникло в связи с активизацией в последнее время продажи биологически активных добавок и непродовольственных товаров по телевизионной рекламе с доставкой на дом курьерским способом. Неэффективность способов защиты прав потребителей и недостатки законодательства в данной сфере заключаются в основном в отсутствии законодательной базы, регулирующей дистанционные, сетевые и другие подобные формы торговли. С целью пресечения деятельности недобросовестных предпринимателей в этой сфере Управлению необходимо активно сотрудничать с Прокуратурой и правоохранительными органами.

Строительство жилья все чаще сопровождается претензиями граждан. Все заявления граждан, касающиеся строительно-монтажных работ, носят требования разъяснительного характера о толковании договоров о долевом участии в строительстве жилья в многоквартирных домах. Поступившие только в 2003 году заявления граждан свидетельствуют о том, что ситуация на первичном рынке жилья не улучшается: невыполнение сдачи объектов в срок стало правилом (от 2-х и более лет); от устранения недостатков хозяйствующие субъекты уклоняются любыми способами и приемами; имеют место случаи двойных продаж одной и той же квартиры. Для изменения сложившейся ситуации на первичном рынке жилья при разрешении споров граждан со строительными организациями необходима разработка и принятие нормативно - правовых актов (закона, правил, примерного договора), которые бы учитывали баланс интересов и ответственности граждан и организаций, привлекающих денежные средства граждан для строительства жилых многоквартирных домов.

Для эффективности способов защиты прав потребителей и ограничения нарушений продавцами (исполнителями, изготовителями) прав граждан в части продажи товаров (оказания услуг, проведения работ) необходимо активно работать со средствами массовой информации, в частности, использовать социальную рекламу, которая призвана представлять общественные и государственные интересы. Осуществить это предложение можно, например, путем размещения в крупных торговых центрах рекламу основных положений "Правил продажи отдельных видов товаров".

В заключение стоит отметить происходящие перемены в антимонопольной области. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Указанной службе были переданы в полном объеме функции государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в сфере защиты прав потребителей. Теперь данная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Проблема заключается в том, что данная реструктуризация носит противоречивый характер, и не ясно как изменение функций органа отразиться на контролирующей деятельности службы.

Положительные моменты:

1) В соответствии со ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг).

В том случае, если вследствие не предоставления потребителю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) был нанесен вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, последний вправе потребовать возмещения такого вреда в полном объеме вне зависимости от того состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

2) Существует Закон о защите прав потребителей — закон Российской Федерации, регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливающий права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющий механизм реализации этих прав.

3) На многие продукты, существует особая лицензия (ГОСТ).

ГОСТ — это определенный стандарт, какого либо предмета, вещи, продукта питания и тому подобного, который устанавливает государство по мере его полезности или опасности. При этом каждому продукту дают определенный номер, который в последующем и является гостом данного продукта. После чего потребитель знает, что этот продукт одобрило государство.

4) Право потребителя на экспертизу. Иногда заключение о том, качественный товар или продукт, может дать только экспертиза (исследование). И если у Вас возникнет в отношениях с продавцам (исполнителем, изготовителем) спорная ситуация о качестве товара, Вы можете обратиться в экспертную лабораторию. Её основное назначение – экспертиза качества товара (работ, услуг), проверка на соответствие требованиям стандартов и другой нормативно-технической документации, в том числе безопасности для потребителя.

 

5) Потребитель имеет право на досудебную и судебную защиту.

Перед подачей искового заявления в суд о защите своих нарушенных прав потребителю необходимо прежде направить изготовителю (исполнителю) претензию в письменном виде о выплате денежных средств или возврате товара. Если потребитель получил отказ или вообще не получил ответа на претензию в течение указанного времени, то ему следует подать исковое заявление в суд.

Иски о защите прав потребителей подаются в суд по выбору истца:

- по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

Статья 17 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что защита прав потребителей осуществляется судом. Это не значит, что гражданин, права которого нарушены продавцом, изготовителем товара, производителем работ, не может обратиться, например, в какой-либо государственный контролирующий орган, например в Управление Роспотребнадзора, органы местного самоуправления и др. Срок рассмотрения жалобы этими органами, как правило, значительно короче, чем срок судебного разбирательства. И санкции на нарушителей налагаются весьма серьезные. Однако задача ведомства - прекратить нарушение в целом, тогда как задача суда - рассмотреть индивидуальный конфликт, помочь конкретному человеку.

Только суд вправе признать действия продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и потребовать прекращения этих действий.

Есть и другие плюсы судебного разбирательства: судьи независимы, судьи не скованы отжившими ведомственными циркулярами, они руководствуются только законом. Более того, если в законе нет нормы, регулирующей конкретно данный вид отношений, судьи могут применить аналогию закона и аналогию права.

6) Потребитель имеет право на обмен некачественного товара.

Если потребителю продан некачественный товар, то он вправе предъявить следующие требования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора и возмещение убытков.

Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных последствий, но и место предъявления своих требований (по месту покупки или месту нахождения изготовителя).

 

7) Существуют органы по Защите прав потребителей.

 

Согласно главе 4 Закона государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.

 

Существующие недостатки:

1) Недостоверная информация, т.е. продавец, дает потребителю не полную информация либо не достоверную информацию.

2) Потребитель имеет право на здоровую окружающую среду, но так как в наше время много «вредных» заводов, фабрик, так, же нету отдельных мест для курения, это право потребителя ущемляется.

3) Потребитель имеет право на безопасность.

Право личности на безопасность, является, в сущности, мерой возможного (свободного) в правовых рамках поведения человека в той или иной сфере общественных отношений (в данном случае в области обеспечения безопасности). Таким образом, понимаемое право на безопасность предполагает существование условий, способствующих его осуществлению. Основным субъектом, призванным создавать такие условия, является государство, которое в соответствии со ст. 2 Конституции РФ обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Но все-таки это право в наше время все чаще и чаще ущемляется.

4) Не достаточный опыт в сфере Защиты прав потребителей, по сравнению с зарубежными странами.

5) Право потребителя не быть обманутым, но каждый день мы сталкиваемся с обманом со стороны продавца (исполнителя). Например, мы покупаем обувь, просим 37 размер, а в итоге продают 36 размер. Или нам дают сдачу в магазине, обманув, не додав 100 рублей.

 

Заключение

Итак, можно сделать определенный вывод, что законодательство по защите прав потребителя пришло к нам вместе с рыночными реформами. Но в тоже время, кто бы поверил, что такое законодательство вправду может защитить потребителя. В нынешнее время дело обстоит совсем по-другому. Выигрываются десятки тысяч дел в защиту прав потребителя. Выплачены миллиарды рублей компенсаций, в том числе за моральный вред. Сотни тысяч претензий и исковых заявлений сейчас находятся на рассмотрении, это все показывает о не бездейственности законодательства. Сначала все считали, что главное - это добиться справедливых законов, но потом выяснилось, что намного труднее заставить эти законы работать. В помощь потребителю приходят профессиональные структуры: это и юристы, которые профессионально помогут потребителю противостоять в суде сильным, умелым, ответчикам, это и экономисты, которые помогут разобраться в финансовой стороне, это и журналисты, которые через СМИ подскажут, как надо действовать. Однако это можно объяснить тем, что, во-первых, потребитель - это гражданин, не обладающий специальными познаниями. Он сам по себе не специалист, в одиночестве общается с продавцами, - которые профессионалы в своей области. Часто потребитель имеет дело не с одним продавцом, а с целой группой специалистов: товароведами, юристами, экономистами. Основной целью законодательства является - уравнять эти две неравноправные категории. Там где потребителю не хватает профессиональных знаний - его защищает законодательство.

В большинстве случаев, когда потребитель предъявляет претензию, продавец, изготовитель или исполнитель не сомневаются в наличии дефекта в товаре или низком качестве услуг; они не сомневаются в причинах дефекта, а также в правоте потребителя. Они сомневаются в том, знает ли он свои права и сможет ли отстоять их.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.

2. Закон Российской Федерации от 07.02.92 г. № 2300 «О защите прав потребителей» (в редакции ФЗ от 09.01.96 г. № 2-ФЗ)

3. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-ФЗ (ред. от 23.11 2009)"О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2010)

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. Федеральный закон от 30.11.94 г. № 51-ФЗ

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.96 г. № 63-ФЗ

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.95 г. № 837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей»

7. Защита прав потребителей. / Под ред. С.А. Подзорова.- М.: Экзамен, 2001.- 688 с.

8. Практическое пособие для граждан: защита прав потребителей. Теория - Советы - Судебная практика. // под ред. Филлиповой Е.С., "Юридический центр Пресс"., 2005г., 98 стр.

9. Вестник защиты прав потребителей / Международная конфедерация обществ потребителей.- М., 2001. № 1. С.1.

10. Звоненко Д.А. Комментарий к изменениям законодательства о защите прав потребителя // Коммерсантъ.- 2000.-№ 23

11. http://www.rospotrebnadzor.ru

12. http://www.potrebitel.net/

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики

«Государственное регулирование защиты прав потребителей в Российской Федерации»

 

Выполнила студентка:

очной формы обучения

Специальности: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

3 курса 1 группы

Загрядская Мария Игоревна

 

Руководитель:

к.э.н., доцент Толкачев П. С.                                                    (подпись)

 

 

Москва – 2010

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Общие положения о государственном регулировании защиты прав потребителей …………………………………………………………..4

      1.1. История развития защиты прав потребителей…………………..4

      1.2. Законодательная защита прав потребителей…………………….5

      1.3.Основные понятия, применяемые в Законе РФ « О защите прав потребителей»…………………………………………………………………6

Глава 2. Государственное регулирование защиты прав потребителей в Российской Федерации на современном этапе ……………..………..….9

     2.1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей……….

    2.2.Государственное регулирование в области защиты прав потребителей…………………………………………………………………..18

     Выводы по главе 2 ……...………………………………………………24

Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования защиты прав потребителей в России ……………….…32

Заключение…………………………………………………………………...33

Список использованной литературы………….………………………….34

 

Введение

 

Вся наша жизнь, с чем бы мы не сталкивались, всегда связана, в основном, с правом. Сами того не осознавая, мы вступаем в различные правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в лифт - пользуемся коммунальными услугами. А кто не испытывал на себе тяжесть конфликтов с продавцом? Многим приходится неделями, а то и больше искать следы пропавшего груза. А с экранов телевизора нам рекламируют товары в яркой упаковке, а на деле пытаются вручить за большие деньги низкокачественную вещь.

 Да и в жизни мы, порой, не можем решить простой казалось - бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок. Все выше приведенное объединяет Закон “О защите прав потребителя”. Говоря об этой теме, я не ошибусь, сказав, что она остается в наше время весьма актуальной. Ведь прошло много лет с того момента когда наша экономика перешла на рельсы рыночных отношений открыв свободу частному сектору. Этот переход не был безболезненным, он сопровождался экономическими кризисами, что приводило к росту инфляции, спаду производства. Быстрый рост цен в 90-х годах привел к краху многие финансовые компании, позже банки лопались как мыльные пузыри, но результат был один - пострадавшие вкладчики..

 Спад производства привел к наводнению рынка товарами ненадлежащего качества. Чтобы защитить потребителя, в 1992 году принят Закон “О защите прав потребителя”, но со временем в любых отношениях происходят изменения. Коснулось это и данного закона, многие нормы претерпели существенные изменения. Моей попыткой будет осветить права потребителя, на что он вправе рассчитывать, а также механизм применения законодательства.

Глава 1. Общие положения о государственном регулировании защиты прав потребителей

История развития защиты прав потребителей

 

Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих западноевропейских странах еще в 70 годы.

В 80-х годах ХХ века в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, президентом которой был Анатолий Собчак.

К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР - России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается один раз в полгода.

 В начале 1992 года прошел первый конгресс Конфедерации; теперь он собирается через каждые три года. Базой КонфОПа являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы гражданскими инициативами. Общественные организации по защите прав потребителей подчас тесно сотрудничают с другими объединениями, например, с советами ветеранов Великой Отечественной войны, с организациями инвалидов, клубами автолюбителей, региональными центрами стандартизации, независимыми экспертизами, государственными органами по защите прав потребителей.

Одной из основных целей КонфОП является предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке; формирование потребительской культуры у всех слоев населения; непрерывное потребительское образование, охватывающее все уровни системы образования учащихся и др.

С 1994 года КонфОП проводит сравнительные потребительские испытания, является членом международной организации "International Testing" ("Международные организации"). Члены этой организации постоянно обмениваются результатами многих испытаний, а некоторые испытания проводят совместно. В процессе совместных испытаний происходит сравнение товара, реализуемого в разных странах, в том числе производимые одной фирмой.

Конфедерация ведет активную разъяснительную политику, она издает большое количество материалов (статьи, книги, брошюры, буклеты, методическая литература и т. д.), способствующих потребительскому просвещению граждан и оказывающих реальную помощь общественным объединениям по защите прав потребителей.

Сейчас потребительским организациям принадлежит одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских знаний среди всех слоев российского общества, решения проблемы безопасного производства, в пропаганде идей рационального потребления, в поиске гармоничного решения проблемы взаимодействия и взаимовлияния человека и окружающей среды.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.