Реферативно – практическая работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реферативно – практическая работа

Развитие логического мышления младших школьников

                                                     Выполнила: учитель начальных классов

Королёва Н.В.

Пермский край

Куединский район

Бикбарда

Гг.

Оглавление

1.Теоретические основы развития логического мышления младших школьников

2. Методики, направленные на развитие и определение степени развития логическими операциями мышления

3. Варианты заданий

4.Используемая литература

Приложения

Приложение 1. Упражнения на каждый день

Приложение 2. Разработки уроков:

· Математика, 1 класс, Сложение «круглых» десятков и единиц

· Литературное чтение, 3 класс, Н.Носов, рассказ «Огурцы»

· Окружающий мир. 3 класс, Размножение растений

· Окружающий мир, 4 класс, Земля – планета солнечной системы, Природные зоны, суровая Арктика

Приложение 3. Практические работы на уроках русского языка

Приложение 4. Материал для упражнения избирательного запоминания

Приложение 5.Тест «Способности нашего ребёнка. Как их распознать?»

Приложение 6. Упражнения для развития памяти дома

Приложение 7. Общие правила организации совместной деятельности педагога и школьников

Приложение 8. Общие правила организации групповой работы в начальной школе

Приложение 9. Примеры компетентностно-ориентированных заданий

Восприятие становится думающим

 В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребёнка становится:

а) более анализирующим;

б) более дифференцирующим;

в) принимает характер организованного наблюдения;

г) изменяется роль слова в восприятии (если у первоклассников слово по преимуществу несёт функцию названия, т.е. является словесным обозначением после узнавания предмета, у учащихся более старших классов слово-название уже является самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу).

 Развитие восприятия не происходит само собой, а идёт параллельно с развитием мышления.

 Одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Развивая у ребёнка такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом количество ошибок восприятия уменьшается.

 

Внимание становится произвольным

Возможности волевого регулирования внимания у учащихся 1-2 классов весьма ограничены. В этом возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (перспективы получить пятёрку, заслужить похвалу учителя).

Воспитание у младших школьников «далёкой» мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями, путём связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у младших школьников эмоциональное восприятие. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, уроки и занятия с детьми должны быть увлекательными и занимательными.

 

Формируется способность к саморегуляции

 На данном этапе такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, которые связаны с учёбой, а затем и на другие сферы деятельности ребёнка.

 

Складывается характер

 Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли (школьник 7-8 лет ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности); капризность, упрямство (объясняются недостатками семейного воспитания). Ребёнок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что «хочется», во имя того, что «надо».

К окончанию начальной школы у ребёнка формируется трудолюбие, аккуратность, прилежание, дисциплинированность.

Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растёт настойчивость. Ученик 3-4 класса способен в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

В целом за время обучения ребёнка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; успешное освоение программы; основные компоненты учебной деятельности; качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

   

Сравнение

Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения играет приём сравнения. Формирование умения пользоваться этим приёмом следует осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания. Целесообразно, например, ориентироваться на такие этапы:

-выделение признаков или свойств одного объекта;

- установление сходства и различия между признаками двух объектов;

-выявление сходства между признаками трёх, четырёх и более объектов.

 Так как работу по формированию у детей логического приёма сравнения лучше начать с первых уроков, то в качестве объектов можно использовать предметы или рисунки с изображением предметов, хорошо знакомых, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на имеющиеся у них представления,

(например, на уроках математики).

Для организации деятельности учащихся, направленной на выделение признаков того или иного объекта, можно сначала предложить такой вопрос:

-Что вы можете рассказать о предмете? (яблоко круглое, большое, красное; тыква – жёлтая, большая, с полосками, с хвостиком; круг – большой, зелёный; квадрат – маленький, жёлтый).

В процессе работы учитель знакомит детей с понятиями «размер», «форма» и предлагает им следующие вопросы:

 - Что вы можете сказать о размерах (формах) этих предметов? (Большой, маленький, круглый, как треугольник, как квадрат и т.д) Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.

Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета либо понятия, например:

Обобщение

Выделение существенных признаков объектов, их свойств и отношений – основная характеристика такого приёма умственных действий, как обобщение.

Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по-разному. В зависимости от этого говорят о двух типах обобщения – теоретическом и эмпирическом.

В курсе начальной математики наиболее часто применяется эмпирический тип, при котором обобщение знания является результатом индуктивных рассуждений (умозаключений).

Предлагается два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего:

    Дождь – град                               жидкость - газ    

   Нос – глаз                                     предательство-трусость

   Сумма – произведение             водохранилище - канал

   Сказка – былина                        школа - учитель

   История – природоведение      доброта – справедливость

Можно предложить 5 пар слов. Время 3-4 минуты. Обработка полученных данных:

Уровень умения общаться = число правильных ответов : 5 заданий.

Классификация

Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие – основа приёма классификации. Умение выполнять классификацию формируется у школьников в тесной связи с изучением конкретного содержания.

Эта методика также выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале.

Инструкция: даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Необходимо найти это слово.

1) Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

2) Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.

3) Дождь, снег, осадки, иней, град.

4) Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

5) Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

6) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.

7) Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.

8) Секунда, час, год, вечер, неделя.

9) Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.

10) Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

11) Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

12) Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.

13) Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.

14) Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

Учащимся можно предложить 5 заданий. Время – 3 минуты.

Обработка полученных данных:

Уровень сформированности мыслительной операции = число правильных ответов : 5 заданий.

Анаграмма

Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа.

Ход работы: учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путём перестановки входящих в них букв).

Учащиеся должны по данным анаграммам найти исходные слова.

ЛБКО, РАЯИ, ЕРАВШН, РКДЕТИ, АШНРРИ, УПКС, ОКОРАВ

Школьники в результате выполнения задания могут разделиться на 2 группы: 1 группа – у них отсутствует теоретический анализ (способность мысленно выделять свойства предметов, в данном случае – структуру слова), 2 группа учащихся быстро находит ответы, обнаружив общее правило.

Обработка полученных данных: уровень сформированности операций = число правильных ответов : 5 заданий.

Варианты заданий

Предлагаемые методики были апробированы. На выполнение заданий потребуется один час (45 минут). Учащимся раздаются задания по вариантам (на исследование мышления). На выполнение 1 – 5-го заданий необходимо дать 5 минут; 6-го - 15 минут.

Вариант 1

Задание 1.  В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) лбко; 2) раяи; 3) еравшн; 4) ркдети; 5) рбкадоле.

Задание 2.  Перед скобками слово, а в скобках – ещё 5 слов. Найдите 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Запишите эти слова.

1) Чтение ( книга, очки, глаза, буква, луна).

2) Сад (растение, садовник, земля, вода, забор).

3) Река (берег, тина, вода, рыболов, рыба).

4)  Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф).

5)  Куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона).

Задание 3. Сравните понятия: книга – тетрадь. Общие и отличительные черты выпишите на листе в 2 столбика.

Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпишите его.

1) Дуб, дерево, ольха, ясень.

2) Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.

3) Дождь, снег, осадки, иней, град.

4)  Запятая, точка, двоеточие, союз, тире.

5)  Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

Задание 5. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3 – 4 слов).

1) Дождь – град.

2) Нос – глаз.

3) Сумма – произведение.

4) Водохранилище – канал.

5) Предательство – трусость.

Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из пяти слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.

1) волк : пасть = птица : ?

а) воробей; б) гнездо; в) клюв; г) соловей; д) петь.

2) библиотека : книга = лес : ?

а) берёза; б) дерево; в) ветка; г) бревно; д) клён.

3) птица : гнездо = человек : ?

а) люди; б) рабочий; в) птенец; г) дом; д) разумный.

4) слагаемое : сумма = множители : ?

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) вычитание.

5) холодно : горячо = движение : ?

а) взаимодействие; б) покой; в) мяч; г) трамваи; д) идти.

6) запад: восток = обмеление : ?

а) засуха; б) юг; в) наводнение; г) река; д) дождь.

7) война : смерть = тепло : ?

а) дыхание; б) жизнедеятельность; в) вещество; г) температура; д) гибель.

8) молния : свет = жара : ?

а) солнце; б) трава; в) жажда; г) дождь; д) река.

9) роза : цветок = газ : ?

а) кислород; б) дыхание; в) горение; г) состояние вещества; д) прозрачный.

10) берёза : дерево = стихотворение : ?

а) сказка; б) богатырь; в) поэзия; г) лирика; д) драма.

Вариант 2

Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) УПКС; 2) АШНРРИ; 3) ВЦТЕКО; 4) ОКАМНДРИ; 5) ЛКБУИНАК.

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках – ещё 5 слов. Найдите 2 из них, которые являются наиболее существенными для слова, стоящего перед скобками.

1) деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

2) Озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина).

3) Огород (забор, земля, растение, собака, лопата).

4) Чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка).

5) Игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила).

 Задание 3. Сравните понятия: озеро – река. Общие и отличительные черты выпишите в 2 столбика.

 Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпишите его.

1) Холодный, горячий, тёплый, кислый, ледяной.

2) Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус.

3) Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность.

4) Треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник.

5) Пословица, поговорка, басня, сказка, былина.

 Задание 5. Предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, фраза должна содержать до 3-х слов).

1) Русский язык – математика.

2) Нос – глаз.

3) Землетрясение – смерч.

4) Газ – жидкость. Зависть – трусость.

Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 4 приведённых ниже находятся в такой же связи. Найдите и запишите четвёртое слово.

1) Песня : композитор = самолёт : ?

а) горючее; б) лётчик; в) конструктор; г) аэродром.

     2) прямоугольник : плоскость = куб : ?

        а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник.

     3) школа : обучение = больница : ?

        а) доктор; б) больной; в) лечение; г) учреждение.

     4) ухо : слышать = зубы : ?

        а) видеть; б) лечить; в) жевать; г) рот.

     5) глагол : спрятать – существительное : ?

       а) понятие; б) склонять; в) название; г) образовывать.

    6) светло : темно = притяжение : ?

       а) металл; б) молекула; в) отталкивание; г) движение.

    7) жара : засуха = дожди : ?

       а) паводок; б) наводнение; в) осень; г) лето.

    8) берёза : дерево = стихотворение : ?

      а) сказка; б) лирика; в) поэзия; г) драма.

    9) роза : цветок = кислород: ?

     а) состояние вещества; б) газ; в) предмет; г) гвоздика.

   10) север : юг = ночь : ?

     а) утро; б) светло; в) день; г) вечер.

 

Тесты Высокий уровень Выше среднего Средний уровень Ниже среднего низкий
1. Анаграмма. 5 4 3 2 1
2. Существенное. 5 4 3 2 1
3. Сравнение. 5 4 3 2 1
4. Классификация 5 4 3 2 1
5. Обобщение. 5 4 3 2 1
6. Аналогия. 9 - 10 7 - 8 5 - 6 3 - 4 0 - 2
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.          
Общий уровень развития мышления 30 - 35 24 - 29 18 - 23 10 - 17 0 - 9

 Предложенные задания, упражнения, игры позволят преподавателям начальной школы и родителям подготовить учащихся к обучению в среднем звене.

Диагностические методики будут необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы, но которые могут быть развиты при проведении целенаправленных занятий с детьми, а также при обучении в среднем звене.

Используемая литература:

Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Материалы по оценке готовности к обучению в среднем звене. Ярославль, 1992.

Волина В.В. Учимся играя. М., 1992.

Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Ярославль: Академия развития, 1997.

Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учёба, и игра: Математика. Ярославль: Академия развития, 1997.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 1995.

Эльконин Д.В. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 1996

В.В.Лайло. Развитие памяти и повышение грамотности.

 

Приложение 1.

УПРАЖНЕНИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Задание 1: Найдите признаки предметов. Расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза, сливы, лимона и т.д

 

              Узнайте предметы по заданным признакам.

Есть один такой цветок, Не вплетёшь его в венок На него подуй слегка,                 Был цветок - и нет цветка.   У занесённых снегом кочек,  Под белой шапкой снеговой,  Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой.     Кто любит меня,    Тот рад поклониться А имя дала мне,              Родная землица.                                                                                                                                     Летом я летаю Мёд собираю,                                       Но когда дотронешься, Тогда я кусаю     Постелю рогожку, Посею горошку, Положу калач –  Никому не взять.                                    В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал.   След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц бел?                                          А ну-ка, ребята        Кто угадает: На десятерых братьев Двух шуб не хватает.     Волосата, зелена,                  В листья прячется она Хоть и много ножек,                 А бежать не может.   Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, И в лесу медведь проснулся. .                             

          

 Задание 2: Назовите признаки времён года. (Окружающий мир).

               План ответа.

1. Как изменяется продолжительность дня?

2. Как изменяется температура воздуха?

3. Какие выпадают осадки?

4. Как изменяется состояние растений?

5. Как изменяется состояние почвы?

6. Как изменяется состояние водоёмов?

 

Задание 3. «Логическая задача» (математика).

1. Меня зовут Лена. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?

2. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра?

3. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, а Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

4. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

5. Толя поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других? Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше, Вася или Серёжа? и т.д.

 

Задание 4. «Анаграмма» (спрятанное слово).

            СОЛО - _ _ _ _

            ИГРА - _ _ _ _

            МИР - _ _ _

            ВОЛЯ - _ _ _ _

            ВЕТЕР - _ _ _ _ _ и т.д.

 

Задание 5. Найди существенное.

             Цель: научить ребёнка находить существенные признаки предметов.

             Задание: выделите 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.

             ВОЙНА ( пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья).

             ПЕНИЕ (звон, голос, искусство, мелодия, зрители).

             БОЛЬНИЦА ( сад, врач, радио, больные, помещение).

             СПОРТ (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители).

             ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улицы).

             РЕКА (берег, рыба, тина, вода, рыболов) и т.д. 

 

Задание 6. «Классификация».    

 Цель: научить ребёнка классифицировать.                                                                                                            Задание 6.1. Большие и маленькие, чёрные и белые кружки разделены на 2 группы. По какому признаку разделены кружки? Выберите верный ответ:

1) по цвету;

2) по размеру;

3) по цвету и размеру.

Задание 6.2. Дан перечень слов (2 столбика). Выберите подпись для каждого из столбиков:

1) слова распределены по количеству слогов;

2) слова распределены по количеству букв;

3) слова распределены по родам.

СЛОВО        КОТ                               ВАЗА      РОТ

ПЕРО           МЕЛ                                РОЗА      ЗУБ

КНИГА        МЫШЬ                          РУКА      ТОК

КИНО          ГРИБ                              ПЕРО       ЕЛЬ и т.д.

 

Задание 7. «Сравнение».

Цель: научить ребёнка сравнивать предметы.

Задание: что общего и чем отличаются:  1)АЛЬБОМ, ТЕТРАДЬ? 2) СТОЛ, СТУЛ? 3) ОКНО, СУКНО, ОБЛАКО? 4) БЕЛЫЙ ГРИБ, МУХОМОР?

 5) ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО, ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО? 6) ДЕРЕВО, КУСТАРНИК?

Задание 8. «Род – вид».

 Цель: научить ребёнка относить предметы к общему родовому понятию.

 Задание 8.1. Из перечня слов выберите названия деревьев (цветов, овощей).

Капуста, клён, берёза, колокольчик, ромашка, лук, огурец, ясень, осина, гвоздика, василёк, чеснок.

 Задание 8.2. Проведена классификация слов по родам. Выберите верный вариант из четырёх предложенных: ПОЛОТЕНЦЕ, ПОЛ, МЫЛО, ПОТОЛОК, СТЕНА,РАМА, НОЖ, КАША, КРЫЛЬЦО.

Задание 9.  «Поиск общих свойств».

Цель: научить ребёнка находить связи между предметами; познакомить его с существенными и несущественными признаками предметов.

Задание: даны два слова мало связанные между собой. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков этих предметов.

          БЛЮДО, ЛОДКА.

          МЕЛ, МУКА,

          МАТРЁШКА, КОНСТРУКТОР и т.д.

Задание 10. «Составление предложений».(русский язык, окружающий мир).

Цель: развить у ребёнка способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.

Задание: составьте как можно больше предложений, включив в них данные слова:  МЯЧ, РАКЕТА, КНИГА.

Задание 11.  «Эхо».

Цель: развить у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза.

Задание: из данных слов составьте новые; вам помогут вопросы.

ЧЕМПИОН            1) Какой цветок вручили чемпиону?

СТРЯПУХА           2) Какое блюдо приготовила стряпуха?

ГРЕЧКА             3) Как называется водный поток?

ХОМУТ             4) Куда забросили хомут?

ТЮЛЕНЬ              5) Почему поймали тюленя?

Задание 12. «Составление предложений».

Цель: развить у ребёнка способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.

Задание: составьте как можно больше предложений, включив в них следующие слова:  ВЕЛОСИПЕД, ЦВЕТОК, НЕБО.

       СТОЛ, ФАРТУК, БОТИНКИ 

Приложение 2.  

Урок математики в 1 классе

Тема: Сложение «круглых» десятков и единиц.

Цель: формирование вычислительных навыков и умений сложения «круглых» десятков и единиц;

 Задачи: определение однозначных и двузначных чисел

           знание разрядов

           применение знаний и умений при изучении новой темы

           формирование общеучебных компетенций

 

Ход  урока

Организационный момент

        Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

(на доске изображения планет, ракета).

-Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что вы там видите?

С давних пор загадочный мир планет и звёзд притягивал внимание людей, манил их своей таинственной красотой и т.д.

Устный счёт

 Сейчас мы с вами будем решать примеры (они написаны на звёздах), а звёзды поместим на доску к нашим планетам, чтобы поближе познакомиться с этим таинственным миром.

70 – 40     50 - 10

30 + 20     20 + 40

60 + 30     70 +20

90 – 20     80 - 40

80 + 10     60 + 20

40 – 20     50 – 30

-Сегодня мы с вами отправимся в большое путешествие. А для этого нам нужно взять наши пульты управления. (пульт управления – калькулятор). Готовы?

-Покажите число, в котором

1 дес.3ед. (13)

3 дес.1 ед. (31)

7 дес.2 ед. (72)

6 дес.5 ед. (65)

8 дес.    (80) (проверка).

Молодцы! Справились с заданием.

-Наберите числа 12, 4, 19, 61.

-Сколько десятков и единиц в этих числах? (1 дес.2 ед., 4 ед., 1 дес. 9 ед., 6 дес. 1 ед.)

(на доску выставляются карточки с этими числами).

-Ребята, в этих числах спряталась очень интересная дата. Что это за дата?

(12 апреля 1961 г. в космос полетел Ю. А. Гагарин на ракете «Восток» и облетел нашу планету за 108 минут).(Портрет Ю.А.Гагарина на доску).

На доске: звёздочки с числами 5, 8, 12, 6,17, 20, 10, 71.

-Запишите в своём «бортовом журнале» числа в порядке возрастания. (5, 6, 8, 10, 12, 17, 20, 71).

-Назовите двузначные числа. Какие из них обозначают «круглые десятки»? (10, 20).

-Вспомните и скажите, что значит увеличить число? (прибавить).

-Увеличьте число 10 на 20. Запишите это равенство. (10 + 20)

-Какое из этих чисел надо увеличить на 7, чтобы получить 27? 17? 37?

-Какие равенства запишем?

На доске: 20 + 7 = 27

            10 + 7 = 17

            30 + 7 = 37.

Физкультминутка

Космонавт, прежде чем лететь в космос, проходит большие испытания, но ему необходимо и отдыхать.

Раз, два – туда-сюда,

Делай раз, и делай два,

Раз и два, раз и два

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два.

Опустите руки вниз

И на место все садись!

Самостоятельная работа

Космонавт очень смелый, умный. Он быстро находит выход из любой сложившейся ситуации.

Задание 313 (карандашом).

(60 + 6) – числовое выражение которое ещё можно составить.

Закрепление.

- Посмотрим, как мы выполним последнее испытание в космосе. Сможем ли мы вернуться обратно на нашу планету.

На карточках: (соедините стрелками).

29    30 + 4

18    40 + 7

34    20 + 9

47    10 + 8             

       Какие внимательные космонавты!

-Ребята, послушайте внимательно. Сейчас я назову числа, вы должны назвать пропущенное.

48, 49, 51, 52, 53 (50)

56, 57, 58, 59, 61, 62 (60)

18, 19, 21, 22, 23 (20).

-Что вы можете сказать о пропущенных числах? (обозначают круглые десятки, двузначные).

-Как получить число 58, если известно число50?

9. Рефлексия (дети прикрепляют звёздочки на нужное поле):

Быть космонавтом

интересно                                  не интересно

 

Быть космонавтом интересно, но очень сложно. Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Планы компетентностно-ориентированных уроков

Окружающий мир

Окружающий мир

Литературное чтение

Окружающий мир

Приложение 3.

Задание 1.

К данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:

Весна –

Апрель –

Лес –

Выделите часть слова, с помощью которой образовали прилагательное.

Задание 2.

Выберите из скобок и вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

В…лна (а,о)            р…са (о,а)

Р…кА (е,и)             п…нёк (и,е)

М…ря (а,о)             б…нты (е,и)

С…ды (е,и)             д…ска (а,о)

Задание 3.

Подчеркните среди этих слов только имена существительные.

Весёлый, веселье, весело, веселиться, весельчак.

Бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

Задание 4.

Зачеркните лишнее слово в ряду.

Поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.

Шум, шумный, синева, чудо, вкус, белила, сочный, тихий, спит, сонный, пуховый, жёлтый.

 

 Для «красного карандаша».

Рыбная ловля.

Костя Чайкин жыл в деревне дубровка. Он ходил с братом юрой на рыбалку. На рике тихо. Шумят камышы. Малчики закинули удочьки. Косьтя поймал щюку. Юра – ерша. Хорош улоф! Будет рыпка и коту барсику.

Осенью.

Скоро октябарь. Цвиты завяли. Трова поникла. Ветир срывает листя с деревев. Всё небо в тучях. Лёт мелкий дошдь.Осеню сыро. Такую пагоду называют ненастем.

Письмо.

Дарогая мамачка! Я харошо отдыхаю. Мы живём в сасновом лису. Рядом речька найда. Кокие кросивые тут места. А как ты жевёшь. Званил ли мне Сережа. Пеши мне чяще. Цылую тебя. Динис…

 

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Развитие памяти дома (для занятий родителей с детьми)

Игра «Запомни команды»

Цель: научиться запоминать команды с одного раза (с постепенным увеличением количества команд от 3 до 7).

Ход игры.

1) Взрослый даёт ребёнку задание запомнить несколько команд и называет их. Например: «Полей цветы, положи на место ножницы, найди мяч».

2) Ребёнок повторяет команды вслух и выполняет их по порядку.

3) Родители оценивают выполненное задание: за каждую запомненную и выполненную команду учреждается то или иное количество очков.

4) Игра продолжается. В новом задании количество команд увеличивается.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9. Примеры компетентностно-риентированных заданий

 

Реферативно – практическая работа

Дата: 2019-12-10, просмотров: 420.