Российское законодательство либо полностью базируется, либо учитывает основной международно-правовой документ в данной области подготовленный Экономическим и социальным советом ООН /ЭКОСОС. Законодательная защита прав потребителей в Российской Федерации осуществляется на основе:
Конституции Российской Федерации - согласно статьям 20,30,37,41,42,43 граждане имеют право на жизнь, объединения в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и так далее, при нарушении прав каждый гражданин может обратиться в суд.
Уголовный кодекс Российской Федерации – статья 200 предусматривает уголовную ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или иной обман потребителей;
Гражданский кодекс Российской Федерации – его первая часть введена в действие с 1 января 1995 года, в ней говорится о предприятиях, юридических лицах, статусе граждан, собственности, сделках, отражены вопросы чести и достоинства и так далее; Вторая часть Гражданского кодекса введена в действие с 1 мая 1996 года, и регулирует предпринимательские отношения, имущественные отношения граждан и так далее.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 года, - регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасного для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, об их изготовителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.
Кроме перечисленных законодательных актов отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами, применяемыми правительством Российской Федерации, органами межотраслевого управления.
Основные понятия, применяемые в Законе РФ « О защите прав потребителей»
В 1992 году в России был принят Закон "О защите прав потребителей", который довольно быстро завоевал популярность и стал одним из самых применяемых в России. Тысячи потребителей с помощью этого Закона сумели защитить свои права. 16 января 1996 года вступила в действие новая редакция Закона РФ "О защите прав потребителей".
Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.
Основные понятия, применяемые в Законе:
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Изготовитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги;
Исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации;
Продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи;
Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта;
Недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);
Существенный недостаток – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен в отношении данного потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делает товар (работу, услугу) иным чем предусмотрено договором, либо проявляется вновь после его устранения.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 243.