Содержательной целью курса «Окружающий мир» является формирование у учащихся широкой целостной научной картины мира, которая постепенно обогащается за счет познания от класса к классу все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире.
Курс каждого года обучения, являясь частью целого, знакомит учащихся с определенным кругом предметных знаний, обеспечивает формирование различных надпредметных умений — умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, а также включает содержание, обеспечивающее формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, окружающему миру.
В программе для 3—4 классов обозначено направление более полного ознакомления с компонентами неживой природы в аспекте изучения свойств данных природных объектов, их значения в природе и жизни человека, природных явлений. Школьники получают элементарные знания об общественно - государственном устройстве нашей страны, правах человека и ребенка, на пропедевтическом уровне знакомятся с важнейшими событиями истории Отечества. Природные зоны России, растительный и животный мир основных природных зон страны, хозяйственная деятельность людей изучается в аспекте разумного природопользования. Младшие школьники знакомятся также с культурно-историческими традициями народов России как многонациональной страны, с народными ремеслами и промыслами, прикладным искусством [18].
Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков, работающие по системе начального образования Л.В. Занкова, предложили изучение природных зон в сравнительном аспекте (сравниваются различные природные и мировые районы). С позиции человека рассматривается обоюдная связь: человек - природа, приспособление живых организмов и человека к определенным природным условиям [26].
Содержание темы усваивается не в статике, а в развитии. Исследуются изменения природных объектов во времени (века, годы, сезоны) и пространстве (природные зоны и сообщества).
Н.Ф. Виноградова («Начальная школа XXI века») для изучения природных зон России предлагает активное использование компьютерных и мультимедийных технологий, музыки, литературы (стихи по теме), решения кроссвордов, работу в группах (например группа «Арктика», «Тундра», «Лесная зона», «Степь», каждая команда представляет свою природную зону).
Виноградова предлагает дифференцированное домашнее задание: 1) Всем учащимся подготовить сообщение о животном или растении любой природной зоны. 2) Для сильных: подготовить выразительное чтение описаний природы русских писателей и угадать, какая это природная зона [4].
Таким образом, ее подход способствует не только формированию знаний о природных зонах России у младших школьников, но и способствует развитию коммуникативных способностей учащихся, умений самостоятельно добывать учебный материал, воспитывает интерес к изучению природы России и бережное отношение к ней.
А.А. Плешаков ("Школа России") в изучении темы Природные зоны России видит, прежде всего, задачу развивать познавательный интерес и творческую активность детей. Он использует для этого интеграцию знаний других предметов.
Например, детям дается такая проблема. В степи обитает одна из крупных птиц - дрофа. Дрофы являются охраняемыми птицами. Чтобы их сохранить, сберечь, яйца дрофы перед вспашкой полей собирают в специальные инкубаторы. В одном из совхозов решили построить инкубатор и территорию для него собрались огородить сеткой, но сначала нужно выбрать форму, которую будет иметь инкубатор. На забор должно уйти наименьшее количество сетки.
В качестве средств обучения природным зонам предлагаются: картинки с животными и растениями, компьютер с уроками окружающего мира Кирилла и Мефодия, презентации, учебники, контурная карта природных зон России [17].
В Приложении 1 представлен материал для последовательного формирования знаний по теме «Природные зоны России».
Н.Б. Истомина и ее школа («Гармония») при изучении Природных зон России имеют целью создать у учащихся вначале общее представление о теме, затем знания постепенно конкретизируются. Кроме того, тема должна способствовать развитию речи, логического мышления учащихся, умения сравнивать и делать выводы.
В качестве средств обучения по теме природных зон России в школе «Гармония» используются карта России (физическая), карта природных зон, таблицы природных зон, атлас по природоведению 3-5 классов, альбом-задачник, рабочая тетрадь, табличка с названием природных зон. Используется поэтапное закрепление материала (после подачи смысловой части учебного материала детей спрашивают: расскажите в группе, что вы узнали [23].
Таким образом, при изучении темы «Природные зоны России» в курсе «Окружающего мира» различные школы кроме усвоения знаний по теме преследуют и другие цели (воспитательные, развивающие, познавательные). Также каждая школа предпочитает свой набор средств для подачи и усвоения материала (компьютер, карты, модели, игры, творческие задачи) и свою логику формирования знаний (индуктивный или дедуктивный путь).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 673.