Формы и методы развития личности в условиях внешкольной работы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как и в процессе внеклассной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования применяются массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания детей и молодежи.                                                 К массовым формам воспитательной работы в Дворцах детского творчества, в технических и научных кружках а также в других внешкольных учреждениях относятся лекции о достижениях науки и техники, встречи с деятелями науки, техники, искусства, коллективный просмотр фильмов, проведение выставок детского творчества, организация олимпиад, смотров, конкурсов и др.

Групповые формы внешкольной воспитательной работы охватывают кружки, секции, клубы, студии и др.

Индивидуальные формы воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования включают выполнение учениками творческих индивидуальных заданий, занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность в художественных студиях. А также индивидуальные упражнения при овладении пением, по развитию голоса, подготовку докладов, сообщений, выступлений к кружковым и массовым занятиям детей, работу с компьютерами по разработанным тематическим программам и др.

В учреждениях дополнительного образования учащиеся, так же как и в школе, обязательно участвуют в систематическом производительном труде. Это может быть изготовление приборов, наглядных пособий.

К основным методам воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования относятся:

 - методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и др.);

 - методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, наборов слайдов, картин, схем, чертежей и пр.);

 - методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, задание по изготовлению моделей, приборов, технических и других устройств);

 - методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и др.);

 - методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке и т.п.).

Задача воспитателей и руководителей кружков в учреждениях дополнительного образования состоит в том, чтобы разнообразить методы воспитательной работы с участниками кружков, секций, клубов и др. А также выбирать в соответствующих условиях те методы и средства воспитания, которые позволят кратчайшим путем сформировать необходимые знания, умения, навыки, должное отношение к деятельности. Для этого надо использовать алгоритм выбора оптимальных методов, который предполагает оценку особенностей данного ученического коллектива, конкретизацию воспитательных задач с учетом этих особенностей. Постоянный анализ результативности занятий помогает подтянуть слабые звенья при опоре на сильные. Сравнительная оценка возможностей тех или иных методов по решению определенной задачи обуславливает выбор из возможных методов тех, которые могут оказаться наиболее эффективными в данной ситуации.

 

2.2. Опыт работы по художественно-эстетическому развитию личности во внешкольных учреждениях Луганска.

В течение последнего десятилетия благодаря совместным усилиям органов управления образованием, педагогических коллективов внешкольных, учебно-воспитательных заведений и педагогической науки в Украине происходит процесс реформирования внешкольного образования и рождение такой самостоятельной отрасли педагогики, как внешкольная педагогика.

Внешкольное образование, определив курс на перестройку, поиск новых форм и методов творческого развития, учебы и воспитания детей и молодежи, заняло свое весомое место в системе непрерывного образования и стало ее неотъемлемым  и уникальным звеном. Сегодня важно объективно определить место внешкольного образования в едином образовательном пространстве, ее соотношение с другими подсистемами, место и перспективы внешкольных учебных заведений, на рынке образовательных услуг [4, с. 22].

Закон Украины «Про позашкільну освіту» определяет государственную политику в сфере внешкольного образования, ее правовые, социально-экономические, а также организационные, образовательные, воспитательные условия для развития творческих интересов подрастающего поколения, получения детьми и молодежью дополнительных знаний, приобретения, ими навыков в разных видах деятельности.                            Внешкольное образование сегодня – это самостоятельное звено, которое решает специфические задачи, выполняет определенные функции и базируется на собственных принципах. И чем более высокой качественный уровень общего среднего образования, тем шире становится спектр образовательных интересов и запросов личности, которые удовлетворить может только система внешкольного образования.

Уникальность этого звена заключается в том, что именно здесь почти полностью создаются все условия для творческой самореализации каждого ребенка, учитывая, что творчество – это процесс, результатом какого не только создания качественно новых материальных и духовных ценностей, а это деятельность, направленная на развитие самой личности, ее самопознания и совершенствования. Принцип гуманизации и гуманитаризации, личностно сориентированного подхода, который сегодня постепенно внедряется в деятельности общеобразовательных и высших  учебных заведений, для внешкольного образования не является новыми – они с самого начала ее функционирования были и остаются базовыми и самыми главными в работе центров и домов для детей и молодежи.

Во внешкольном образовании происходит предоставление знаний, формирования умений и навыков, по интересам, содействие интеллектуальному, духовному и физическому развитию личности, подготовка, к активной профессиональной и общественной деятельности, создаются условия для социальной защиты и организации досуга в соответствии со способностями, одаренностью и состоянием здоровья учеников и воспитанников.

На современном этапе активно продолжается поиск новой идеи функционирования внешкольного заведения, создания собственной модели деятельности, наполнения работы педагогических коллективов, новым содержанием [8, с. 93].

В Луганской области внешкольное образование включает 112 заведений, среди них: 40 - художественно-эстетического направления, 13 – научно-технического, 9 - еколого-натуралистического, 7 – туристско-краеведческого, 40 - физкультурно-спортивного, работает Малая академия наук.

На основании основных положений Программы развития внешкольных учебных заведений 2008-2014 года, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины, Главным управлением образования и науки Луганской облгосадминистрации, в апреле 2009 года принята областная программа развития внешкольных учебных заведений, целью которой является сохранение и развитие внешкольных заведений, создания условий, для получения учениками дополнительных знаний, умений и навыков.

Педагогические коллективы центров, домов, дворцов, для детей и юношества, спортивные школы Луганской области в условиях социально-экономических превращений смогли не только сохранить свои достижения, но и обновить формы и методы работы с воспитанниками, создали собственные организационные модели деятельности, наполнили их особенным содержанием. Система внешкольного образования Луганщины реализует свои основные задания за такими направлениями:                                 - художественно-эстетический (обеспечивает развитие творческих способностей, одаренности и получения, воспитанниками практических навыков и знаниями в сфере отечественной и мировой культуры и искусства);

- библиотечно-библиографический (направленный на повышение информационной культуры детей и молодежи);

- научно-технический (обеспечивает приобретение воспитанниками технико-технологических умений, расширения научного мировоззрения, подготовку к активной научно-исследовательской работе) [22, с. 39].

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.