Обеспечивая условия погружения в мир образов, используются поэтические формы [26, с. 112]:
Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение К. Симонова:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Затем перед учащимся ставятся вопросы: Какими океанами омывается Россия? Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?
О величине территории России можно узнать из стихотворения Н.Забила:
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Вопросы и задания:
Что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила? Определите по карте протяженность России с севера на юг и с запада на восток.
Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.
Например, формирование представления о природной зоне степи происходит с помощью первого куплета народной песни «Ой, ты степь».
Ой, ты, степь, широкая моя.
Степь, да степь - раздольные края.
Все твои дороженьки–пути
Трудно солнцу за день обойти.
Припев:
Широка ты, степь,
Широка ты, степь,
Широка ты, степь, широка.
А затем используем стихотворение И.З. Сурикова «Степь»
Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчатся степью,
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две – три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
Едешь, едешь – степь да небо,
Степь, всё степь, как море…
И взгрустнётся поневоле
На таком просторе.
Вопросы: Какой вы представили степь, дайте словесное описание. Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении? Используя строки стихотворения, опишите рельеф и климат степи [12].
Благодаря использованию поэзии учащиеся смогут познать удивительный мир природы: пройти по горным дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и бескрайнюю степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость за то, что они являются гражданами России.
2. Условие междисциплинарного, интегрированного подхода, который способствует развитию психических свойств и процессов личности ребенка – памяти, внимания, мышления, эмоционального мира, высших чувств.
Обеспечивая условия интегрированного подхода, используются задания, обеспечивающие внутрипредметный и межпредметный уровни связей. Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов (умение выразительно читать, описывать, пересказывать произведение); и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала (урок посвящен подборке выдержек из литературы с описанием Севера (Д.Кервуд «В дебрях Севера», Р.Мальцева «Природа в заполярье»)) [11, с.86].
Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Все это стимулирует аналитико - синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать процессы и явления объективной действительности. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности [23, с. 202]. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы. Активизируется познавательная деятельность учащихся, так как в большинстве интегрированность обучения тесно связана с его проблемностью.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.