Анализ отношений понятий (аналогия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», «соответственный», понятие аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий.

Формируя у младших школьников умения выполнять умозаключения по аналогии, необходимо иметь ввиду следующее:

-Аналогия основывается на сравнении, поэтому успех её применения зависит от того, насколько ученики умеют выделять признаки объектов и устанавливать сходство и различие между ними.

-Для использования аналогии необходимо иметь два объекта, один из которых известен, второй сравнивается с ним по каким-либо признакам. Отсюда, применение приёма аналогии способствует повторению изученного и систематизации знаний и умений.

-Для ориентации школьников на использование аналогии необходимо в доступной форме разъяснить им суть этого приёма, обратив их внимание на то, что в математике нередко новый способ действий можно открыть по догадке, вспомнив и проанализировав известный способ действий и данное новое задание.

-Для правильных действий по аналогии сравниваются признаки объектов, существенные в данной ситуации. В противном случае вывод может быть неверным.

 Например, даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Надо найти это четвёртое слово:

    Песня : композитор = самолёт : ?

а) аэродром; б) горючее; в) конструктор г) лётчик; д) истребитель.

Функциональные отношения: песню сочинил композитор.

Ответ – конструктор (конструктор сделал самолёт).

Задания:

1) школа : обучение = больница : ?

а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной.

2) песня : глухой = картина : ?

     а) слепой; б) художник; в) рисунок; г) больной; д) хромой.

3) нож : сталь = стол : ?

     а) вилка; б) дерево; в) стул; г) столовый; д) длинный.

4) паровоз : вагоны = конь : ?

     а) поезд; б) лошадь; в) овёс; г) телега; д) конюшня.

5) лес : деревья = библиотека : ?

     а) город; б) здание; в) книги; г) библиотекарь; д) театр.

6) бежать : стоять = кричать 6 ?

    а) ползать; б) молчать; в) шуметь; г) звать; д) плакать.

7) утро : ночь = зима : ?

    а) мороз; б) день; в) январь; г) осень; д) сани.

8) волк : пасть = птица : ?

    а) воздух; б)клюв; в) соловей; г) яйцо; д) пение.

9) холодно : горячо = движение: ?

    а) покой; б) взаимодействие; в) инерция; г) молекула; д) бежать.

10) слагаемое : сумма = множители : ?

    а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) деление.

11) круг : окружность = шар : ?

    а) пространство; б) сфера; в) радиус; г) диаметр; д) половина.

12) светло : темно = притяжение : ? 

   а) металл; б) магнит; в) отталкивание; г) движение; д) взаимодействие.

Эта методика позволяет выявить у учащихся умение определять отношения между понятиями или связи между понятиями:

  а) причина – следствие;   г) часть – целое;

  б) род – вид;                      д) функциональные отношения.

  в) противоположность;

Уровень сформированности операций = число правильных ответов : число заданий.

Для изучения скорости протекания мыслительных процессов учащихся можно использовать метод, суть которого состоит в заполнении пропущенных букв в предложенных словах.

             П – РО         З – Р – О          З – О - ОК

             К – СА         Д – Р – ВО      Т – А - А

             Р – КА         К –М – НЬ      К – Н - А

             Г – РА         Х – Л – Д          К – Ы - А

             П -ЛЕ          К – В – Р          П – Е – А

Учитель обращает внимание на то, сколько потребовалось школьнику времени на обдумывание каждого отдельного слова и заполнение пропущенных букв.

Варианты заданий

Предлагаемые методики были апробированы. На выполнение заданий потребуется один час (45 минут). Учащимся раздаются задания по вариантам (на исследование мышления). На выполнение 1 – 5-го заданий необходимо дать 5 минут; 6-го - 15 минут.

Вариант 1

Задание 1.  В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) лбко; 2) раяи; 3) еравшн; 4) ркдети; 5) рбкадоле.

Задание 2.  Перед скобками слово, а в скобках – ещё 5 слов. Найдите 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Запишите эти слова.

1) Чтение ( книга, очки, глаза, буква, луна).

2) Сад (растение, садовник, земля, вода, забор).

3) Река (берег, тина, вода, рыболов, рыба).

4)  Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф).

5)  Куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона).

Задание 3. Сравните понятия: книга – тетрадь. Общие и отличительные черты выпишите на листе в 2 столбика.

Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпишите его.

1) Дуб, дерево, ольха, ясень.

2) Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.

3) Дождь, снег, осадки, иней, град.

4)  Запятая, точка, двоеточие, союз, тире.

5)  Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

Задание 5. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3 – 4 слов).

1) Дождь – град.

2) Нос – глаз.

3) Сумма – произведение.

4) Водохранилище – канал.

5) Предательство – трусость.

Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из пяти слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.

1) волк : пасть = птица : ?

а) воробей; б) гнездо; в) клюв; г) соловей; д) петь.

2) библиотека : книга = лес : ?

а) берёза; б) дерево; в) ветка; г) бревно; д) клён.

3) птица : гнездо = человек : ?

а) люди; б) рабочий; в) птенец; г) дом; д) разумный.

4) слагаемое : сумма = множители : ?

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) вычитание.

5) холодно : горячо = движение : ?

а) взаимодействие; б) покой; в) мяч; г) трамваи; д) идти.

6) запад: восток = обмеление : ?

а) засуха; б) юг; в) наводнение; г) река; д) дождь.

7) война : смерть = тепло : ?

а) дыхание; б) жизнедеятельность; в) вещество; г) температура; д) гибель.

8) молния : свет = жара : ?

а) солнце; б) трава; в) жажда; г) дождь; д) река.

9) роза : цветок = газ : ?

а) кислород; б) дыхание; в) горение; г) состояние вещества; д) прозрачный.

10) берёза : дерево = стихотворение : ?

а) сказка; б) богатырь; в) поэзия; г) лирика; д) драма.

Вариант 2

Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) УПКС; 2) АШНРРИ; 3) ВЦТЕКО; 4) ОКАМНДРИ; 5) ЛКБУИНАК.

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках – ещё 5 слов. Найдите 2 из них, которые являются наиболее существенными для слова, стоящего перед скобками.

1) деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

2) Озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина).

3) Огород (забор, земля, растение, собака, лопата).

4) Чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка).

5) Игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила).

 Задание 3. Сравните понятия: озеро – река. Общие и отличительные черты выпишите в 2 столбика.

 Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпишите его.

1) Холодный, горячий, тёплый, кислый, ледяной.

2) Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус.

3) Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность.

4) Треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник.

5) Пословица, поговорка, басня, сказка, былина.

 Задание 5. Предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, фраза должна содержать до 3-х слов).

1) Русский язык – математика.

2) Нос – глаз.

3) Землетрясение – смерч.

4) Газ – жидкость. Зависть – трусость.

Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 4 приведённых ниже находятся в такой же связи. Найдите и запишите четвёртое слово.

1) Песня : композитор = самолёт : ?

а) горючее; б) лётчик; в) конструктор; г) аэродром.

     2) прямоугольник : плоскость = куб : ?

        а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник.

     3) школа : обучение = больница : ?

        а) доктор; б) больной; в) лечение; г) учреждение.

     4) ухо : слышать = зубы : ?

        а) видеть; б) лечить; в) жевать; г) рот.

     5) глагол : спрятать – существительное : ?

       а) понятие; б) склонять; в) название; г) образовывать.

    6) светло : темно = притяжение : ?

       а) металл; б) молекула; в) отталкивание; г) движение.

    7) жара : засуха = дожди : ?

       а) паводок; б) наводнение; в) осень; г) лето.

    8) берёза : дерево = стихотворение : ?

      а) сказка; б) лирика; в) поэзия; г) драма.

    9) роза : цветок = кислород: ?

     а) состояние вещества; б) газ; в) предмет; г) гвоздика.

   10) север : юг = ночь : ?

     а) утро; б) светло; в) день; г) вечер.

 

Тесты Высокий уровень Выше среднего Средний уровень Ниже среднего низкий
1. Анаграмма. 5 4 3 2 1
2. Существенное. 5 4 3 2 1
3. Сравнение. 5 4 3 2 1
4. Классификация 5 4 3 2 1
5. Обобщение. 5 4 3 2 1
6. Аналогия. 9 - 10 7 - 8 5 - 6 3 - 4 0 - 2
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.          
Общий уровень развития мышления 30 - 35 24 - 29 18 - 23 10 - 17 0 - 9

 Предложенные задания, упражнения, игры позволят преподавателям начальной школы и родителям подготовить учащихся к обучению в среднем звене.

Диагностические методики будут необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы, но которые могут быть развиты при проведении целенаправленных занятий с детьми, а также при обучении в среднем звене.

Используемая литература:

Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Материалы по оценке готовности к обучению в среднем звене. Ярославль, 1992.

Волина В.В. Учимся играя. М., 1992.

Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Ярославль: Академия развития, 1997.

Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учёба, и игра: Математика. Ярославль: Академия развития, 1997.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 1995.

Эльконин Д.В. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 1996

В.В.Лайло. Развитие памяти и повышение грамотности.

 

Приложение 1.

УПРАЖНЕНИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Задание 1: Найдите признаки предметов. Расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза, сливы, лимона и т.д

 

              Узнайте предметы по заданным признакам.

Есть один такой цветок, Не вплетёшь его в венок На него подуй слегка,                 Был цветок - и нет цветка.   У занесённых снегом кочек,  Под белой шапкой снеговой,  Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой.     Кто любит меня,    Тот рад поклониться А имя дала мне,              Родная землица.                                                                                                                                     Летом я летаю Мёд собираю,                                       Но когда дотронешься, Тогда я кусаю     Постелю рогожку, Посею горошку, Положу калач –  Никому не взять.                                    В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал.   След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц бел?                                          А ну-ка, ребята        Кто угадает: На десятерых братьев Двух шуб не хватает.     Волосата, зелена,                  В листья прячется она Хоть и много ножек,                 А бежать не может.   Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, И в лесу медведь проснулся. .                             

          

 Задание 2: Назовите признаки времён года. (Окружающий мир).

               План ответа.

1. Как изменяется продолжительность дня?

2. Как изменяется температура воздуха?

3. Какие выпадают осадки?

4. Как изменяется состояние растений?

5. Как изменяется состояние почвы?

6. Как изменяется состояние водоёмов?

 

Задание 3. «Логическая задача» (математика).

1. Меня зовут Лена. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?

2. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра?

3. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, а Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

4. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

5. Толя поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других? Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше, Вася или Серёжа? и т.д.

 

Задание 4. «Анаграмма» (спрятанное слово).

            СОЛО - _ _ _ _

            ИГРА - _ _ _ _

            МИР - _ _ _

            ВОЛЯ - _ _ _ _

            ВЕТЕР - _ _ _ _ _ и т.д.

 

Задание 5. Найди существенное.

             Цель: научить ребёнка находить существенные признаки предметов.

             Задание: выделите 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.

             ВОЙНА ( пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья).

             ПЕНИЕ (звон, голос, искусство, мелодия, зрители).

             БОЛЬНИЦА ( сад, врач, радио, больные, помещение).

             СПОРТ (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители).

             ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улицы).

             РЕКА (берег, рыба, тина, вода, рыболов) и т.д. 

 

Задание 6. «Классификация».    

 Цель: научить ребёнка классифицировать.                                                                                                            Задание 6.1. Большие и маленькие, чёрные и белые кружки разделены на 2 группы. По какому признаку разделены кружки? Выберите верный ответ:

1) по цвету;

2) по размеру;

3) по цвету и размеру.

Задание 6.2. Дан перечень слов (2 столбика). Выберите подпись для каждого из столбиков:

1) слова распределены по количеству слогов;

2) слова распределены по количеству букв;

3) слова распределены по родам.

СЛОВО        КОТ                               ВАЗА      РОТ

ПЕРО           МЕЛ                                РОЗА      ЗУБ

КНИГА        МЫШЬ                          РУКА      ТОК

КИНО          ГРИБ                              ПЕРО       ЕЛЬ и т.д.

 

Задание 7. «Сравнение».

Цель: научить ребёнка сравнивать предметы.

Задание: что общего и чем отличаются:  1)АЛЬБОМ, ТЕТРАДЬ? 2) СТОЛ, СТУЛ? 3) ОКНО, СУКНО, ОБЛАКО? 4) БЕЛЫЙ ГРИБ, МУХОМОР?

 5) ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО, ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО? 6) ДЕРЕВО, КУСТАРНИК?

Задание 8. «Род – вид».

 Цель: научить ребёнка относить предметы к общему родовому понятию.

 Задание 8.1. Из перечня слов выберите названия деревьев (цветов, овощей).

Капуста, клён, берёза, колокольчик, ромашка, лук, огурец, ясень, осина, гвоздика, василёк, чеснок.

 Задание 8.2. Проведена классификация слов по родам. Выберите верный вариант из четырёх предложенных: ПОЛОТЕНЦЕ, ПОЛ, МЫЛО, ПОТОЛОК, СТЕНА,РАМА, НОЖ, КАША, КРЫЛЬЦО.

Задание 9.  «Поиск общих свойств».

Цель: научить ребёнка находить связи между предметами; познакомить его с существенными и несущественными признаками предметов.

Задание: даны два слова мало связанные между собой. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков этих предметов.

          БЛЮДО, ЛОДКА.

          МЕЛ, МУКА,

          МАТРЁШКА, КОНСТРУКТОР и т.д.

Задание 10. «Составление предложений».(русский язык, окружающий мир).

Цель: развить у ребёнка способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.

Задание: составьте как можно больше предложений, включив в них данные слова:  МЯЧ, РАКЕТА, КНИГА.

Задание 11.  «Эхо».

Цель: развить у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза.

Задание: из данных слов составьте новые; вам помогут вопросы.

ЧЕМПИОН            1) Какой цветок вручили чемпиону?

СТРЯПУХА           2) Какое блюдо приготовила стряпуха?

ГРЕЧКА             3) Как называется водный поток?

ХОМУТ             4) Куда забросили хомут?

ТЮЛЕНЬ              5) Почему поймали тюленя?

Задание 12. «Составление предложений».

Цель: развить у ребёнка способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.

Задание: составьте как можно больше предложений, включив в них следующие слова:  ВЕЛОСИПЕД, ЦВЕТОК, НЕБО.

       СТОЛ, ФАРТУК, БОТИНКИ 

Приложение 2.  

Урок математики в 1 классе

Тема: Сложение «круглых» десятков и единиц.

Цель: формирование вычислительных навыков и умений сложения «круглых» десятков и единиц;

 Задачи: определение однозначных и двузначных чисел

           знание разрядов

           применение знаний и умений при изучении новой темы

           формирование общеучебных компетенций

 

Ход  урока

Организационный момент

        Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

(на доске изображения планет, ракета).

-Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что вы там видите?

С давних пор загадочный мир планет и звёзд притягивал внимание людей, манил их своей таинственной красотой и т.д.

Устный счёт

 Сейчас мы с вами будем решать примеры (они написаны на звёздах), а звёзды поместим на доску к нашим планетам, чтобы поближе познакомиться с этим таинственным миром.

70 – 40     50 - 10

30 + 20     20 + 40

60 + 30     70 +20

90 – 20     80 - 40

80 + 10     60 + 20

40 – 20     50 – 30

-Сегодня мы с вами отправимся в большое путешествие. А для этого нам нужно взять наши пульты управления. (пульт управления – калькулятор). Готовы?

-Покажите число, в котором

1 дес.3ед. (13)

3 дес.1 ед. (31)

7 дес.2 ед. (72)

6 дес.5 ед. (65)

8 дес.    (80) (проверка).

Молодцы! Справились с заданием.

-Наберите числа 12, 4, 19, 61.

-Сколько десятков и единиц в этих числах? (1 дес.2 ед., 4 ед., 1 дес. 9 ед., 6 дес. 1 ед.)

(на доску выставляются карточки с этими числами).

-Ребята, в этих числах спряталась очень интересная дата. Что это за дата?

(12 апреля 1961 г. в космос полетел Ю. А. Гагарин на ракете «Восток» и облетел нашу планету за 108 минут).(Портрет Ю.А.Гагарина на доску).

На доске: звёздочки с числами 5, 8, 12, 6,17, 20, 10, 71.

-Запишите в своём «бортовом журнале» числа в порядке возрастания. (5, 6, 8, 10, 12, 17, 20, 71).

-Назовите двузначные числа. Какие из них обозначают «круглые десятки»? (10, 20).

-Вспомните и скажите, что значит увеличить число? (прибавить).

-Увеличьте число 10 на 20. Запишите это равенство. (10 + 20)

-Какое из этих чисел надо увеличить на 7, чтобы получить 27? 17? 37?

-Какие равенства запишем?

На доске: 20 + 7 = 27

            10 + 7 = 17

            30 + 7 = 37.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 249.