Системный анализ проекта технического развития транспортной системы Донецкой области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для изучения в данной работе автором была выбрана программа научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года, а именно развитие транспортной системы, как достаточно наглядный пример организационной системы. Рассмотрим данный проект с точки зрения указанных выше подходов, конкретизируя описание под конкретную программу.

Системно-ориентированный подход.

S : X → Y

Изображение системы с помощью данного подхода приведено на рис. 3.1

Рис. 3.1. Изображение проекта развития транспортной системы в виде «черного ящика»

 

Входы системы (множество {X}):

1. I 1:

· заказ на выполнение проекта Донецкого областного совета. Заказ производится на основе распоряжения главы Донецкой облгосадминистрации. Срок реализации: 2002–2020 г.

· цели и задания программы (модернизация и обновление движимого состава на основе развития отечественного транспортного машиностроения, увеличение видов и объемов транспортных услуг, повышение их качества и т.д.);

· план мероприятий (по этапам);

· сведения об ожидаемых конечных результатах;

2. F 1 – финансовое обеспечение планируемых работ, научно-технических исследований и т.д. Осуществляется за счет:

· средств Государственного бюджета, областного и местных бюджетов Донецкой области (государственное инвестирование, предоставление субсидий на строительство и реконструкцию, затраты на научные разработки и т.д.); для проведения научно-исследовательских работ удельный вес этих средств 9–12%, для осуществления инновационной деятельности – 0,3–0,4%;

· средств субъектов инновационной деятельности и средств, привлеченных ими (например, иностранные инвесторы; определение источника инвестирования субъекты инновационной деятельности осуществляют сами);

· средств фондов и других организаций, которые принимают участие в инновационной деятельности;

3. P – правовое обеспечение: пакет взаимосогласованных законодательных и других нормативно-правовых актов для создания условий внедрения эффективных механизмов государственного регулирования, принятие которых, согласно паспорту программы, должна обеспечить ВР Украины;

4. K – кадровое обеспечение: заключается в развитии высшего специального и профессионально-технического образования для получения высококвалифицированных кадров. Это должно обеспечиваться учебными заведениями области.

Выходы системы (множество {Y}):

1. I2:

· отчеты о проделанной работе, выполненных заданиях и проведенных мероприятиях;

· отчеты об использовании финансовых средств, предоставляемые источникам финансирования;

· отчеты о проделанной научно-технической работе, об обучении новых специалистов и т.д.;

2. G 1 – готовые результаты работ (например, построенные и реконструированные объекты);

3. G2 – незавершенные работы;

4. F 2 – остаток неиспользованных финансовых средств;

Структурно-функциональный подход.

S ={ X , Y , Ф, G , R }

X и Y представлены в описании системно-ориентированным подходом.

G= {управляющие органы: специальный отдел Донецкой Областной Государственной администрации (орган программно-целевого управления), совет по научно-технической и инновационной политике, фонд содействия научно-техническому развитию Донецкой области, НАН Украины, центр регионального развития и инновационно-информационного обеспечения;

исполнители программы: научные организации области, учреждения НАН Украины, научно-исследовательские институты, производственные, строительные и ремонтные структуры};

Ф= {оптимизация функционирования всех видов транспорта области и максимизация пропускных способностей транспортных путей}

В самой программе за двадцатилетие предполагается достичь результатов, представленных на рис. 3.2 и рис. 3.3.

 

Рис. 3.1. Прогнозные показатели объемов грузовых перевозок, млн. т

 

Рис. 3.2. Прогнозные показатели объемов грузообработки Мариупольским портом, млн. т

 

R= {выполнение программы}

Отношение эмерджентности обеспечивается тем, что только при совместной и согласованной работе всех элементов системы возможно достичь поставленных результатов и выполнить программу в целом.

Динамический подход.

S ={ X , Y , G , Ф, R , T , U , Ω , φ }

X , Y , G , Ф, и R описаны в предыдущих подходах.

Развитие транспортного комплекса на период до 2020 года предусматривается осуществить в три этапа, поэтому

T= {T 1 , T 2 , T 3}.

T1 – 1 этап: 2002–2005 года;

T2 – 2 этап: 2006–2010 года;

T3 – 3 этап: 2011–2020 года.

Множество состояний системы – состояния на каждой из стадий, т.е. на каждый выделенный момент времени Т. Для каждого этапа предназначены определенные мероприятия, которые выделим как состояния системы в соответствующий момент времени.

U={U 1, U 2 , U 3}

U 1обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования транспортного комплекса, в том числе пополнение до минимального необходимых размеров пассажирского движимого состава, особенно городского и пригородного соединений, повышение надежности железнодорожных путей, расширение электрификации железной дороги и концентрация перевозок по электрифицированным направлениям;

U 2 – увеличение объемов перевозок грузов соответственно росту объемов промышленного производства, создание резервных возможностей для гибкого реагирования на изменение структуры грузовых и пассажирских перевозок в зависимости от конъюнктуры рынка;

U 3 – завершение программы технической модернизации транспортного комплекса на базе оснащения его новыми типами движимого состава, компьютеризации управления, механизации и автоматизации грузовых операций}.

Ω={изменение в финансовых поступлениях, изменение цен на необходимые материалы и энергоресурсы, появление новых технологий вне системы, изменение экономической ситуации в стране, изменение в законодательстве, запаздывания в выполнении работ, форс-мажорные обстоятельства} φ= {U 1, U 2= φ ( t 1→ t 2, X , U 1), U 3= φ ( t 2→ t 3, X , U 2)}.

Значениями переходной функции будут перечисленные состояния системы, находящиеся под воздействием входящих потоков. Каждое значение зависит от предыдущего.

В данном разделе рассмотрены особенности транспортной системы Донецкой области. С помощью системного подхода была изучена программа развития транспортной системы как наглядный пример ОС в общем виде и, как конкретный пример подобного проекта – программы развития транспортной системы Донецкой области до 2020 года. Составлена дескриптивная модель указанной программы для целостного и детального представления ее функционирования.

 

 



Заключение

 

Проблема проектирования организационных систем возникает из-за специфичности ОС и необходимости учета большого количества как реально существующих, так и возможных факторов. Поэтому возникает потребность в классификации и изучении особенностей разных видов ОС, методов их построения и выработке достаточно четкого алгоритма синтеза. При этом важно учитывать особенности ОС, как активных систем. В данном исследовании внимание автора направлено на изучение организационных систем и их проектирование.

В работе изучены организационные системы и их модели, рассмотрен метод концептуального проектирования организационных систем и концепция их синтеза в аспекте развития транспортной системы области. При изучении ОС использован метод системного анализа с точки зрения трех подходов: системно-ориентированного, структурно-функционального и динамического.

В результате исследования получена дескриптивная модель программы развития транспортной системы Донецкой области.

 

 



Список литературы

1. Никаноров С.П., Персиц Д.Б. Метод формального проектирования целостных систем организационного управления // Рефераты докладов Международного симпозиума по проблемам организационного управления и иерархических систем, Баку, сентябрь-октябрь 1971 г. М.:ИПУ АН СССР, 1972. С. 52–56

2. Пузыревский Л.С. Основы организационного проектирования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.

3. Никаноров С.П. Метод концептуального проектирования систем организационного управления // Социология, №7. М.: 1996 г.

4. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: Синтег, 1999. – 128 с.

5. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2003. – 520 с

6. Новиков Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. М.: ИПУ РАН (научное издание), 2003. – 102 с.

7. Государственный комитет статистики //http://www.ukrstat.gov.ua

8. Проектирование организационных систем. www.e-lib.gasu.ru

9. Программа научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года. Донецкая Областная Государственная администрация, НАН Украины. Донецк: 2002 г.

10. Новиков Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. – 161 с.

11. Алексеев Н.П. Эволюция систем и организационное проектирование www.real-voice.info

12. Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Леонтьев С.В., Новиков Д.А., Чернышев Р.А. Механизмы финансирования программ регионального развития. М.:ИПУ РАН, 2002. – 55 с.

13. Бурков В.Н., Джавахадзе Г.С. Экономико-математические модели управления развитием отраслевого производства. М.: ИПУ РАН, 1997. – 64 с.

14. Алексеев Н.П. Организационное проектирование в эпоху без закономерностей. kmsoft.ru


[1] Данный подраздел написан с использованием материалов [3]


Дата: 2019-12-09, просмотров: 236.