Особенности межличностного взаимодействия в спортивном коллективе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Перед спортивной группой как формально организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнения которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.

Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые контракты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных отношений. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности.

В процессе формализованных совместных действиях благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересам друг к другу, т.е. возникают не формальные отношения.

Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствие с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:

1. Возникновение потребности в ее сознание

2. Превращение потребности в ее стойкий интерес к той или тиной деятельности удовлетворять возникшую потребность

3. Сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованием той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей

4. Формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворять возникшую потребность

5. Установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности.

Взаимоотношения в спортивной группе делится на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень) и отношение спортсменов с тренером (вертикальный уровень). Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальные и неформальные. Формальная структура отношений в команде создается и в процессе учебно-тренировочного и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиями тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношения членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворения их личных потребностей, потребностей тренера и вышестоящих организаций. Однако чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтение, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношений.

Формальные отношения в этих системах «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-тренер» заранее «запрограммированы» и обусловлены требованием деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта, в общем-то, известны. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений. Доля некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальный отношения нередко представляются значительные трудности, обусловлены самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющие и планирующие действия коллектива; с другой стороны – он равноправный член данного коллектива. Тренер должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявления панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дисциплины в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях – вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему.

Установление правильных взаимоотношений в системе «тренера-спортсмена» - дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личностных качеств, самого тренера, так и его учеников. Корме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.).

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 210.