Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения (из цеха на склад готовой продукции). Этот процесс оформляется приемо-сдаточными накладными, приходными актами, ведомости выпуска готовой продукции, планкартами и др. (в натуральном измерении), выписываемыми ответственными работниками цеха в двух экземплярах. Эти документы скрепляются подписью сдатчика и приемщика, и второй экземпляр возвращается сдатчику, а первый остается у приемщика (кладовщика). У сдатчика все накладные на передачу готовой продукции на склад регистрируются в "Журнале выпуска готовой продукции" по мере выпуска (в хронологическом порядке). Работы и услуги на сторону оформляются актами выполненных работ.
Оптовая цена – цена, по которой предприятие-изготовитель реализует свою продукцию оптовым покупателям и равна: себестоимость + прибыль - торговая скидка;
Розничная цена - цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями в розницу и включает: оптовая цена + накидка (скидка) + торговая наценка (прибыль торговой организации);
Договорная цена – цена, устанавливаемая по договорённости между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) товаров (услуг, работ);
Рыночная (свободная) цена - цена, которая определяется продавцом товара с учётом конъюнктуры рынка, спроса и предложения;
Покупная цена – цена, по которой приобретается товар, а продажная цена - цена, по которой реализуется товар оптом, мелким оптом, в розницу.
Торговая наценка - это плановый размер прибыли, предназначенных для покрытия всех торговых расходов и получения собственной прибыли. Торговая скидка предусматривает для производителя снижение оптовой цены в пользу оптового покупателя для возмещения последним всех непредвиденных расходов.
Отпуск готовой продукции оформляется приказом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая служба на основании условий договора с покупателями с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции, срока отгрузки.
Документ подписывается начальником службы, кладовщиком и экспедитором.
Приказ-накладная (отгрузочная фактура) оформляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору (или получателю) как подтверждение получения ими продукции со склада для отправки с указанием количества скомплектованных мест, массы груза; второй экземпляр остается у кладовщика как основание для отпуска. Отгрузка готовой продукции без присутствия представителя покупателя выполняется самим товаропроизводителем (продавцом) в соответствии с условиями договора, заключенного между предприятием и покупателем. Предприятие в лице своего экспедитора, имеющего при себе доверенность, заказывает автомобильный, железнодорожный или иной транспорт. Экспедитор своими силами доставляет груз к месту отгрузки, загружает, оформляет отгрузочные накладные, оплачивает все транспортные издержки, включая таможенное оформление (при необходимости). Все отгрузочные документы уполномоченный сдает в свою бухгалтерию для выписки счета покупателю и отправки в его адрес отгрузочных документов почтой. Если договор на поставку продукции заключен на условиях франко-станция отправителя, тогда отправитель выступает посредником между покупателем и перевозчиком (транспортной организацией). Отправитель сам оплачивает транспортные расходы (Дт 76/5 = Кт 50, 51) и предъявляет их покупателю, выделяя в счете отдельной строкой. При оплате такого счета покупателем выполняется деление поступившей суммы на выручку за реализованную продукцию (Дт 51 = Кт 62) и на сумму возмещаемых покупателем транспортных расходов (Дт 51 = Кт 76/5).
Если договор на поставку продукции заключен на условиях франко-станция получателя, тогда отправитель сам нанимает перевозчика, включая транспортные расходы в состав коммерческих (Дт 44=Кт 50, 51), дооценивает продукцию (Дт 90 = Кт 44) и выписывает счет на полную стоимость отправки. В этом случае сумма транспортных расходов входит в стоимость реализуемой продукции (выручка, товарооборот). При наличии договора на реализацию продукции (товаров), услуг или письма на отпуск товаров с разрешительной визой руководителя поставщика (продавца) может возникнуть две ситуации:
Если заранее согласован порядок оплаты и заказчик сам получает груз, он предъявляет доверенность в бухгалтерию предприятия-продавца, ему выписывается накладная на отпуск готовой продукции со склада с проставлением запрашиваемого количества и отпускной цены. Покупатель выбирает на складе поставщика нужные ему товары (материалы) по ассортименту и количеству. На основании отбора кладовщик вписывает в накладную для расчетов фактически отпущенное количество. В бухгалтерии накладная таксируется (умножается цена на количество), подсчитывается общая сумма реализации, выписывается счет покупателю. Покупатель может заранее согласовать сумму оплаты и приехать за грузом после предварительной оплаты либо рассчитаться немедленно наличными в кассу предприятия, После чего ему вручаются все отгрузочные документы, включая пропуск (при необходимости).
При втором варианте покупатель выбирает нужные ему товары на складе поставщика, и кладовщик выписывает ему фактуру. Если количество отпускаемых изделий условно велико или по установившемуся правилу на предприятии фактуры выписывают в отделе сбыта, а расчеты ведет центральная бухгалтерия, то возникает сначала накладная или фактура, а на их основе выписывается счет. Если на предприятии штат небольшой и отпуск совершается небольшими партиями, то два документа можно объединить в один "Счет - фактуру". На основании фактуры в бухгалтерии поставщика выписывают счет в двух экземплярах, и первый отдают покупателю для предоплаты. При небольших оборотах и совмещении обязанностей кладовщика и учетного работника последний сразу выписывает счет-фактуру для оплаты.
Счет-фактура (счет) содержит реквизиты поставщика и покупателя (наименование, адрес, обслуживающий банк, расчетный/счет и др.), наименования товаров, ед. измерения, количество и цену (по каждой позиции), итоговую сумму счета, сумму НДС, всего к оплате. Все выписанные на предоплату счета регистрируются только в Журнале регистрации счетов по реализации. Оплата должна поступить в пределах 3-5 дней. В течение этого (согласованного) срока поставщик обязуется задержать на складе отобранные покупателем товары (материалы). При задержке оплаты со стороны покупателя, поставщик по условиям выгодности рынка имеет право реализовать отобранные товары другому покупателю без экономических санкций со стороны первого покупателя, либо предложить ему доплатить к ранее оговоренной сумме.
После оплаты по счету (счет фактуре) покупатель предъявляет в бухгалтерию поставщика доверенность, копию поручения со штампом банка об оплате. При наличии визы бухгалтера на доверенности на отпуск кладовщик, либо бухгалтер материальной группы, выписывает отгрузочную фактуру (накладную) на отпуск в двух экземплярах с указанием единицы измерения и количества по каждому наименованию. По ряду причин перечень и количество отпускаемых товаров (материалов) может не совпадать с перечнем и количеством выписанных в счете на предоплату. При наличии юридических основ (производится немедленная доплата, либо есть гарантия о последующей доплате) о проведении расчетов в случае отклонений суммы перечисленной от суммы фактически полученных товаров покупатель оставляет на складе (в бухгалтерии) поставщика доверенность, получает груз вместе с первым экземпляром накладной (фактурой) по отпускным ценам, расписывается во втором экземпляре, оформляет пропуск (при необходимости) и увозит ТМЦ на свое предприятие.
После отпуска товаров кладовщик подкладывает к соответствующей карточке складского учета фактуру с доверенностью, либо собирает их вместе, проставив (при наличии) учетную цену. В установленные сроки бухгалтер "снимает остатки на складе" - принимает от кладовщика "Материальный складской отчет" - реестр всех изъятых у кладовщика документов с разделением по приходу и отпуску. При этом по каждой позиции фактуры (накладной) проверяется остаток в карточке складского учета, где проверяющий расписывается. При отсутствии на складе карточек и ведении учета в книгах материальный отчет составляется в двух экземплярах, и второй - за подписью бухгалтера остается у кладовщика в виде оправдательного документа.
Обработка накладных в бухгалтерии в зависимости от конкретных условий предприятия может выполняться одним из трех вариантов.
Если предприятие реализует одновременно товары отечественного производства (промышленные товары, продукты, товары детского ассортимента, материалы и др. - имеющие разные ставки налогов) и импортные, и выписываются смешанные фактуры, их следует обрабатывать по трудоемкому, но точному первому варианту. В такой фактуре (накладной) по каждой позиции проставляется цена приобретения, определяется наценка, налог на добавленную стоимость и спец/налог. Затем в целом по накладной подсчитывается общая сумма по ценам приобретения, сумма реализации, торгового оборота (наценки) и НДС.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 286.