Формирования себестоимости готовой продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 3

1 ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ…………………………………………………………….... 4

1.1 Учет готовой продукции………………………………………………………... 4

1.2 Формирования себестоимости готовой продукции………………. 7

1.3 Учет готовой продукции на складе…………………………………………. 10

1.4 Инвентаризация готовой продукции……………………………………... 11

2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………..…. 12

2.1 Документация по движению готовой продукции…………………... 12

2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………... 17

2.3 Учет возврата товаров…………………………………………………………….. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

 

 

Введение

В рыночной экономике центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция.

Свою продукцию предприятие должно продать потребителю. В процессе реализации выявляются полезность и качество продукции предприятия. Реализацией завершается кругооборот средств. Задача учета представить аппарату управления достоверную и своевременную информацию о фактических издержках производства и реализации конкретных наименований выпущенной продукции. В условиях рынка выручка от реализации продукции является единственным нормальным источником средств для бесперебойной работы предприятия. Все это требует систематического контроля за выпуском, отгрузкой и реализацией продукции, связанными с ними издержками и полученными с ними результатами.

С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий.

Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.

Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, который она может реально реализовать.

Правильный учет выпуска и продажи продукции способствует достоверному определению прибыли (убытка) от реализации.

Цель курсовой работы – исследование учета выпуска и реализации готовой продукции.

ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ

Учет готовой продукции

Готовая продукция - продукция основных и вспомогательных цехов, предназначенная для реализации. Готовая продукция должна быть закончена производством, укомплектована, соответствовать стандартам или техническим условиям, принята службами технического контроля, снабжена паспортом, сертификатом или другим документом, удостоверяющим ее качество и комплектность, сдана на склад, а при сдаче на месте заказчику — оформлена актами приемки или другими документами.

К готовой продукции относят работы и услуги промышленного характера, выполненные на сторону, а также стоимость полуфабрикатов собственного производства, предназначенных для реализации. Выполнение плана по производству и реализации продукции (работ, услуг) является основным показателем, характеризующим деятельность субъекта.

Субъект реализует свою продукцию, работы и услуги в порядке выполнения хозяйственных договоров, заключенных с потребителями. Часть продукции он может реализовать через свою торговую сеть по продаже продукции. Важнейшая обязанность субъекта — выполнение договорных обязательств по количеству, номенклатуре, срокам поставки, качеству продукции и другим условиям. Своевременная оплата поставленной покупателям продукции (каждое предприятие-производитель является также покупателем) является неотъемлемым условием стабильной работы каждого субъекта и экономики в целом.

Основные задачи учета материально-производственных запасов вообще и готовой продукции в частности, определены пунктом 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания).

В соответствии с этим нормативным документом задачами учета готовой продукции являются:

- формирование фактической себестоимости готовой продукции. Данная задача решается посредством организации бухгалтерского учета затрат по созданию готовой продукции. При этом должно быть обеспечено достижение таких целей как полное и своевременное отражение в учете всех расходов, которые могут быть включены в фактическую себестоимость готовой продукции, а также распределение осуществленных расходов между объемами готовой продукции и объемами незавершенного производства. Исчерпывающий перечень таких затрат и условия их включения в фактическую себестоимость материалов приведены в ПБУ 5/01 и подробно расшифрованы в Методических указаниях;

- правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и выбытию готовой продукции. Эта задача должна решаться при организации бухгалтерского учета в организации вообще - то есть учета всех видов имущества и обязательств, так как выполнение данной задачи предполагает, прежде всего, оформление первичных документов бухгалтерского учета, рационализацию их оборота между отдельными структурными подразделениями организации, а также обеспечение условий для оперативной обработки таких документов;

- контроль за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах ее движения. Контроль за этой стороной деятельности организации осуществляется, как правило, соответствующими комиссиями - создаваемыми на отдельный период или действующими постоянно. Помимо административных методов контроля (проведение плановых и внезапных проверок, осуществление предварительного и последующего контроля за целесообразностью и правомерностью использования материальных ресурсов), могут использоваться и экономические методы контроля (материальное стимулирование снижения норм расхода и, напротив, меры материального воздействия за перерасход материалов). Во втором случае контроль осуществляется опосредованно;

- контроль за соблюдением установленных организацией норм материальных запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции. Выполнением этой задачи достигается оптимизация размера оборотных средств. Так как данная задача решается экономистами и менеджерами организации, то бухгалтерская служба призвана обеспечить соответствующие структурные подразделения организации необходимой информацией;

- проведение анализа эффективности использования запасов готовой продукции. Последняя задача сформулирована в общем виде, который предполагает наличие методики анализа, применительно к специфике конкретной организации, наличия специалистов соответствующей квалификации и, главное, возможности использования результатов анализа при принятии управленческих решений.

Необходимыми предпосылками действенного контроля за сохранностью готовой продукции являются:

- наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);

- размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;

- оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой. Данное условие не является обязательным для организаций всех отраслей материального производства, а только для тех, где готовая продукция в натуральном выражении оценивается в весовых или метрических единицах (а не штуках или комплектах);

- сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;

- определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

- определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операции, а также за сохранностью вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;

- определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов продукции, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз продукции со складов и иных мест хранения;

- наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

По трем последним условиям, по нашему мнению, необходимо издание на год отдельного распорядительного документа (приказа руководителя) с указанием не только должностей, но и персональных данных соответствующих работников. При увольнении или переводе работников в распорядительные документы вносятся изменения. Для сравнения, в учетную политику организации изменения можно внести только со следующего календарного года. Поэтому в учетной политике достаточно указать только перечень должностей и рабочих мест, работа на которых сопряжена с материальной ответственностью.

Корреспонденция к счету 40

Содержание операций Корреспондирующий счет
 По дебету счета 40 (с кредита счетов) оприходована готовая продукция в зависимости от учетной политики предприятия:               по фактической производственной себестоимости (без использования счета 37)                  20
 по нормативной себестоимости (с использованием счета 37)              37
Произведено внутреннее перемещение продукции              40
Выявлены излишки при инвентаризации              80/3
                                       По кредиту счета 40 (с дебета счетов)      Отпущена готовая продукция собственным торговым точкам                41
Списана отпущенная продукция покупателям, заказчикам: если учетной политикой предприятия принято реализацию определять по оплаченным счетам                  45
если учетной политикой предприятия принято реализацию считать по предъявленным счетам               46
Списана продукция в результате стихийных бедствий (полностью утраченная или частично испорченная)       65,80/3,86
Списаны при инвентаризации недостачи готовой продукции              84

 

Учет возврата товаров

Порядок учета возврата товаров волнует многих бухгалтеров. Возврат товаров может происходить от одного юридического лица другому юридическому лицу, а также от физического лица юридическому лицу. Наиболее сложной является операция по возврату товаров между юридическими лицами. Здесь определяющим моментом является причина возврата.

Несколько статей ГК РФ (475, 480 и 482) говорят о последствиях передачи продавцом покупателю товаров ненадлежащего качества некомплектного (Без тары или упаковки). В частности, в п. 2 ст. 475 записано, что в случае существенного нарушения требований качества товара покупатель в праве по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата оплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара надлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Если товар полученный покупателем по договору купли-продажи, возвращается поставщику вследствии существенного нарушения последним условий договора, определяющих качество товара, право собственности на товар не считается реализованным. В данном случае покупатель, возвращая товар продавцу, на должен при отражении в учете данной операции использовать счет 90. Продавец же на стоимость забракованных товаров должен скорректировать свой оборот по реализации.

На практике покупатели часто возвращают поставщику товары из-за отсутствия на них покупательского спроса. В данном случае продавец надлежащим образом исполнил свой обязательства по договору купли-продажи и право собственности на товары перешло к покупателю. Возврат товаров поставщику будет означать новый переход права собственности, но уже от бывшего покупателя к бывшему продавцу. Здесь происходит смена мест по договору: бывший покупатель становится продавцом, а бывший продавец становится покупателем. Согласно п.1 ст.39 НК РФ передача на возмездной основе права собственности на товары признается реализацией товаров, т.е. при отражении в учете возврата товаров должен использоваться счет 90.

Понятие договора.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. На основании заключенного договора одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст.30 ГК). Как правило, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Однако в случаях предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, оно может создавать для них права в отношении одной или обеих сторон обязательства (ст. 308 ГК).

Заключенный договор до его частичного или полного использования остается, лишь намерением, желанием совершить те или иные хозяйственные операции, не подтверждая факта их совершения, отражаемого в бухгалтерском учете и налоговых расчетах. В практике встречаются так называемые «реальные договоры, которые признаются заключенными только с момента передачи имущества, следовательно, до передачи имущества они могут быть лишь предварительными договорами, не отражаемыми в бухгалтерском учете или отчетности.

К примеру, по заключенному договору на оказание возмездных услуг одна из сторон (первая) обязана предварительно в полной сумме оплатить требуемые услуги, а вторая обязана начинать оказание услуг в трехдневный срок после поступления денежных средств на свой расчетный счет. Первая сторона, не перечислившая предварительную оплату (аванс), не может требовать от второй стороны оказания услуг. Она не может отразить в счете и отчетности не перечисленный аванс.

В случае перечисления исполнителю сумма аванса, указанная в договоре, станет своего рода обеспечением оплата предмета договора. Исполнитель, получивший денежный аванс, может приобрести на эти деньги реальный товар, имеющий стоимость и потребительскую стоимость. Поэтому первая и вторая стороны обязаны отразить в бухгалтерском учете и финансовой отчетности хозяйственные операции соответственно по перечислению аванса и по получению аванса. Вторая сторона обязана также отразить получение аванса в своей налоговой декларации, то есть в налоговом учете.

Перед отражением в бухгалтерском учете и финансовой отчетности прав и обязанностей, вытекающих из договора, необходимо быть уверенным, что эти договорные обязательства будут выполнены. В противном случае финансовая отчетность не отразит реальное состояние имущества и может привести к неправильному принятию решений инвесторами и кредиторами. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое предприятие в условиях рынка стремиться производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. Ее получение является условием экономического роста предприятия. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие получит прибыль. Это, прежде всего, зависит от того, насколько правильно предприятие определяет адекватно спросу перечень (ассортимент), количество и качество товаров, которые оно собирается производить, и методы их реализации, а так же от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Это требует от каждого предприятия определенной организации хозяйствования, т.е. проведение определенной экономической и производственной политики, поиска своего пути развития, своего маркетинга, своих форм хозяйствования и точного бухгалтерского учета.

В условиях рыночной системы каждый производитель выходит на рынок со своей продукцией самостоятельно, и то предприятие, которое создает для себя лучшие условия продажи своих товаров на рынке, будет находиться в лучшем положении по сравнению с другими, выпускающими аналогичную продукцию. Поэтому, чтобы процветать, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка.

Как известно, хозяйственная деятельность любого предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства.

Главными задачами бухгалтерского учета являются:

- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;

- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;

- выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.

Итак, большую роль в достижении главной цели деятельности любого предприятия – получения максимальной прибыли при минимальных затратах – играет четкая организация учета и анализа готовой продукции на предприятии.

Добиться того, чтобы бухгалтерская информация стала на вашем предприятии объективной, достоверной, понятной и защищенной как для внутренних, так и внешних пользователей, можно лишь при творческом подходе и знании основных нормативных документов.


 

 


Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 3

1 ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ…………………………………………………………….... 4

1.1 Учет готовой продукции………………………………………………………... 4

1.2 Формирования себестоимости готовой продукции………………. 7

1.3 Учет готовой продукции на складе…………………………………………. 10

1.4 Инвентаризация готовой продукции……………………………………... 11

2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………..…. 12

2.1 Документация по движению готовой продукции…………………... 12

2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………... 17

2.3 Учет возврата товаров…………………………………………………………….. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

 

 

Введение

В рыночной экономике центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция.

Свою продукцию предприятие должно продать потребителю. В процессе реализации выявляются полезность и качество продукции предприятия. Реализацией завершается кругооборот средств. Задача учета представить аппарату управления достоверную и своевременную информацию о фактических издержках производства и реализации конкретных наименований выпущенной продукции. В условиях рынка выручка от реализации продукции является единственным нормальным источником средств для бесперебойной работы предприятия. Все это требует систематического контроля за выпуском, отгрузкой и реализацией продукции, связанными с ними издержками и полученными с ними результатами.

С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий.

Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.

Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, который она может реально реализовать.

Правильный учет выпуска и продажи продукции способствует достоверному определению прибыли (убытка) от реализации.

Цель курсовой работы – исследование учета выпуска и реализации готовой продукции.

ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ

Учет готовой продукции

Готовая продукция - продукция основных и вспомогательных цехов, предназначенная для реализации. Готовая продукция должна быть закончена производством, укомплектована, соответствовать стандартам или техническим условиям, принята службами технического контроля, снабжена паспортом, сертификатом или другим документом, удостоверяющим ее качество и комплектность, сдана на склад, а при сдаче на месте заказчику — оформлена актами приемки или другими документами.

К готовой продукции относят работы и услуги промышленного характера, выполненные на сторону, а также стоимость полуфабрикатов собственного производства, предназначенных для реализации. Выполнение плана по производству и реализации продукции (работ, услуг) является основным показателем, характеризующим деятельность субъекта.

Субъект реализует свою продукцию, работы и услуги в порядке выполнения хозяйственных договоров, заключенных с потребителями. Часть продукции он может реализовать через свою торговую сеть по продаже продукции. Важнейшая обязанность субъекта — выполнение договорных обязательств по количеству, номенклатуре, срокам поставки, качеству продукции и другим условиям. Своевременная оплата поставленной покупателям продукции (каждое предприятие-производитель является также покупателем) является неотъемлемым условием стабильной работы каждого субъекта и экономики в целом.

Основные задачи учета материально-производственных запасов вообще и готовой продукции в частности, определены пунктом 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания).

В соответствии с этим нормативным документом задачами учета готовой продукции являются:

- формирование фактической себестоимости готовой продукции. Данная задача решается посредством организации бухгалтерского учета затрат по созданию готовой продукции. При этом должно быть обеспечено достижение таких целей как полное и своевременное отражение в учете всех расходов, которые могут быть включены в фактическую себестоимость готовой продукции, а также распределение осуществленных расходов между объемами готовой продукции и объемами незавершенного производства. Исчерпывающий перечень таких затрат и условия их включения в фактическую себестоимость материалов приведены в ПБУ 5/01 и подробно расшифрованы в Методических указаниях;

- правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и выбытию готовой продукции. Эта задача должна решаться при организации бухгалтерского учета в организации вообще - то есть учета всех видов имущества и обязательств, так как выполнение данной задачи предполагает, прежде всего, оформление первичных документов бухгалтерского учета, рационализацию их оборота между отдельными структурными подразделениями организации, а также обеспечение условий для оперативной обработки таких документов;

- контроль за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах ее движения. Контроль за этой стороной деятельности организации осуществляется, как правило, соответствующими комиссиями - создаваемыми на отдельный период или действующими постоянно. Помимо административных методов контроля (проведение плановых и внезапных проверок, осуществление предварительного и последующего контроля за целесообразностью и правомерностью использования материальных ресурсов), могут использоваться и экономические методы контроля (материальное стимулирование снижения норм расхода и, напротив, меры материального воздействия за перерасход материалов). Во втором случае контроль осуществляется опосредованно;

- контроль за соблюдением установленных организацией норм материальных запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции. Выполнением этой задачи достигается оптимизация размера оборотных средств. Так как данная задача решается экономистами и менеджерами организации, то бухгалтерская служба призвана обеспечить соответствующие структурные подразделения организации необходимой информацией;

- проведение анализа эффективности использования запасов готовой продукции. Последняя задача сформулирована в общем виде, который предполагает наличие методики анализа, применительно к специфике конкретной организации, наличия специалистов соответствующей квалификации и, главное, возможности использования результатов анализа при принятии управленческих решений.

Необходимыми предпосылками действенного контроля за сохранностью готовой продукции являются:

- наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);

- размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;

- оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой. Данное условие не является обязательным для организаций всех отраслей материального производства, а только для тех, где готовая продукция в натуральном выражении оценивается в весовых или метрических единицах (а не штуках или комплектах);

- сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;

- определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

- определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операции, а также за сохранностью вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;

- определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов продукции, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз продукции со складов и иных мест хранения;

- наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

По трем последним условиям, по нашему мнению, необходимо издание на год отдельного распорядительного документа (приказа руководителя) с указанием не только должностей, но и персональных данных соответствующих работников. При увольнении или переводе работников в распорядительные документы вносятся изменения. Для сравнения, в учетную политику организации изменения можно внести только со следующего календарного года. Поэтому в учетной политике достаточно указать только перечень должностей и рабочих мест, работа на которых сопряжена с материальной ответственностью.

Корреспонденция к счету 40

Содержание операций Корреспондирующий счет
 По дебету счета 40 (с кредита счетов) оприходована готовая продукция в зависимости от учетной политики предприятия:               по фактической производственной себестоимости (без использования счета 37)                  20
 по нормативной себестоимости (с использованием счета 37)              37
Произведено внутреннее перемещение продукции              40
Выявлены излишки при инвентаризации              80/3
                                       По кредиту счета 40 (с дебета счетов)      Отпущена готовая продукция собственным торговым точкам                41
Списана отпущенная продукция покупателям, заказчикам: если учетной политикой предприятия принято реализацию определять по оплаченным счетам                  45
если учетной политикой предприятия принято реализацию считать по предъявленным счетам               46
Списана продукция в результате стихийных бедствий (полностью утраченная или частично испорченная)       65,80/3,86
Списаны при инвентаризации недостачи готовой продукции              84

 

Формирования себестоимости готовой продукции

Одна из задач проверки обоснованности формирования издержек производства по элементам затрат и калькуляционным статьям в бухгалтерском учете и отчетности – изучение правильности распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством. Согласно п.11 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (постановление Правительства РФ от 5.08.92 № 552) затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) должны группироваться по статьям затрат. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Установленная для соответствующей отрасли (подотрасли, вида деятельности) группировка затрат по статьям должна обеспечить выделение затрат, связанных с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо включены в их себестоимость (так называемые прямые затраты). Прямые затраты списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов 10, 60, 68, 70 и т.д. На счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» собираются косвенные затраты.

В отличие от прямых косвенные затраты невозможно в момент их возникновения увязать с конкретным видом продукции, например амортизация зданий, арендная плата за пользование основными средствами, расходы на оплату управленческого персонала и т.д. Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Расходы со счета 26 могут списываться непосредственно на счет 90 «Продажи» в зависимости от принятой учетной политики. При выборе учетной политики в данном вопросе предприятие определяет необходимость формирования полной либо неполной (ограниченной) себестоимости продукции. При проверке следует изучить метод учета затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости.

В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства в промышленности наиболее часто используют:

1. попередельный метод – на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, с непрерывным технологическим процессом;

2. позаказный метод – в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также при выполнении опытных, экспериментальных и других работ;

3. нормативный метод – на предприятиях пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляциями. По своему составу они должны быть идентичны и соответствовать типовой номенклатуре, предусмотренной в отраслевых инструкциях по планированию и учету себестоимости. Контроль за применением установленных в производстве норм при изготовлении продукции осуществляется с помощью бухгалтерского учета согласно установленной документации по оформлению затрат по нормам, по отклонениям от них и по изменениям норм.

Проанализировав выбранный метод учета затрат, следует оценить обоснованность выбранного метода и его влияние на правильность определения себестоимости продукции.

При использовании для учета затрат на производство счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» готовая продукция отражается на счете 43 «Готовая продукция» по нормативной (плановой) себестоимости. По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». По кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция». Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на 1-е число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции от нормативной (плановой) себестоимости. Экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи». Перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной записью. Счет 40 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.

Проверка правомерности распределения по видам продукции расходов – последний этап проверки себестоимости.

Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы:

- на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

- по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

- комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

- по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;

- на рекламу;

- на представительские расходы;

- другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливается сумма произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:

- в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);

- в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

- в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 «Животные на выращивании и откорме» (расходы по заготовке скота и птицы).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 258.