в функционирование рынка. Последствия введения налогов.
Для решения важнейших экономических проблем - что, как и для кого производить рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, формируемых государством. К ним относятся:
· законодательное определение прав собственности;
· защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
· гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;
· использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;
· ограничение монопольных тенденций в экономике.
Вмешательство государства в рыночную экономику необходимое также в тех случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления, где использование рыночных механизмов ограничивается государством: оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов и энергетических сетей, водоснабжения и т. п.
Рыночные механизмы также неуместны в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. Составляемые государством социальные программы призваны обеспечить материальную помощь людям с низкими доходами; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам.
К «провалам» рынка относят зачастую и некоторые макроэкономические проблемы: общее равновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономике.
18.Собственность и её формы в России.
Собственность – это экономические и юридические отношения по поводу присвоения предметов природы вещей.
Права собственности: (11прав Опере – американский юрист).
1. Владение.
2. Пользование.
3. Распоряжение.
4. Право на доход.
5. Защита от вредного использования.
6. Правило суверена (то есть что хочешь, то и делай).
Экономические черты содержания собственности:
1. Собственность – это не вещь, не просто отношение людей к вещам, а отношение между людьми, которые могут быть связаны с вещами. Эти отношения не вещественные, а социально-экономические, которые соединяют работников с условием производства.
2. Монополизация условий производства одними субъектами и отчуждение их от других или равные права доступа определяет характер соединения основных факторов производства.
3. Формы доходов образуют экономическую реализацию собственности и определяются положением субъектов к отношению собственности.
Классификация форм собственности, на основе различных критерий:
а) по форме присвоения:
1. индивидуальная (личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство).
2. коллективная (кооператив, арендное предприятие).
3. государственная (общегосударственная, муниципальная).
б) по формам правособственности:
1. частное (граждане, юридические лица).
2. государственное (федеральный, республиканский).
3. совместное.
в) по субъектам и объектам:
1. объекты (продукты, рабочая сила).
2. субъекты (отдельные граждане, государство).
В 1990 году начался в России, разгосударствление собственности – это изменение экономической роли и функции государства, сокращение сферы государственной деятельности и переход от неэкономических к экономическим методам.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.