Философия марксизма — одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм (основоположники К. Маркс и Ф. Энгельса); ленинский вариант марксизма как его применение к российской действительности; сталинский вариант теории, обосновывающий тоталитарную практику; социал-демократическая версия марксизма (и близкий к нему русский меньшевизм); современный неомарксизм (франкфуртская школа—Т. Адорно, Г. Маркузе). Поэтому, оценивая место данного направление в истории философии, важно учитывать, какой из вариантов имеется в виду. Необходимой предпосылкой объективного анализа марксизма является отказ от отождествления этого учения с его различными версиями и прежде всего со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма.
Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, в нем можно выделить три группы идей:
1. идеи, которые выражали ценности техногенной цивилизации;
2. концепции, которые конкретизировали эти идеи применительно к индустриальной стадии техногенной цивилизации;
3. открытия, идеи, выходящие за пределы техногенной культуры.
Выделяя основные особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие ее от предшествующих учений, следует, прежде всего, сказать, что в центре внимания этого течения находились проблемы социальной жизни. В социально-философской концепции марксизма ведущее место занимает разработка закономерного характера поступательного развития общества как естественно-исторического процесса смены общественно- экономических формаций, в основе которого находятся материально- экономические отношения. По К. Марксу, способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Этот вывод, по общему признанию, составляет крупнейший вклад марксизма в историю философской мысли.
Существенной заслугой марксизма является детальная и оригинальная критика капитализма, которая в значительной степени действенна и в настоящее время. Особое место занимает исследование К. Марксом природы отчуждения человека и труда, основной причиной которого является отчуждение собственности на средства производства от непосредственного производителя. К. Маркс обозначил новые перспективы общества, которые преодолевают пороки капитализма и находятся в русле социалистических традиций.
26.Характерные особенности развития отечественной философской мысли. Русская философия имеет длительную историю, насчитывая более тысячи лет. Начало эволюции древнерусской философии можно датировать XI — XIII вв. В XV — XVI вв. происходит расцвет отечественной средневековой философской мысли. В XVII в. осуществляется переход к русской философии XVIII и XIX вв. как отечественной философии Нового времени и Просвещения.
Первоначальный этап развития русской философии характеризуется теснейшей связью с природой и поклонением ей. Языческое понимание жизни как непрерывной смены и возобновления ряда природных циклов в русской христианской философии дополняется теорией линейной эволюции от сотворения мира и людей Богом до грядущего Второго пришествия Христа с неизбежной (даже после смерти) расплатой грешников за свои деяния. Православие духовно включает жизнь каждого человека в общий процесс мироздания, где индивид является важной составной частью не только своей семьи или всего народа, но и всего человечества.
Одно из первых определений философии на славянском языке дал известный первоучитель Кирилл. Он понимает ее как знание вещей божественных и человеческих, насколько может человек приблизиться к Богу, которое учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его.
В русской средневековой философии она понималась как духовное и практически-деловое наставничество, направленное на исцеление «заблудшей» человеческой души. Тщательное истолковывание текстов Библии (экзегеза) и других священных документов способствовало формированию абстрактных понятий в русском самосознании, главной категорией которого было сверхпонятие Бога как высшего единства нравственного, материального, социального и иного бытия. Основная цель философии как священной мудрости состояла в том, чтобы научить человека постоянному поиску высшего смысла своей жизни и духовно- практической ориентации на православные добродетели.
В русской философско-исторической мысли второй половины XIX века значительное влияние приобретает направление, связанное с материалистическим истолкованием истории, разрабатываемое Плехановым. Его истоки уходят в материалистическую традицию отечественной философии, наиболее последовательно представленную антропологическим материализмом Н.Г. Чернышевского, идеи которого в 70 - 80-х годах были широко известны в среде разночинной интеллигенции, и интерпретацией истории в духе экономического материализма М.А. Бакунина. Плеханов высоко ценил материализм Чернышевского. Материалистические идеи Плеханова складывались под значительным влиянием отечественной философской мысли. Плеханов был глубоко убежден, что исторический материализм Маркса, имеющий своим эмпирическим материалом всю историю человечества (всемирную историю), - и есть философия истории. Бакунин – ценность свободы, готов все разрушить ради нее. Чернышевский – польза для всех это революция.
Основной чертой русской философии, несмотря на внешнюю светскую направленность, является ее глубоко религиозный, православный характер, в связи с чем ее с известной долей приблизительности можно назвать православной философией. Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной4. Важной чертой русской философии является ее антропоцентризм в сочетании с ориентацией на Божественное начало человека.
Философия В.С.Соловьева
Главной идеей философии В. Соловьева была идея всеединства, органической целостности мира во всех его элементах и частях, о гибельности распада этого единства. В. Соловьев обосновывает цель новой философии – ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания. Его философская система включает в себя и проблему природы человека, и философию религии (философскую теологию), и социальную философию вместе с философией истории. Еще одна важная мысль его учения – это идея о «богочеловечестве» как высшем достижении единства материального, идеального и божественного. Долг человечества, по В. Соловьеву, состоит в том, чтобы самому сделаться божественным и стать Богочеловечеством.
В конце XIX века, во многом благодаря философии В. Соловьева, и в первой четверти XX века отечественная философия достигла высшего уровня своего эволюционного развития.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.