В договоре поставки, как содержащим обязательство по передаче движимого имущества в собственность приобретателя, важнейшее место принадлежит условиям, касающимся качества поставляемых товаров.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Передаче подлежат товары, качество которых соответствует договору, а при отсутствии в нем условий о качестве – товары, пригодные для целей, для которых товары такого рода обычно используются (ст.469, гл. 30 ГК РФ).
Как правило, при определении соответствующих условий применяются отсылки к специальному законодательству, в том числе к нормативным актам по стандартизации.
Закон РФ от 10 июня 1993 года «О стандартизации» указывает на следующие документы по стандартизации, действующие в РФ: государственные стандарты (ГОСТ); международные стандарты, правила, рекомендации, нормы по стандартизации; отраслевые стандарты; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Когда договорное условие не согласовано сторонами ни путем прямого описания в тексте сделки, ни отсылкой к обязательным для участников контракта правилам, качество товаров считается надлежащим при соответствии их целевому назначению передаваемого имущества, то есть является определимым.
Правовые последствия поставки товаров ненадлежащего качества.
Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие основные последствия поставки товаров ненадлежащего качества.
Покупатель (получатель) товаров вправе по своему выбору предъявить продавцу (поставщику) требования:
- о соразмерном уменьшении цены;
- безвозмездном устранении недостатков товаров в разумный срок;
- возмещения своих расходов при самостоятельном устранении покупателем обнаруженных недостатков.
Обобщая практика применения Основ гражданского законодательства Союза СССР и республик по затронутому вопросу, Высший Арбитражный Суд РФ отмечал, в частности, что «если покупатель потребовал устранения недостатков поставщиком, то способ устранения, в том числе путем замены поставленного товара, выбирает последний.
С принятием Гражданского кодекса РФ законодатель предоставил поставщику возможность по собственной инициативе устранять допущенные им нарушения. Так, он, получив уведомление покупателя о недостатках товаров, имеет полное право без промедления заменить поставленные товары товарами надлежащего качества (ст.518 ГК РФ).
Таким образом, замена товаров поставщиком рассматривается действующим законодательством не как один из способов исправления недостатков, а как общая предпосылка, устраняющая возможность покупателя предъявлять к поставщику требования в порядке статьи 475 ГК РФ о последствиях передачи товара ненадлежащего качества.
При отгрузке без договора изготовитель не может нести ответственность перед получателем, установившим ненадлежащее качество товаров.
Если поставщик не выполнил требование покупателя о замене недоброкачественных товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.
Очевидно, что к расходам на приобретение товаров относится не только их стоимость, но и необходимые затраты по доставке, хранению и т.д.
Поставка товаров ненадлежащего качества может в отдельных случаях являться достаточным основанием для одностороннего отказа покупателя от исполнения договора, т.е. квалифицироваться как существенное нарушение договора поставщиком.
Убытки, причиненные поставкой товаров ненадлежащего качества, возмещаются покупателю на общих основаниях.
Разграничение ответственности поставщика и перевозчика перед приобретателем товаров.
Транспортная составляющая обязательств по поставке товаров играет важнейшую роль во взаимоотношениях сторон договора.
Согласно ст. 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
При отгрузке товаров поставщик вступает во взаимоотношения с различными транспортными организациями, которые осуществляют доставку товаров получателю. В случае обнаружения повреждения поступивших товаров получателю следует ряд нашедших отражение в судебной практике положений, позволяющих оптимально решить вопрос об ответственности поставщика и перевозчика.
Если при разрешении спора выясняются обстоятельства, свидетельствующие о том, что недостатки товаров явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки может быть возложена на поставщика.
При наличии же бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товаров были противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего, независимого от предъявления покупателем требований к перевозчику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждое предприятие в условиях рынка стремиться производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. Ее получение является условием экономического роста предприятия. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие получит прибыль. Это, прежде всего, зависит от того, насколько правильно предприятие определяет адекватно спросу перечень (ассортимент), количество и качество товаров, которые оно собирается производить, и методы их реализации, а так же от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Это требует от каждого предприятия определенной организации хозяйствования, т.е. проведение определенной экономической и производственной политики, поиска своего пути развития, своего маркетинга, своих форм хозяйствования и точного бухгалтерского учета.
В условиях рыночной системы каждый производитель выходит на рынок со своей продукцией самостоятельно, и то предприятие, которое создает для себя лучшие условия продажи своих товаров на рынке, будет находиться в лучшем положении по сравнению с другими, выпускающими аналогичную продукцию. Поэтому, чтобы процветать, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка.
Как известно, хозяйственная деятельность любого предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства.
Главными задачами бухгалтерского учета являются:
- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;
- выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.
Итак, большую роль в достижении главной цели деятельности любого предприятия – получения максимальной прибыли при минимальных затратах – играет четкая организация учета и анализа готовой продукции на предприятии.
Добиться того, чтобы бухгалтерская информация стала на вашем предприятии объективной, достоверной, понятной и защищенной как для внутренних, так и внешних пользователей, можно лишь при творческом подходе и знании основных нормативных документов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 284.