Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи [8].
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
В настоящее время имеется достаточное количество учебных программ, учебно – методических комплектов, формирующих знания по определенным принципам, но все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться.
Так, комплект «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова) базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Учебно-методический комплект функционирует в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования и предназначен для массовой школы. Исходя из этого авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В процессе обучения реализуется интегрированный подход.
Курс «Окружающий мир» имеет следующие особенности:
• интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром;
• в методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир») [4].
Ведущая цель Системы начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - Н.В. Нечаева) - оптимальное общее развитие каждого школьника. Концепция сформулирована в 60-е годы XX века. Основополагающими в ней остаются следующие положения.
Во-первых, развитие психической деятельности включает три линии: ум, волю и чувства. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий: анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. Формирование обобщений ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера знания. Знания, умения и навыки выступают в роли средств обучения и средств организации процесса обучения. Основные требования к содержанию, методам, формам, результативности системы отвечают ее основной идее - идее создания условий для оптимального общего развития ребенка.
Во-вторых, обучение осуществляется на высоком уровне трудности с соблюдением ее меры.
В-третьих, программа реализует принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала.
В-четвертых, руководящая идея системы и ее дидактические принципы являются достоянием каждодневной деятельности учителя и учения школьников.
Реализация в учебном материале по разным предметам типических свойств методической системы в единстве с дидактическими принципами обеспечивает целостное развивающее воздействие на учащихся.
В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:
первый этап - предъявление ученику системы заданий поискового характера с целью раскрытия понятия, правила, действия;
второй этап - сличение результатов самостоятельной работы с определениями, правилами, описаниями действий;
третий этап - применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях и во взаимосвязи с изученным ранее.
Особенности курса «Окружающий мир»:
• цепь складывающихся взаимосвязей и объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии прослеживаются во всех классах;
• особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникли жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о природных особенностях окружающей человека среды позволяют ребенку осознать закономерности развития истории человечества [18].
В процессе обучения по УМК у младшего школьника формируются и развиваются общеучебные интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать и др.
Система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (научный руководитель - Б.Д. Эльконин)
В основе концепции - идея формирования у младших школьников основ теоретического мышления. Оно складывается в процессе учебной деятельности, поэтому ведущим концептуальным положением комплекта является формирование учебной деятельности ученика начальной школы. Содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности.
Принципиальными особенностями:
• использование во всех учебных дисциплинах одного и того же метода освоения. Этим методом является решение детьми системы учебных задач;
• учет следующих логико-психологических положений, разработанных В.В. Давыдовым:
o усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями, а они
o выводятся учениками из общего и абстрактного;
o основное содержание учебного материала усваивается школьниками в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми и значимыми;
o в процессе обучения учащиеся должны научиться обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;
o выявленное отношение школьники воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в «чистом виде»;
o к концу начального обучения дети должны научиться конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, научиться осуществлять мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.
В цикле «Окружающий мир»:
• основной задачей курса является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, а также первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;
• в основе построения программы лежит принцип отбора тем, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) является логика развертывания знаний по естествознанию, поскольку в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника;
• курс основывается на следующих принципах: естественно-научное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получить факты и строить объяснительные модели; предметом изучения является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе; основным методом обучения является решение детьми системы учебных задач; в курсе «Окружающий мир» основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений.
В ходе освоения умений учебной деятельности у младшего школьника развивается и совершенствуется способность осуществлять действия во внутреннем и внешнем плане, переходить от умственных действий к практическим и обратно [14].
Программа «Гармония» (научный руководитель - Н.Б. Истомина)
Ведущей идеей программы является учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта.
Среди этих мер целенаправленного преодоления трудностей обучения авторы отмечают:
• ориентировку учебных курсов на формирование у младших школьников общих способов действий и усвоение понятий;
• формирование у младших школьников причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей;
• использование в учебном процессе различных способов, средств и форм организации учебной работы; включение в учебные курсы систем заданий, которые учитывают одновременно особенности содержания учебного предмета и психологические характеристики возраста, баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.
Также специфика содержания учебных предметов находит отражение в методике обучения.
Комплект обеспечивает: целенаправленное формирование приемов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания; понимание ребенком изучаемых вопросов; условия гармоничного отношения в системах «учитель - ученик», «ученик - ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха.
Особенности курса «Окружающий мир»:
• группировка учебного материала по трем стержневым линиям изучения окружающего мира: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом и береги ее красоту и гармонию;
• последовательное развитие представлений учащихся об окружающем мире: о многообразии объектов природы (1-й и 2-й классы); об их изменчивости (3-й класс); дополнение о пространстве и времени (4-й класс).
В процессе обучения по УМК «Гармония» у младшего школьника целенаправленно и систематически формируются приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Учебная деятельность сочетается с коммуникативной [18].
Действующими являются еще несколько программ (Школа России, Планета знаний, Классическая начальная школа, Перспективная начальная школа и т.п.). Можно сказать, что все образовательные программы в процессе формирования знаний учащихся, опираются на те или иные психолого – педагогические принципы. И основной задачей любой программы всегда остается развитие личности учащегося и формирование у него желания и умения учиться.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 282.