Характеристика и некоторые классификации ПО в обучении иностранному языку
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие характеристики и преимущества использования программного обеспечения в обучении иностранному языку:

· интерактивность;

· адаптивность;

· нелинейность представления информации;

· индивидуализация обучения;

· оперирование большими объемами информации;

· комплексное воздействие на различные каналы восприятия путем использования текста, звука, мультипликации, видео;

· неограниченное количество обращений к заданиям;

· немедленное предоставление программой обратной связи;

· необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой.

Существует огромное разнообразие обучающих программ и их классификаций, но все их можно разделить на обучающие, прикладные и инструментальные.

Обучающая компьютерная программа является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приемов.

Наиболее часто используются следующие типы заданий при обучении английскому языку:

1. Вопросно-ответный диалог: необходимо дать прямые ответы на вопросы компьютерной программы, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе.

2. Диалог с выборочным ответом: обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.

3. Диалог со свободно конструируемым ответом: диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос, с тем, чтобы последний мог «узнать» и оценить правильность ответа.

4. Упражнения на заполнение пропусков: необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме.

5. Упражнения для самоконтроля владения словарём. Возможны варианты таких упражнений:

а) компьютер предлагает список слов для перевода;

б) компьютер предлагает соотнести два списка слов и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках;

в) компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

г) компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.

Классификация программ по типам заданий, существующая в зарубежной теории компьютерного обучения, включает следующие их разновидности:

1)  заполнение пропусков (gapfilling);

2)  множественный выбор (multiple-choice);

3)  восстановление порядка слов в предложении, последовательности предложений / разделов текста (sequencing);

4)  установление соответствий (matching);

5)  реконструкция текста (total-deletion).

Среди новых типов упражнений – различные задания по аудированию, диктанты, работа над произношением, запись речи учащегося и сравнение ее с эталоном и др.

Прикладными (специализированными) программами называются программы, предоставляющие в распоряжение пользователя средства автоматизации различных процессов и выполнения однотипных работ, (например, подготовка текстов, проверка орфографии, заполнение таблиц, поиск информации и др.):

1) программы-аналоги дополнительных пособий, традиционно использовавшихся для обучения языку, например электронные словари, грамматические справочники, энциклопедии;

2) программы, автоматизирующие выполнение таких вспомогательных задач, как проверка орфографии, грамматики, синтаксиса, стиля;

3) программы, ориентированные на практические потребности пользователя: для составления деловых писем по образцам, аналоги бумажных разговорников, клавиатурные тренажеры, системы машинного перевода, редакторы текстов, электронные таблицы, издательские системы, архивные, игровые программы.

В обучении языку успешно применяются все эти программы, но в первую очередь – редакторы текстов, программы проверки орфографии и грамматики, стиля, а также компьютерные (электронные) словари.

Инструментальная программа (инструментальная среда, инструментальное средство) - программа, предназначенная для разработки преподавателями собственных, авторских курсов. Инструментальные средства могут быть самостоятельными программными продуктами или включаться в структуру обучающих программ.

По языковому содержанию выделяют две группы программ:

а) ориентированные на языковой материал существующих традиционных учебных пособий. Например, программа «Профессор Хиггинс» создана на основе учебного пособия по фонетике Б.Я.Лебединской «Фонетический практикум по английскому языку» и практикума по грамматике R.Murphy «English Grammar In Use»;

б) использующие оригинальное языковое содержание и являющиеся автономными по отношению к существующим учебным пособиям. Примером может служить программа для обучения английскому, немецкому и французскому языкам «Triple Play Plus!».

Все разновидности обучающих программ могут успешно использоваться для изучения языка. Для их интеграции в процесс обучения необходимо очень хорошо представлять себе языковой материал, структуру программы, ее достоинства и недостатки. На основании четкого понимания обучающих возможностей, предоставляемых программой, можно принимать решение о том, как наиболее эффективно использовать данную программу в учебном процессе.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.