Теория субъект-объективного воздействия в современном процессе воспитания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспитание, являясь важнейшей частью педагогического процесса, обращено преимущественно к целенаправленному развитию эмоционально- ценностной сферы личности. Оно направлено, как подчеркивал О.С. Газмна, на формирования образа жизни человека в отличие от образа действия, формируемого обучением. [4.]

В современной педагогике все чаще воспитание и обучение рассматриваются как подсистемы единого процесса образования, посредством которого происходит становление человека через присвоение им социальности и культуры. Специфика современного образования определяется сменой его целевой установки от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». [22]

В законе РФ «об образовании» четко выражена гуманистическая ориентация этого важнейшего процесса. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, его свободное развитие – главные критерии антропоцентрической организации современного образовательного процесса.

Реализация личностно деятельностного подхода в образование предполагает рассмотрение личности как субъекта деятельности и общения, которая сама, формируясь в деятельности и в общение с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Новая личностная парадигма как совокупность философских установок находит свое практическое воплощение в личности ориентированном образовательном процессе. Важнейшей дефиниции: сущность взаимодействия педагога и воспитанника; характеристики воспитателя и воспитуемого как субъектов учебно-воспитательной деятельности и общения; специфические особенности процессов воспитания и обучения и механизмов усвоения культуры на личностно значимом смысловом уровне. [3]. 

Гуманистически ориентированные образовательные технологии подразумевают преодоление отчужденности педагога и воспитанника, создание условий для проявления субъективности последнего, его свободного саморазвития в процессе активной учебно-воспитательной деятельности, позволяющей наиболее полно реализовать себя. Ведущим направлением современных педагогических исследований является разработка способов реализации личностно – ориентированных целей воспитание и обучения.

Непрерывное развитие теории и практике воспитание способствуют появлению новых и совершенствованию традиционных принципов воспитания. Из всего многообразия этих важнейших правил организации воспитательного процесса. Это взаимосвязанные принципы личностного подхода, персонализации педагогического взаимодействия и полусубъектного подхода. [18]

Именно личностный подход задает тон личностного ориентированному воспитанию. В отличие от возрастного и индивидуального подходов, личностный предполагает не только знание возрастных норм развития, свойств темперамента и характера, но и ведущих личностных качеств воспитанника (направленности личности, ее ценностных ориентаций, доминирующих мотивов). С опорой на лучшее личностный свойства воспитанника строится воспитательный процесс. Он преломляется через личность воспитанника, соизмеряется с ее особенностями. Воспитание адаптируется к интересам, способностям, эмоционально - ценностным отношениям и другим составляющим неповторимого психологического склада личности. Данный поход предполагает, что к личности растущего человека воспитатели относятся как к самостоятельной ценности, как к цели воспитательного процесса, а не как к средству достижения каких бы то ни было целей. Создаваемая педагогом воспитательная среда способствует проявлению у воспитуемых личностных функции: избирать, оценивать, выражать свою позицию, рефлексировать собственное поведение, самостоятельно принимать решение.

Отношение, выстраиваемые между педагогом и воспитанником при названном подходе, предполагают и серьезную коррекцию роли педагога. Сотворить уникальную личность воспитанника может только личностно неординарный воспитатель. Необходимо ценностно-смысловой обмен между участниками воспитательного взаимодействия. Духовный мир педагога, мир его интересов, поисков и сомнений, проблем и находок должен быть адекватно открыт для воспитанника. Лишь в этом случае у последнего появится возможность понять, принять и полюбить воспитателя, поделится с ним своими стремлениями. Активное включение педагогом своих чувств, переживаний, всего личностного опыта в воспитательный процесс – важнейшее условие персонализации педагогического взаимодействия. Как подчеркивает В.А. Петровский за профессиональной ролью воспитателя вырисовывается универсальное отношение человека к человеку, заключающееся в том, что своими поступками, иногда помимо своей воли, люди изменяют условия жизни друг друга, обнаруживая свою идеальную представительность и принадлежность в жизни другого. [16]

К. Роджерс, обосновывает принцип безусловного принятия педагогом воспитанника, сформулировал следующую задачу для педагога: превратиться в средство развития ученика, оказывая ему помощь в высвобождении личных интересов и их реализации. Оба участника взаимодействия – одновременно объекты и субъекты воспитательного процесса. Объектом воспитательного воздействия педагога является воспитанник. При искусном воспитание он не ощущает, как педагог руководит процессом воспитания. В то же самое время воспитанник, имеющий личностные и деятельностные особенности, является субъектом собственного воспитания. Его субъективность есть предрасположенность к воспроизведению, творению себя в любых условиях, преодолевать противоречия деятельности. Воспитатель как субъект реализует себя и представляемую им общественную культуру через личность ребенка. Педагог, как субъект управления воспитательным процессом, несет ответственность за его результаты. [10]

Ориентация воспитательного процесса на субъект-объектные отношения вовсе не означает отказ от рассмотрения его участников в качестве объектов. Она предполагает уход от жесткого манипулирования сознанием воспитанников, на отход от практики навязывания им догм, не подлежащих обсуждению. При субъект-объектном взаимодействие педагога и воспитанника достигается максимальное развитие самостоятельности положительной Я – концепции последнего. Активно происходит процесс его самоопределения, самореализации, саморазвития. Главной целью становится формирование субъекта воспитания – личности, воспитывающей саму себя. При этом ведущее положение в развитие субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии.   

Важнейшей характеристикой субъект-объектного взаимодействия является диалог. В положениях диалоговой концепции культур М.М. Бахтина – В.С. Библера аргументирована идея всеобщности диалог как основные человеческие сознания. Через диалог происходит и усвоение ценностных компонентов воспитание. Диалог определяется как межсубъектный процесс, в котором происходит взаимодействия качественно различных интеллектуально- ценностных позиций с целью их выяснения, при котором необходимость встать на позицию другого не означает отречение от своих убеждений принципов.

Диалог субъектов воспитательного процесса рождается их сотрудничество. Он обеспечивает активностью обеих сторон, совместно осознанным и реализованными действиями. Это касается и определения целей деятельности, ее детального планирования, совместной работы по реализации планов и контроля ее успешности.

«Совместность, сотрудничество, содействие»- один из основных принципов обеспечения педагогической поддержи. О.С. Газман - автор концепции «педагогической концепции» писал: «Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельность достичь желанных результатов в обучение, самовоспитании, общении, образе жизни». [15]

Отношения сотрудничества в спорте напрямую связаны с высокой результативностью совместной деятельности тренера и спортсмена. Выдающиеся спортсмены и тренера свидетельствуют, что успех приходит лишь в том случае, если в каждом ученике видеть равного, уважать его мнение и всячески поощрять его творческую активность. «Добровольный союз на совместное творчество», «содружество»- так характеризуется ими отношения тренера и спортсмена.

Чтобы разобраться в сути успешности рассматриваемых взаимоотношений, необходимо обратиться к известным типам воздействия участников воспитательного процесса. Наличия разных подходов к классификации типов взаимодействия доказывает многоаспектность изучаемого феномена.

Что касается общей цели совместной деятельности, то при индифферентном и конфронтационном взаимодействиях она не осознается их участниками. Полное опознавание цели совместной деятельности проявляется про соглашении и сотрудничестве. Но только сотрудничеству присущи все лучшие свойства педагогического взаимодействия.

 

 

Заключение.

 

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояние физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень низком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств – это задача психологического отбора и спортивной профориентации.

Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлением, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы качеств и умений.

В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявление которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности деятельности и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения – это тоже область деятельности тренера и спортивного психолога.

История спорта знает немало примеров, когда вовремя сказанное слова, пауза, жест и т.п. решали судьбы упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название – секундирование, которое пришло из дальнего прошлого. Поэтому современный тренер – это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью спортивного психолога или товарищей по команде оказать небольшое, но решающее воздействие на психику спортсмена.

В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревнованиях, переходом в другой клуб, обстоятельства личной жизни и другими. Тренер может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.

Повышение роли гуманистических ценностей в спорте требуется более выстроенного и глубокого комплексного изучение личности спортсмена, его индивидуально-типологических особенностей, закономерностей психического и физического развития совершенствование в единстве процессов развития, обучение и воспитание.

Особую перспективу имеют психосоматические исследования, в результате которых можно изучить психические последствия травм у спортсменов (и вообще травм) с разработкой научно обоснованных средств психической реабилитации.

С точки зрения возрастной психологии спорта и физического воспитания интерес предоставляют исследования психогенетических маркеров, возрастных границ сенситивного развития психических качеств, особенностей психических акселератов и ретардантов, динамики психофизиологического свойств индивида на различных этапах многолетней спортивной подготовки.

Совершенствования спортивной подготовки делает необходимым более глубокое изучение системы психологического образование тренеров, врачей и самих спортсменов, дальнейшее исследование резервных возможностей спортсменов, комплексное решение вопросов психического восстановление после больших физических и психологических нагрузок.

1. Модель личности тренера – решающий фактор в определение принадлежности специалиста к той или иной категории, его функций и перспектив работы в клубе, школе или другой спортивной структуре.

2. Содержание работы характеризуется деятельностью тренера, раскрывающей перечень знаний и навыков, необходимы в процессе подготовки спортсменов. Эта модель служит основанием при конструирование учебных дисциплин и разработке содержания учебных программ подготовки и переподготовки тренеров.

3. Материал курсовой работы можно рекомендовать для дальнейшего развития темы психологии взаимоотношений тренера и спортсмена в дипломных работах студентов спортивных факультетов российских вузов, а также для включение рассмотренных и проанализированных данных в методические пособия для студентов и начинающих преподавателей физической культуры в учебных заведений России, а также для практикующих личных тренеров и тренеров команд.

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1. Алексеев А.В. Факторы добра в спорте // Теория и практика физической культуры. № 10. 1998

2. Волков И. Спортивная психология. Хрестоматия (Серия «хрестоматия по психологии»). СПб: Питер 2002, 384с.

3. Вяткин Л.Г., Кармаев А. А., Капичникова О. Б. Механизм реализации личностно-ориентированного образовательного процесса: Монография Балашов: Изд-во БГПИ 1999, 100с.

4. Газман О.С. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып.2.-М: Ин-т пед. Иннов. РАО « Инноватор» 1995, 103с.

5. Давыдов В.В. теория развивающего обучения.- М: ИНТОР 1996, 544с

6. Закон РФ «Об образование» 2-е издание – М: Изд-во «ось-89»  2002, 48с.

7. Киселева Е.В. Совершенствование воспитательной работы с юными спортсменами на основе учета социально – психологических особенностей спортивных групп. Автореферат канд. дис. – М 1994, 24с

8. Киселева Е.В. Формирования субъект - объективных отношений в воспитание спортсменов // Теория и практика физической культуры. № 2. 2005

9. Коломейцев Ю.А. взаимоотношения в спортивной команде. – М: Физкультура и спорт 1984, 128с.

10.  Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших учебных заведений – М: Изд-во центр «Академия» 2003, 256с.

11.  Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе – М: Изд-во МГУ 1985, 223с.

12.  Медицинский справочник тренера. Изд 2, доп и прераб. / сост. В.А. Геселевич – М: Физкультура и спорт 1981, 271с.

13. Найдиффер Р.А. Психология соревнующегося спортсмена: (Пер. с англ.)/ Предисл А.В. Родионова- М: Физкультура и спорт 1979, 224с.

14.  Неверкович С.Д., Киселева Е.В. Современные проблемы управления воспитательным процессом в детско-юношеской школе// Практика олимпийского образования. Конф. II Международ. форума «Молодежь- Наука - Олимпизм» (15-18 июня 2002г.)-М: советский спорт 2002

15. Новые ценности образования: забота-поддержка-консультирование/ Т.В. Анохина и др. Вып. 6- М: Ин-т пед. иннов. РАО «Инноватор» 1995

16. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие – Ростов на Дону: РИО АО «Цвет. печ.» 1995, 88с

17. Психология современный спорт: Сб. науч. Работ психологов спорта соц. стран./ Сост. П.А. Рудик и др.- М: Физкультура и спорт 1973, 326с.

18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед.- М: Изд. Центр «Академия» 2002,576с.

19. Тумянян Г., Харацидис С. Профессия- тренер// Тренер № 1. 1998

20. Ткач А. Шестьдесят олимпийских лет/ (Пер. с англ.) М. Дементьевой.- М: Терра - Спорт, Олимпия пресс 2001, 320с.

21. Шевандирн Н.И. Социальная психология в образование: Учеб. пос. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии – М: ВЛАДОС 1993, 154с.

22. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) – М: Пед. центр «Эксперимент » 1993,154с.

23. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства – М: Ассоц. «Медицина. Культура. Спорт» 1992, 155с.

 

 

Приложение

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 197.