В обучении иностранному языку»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

В XXI веке информационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества и его место в современной информационной цивилизации. Успешность в первую очередь зависит от интеллектуального потенциала нации, от эффективности национальной системы образования, ее способности адекватно отвечать на современные вызовы информационного века.

С другой стороны, возрастает роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования. Республики Беларусь не является исключением. Владение иностранным языком рассматривается в Беларуси как важный фактор социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса. Иностранные языки изучаются в целях их дальнейшего функционирования в качестве инструмента всестороннего информационного обмена, взаимодействия национальных культур, усвоения личностью общечеловеческих ценностей. Возрастают потребности страны в специалистах, способных использовать иностранные языки для эффективного обеспечения различных видов коммуникации. Эти потребности и составляют социальный заказ.

Задачи учителя состоят в том, чтобы 1) создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество; 2) активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Актуальность исследования в том, осуществление социального заказа возможно через существенное повышение качества образования и обеспечение его доступности за счет внедрения новых образовательных технологий, оптимизации деятельности учреждений образования. Главным инструментом модернизации становится массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную практику обучения иностранному языку и формирование новых образовательных подходов и моделей.

Поэтому целью исследования является обоснование актуальных направлений развития современного образования и разработка вариантов их практической реализации в ходе обучения иностранному языку.

Задачи исследования:

1. Систематизация знаний об информационных технологиях в образовании.

2. Анализ компьютерных средств обучения иностранному языку.

3. Рассмотрение условий эффективной интеграции компьютерных технологий в учебный процесс.

4. Анализ компьютерных средств обучения иностранному языку.

 

 

 

Глава 1. «Обзор литературы»

В отечественной педагогической и психологической литературе вопросы компьютеризации образования рассматривались с позиций этапности обучения (П. Я. Гальперин), применения электронно-вычислительных машин в целях создания алгоритмов для решения мыслительных задач, а также обучающих программ (О. К. Тихомиров, Е. И. Машбиц). В работах Б. С. Гершунского, А. А. Вербицкого рассматриваются общие педагогические аспекты применения компьютера в образовании. Так, в частности, труды В. А. Белавина, И. Ю. Паскаля, Б. Н. Пойзнера были посвящены исследованию возможности использования компьютеров в процессе самостоятельных и лабораторно-практических работ учащихся. А в исследованиях А. И. Башмакова, Ю. В. Кожевникова, А. И. Соловьева осуществлялся анализ существующих в практике образования обучающих компьютерных программ.

Представители особо зарекомендовавшего себя в образовании личностно-ориентированного подхода к обучению настаивают на использовании «дозированной помощи», «системы подсказок», в основе которых теоретические положения Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова об актуальном и ближайшем развитии когнитивных и личностных способностей. Последователи данного направления аргументируют и широко используют принципы гуманистической ориентированности образования, которое не исключает применения передовых обучающих технологий, в том числе и в сфере компьютеризации образования (Е. В. Бондаревская, И. Б. Котова, А. В. Петровский, В. В. Сериков, В.Д. Шадриков, И. С. Якиманская, А. В. Непомнящий).

 

 

Глава 2. «Проблемы информатизация образования»

                    2.1. Задачи информатизации образования

 

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

· повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

· применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

· интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

· адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

· обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

· разработка информационных технологий дистанционного обучения;

· совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

А также важнейшей задачей информатизация сферы образования должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процесс е образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.

 

2.2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании

Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

К аппаратным средствам относятся компьютер, принтер проектор, телекоммуникационный блок,  устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами, устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон), устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами), внутриклассная и внутришкольная сети,  аудио-видео средства.

К программным средствам относятся источники информации, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты (электронные учебники).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности. Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий:

1. Для поиска литературы в электронном каталоге библиотеки учебного заведения; в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox.

2. Для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования.

3. Для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abbyy Lingvo x3).

4. Для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски).

5. Для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook).

6. Для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта, чаты).

7. Для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio).

8. Для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).

Среди множества факторов, определяющих возможность компьютерного обучения, важнейшим является наличие специального программного обеспечения. “Программное обеспечение  обучения” включает:

*  программы, позволяющие компьютеризировать организацию учебного процесса (например, базы данных);

*  программы, используемые для подготовки учебных материалов (в частности, инструментальные программы);

*  программы, предназначенные непосредственно для обучения.

При обучении с помощью компьютера создается особый процесс взаимодействия и сотрудничества, в основу которого должен быть положен профессиональный интерес и выполнение обучающимися практически значимой работы. Ещё в 1986 году Н.Ф. Талызина подчеркивала, что применение автоматизированных систем в обучении оправдано лишь тогда, когда это приводит к повышению эффективности обучения, хотя бы по одному из следующих критериев:

· повышение мотивационно-эмоциональной стороны обучения;

· повышение качества обучения;

· сокращение затрат времени обучаемого и обучающего для изучения данного предмета (вопроса);

· уменьшение финансовых затрат на обучение.

Однако главной проблемой является то, что компьютерное обучение иностранным языкам пока остаётся «искусством», а не технологией.

Роберт И.В. выделяет следующие педагогические цели использования компьютерных средств обучения:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

– развитие мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

– эстетическое воспитание (использование возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

– развитие коммуникативных способностей (форумы, чаты, электронные семинары);

– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (с помощью компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

2. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

– повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей компьютерных средств;

– обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности).

Реальная модель интеграции на первом этапе должна строиться на следующих положениях:

1) компьютер в обучении иностранному языку является лишь одним из технических средств обучения;

2) компьютер регулярно используется в процессе обучения с различным контингентом студентов;

3) компьютерные технологии обучения используются преподавателями настолько, насколько это им нужно для реализации учебной программы, следовательно, программно-педагогические средства на первом этапе должны соответствовать традиционным формам и методам обучения.

При реализации такой модели, очевидно, возникает необходимость в применении административных методов. Так, например, пассивность преподавателей, вызванную нежеланием менять традиционные принципы и методы организации и проведения занятий, можно преодолевать как созданием комфортных условий для применения компьютера в обучении, так и требованием обязательного включения в их индивидуальные планы определённого количества занятий в компьютерном классе.

В рамках организованного учебного процесса компьютерное обучение, как правило, осуществляется в двух режимах:

1) самостоятельная работа;

2) работа на занятиях под руководством преподавателя.

При этом функции компьютерного и традиционного обучения разделены, и в любом случае работа с компьютерными программами не заменяет работы с преподавателем, а служит средством компьютерной поддержки обучения.

Самостоятельная работа может быть организована следующим образом:

а) во внеаудиторное время учащиеся работают с теми программами, которые позволяют отрабатывать и закреплять материал, изученный в классе, или готовиться к последующей аудиторной работе;

б) студенты используют компьютерные программы различных типов для подготовки домашних и индивидуальных заданий, выполнения проектов и т.п.

Для эффективной организации компьютерного обучения преподаватель должен уметь работать со всеми типами программ, входящих в программное обеспечение обучения языку. Учащимся можно ограничиться умением пользоваться текстовым процессором, компьютерными словарями и справочными программами, а также навыками печати на родном / изучаемом иностранном языке.

Еще одним условием успешной интеграции компьютерного обучения в учебный процесс является тщательно продуманная система заданий. Независимо от того, какого типа программа используется в обучении: прикладная, инструментальная, обучающая, - преподавателю необходимо предусмотреть три блока упражнений. Это должны быть задания:

1) предваряющие работу с программой,

2) организующие работу с программой,

3) выполняющиеся после завершения работы с программой.

Таким образом, успешная организация компьютерного обучения языку зависит от множества факторов, ведущими среди которых являются:

*  наличие необходимого комплекса программ различных типов,

*  образовательное качество использующихся обучающих программ,

*  достаточный уровень компьютерной грамотности учащихся и преподавателей,

*  владение преподавателем методикой интеграции программ различных типов в учебные курсы.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 203.