Функции внешкольного педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Все чаше специалисты отмечают, что во взрослую жизнь все больше приходит молодых людей без творческой искры, самостоятельности, а главное без нравственных ориентиров. Во все времена, во всяком обществе одной из важнейших проблем наряду с образованием стояло воспитание подрастающего поколения. Система дополнительного образования является досугом, поэтому участие ребенка в обучающем процессе построено на волеизъявлении самого ребенка. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.

Объект исследования: внешкольное образование.

Предмет исследования: внешкольные учебно-воспитательные заведения города Луганска.

Гипотеза: учреждения дополнительного образования помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности.

В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть основные тенденции становления и развития дополнительного образования.

- выявить приоритетные направления дальнейшего развития учреждений дополнительного образования;

- проанализировать имеющийся опыт Луганской области  в системе внешкольного образования;

- определить наиболее эффективные формы, методы и средства функционирования учреждений дополнительного образования.

Методологической и теоретической основой исследования является философские положения о целостности и целеустремленности развивающихся систем и подсистем, социальной роли экономических условий, диалектический подход к развитию системы, а также совокупность психологических и педагогических знаний о системности образования, тенденции ее развития; о проблемах непрерывного образования и его составной части - дополнительного образования. При этом теоретической базой являются работы: ( И. Ю. Алексашкина, Ж. Аллак, А.Г, Асмолов, В.Г. Воронцова, Б.Г. Гершунский, М.С. Каган, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д.Никандов, О.Г.Прикот, В.М,Резин, Е.Э.Смирнова, Б.Ф.Федоров и др.)

Методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение.

 

ГЛАВА 1 . ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

1.1. Особенности внешкольного образования.

Главными специфическими особенностями дополнительного образования являются:

- добровольность получения дополнительного образования детьми;

- индивидуализированность и вариативность (в том числе за рамками школьных программ);

- осуществление в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.

Законом Украины «Про освіту» этой системе придается образовательный статус. Однако сохранились противоречия между:

- реальной образовательно-развивающей сущностью дополнительного образования детей и отношением к ней как системе, дополняющей общее образование;

- технологией и организационным статусом;

- требования общества к личности и личностным потребностям, а также потребностями разных социумов (семья, детские организации, образовательные учреждения, дошкольные учреждения), взаимодействующими с системой дополнительного образования детей.         Дополнительное образование детей относится к категории тех педагогических феноменов, которые характеризуются интенсивным развитием практики при почти полном отсутствии адекватной ее содержанию теории. Содержание дополнительного образования детей выходит за пределы стандартов общего полного среднего и начального, а также среднего профессионального образования. При этом термин «образование» употребляется в значении интегрированного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.

Создаваемое на основе внешкольных учреждений (деятельность которых в течение трех десятков лет относилась к категории воспитательной) дополнительное образование детей вызывает к себе неоднозначное отношение [11, с. 32].

Для того, чтобы стать вполне эффективной в своем новом статусе система внешкольного образования детей должна сохранить свой опыт и традиции, с одной стороны, и стать вполне образовательной системой- с другой. Внешкольное  образование детей, являясь составной частью всей образовательной системы Украины, подчиняется общим законам и государственным требованиям, одно из которых это ответственность учреждения за качество образовательных услуг лицам от 6 до 18 лет.

Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбрать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Дополнительное образование детей - новый вид в структуре украинской образовательной системы, созданной на основе интеграции нескольких традиционных педагогических практик.  Содержание внешкольного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами.

Развитие ребенка в процессе внешкольного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:

- личностный рост ребенка;

- совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно - деятельной сфере;

- повышение его функциональной грамотности.

Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей.

Система внешкольного образования детей переживает период своего становления. Не имея государственных стандартов, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени.

Дополнительному образованию детей объективно присуще отсутствие любых форм принуждения. Могу, хочу, умею, делаю, не боюсь ошибиться - эти глаголы определяют позиции и детей, и взрослых. Регламентированные требования, принятые в сфере дополнительного образования детей, направлены на создание и поддержание атмосферы психологического комфорта. В практике внешкольного образования не принято предъявлять ребенку требования, которые он не может выполнить, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Ребенок имеет право на усвоение избранной им образовательной программы в индивидуальном темпе и объеме.                                                                                                   Содержание дополнительного образования детей реализуется в разнообразных формах, обеспечивая развитие ценностных установок личности и такого характера, который «противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». В этом видел смысл воспитания К.Д.Ушинский. Этому идеалу пытаются соответствовать педагоги дополнительного образования.

Внешкольное образование детей - уникальная образовательная практика, не имеющая адекватной теории. Зарубежные аналоги системы дополнительного образования детей также не обобщены и не осмысленны наукой в той мере, которая могла бы обеспечить включение этой формы образования в Международную стандартную классификацию образования (МСКО) ЮНЕСКО [12, с. 57].                                                                  В условиях обновляющейся системы  образования приоритетом стало воспитание свободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптированной, творческой личности. Личность ребенка, ее значимость в жизни образовательного учреждения в наши дни уравнивается с личностью педагога. Ребенок - высшая ценность педагогической культуры. Уникальное явление мира. Его жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно интересно. Вся деятельность педагога дополнительного образования должна исходить из этих постулатов.

 

1.2. Основные направления внешкольного образования.  

Внешкольные воспитательные заведения призваны оказывать действенную помощь школе, а также воспитывать национальное сознание, прививать любовь к труду, развивать всесторонние качества человека. Различают два типа внешкольных учреждений: общие (комплексные) и специфические (профильные).

К общим внешкольным заведениям принадлежат дома школьников, детские секторы Дворцов культуры, детские городки, лагеря. Все они ведут работу с детьми в разных областях науки, культуры, спорта. К специальным внешкольным заведениям принадлежат детские спортивные школы, станции юных техников и юных натуралистов, детские библиотеки и театры, экскурсионно-туристские станции.

Основные направления деятельности внешкольных заведений:                  - организация воспитательной и образовательной работы с детьми;        - инструктивно-методическая работа с учителями, работниками внешкольных учреждений, общественностью и активными учениками, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, из внешкольной работы. Внешкольные заведения в своей работе руководствуются положениями, программами. Дома школьников ведут разнообразную работу с детьми: организовывают кружки, творческие коллективы художественной самодеятельности ( хоры,  ансамбли песни и танца), клубы любителей природы и др.[10, с. 198].

Дома школьников проводят работу среди детей в разных направлениях. Они организуют массовые мероприятия для учеников: беседы, лекции на разные темы, встрече с деятелями искусства, литературы, вечера, походы, массовые праздники, конкурсы и соревнования, олимпиады, и тому подобное. Также проводят методическую и организаторскую работу. Организуют клубы любителей природы, художников, краеведов, помогают педагогическим коллективам школ как можно лучше организовать с детьми воспитательную и образовательную внеурочную работу.

Лагеря совмещают в своей работе воспитательную и оздоровительную функции. В городских лагерях отдыхают дети одной школы и здесь сохраняется классный коллектив. В загородных лагерях формируется временный коллектив учеников из разных школ, что требует от воспитателей и вожатых специальных знаний и больших организаторских способностей. Кроме сезонных, существуют стационарные лагеря, которые работают на протяжении года. Более важные из них - международный лагерь "Артек" в Крыму, "Орлятко" на Кавказе, и др. Эти лагеря являются основными центрами методической работы  повышения мастерства вожатых.

Специализированные внешкольные заведения ведут массовую работу, создают кружки и клубы, проводят методическую работу - каждый в соответствии со своим профилем. Детские спортивные школы оказывают помощь общеобразовательной школе в подготовке юных спортсменов и общественного физкультурного актива для ведения массовой работы из физического воспитания и спорта.

Детские театры осуществляют воспитание у детей высоких моральных качеств, способствуют формированию эстетических вкусов, расширению кругозора, средствами искусства. Каждый детский театр имеет педагогический совет, который руководит разнообразной работой с юными зрителями, учителями и родителями.

При детских театрах создаются актив любителей искусства, которые пропагандируют театральное искусство среди учеников, выпускают стенгазеты, посвященные спектаклям и артистам, организуют "уроки театра". Как форму работы детские театры практикуют выезд из школы, принимают участие в проведении конференций, творческих вечеров, помогают ученикам в организации художественной самодеятельности [13, с. 110].

Детские библиотеки оказывают практическую помощь ученикам в усвоении знаний из основ наук, способствуют воспитанию культуры чтения, любви, к книге. Детские библиотеки применяют разные формы работы: индивидуальные беседы при выборе книг и массовые литературные, читательские конференции, литературные конкурсы, встречи, с выдающимися людьми.

Таким образом, внешкольные заведения имеют большую материальную базу, работа их чрезвычайно разнообразна и полезна. Они являются неотъемлемым звеном в системе общественного национального воспитания подрастающего поколения. 

По способам организации различают массовую, кружок и индивидуальную формы внешкольной образовательно-воспитательной работы с учениками. Массовые мероприятия (внутришкольные олимпиады, спартакиады учеников, посещения театров, кино) происходят эпизодически. Они охватывают значительное количество детей.

Кружки работают постоянно. Они охватывают учеников, которые интересуются определенной областью знаний (например, кружок юннатов, математики, литературный кружок и др.).

Индивидуальные внеклассные занятия школьников чрезвычайно разнообразны: ученики самостоятельно ведут наблюдение за разными явлениями природы, проводят опыты, читают художественную и научно-популярную литературу, создают коллекции, учатся играть на музыкальных инструментах, рисовать и тому подобное.     В практику школ и внешкольных заведений крепко вошла такая форма работы, как встречи со знаменитыми, узнаваемыми людьми. Во внешкольных заведениях также проводятся вечера для учеников той или иной  возрастной группы. Важными формами внеклассной и внешкольной работы являются экскурсии, прогулки, походы. Эти формы имеют общую черту: ученики выходят за пределы школы или внешкольного заведения.

Если такое мероприятие решает преимущественно образовательные, познавательные задания, оно называется экскурсией, если его целью является главным образом укрепление здоровья и организация досуга школьников - это прогулка. Если же проведение мероприятия связано с преодолеванием определенных трудностей (например, более-менее длительные переходы пешком) - это поход. Школы и внешкольные заведения широко практикуют  в частности туристические походы и экскурсии [10, с. 217].

Важную роль во внешкольной работе играют разные формы соревнований учеников. Соревнования вызывают живой интерес у школьников, способствуют подъему общего тонуса жизни коллектива, и поэтому практикуются в разных отраслях внеурочной работы. В соревнованиях по большей части выступают несколько коллективов, которые борятся за достижение самых высоких результатов из определенного вида деятельности. Могут быть и индивидуальные соревнования и конкурсы между учениками. Видами массовых соревнований, которые проводятся в течение более-менее длительного времени, это олимпиады и спартакиады. Практикуются олимпиады из отдельных учебных предметов, и олимпиады художественной самодеятельности. Спартакиадами называют большие соревнования по многим видам спорта. Бывают спартакиады внутришкольные, районные, городские, областные, республиканские.

  

 1.3. Факторы и условия формирования личности.

В соответствии с Законом Украины «Про позашкільну освіту» (2000р.) начался переход внешкольных учреждений в новое качественное состояние.

Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития.

Во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации.

В-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей[15, с. 51].

В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов может быть признано внешкольное образование, организуемое учреждениями, основное предназначение которых удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Последним фундаментальным исследованием, имеющим теоретико-методологический характер, является «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е.Н. Медынского, изданная в 1923 г. С тех пор исследования внешкольного образования, замененного в 30-х годах внешкольным воспитанием, велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел отрыв теории от практики, ставший самой серьезной помехой реорганизации воспитательных внешкольных учреждений в учреждения, которым должны быть присущи новые характеристики. Наиболее типичные из них:

- оснащенность образовательного процесса программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью;                              - предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения;                - многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы;                                                                                                          - личностно-деятельностный характер образовательного процесса; профориентация, возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования;                                                       - социокультурная направленность всех мероприятий.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений внешкольного образования позволяет им удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Содержание этой работы диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека» [16, с. 166].

Поэтому педагогический процесс  происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем.  Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей. Вместе с общеобразовательными школами учреждения внешкольного образования детей составляют в регионе разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекает ориентированность внешкольного образования на:

- динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;

- стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

- активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

- обобщение жизненного опыта ребенка, соотношение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

- новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладение специализированными языками наук в малых группах юных исследователей;

- преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм их жизнедеятельности [17, с.203].

Во внеклассной и внешкольной работе применяются также дидактичные материалы, методы, что и в учебном процессе. Как и во время массовых мероприятий, так и на занятиях кружков, часто используется рассказ. Но на уроках рассказывает ученикам сам учитель, а во внешкольной работе с рассказом выступают не только педагоги, но и приглашенные лица родители и сами ученики.

Метод беседы применяется при использовании разных форм внеклассной и внешкольной работы. Беседа, как форма работы, посвящается специальной теме, цель беседы - определенный круг вопросов, который может освещаться  разными методами. Достаточно широко во внешкольной  работе используются доклады. Например, на занятие кружков с докладами могут выступать сами ученики, учителя, или приглашены общественные деятели, ученики.

Не редко применяется и метод демонстрации. Школьникам демонстрируют кинофильмы, диафильмы. Большое место во внешкольных занятиях учеников занимают методы самостоятельного наблюдения, опытов, практических работ. В отличие от учебных занятий, во внешкольной образовательно-воспитательной деятельности наблюдения, опыты, практические работы более индивидуальны и открывают широкое пространство для творческой инициативы детей.

Следовательно, методы  внешкольной работы, будучи в общих чертах общими с дидактичными методами, имеют свою специфику. Руководящая роль педагога во внешкольной  работе не снижается, но главная его функция здесь заключается в том, чтобы организовать и направить самостоятельную деятельность учеников [19, с. 42].

 

ВЫВОДЫ

Важнейшей задачей всякого человеческого общества на протяжении долгих лет было воспитание и обучение детей, подготовка их к будущей жизни.

Вопрос, что же важнее: воспитание или образование всегда волновал человечество. Сегодняшняя цивилизация достигнута с помощью высокого научно-технического прогресса, что, безусловно, требует от человека знаний, которые приобретаются в результате обучения, но при этом нельзя забывать, что личность должна всесторонне развиваться в общении, культуре, игре, досуге. Полноценная личность не может вырасти только на обязанностях, она должна формироваться и на личных, досуговых интересах.

На основе имеющейся информации о системе дополнительного образования можно сделать вывод, что система дополнительного образования, и есть то звено, что обеспечивает развитие полноценной, глубокой личности.

На примере детско-подростковых клубов можно сказать: в учреждение представлены разнообразные виды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные интересы и качества, художественный и эстетические вкусы.

Образовательный процесс здесь направлен на гуманистическое развитие личности каждого ребёнка. Педагогический процесс представлен во всём разнообразии приёмов и способов группового и индивидуального взаимодействия с личностью; здесь происходит превращение личности воспитанника в субъекта самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования; регулирование взаимоотношений в системе «Личность-общество».

Деятельность ребёнка в учреждении дополнительного образования развивает интеллект и творчество. Здесь создаётся база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения, и развития детей. Творчество рождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершённости или не определённости, имеет 3 составляющие: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Только при наличии всех 3-х факторов можно ожидать от ребёнка выдающихся достижений, т.к. в основе деятельности любой направленности преобладают желания, склонности, интересы, потребности связанные с их содержанием.

Такая деятельность связана с положительными эмоциями и именно поэтому развивает способности, то есть оригинальность, способность к синтезу и анализу, умение видеть проблему и др.

Это можно отнести как к творческому продуцированию оригинальных идей, так и к их творческой разработке.

Оценка и деятельность детей может служить: способность выявлять и ставить проблему, выдвигать новые, неожиданные идеи выражать в характере и тематике своих выступлений, самостоятельность, фантазию.

Таким образом, учреждение дополнительного образования направляют деятельность ребёнка на развитие, с одной стороны творческого мышления с опорой на логическое, и с другой - связано с воображением, оригинальностью и разнообразием идей.

Педагогическая ценность данных учреждений состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменение в потребностях и запросах детей и подростков.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. - С.137-303.

2. Боровиков Л.И. Педагогика доп. Образования: Учеб метод. Пособие для руководителей детских творческих объединений. - Новороссийск. 2004.

3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы. - М., 2002.

4. Волохов А.В. Будем работать вместе/ Программы деятельности детских и подростковых организаций. - М., 1996.

5. Вольская В.В. Формирование имиджа педагога доп. Образования. - М., 2002.

6. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М., 2004.

7. Голованов В.П. Нормативно-правовая база деятельности учреждений доп. Образования детей. М., 2002.

8. Голованов В.П. становление и развитие региональной системы доп. Образования детей в современных социокультурных условиях. М., 2001.

9.Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.                                                                                                               10. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.

11. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.

 

 

12. Евладова Е.Б. Логинова Л.Г. Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособ. Для студентов учреж. Сред. Проф. Образования. М., 2002.

13. Иванова И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. Псков. 1998.                                                                                                   14.Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.

15.Краткий словарь по социологии / Под общей ред.Гвишиани Д.М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с.

16.Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400.

17.Культура духовных запросов личности. – Киев: Высшая школа, 1986-203с.

18. Маленкова Л.Х Педагоги, родители, дети. М.,1994.

19. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностиной активности. – М.: Просвещение, 1976.-С.40-43.

20. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990.- С.92-108.

21. Руднева Т.И. Кочеткова В.Г. Педагог дополнительного образования. Психолого-педагогические проблемы: Учеб. Пособие. Самара.1998.

Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983-С.3-62.

22. Сорочан Т.М. Позашкільна освіта Луганщини. – Луганськ. : Знання, 2006р.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Все чаше специалисты отмечают, что во взрослую жизнь все больше приходит молодых людей без творческой искры, самостоятельности, а главное без нравственных ориентиров. Во все времена, во всяком обществе одной из важнейших проблем наряду с образованием стояло воспитание подрастающего поколения. Система дополнительного образования является досугом, поэтому участие ребенка в обучающем процессе построено на волеизъявлении самого ребенка. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.

Объект исследования: внешкольное образование.

Предмет исследования: внешкольные учебно-воспитательные заведения города Луганска.

Гипотеза: учреждения дополнительного образования помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности.

В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть основные тенденции становления и развития дополнительного образования.

- выявить приоритетные направления дальнейшего развития учреждений дополнительного образования;

- проанализировать имеющийся опыт Луганской области  в системе внешкольного образования;

- определить наиболее эффективные формы, методы и средства функционирования учреждений дополнительного образования.

Методологической и теоретической основой исследования является философские положения о целостности и целеустремленности развивающихся систем и подсистем, социальной роли экономических условий, диалектический подход к развитию системы, а также совокупность психологических и педагогических знаний о системности образования, тенденции ее развития; о проблемах непрерывного образования и его составной части - дополнительного образования. При этом теоретической базой являются работы: ( И. Ю. Алексашкина, Ж. Аллак, А.Г, Асмолов, В.Г. Воронцова, Б.Г. Гершунский, М.С. Каган, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д.Никандов, О.Г.Прикот, В.М,Резин, Е.Э.Смирнова, Б.Ф.Федоров и др.)

Методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение.

 

ГЛАВА 1 . ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

1.1. Особенности внешкольного образования.

Главными специфическими особенностями дополнительного образования являются:

- добровольность получения дополнительного образования детьми;

- индивидуализированность и вариативность (в том числе за рамками школьных программ);

- осуществление в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.

Законом Украины «Про освіту» этой системе придается образовательный статус. Однако сохранились противоречия между:

- реальной образовательно-развивающей сущностью дополнительного образования детей и отношением к ней как системе, дополняющей общее образование;

- технологией и организационным статусом;

- требования общества к личности и личностным потребностям, а также потребностями разных социумов (семья, детские организации, образовательные учреждения, дошкольные учреждения), взаимодействующими с системой дополнительного образования детей.         Дополнительное образование детей относится к категории тех педагогических феноменов, которые характеризуются интенсивным развитием практики при почти полном отсутствии адекватной ее содержанию теории. Содержание дополнительного образования детей выходит за пределы стандартов общего полного среднего и начального, а также среднего профессионального образования. При этом термин «образование» употребляется в значении интегрированного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.

Создаваемое на основе внешкольных учреждений (деятельность которых в течение трех десятков лет относилась к категории воспитательной) дополнительное образование детей вызывает к себе неоднозначное отношение [11, с. 32].

Для того, чтобы стать вполне эффективной в своем новом статусе система внешкольного образования детей должна сохранить свой опыт и традиции, с одной стороны, и стать вполне образовательной системой- с другой. Внешкольное  образование детей, являясь составной частью всей образовательной системы Украины, подчиняется общим законам и государственным требованиям, одно из которых это ответственность учреждения за качество образовательных услуг лицам от 6 до 18 лет.

Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбрать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Дополнительное образование детей - новый вид в структуре украинской образовательной системы, созданной на основе интеграции нескольких традиционных педагогических практик.  Содержание внешкольного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами.

Развитие ребенка в процессе внешкольного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:

- личностный рост ребенка;

- совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно - деятельной сфере;

- повышение его функциональной грамотности.

Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей.

Система внешкольного образования детей переживает период своего становления. Не имея государственных стандартов, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени.

Дополнительному образованию детей объективно присуще отсутствие любых форм принуждения. Могу, хочу, умею, делаю, не боюсь ошибиться - эти глаголы определяют позиции и детей, и взрослых. Регламентированные требования, принятые в сфере дополнительного образования детей, направлены на создание и поддержание атмосферы психологического комфорта. В практике внешкольного образования не принято предъявлять ребенку требования, которые он не может выполнить, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Ребенок имеет право на усвоение избранной им образовательной программы в индивидуальном темпе и объеме.                                                                                                   Содержание дополнительного образования детей реализуется в разнообразных формах, обеспечивая развитие ценностных установок личности и такого характера, который «противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». В этом видел смысл воспитания К.Д.Ушинский. Этому идеалу пытаются соответствовать педагоги дополнительного образования.

Внешкольное образование детей - уникальная образовательная практика, не имеющая адекватной теории. Зарубежные аналоги системы дополнительного образования детей также не обобщены и не осмысленны наукой в той мере, которая могла бы обеспечить включение этой формы образования в Международную стандартную классификацию образования (МСКО) ЮНЕСКО [12, с. 57].                                                                  В условиях обновляющейся системы  образования приоритетом стало воспитание свободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптированной, творческой личности. Личность ребенка, ее значимость в жизни образовательного учреждения в наши дни уравнивается с личностью педагога. Ребенок - высшая ценность педагогической культуры. Уникальное явление мира. Его жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно интересно. Вся деятельность педагога дополнительного образования должна исходить из этих постулатов.

 

1.2. Основные направления внешкольного образования.  

Внешкольные воспитательные заведения призваны оказывать действенную помощь школе, а также воспитывать национальное сознание, прививать любовь к труду, развивать всесторонние качества человека. Различают два типа внешкольных учреждений: общие (комплексные) и специфические (профильные).

К общим внешкольным заведениям принадлежат дома школьников, детские секторы Дворцов культуры, детские городки, лагеря. Все они ведут работу с детьми в разных областях науки, культуры, спорта. К специальным внешкольным заведениям принадлежат детские спортивные школы, станции юных техников и юных натуралистов, детские библиотеки и театры, экскурсионно-туристские станции.

Основные направления деятельности внешкольных заведений:                  - организация воспитательной и образовательной работы с детьми;        - инструктивно-методическая работа с учителями, работниками внешкольных учреждений, общественностью и активными учениками, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, из внешкольной работы. Внешкольные заведения в своей работе руководствуются положениями, программами. Дома школьников ведут разнообразную работу с детьми: организовывают кружки, творческие коллективы художественной самодеятельности ( хоры,  ансамбли песни и танца), клубы любителей природы и др.[10, с. 198].

Дома школьников проводят работу среди детей в разных направлениях. Они организуют массовые мероприятия для учеников: беседы, лекции на разные темы, встрече с деятелями искусства, литературы, вечера, походы, массовые праздники, конкурсы и соревнования, олимпиады, и тому подобное. Также проводят методическую и организаторскую работу. Организуют клубы любителей природы, художников, краеведов, помогают педагогическим коллективам школ как можно лучше организовать с детьми воспитательную и образовательную внеурочную работу.

Лагеря совмещают в своей работе воспитательную и оздоровительную функции. В городских лагерях отдыхают дети одной школы и здесь сохраняется классный коллектив. В загородных лагерях формируется временный коллектив учеников из разных школ, что требует от воспитателей и вожатых специальных знаний и больших организаторских способностей. Кроме сезонных, существуют стационарные лагеря, которые работают на протяжении года. Более важные из них - международный лагерь "Артек" в Крыму, "Орлятко" на Кавказе, и др. Эти лагеря являются основными центрами методической работы  повышения мастерства вожатых.

Специализированные внешкольные заведения ведут массовую работу, создают кружки и клубы, проводят методическую работу - каждый в соответствии со своим профилем. Детские спортивные школы оказывают помощь общеобразовательной школе в подготовке юных спортсменов и общественного физкультурного актива для ведения массовой работы из физического воспитания и спорта.

Детские театры осуществляют воспитание у детей высоких моральных качеств, способствуют формированию эстетических вкусов, расширению кругозора, средствами искусства. Каждый детский театр имеет педагогический совет, который руководит разнообразной работой с юными зрителями, учителями и родителями.

При детских театрах создаются актив любителей искусства, которые пропагандируют театральное искусство среди учеников, выпускают стенгазеты, посвященные спектаклям и артистам, организуют "уроки театра". Как форму работы детские театры практикуют выезд из школы, принимают участие в проведении конференций, творческих вечеров, помогают ученикам в организации художественной самодеятельности [13, с. 110].

Детские библиотеки оказывают практическую помощь ученикам в усвоении знаний из основ наук, способствуют воспитанию культуры чтения, любви, к книге. Детские библиотеки применяют разные формы работы: индивидуальные беседы при выборе книг и массовые литературные, читательские конференции, литературные конкурсы, встречи, с выдающимися людьми.

Таким образом, внешкольные заведения имеют большую материальную базу, работа их чрезвычайно разнообразна и полезна. Они являются неотъемлемым звеном в системе общественного национального воспитания подрастающего поколения. 

По способам организации различают массовую, кружок и индивидуальную формы внешкольной образовательно-воспитательной работы с учениками. Массовые мероприятия (внутришкольные олимпиады, спартакиады учеников, посещения театров, кино) происходят эпизодически. Они охватывают значительное количество детей.

Кружки работают постоянно. Они охватывают учеников, которые интересуются определенной областью знаний (например, кружок юннатов, математики, литературный кружок и др.).

Индивидуальные внеклассные занятия школьников чрезвычайно разнообразны: ученики самостоятельно ведут наблюдение за разными явлениями природы, проводят опыты, читают художественную и научно-популярную литературу, создают коллекции, учатся играть на музыкальных инструментах, рисовать и тому подобное.     В практику школ и внешкольных заведений крепко вошла такая форма работы, как встречи со знаменитыми, узнаваемыми людьми. Во внешкольных заведениях также проводятся вечера для учеников той или иной  возрастной группы. Важными формами внеклассной и внешкольной работы являются экскурсии, прогулки, походы. Эти формы имеют общую черту: ученики выходят за пределы школы или внешкольного заведения.

Если такое мероприятие решает преимущественно образовательные, познавательные задания, оно называется экскурсией, если его целью является главным образом укрепление здоровья и организация досуга школьников - это прогулка. Если же проведение мероприятия связано с преодолеванием определенных трудностей (например, более-менее длительные переходы пешком) - это поход. Школы и внешкольные заведения широко практикуют  в частности туристические походы и экскурсии [10, с. 217].

Важную роль во внешкольной работе играют разные формы соревнований учеников. Соревнования вызывают живой интерес у школьников, способствуют подъему общего тонуса жизни коллектива, и поэтому практикуются в разных отраслях внеурочной работы. В соревнованиях по большей части выступают несколько коллективов, которые борятся за достижение самых высоких результатов из определенного вида деятельности. Могут быть и индивидуальные соревнования и конкурсы между учениками. Видами массовых соревнований, которые проводятся в течение более-менее длительного времени, это олимпиады и спартакиады. Практикуются олимпиады из отдельных учебных предметов, и олимпиады художественной самодеятельности. Спартакиадами называют большие соревнования по многим видам спорта. Бывают спартакиады внутришкольные, районные, городские, областные, республиканские.

  

 1.3. Факторы и условия формирования личности.

В соответствии с Законом Украины «Про позашкільну освіту» (2000р.) начался переход внешкольных учреждений в новое качественное состояние.

Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития.

Во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации.

В-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей[15, с. 51].

В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов может быть признано внешкольное образование, организуемое учреждениями, основное предназначение которых удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Последним фундаментальным исследованием, имеющим теоретико-методологический характер, является «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е.Н. Медынского, изданная в 1923 г. С тех пор исследования внешкольного образования, замененного в 30-х годах внешкольным воспитанием, велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел отрыв теории от практики, ставший самой серьезной помехой реорганизации воспитательных внешкольных учреждений в учреждения, которым должны быть присущи новые характеристики. Наиболее типичные из них:

- оснащенность образовательного процесса программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью;                              - предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения;                - многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы;                                                                                                          - личностно-деятельностный характер образовательного процесса; профориентация, возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования;                                                       - социокультурная направленность всех мероприятий.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений внешкольного образования позволяет им удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Содержание этой работы диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека» [16, с. 166].

Поэтому педагогический процесс  происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем.  Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей. Вместе с общеобразовательными школами учреждения внешкольного образования детей составляют в регионе разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекает ориентированность внешкольного образования на:

- динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;

- стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

- активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

- обобщение жизненного опыта ребенка, соотношение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

- новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладение специализированными языками наук в малых группах юных исследователей;

- преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм их жизнедеятельности [17, с.203].

Во внеклассной и внешкольной работе применяются также дидактичные материалы, методы, что и в учебном процессе. Как и во время массовых мероприятий, так и на занятиях кружков, часто используется рассказ. Но на уроках рассказывает ученикам сам учитель, а во внешкольной работе с рассказом выступают не только педагоги, но и приглашенные лица родители и сами ученики.

Метод беседы применяется при использовании разных форм внеклассной и внешкольной работы. Беседа, как форма работы, посвящается специальной теме, цель беседы - определенный круг вопросов, который может освещаться  разными методами. Достаточно широко во внешкольной  работе используются доклады. Например, на занятие кружков с докладами могут выступать сами ученики, учителя, или приглашены общественные деятели, ученики.

Не редко применяется и метод демонстрации. Школьникам демонстрируют кинофильмы, диафильмы. Большое место во внешкольных занятиях учеников занимают методы самостоятельного наблюдения, опытов, практических работ. В отличие от учебных занятий, во внешкольной образовательно-воспитательной деятельности наблюдения, опыты, практические работы более индивидуальны и открывают широкое пространство для творческой инициативы детей.

Следовательно, методы  внешкольной работы, будучи в общих чертах общими с дидактичными методами, имеют свою специфику. Руководящая роль педагога во внешкольной  работе не снижается, но главная его функция здесь заключается в том, чтобы организовать и направить самостоятельную деятельность учеников [19, с. 42].

 

Функции внешкольного педагога

В практике внешкольные педагоги выполняют ряд разнообразных функций, а именно:

Диагностическую - (он определяет "социальный диагноз", изучает и реально оценивает особенности деятельности и общение личности, степень и направленность воспитательного влияния, особенности семьи, группы ровесников, а также источника негативного влияния, на детей и подростков);     Организаторскую - (педагог отыскивает и организует социальнозначимую творческую деятельность детей, влияет на плодотворную организацию их досуга, формирует действительно демократическую и гуманную систему отношений, взаимной ответственности и взаимопомощи);

    Прогностическую - (он программирует и прогнозирует "индивидуальную траекторию" развития каждой личности в отдельный период);

Организационно-коммуникативную - (способствует привлечению общественности,  населения, ученых, представителей культуры, к воспитанию детей, к общему с ними труду и отдыху, к деловым контактам, сосредоточивает информацию, о воспитательном влиянии разных сил, учреждений, организаций, налаживает повседневные контакты между ними и воспитанниками, их семьями и школой) [3, с. 140].

Одна из основных стратегий внешкольного воспитания - дать детям такие современные дополнительные знания и умения: вести диалог, творчески общаться, слушать, а также способность к риску, готовность находить нужную информацию, критически ее оценивать и использовать, умение работать независимо от других, а также в коллективе, способность определять ценность человеческих индивидуальных отличий, уважать себя и окружающих людей, привлекать к себе ровесников, не конкурировать а сотрудничать [6, с. 160].

Дата: 2019-12-10, просмотров: 266.