Глава 1. Особенности психологии взаимоотношения между тренером и спортсменом.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

На международном форуме «Молодежь – Наука - Олимпизм», проходившем в дни Всемирных юношеских игр в Москве, было сказано немало слов о принципе «Фейр – плей», о необходимости утверждение в современном спорте гуманных, добрых взаимоотношений. Эта проблема весьма актуальна, так как нередко приходится видеть, как тренеры, особенно работающие с детьми, то и дело кричат на них, почему – то полагая, что таким способом помогаю процессу обучения.

А ведь есть работы, в частности Л.Н. Рогалевой, показавшие, что при авторитарном стиле руководства рост спортивных результатов идет хуже, чем там, где преобладает демократический подход к обучающимся. Следовательно, тренеры, исповедующие авторитаризм, не знают, что мешают себе, делу, когда кричат или как – то «давят» на своих учеников. Авторитарный стиль руководства, как единственно эффективный способ управление людьми, обществом, государством, сформировался за годы советской власти. Основной эмоцией, которая в то время пронизывала отношения между руководителями и подчиненными, был страх во всех его вариантах и проявлениях. Подчиненные опасались не справиться с заданиями своих руководителей, которые, в свою очередь, боялись показаться несостоятельными в глазах вышестоящего начальства. Давно доказали, что страх, особенно длительно воздействующий, ухудшает и психическое и физическое здоровье, ведет к снижению жизненного тонуса, учащается брак в работе. Тем не менее, и в последние годы, несмотря на то, что социальная структура общества во многом изменилась и сейчас казалась, бы нет больших причин жить в атмосфере прежнего страха, все еще немало сторонников авторитарного руководства подчиненными, полагающих, что именно страх – основная сила в процессе управления людьми. К сожалению, такой вариант взаимоотношений начинается и в спорте высших достижений [1].

Тренера не всегда будут добрыми. Нередко для поддержание дисциплины необходима соответствующая строгость. Но она должна быть основана на утверждение справедливости, быть такой, чтобы вызывать у спортсменов чувства уважение к тренеру, а не страх пред ним. В умении варьировать разными средствами воздействия на ученика так чтобы, в конечном счете, преобладающим у них оказались положительные эмоции: удовольствие, уважение, радость – и состоит искусство педагогического мастерства тренеров. Немало тренеров обладают так называемыми врожденными способностями к подобному ведению занятий. Но немало и таких, которые не умеют и не хотят разбираться в душевном и физическом состояние своих учеников, сразу, же переходят на грубость, крик и оскорбление.

К сожалению, будущим тренерам, пока они учатся в институтах, не прививают навыки гуманного отношение к ученикам. Вина здесь лежит на тех программах, которым все еще следуют преподавание на кафедрах психологии и педагогика, где конечно готовятся о высоком знание гуманных отношений, но где не учат практическому умению создавать гуманную атмосферу во взаимоотношениях между тренерами и их воспитанниками. Поэтому заповедь – «тренер не раздражается, а спокойно анализирует» различные неудачи своих учеников очень часто остается лишь призывом, за которым не следует конкретных дел. А ведь весьма нередко не спортсмены виноваты в своих промахах, а тренеры не сумевшие найти правильный путь к сердцу и уму тех, кого они обучают.

Цель: рассмотреть и проанализировать основные аспекты психологических взаимоотношений тренера и спортсмена.

Объектом исследования в нашей курсовой работе будут являться психологические особенности межличностного взаимодействия «тренер- спортсмен».

Задачи:

1. Установление значения личностей тренера и спортсмена как основных участников межпредметной связи спорта и психологии.

2. Рассмотреть особенности предстартового состояния спортсмена и выявить пути управления им.

3. Изучить особенности межличностного взаимодействия в процессе воспитания современных спортсменов в коллективе, изучить значение теории субъект - объективного взаимодействия в современном процессе воспитания.

 

 

Модель личности тренера.

В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становление личности. В нашей стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и естественно, психолога. Этому всему тоже обучают институтах физической культуры, и со всеми обычными психологическими задачами выпускник ИФК может справиться.

В случае с психологией существуют дополнительные «подводные камни». Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в ИФК или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, а неграмотное применение психотехники может привести к негативным последствиям. Сказанное, конечно, не относится к тем людям, кто серьезно пытается понять и разобраться в механизме работы психики и способах воздействия на нее. Ведь большинство спортивных психологов – это спортсмены или тренеры, которые глубоко знают и спорт, и психологию.

Общая классификация тренеров начинается с разделение их на две основные группы – тренеров личных и тренеров сборных команд.

Первая группа – наиболее многочисленная и делится на следующие категории:

· Тренеры, ведущие своих воспитанников от начала спортивного пути и до уровня высшего мастерства. Отлаженный в их школах «конвейер» регулярно и на протяжение длительного периода времени «выдает» одаренных спортсменов, составляющих как бы «полуфабрикат» для сборных команд различных рангов, хотя при этом вполне вероятен и отсев. Тренеры этой категории являют собой лучшую часть группы личных тренеров;

· Тренеры, для которых подготовка выдающегося спортсмена – чаще эпизод в его творческой биографии, во много зависящий от везение и удачи при наборе учеников. Воспитанники таких тренеров, как правило, предоставляют собой законченный «продукт» обучения, и потому специалисты этой многочисленной категории – основные «поставщики» сборных команд;

· Тренеры, работающие с детьми, подростками, юношами, юниорами (реже со взрослыми) на начальных этапах многолетней подготовки, а затем передающие своих учеников более опытным или именитым коллегам. Они составляют незаменимое звено тренировочного «конвейера», во многом обеспечивающие успех работы специалистов двух предыдущих категорий;

· «тренеры - ювелиры», принимающие эстафету от личных тренеров предыдущих категорий (чаще всего - третьей) и доводящей спортсменов до престижных результатов и знаний. Их чаще других привлекают к работе с учениками в сборных командах – на централизованных сборах и в период ответственных соревнований. Они представляют собой своего рода «живой мост» между тренерами личных и тренерами сборных команд.

Эти последствия составляют вторую группу, более узкую по численности и состоящую из трех категорий.

Первая категория – главный тренер. В большинстве случаев это организаторы тренировочного процесса, в целом осуществляющие контроль за работой привлеченных личных тренеров, а также тренеров двух нижеследующих категорий. Сложность этого контроля заключается в том, что в ряде дисциплин сборные команды представляют собой конгломераты спортсменов совершенно различных специальностей (например, легкая атлетика, пулевая стрельба, фигурное катание и т.п.), а эффективность работы обуславливается многообразием «узкоспециальных» тренировочных направлений и средств.

Вторая категория – тренеры по подготовке отдельных групп членов сборной команд. Это могут быть между собой родственные легко – атлетические дисциплины (прыжки, метания и т.п.), весовые категории у бойцов или боксеров (легкие, средние, тяжелые), близкие по техническим характеристикам группы оружия в стрельбе (винтовка, пистолет). К этой же категории следует отнести старших тренеров мужских и женских команд, проходящих подготовку на объединенных сборах.

Третья категория – «узкие» специалисты, обеспечивающие техническую, тактическую, физическую, теоретическую и иные виды подготовки спортсменов. Интенсивность и частота привлечения тренеров категории к практике подготовки соборных команд различных видов спорта неодинакова, но в ряде случаев они постоянно участвуют в тренировочном процессе (скажем, хореографы в фигурном катание, акробаты и хореографы в гимнастике и т.п.). [19]  

Модель личности тренера – решающий фактор в определение принадлежности специалиста к той или иной категории, его функций и перспектив работе в клубе, школе или другой спортивной структуре. Модель личности – это обобщенный образ, совокупностей должностных и общественных обязанностей, профессиональных и деловых качеств, а также социально – психических свойств. При создание следует учитывать:

· Идейные, нравственные и волевые свойства специалиста;

· его профессиональные качества, уровень спортивного мастерства и педагогической зрелости;

· особенности его взаимоотношений с воспитанниками, коллегами, представителями администрации, организаторами соревнований, спортивными судьями и прочими лицами, вовлеченными в сферу профессиональной деятельности.

Содержание работы характеризуется деятельностью тренера, раскрывающей перечень знаний и навыков, необходимых в процессе подготовки спортсменов. Эта модель служит основанием при конструировании учебных дисциплин и разработке содержания учебных программ подготовки и переподготовки тренеров. Изучение многолетней практики работы позволило выявить и сформулировать 20 профессиональных функции, владение которыми необходимо спортивным наставникам. Оценит, их значение было предложено 180 специалистам высокого класса (опрос проводился в основном среди тренеров по разным видам спортивной борьбы), чтобы определить степень их важности в практической работе тренера.

К очень важным были охарактеризованы семь функций, или разделов работы (нумерация их по «местам», занятым в результате опроса):

1. управление технико-тактической подготовкой спортсменов.

2. Повышение личного профессионально – культурного уровня.

3. Организация воспитательной работе в коллективе.

4. Планирования процесса подготовки спортсменов.

5. Управление волевой подготовкой спортсменов.

6. Контроль за ходом тренировочного процесса и состоянием спортсменов.

7. Управление физической подготовкой спортсменов.

8. Управление соревновательной деятельностью спортсменов.

Десять функций, или разделов, работы вошли согласно, опросу в разряд важны:

9. Проведение спортивного отбора.

10.  Организация воспитательных процедур.

11.  Управление теоретической подготовкой спортсменов.

12.  Организация тренировочных сборов.

13.  Решения организационных вопросов подготовки.

14.  Оказание медицинской помощи при болезнях и травмах.

15.  Организация и проведение соревнований.

16.  Контроль за общеобразовательной учебой спортсменов.

17.   Учет работы и составление отчетности.

18.  Участие в научно - методической работе.

И наконец, менее важными (второстепенными) были признаны такие разделы работы:

19.   Участие в судействе соревнований.

20.  Подготовка тренеров общественников и судей.

Анализируя степень эффективности работы тренеров клубов, спортшкол и сборных команд разных уровней, мы пришли к выводу, что сложившаяся в результате опроса «иерархия тренерских функций» вполне согласуется с теоретической моделью прогнозирование спортивных достижений и потому может быть рекомендована как вспомогательный материал при планировании профессиональной деятельности тренера.

Если какой – либо из обозначенных компонентов будет отсутствовать в этой схеме, то система неизбежно начнет давать сбои, что обязательно негативно отразиться на качестве труда тренера и на уровне подготовленности воспитанников.

Вывод: Рассмотрены и проанализированы психологические особенности взаимоотношений между тренером и спортсменом. Личность тренера играет важную роль в становление нормального взаимодействия в спортивном коллективе.

 

Заключение.

 

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояние физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень низком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств – это задача психологического отбора и спортивной профориентации.

Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлением, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы качеств и умений.

В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявление которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности деятельности и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения – это тоже область деятельности тренера и спортивного психолога.

История спорта знает немало примеров, когда вовремя сказанное слова, пауза, жест и т.п. решали судьбы упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название – секундирование, которое пришло из дальнего прошлого. Поэтому современный тренер – это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью спортивного психолога или товарищей по команде оказать небольшое, но решающее воздействие на психику спортсмена.

В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревнованиях, переходом в другой клуб, обстоятельства личной жизни и другими. Тренер может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.

Повышение роли гуманистических ценностей в спорте требуется более выстроенного и глубокого комплексного изучение личности спортсмена, его индивидуально-типологических особенностей, закономерностей психического и физического развития совершенствование в единстве процессов развития, обучение и воспитание.

Особую перспективу имеют психосоматические исследования, в результате которых можно изучить психические последствия травм у спортсменов (и вообще травм) с разработкой научно обоснованных средств психической реабилитации.

С точки зрения возрастной психологии спорта и физического воспитания интерес предоставляют исследования психогенетических маркеров, возрастных границ сенситивного развития психических качеств, особенностей психических акселератов и ретардантов, динамики психофизиологического свойств индивида на различных этапах многолетней спортивной подготовки.

Совершенствования спортивной подготовки делает необходимым более глубокое изучение системы психологического образование тренеров, врачей и самих спортсменов, дальнейшее исследование резервных возможностей спортсменов, комплексное решение вопросов психического восстановление после больших физических и психологических нагрузок.

1. Модель личности тренера – решающий фактор в определение принадлежности специалиста к той или иной категории, его функций и перспектив работы в клубе, школе или другой спортивной структуре.

2. Содержание работы характеризуется деятельностью тренера, раскрывающей перечень знаний и навыков, необходимы в процессе подготовки спортсменов. Эта модель служит основанием при конструирование учебных дисциплин и разработке содержания учебных программ подготовки и переподготовки тренеров.

3. Материал курсовой работы можно рекомендовать для дальнейшего развития темы психологии взаимоотношений тренера и спортсмена в дипломных работах студентов спортивных факультетов российских вузов, а также для включение рассмотренных и проанализированных данных в методические пособия для студентов и начинающих преподавателей физической культуры в учебных заведений России, а также для практикующих личных тренеров и тренеров команд.

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1. Алексеев А.В. Факторы добра в спорте // Теория и практика физической культуры. № 10. 1998

2. Волков И. Спортивная психология. Хрестоматия (Серия «хрестоматия по психологии»). СПб: Питер 2002, 384с.

3. Вяткин Л.Г., Кармаев А. А., Капичникова О. Б. Механизм реализации личностно-ориентированного образовательного процесса: Монография Балашов: Изд-во БГПИ 1999, 100с.

4. Газман О.С. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып.2.-М: Ин-т пед. Иннов. РАО « Инноватор» 1995, 103с.

5. Давыдов В.В. теория развивающего обучения.- М: ИНТОР 1996, 544с

6. Закон РФ «Об образование» 2-е издание – М: Изд-во «ось-89»  2002, 48с.

7. Киселева Е.В. Совершенствование воспитательной работы с юными спортсменами на основе учета социально – психологических особенностей спортивных групп. Автореферат канд. дис. – М 1994, 24с

8. Киселева Е.В. Формирования субъект - объективных отношений в воспитание спортсменов // Теория и практика физической культуры. № 2. 2005

9. Коломейцев Ю.А. взаимоотношения в спортивной команде. – М: Физкультура и спорт 1984, 128с.

10.  Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших учебных заведений – М: Изд-во центр «Академия» 2003, 256с.

11.  Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе – М: Изд-во МГУ 1985, 223с.

12.  Медицинский справочник тренера. Изд 2, доп и прераб. / сост. В.А. Геселевич – М: Физкультура и спорт 1981, 271с.

13. Найдиффер Р.А. Психология соревнующегося спортсмена: (Пер. с англ.)/ Предисл А.В. Родионова- М: Физкультура и спорт 1979, 224с.

14.  Неверкович С.Д., Киселева Е.В. Современные проблемы управления воспитательным процессом в детско-юношеской школе// Практика олимпийского образования. Конф. II Международ. форума «Молодежь- Наука - Олимпизм» (15-18 июня 2002г.)-М: советский спорт 2002

15. Новые ценности образования: забота-поддержка-консультирование/ Т.В. Анохина и др. Вып. 6- М: Ин-т пед. иннов. РАО «Инноватор» 1995

16. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие – Ростов на Дону: РИО АО «Цвет. печ.» 1995, 88с

17. Психология современный спорт: Сб. науч. Работ психологов спорта соц. стран./ Сост. П.А. Рудик и др.- М: Физкультура и спорт 1973, 326с.

18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед.- М: Изд. Центр «Академия» 2002,576с.

19. Тумянян Г., Харацидис С. Профессия- тренер// Тренер № 1. 1998

20. Ткач А. Шестьдесят олимпийских лет/ (Пер. с англ.) М. Дементьевой.- М: Терра - Спорт, Олимпия пресс 2001, 320с.

21. Шевандирн Н.И. Социальная психология в образование: Учеб. пос. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии – М: ВЛАДОС 1993, 154с.

22. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) – М: Пед. центр «Эксперимент » 1993,154с.

23. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства – М: Ассоц. «Медицина. Культура. Спорт» 1992, 155с.

 

 

Приложение

 

Введение

На международном форуме «Молодежь – Наука - Олимпизм», проходившем в дни Всемирных юношеских игр в Москве, было сказано немало слов о принципе «Фейр – плей», о необходимости утверждение в современном спорте гуманных, добрых взаимоотношений. Эта проблема весьма актуальна, так как нередко приходится видеть, как тренеры, особенно работающие с детьми, то и дело кричат на них, почему – то полагая, что таким способом помогаю процессу обучения.

А ведь есть работы, в частности Л.Н. Рогалевой, показавшие, что при авторитарном стиле руководства рост спортивных результатов идет хуже, чем там, где преобладает демократический подход к обучающимся. Следовательно, тренеры, исповедующие авторитаризм, не знают, что мешают себе, делу, когда кричат или как – то «давят» на своих учеников. Авторитарный стиль руководства, как единственно эффективный способ управление людьми, обществом, государством, сформировался за годы советской власти. Основной эмоцией, которая в то время пронизывала отношения между руководителями и подчиненными, был страх во всех его вариантах и проявлениях. Подчиненные опасались не справиться с заданиями своих руководителей, которые, в свою очередь, боялись показаться несостоятельными в глазах вышестоящего начальства. Давно доказали, что страх, особенно длительно воздействующий, ухудшает и психическое и физическое здоровье, ведет к снижению жизненного тонуса, учащается брак в работе. Тем не менее, и в последние годы, несмотря на то, что социальная структура общества во многом изменилась и сейчас казалась, бы нет больших причин жить в атмосфере прежнего страха, все еще немало сторонников авторитарного руководства подчиненными, полагающих, что именно страх – основная сила в процессе управления людьми. К сожалению, такой вариант взаимоотношений начинается и в спорте высших достижений [1].

Тренера не всегда будут добрыми. Нередко для поддержание дисциплины необходима соответствующая строгость. Но она должна быть основана на утверждение справедливости, быть такой, чтобы вызывать у спортсменов чувства уважение к тренеру, а не страх пред ним. В умении варьировать разными средствами воздействия на ученика так чтобы, в конечном счете, преобладающим у них оказались положительные эмоции: удовольствие, уважение, радость – и состоит искусство педагогического мастерства тренеров. Немало тренеров обладают так называемыми врожденными способностями к подобному ведению занятий. Но немало и таких, которые не умеют и не хотят разбираться в душевном и физическом состояние своих учеников, сразу, же переходят на грубость, крик и оскорбление.

К сожалению, будущим тренерам, пока они учатся в институтах, не прививают навыки гуманного отношение к ученикам. Вина здесь лежит на тех программах, которым все еще следуют преподавание на кафедрах психологии и педагогика, где конечно готовятся о высоком знание гуманных отношений, но где не учат практическому умению создавать гуманную атмосферу во взаимоотношениях между тренерами и их воспитанниками. Поэтому заповедь – «тренер не раздражается, а спокойно анализирует» различные неудачи своих учеников очень часто остается лишь призывом, за которым не следует конкретных дел. А ведь весьма нередко не спортсмены виноваты в своих промахах, а тренеры не сумевшие найти правильный путь к сердцу и уму тех, кого они обучают.

Цель: рассмотреть и проанализировать основные аспекты психологических взаимоотношений тренера и спортсмена.

Объектом исследования в нашей курсовой работе будут являться психологические особенности межличностного взаимодействия «тренер- спортсмен».

Задачи:

1. Установление значения личностей тренера и спортсмена как основных участников межпредметной связи спорта и психологии.

2. Рассмотреть особенности предстартового состояния спортсмена и выявить пути управления им.

3. Изучить особенности межличностного взаимодействия в процессе воспитания современных спортсменов в коллективе, изучить значение теории субъект - объективного взаимодействия в современном процессе воспитания.

 

 

Глава 1. Особенности психологии взаимоотношения между тренером и спортсменом.

 

Модель личности тренера.

В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становление личности. В нашей стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и естественно, психолога. Этому всему тоже обучают институтах физической культуры, и со всеми обычными психологическими задачами выпускник ИФК может справиться.

В случае с психологией существуют дополнительные «подводные камни». Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в ИФК или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, а неграмотное применение психотехники может привести к негативным последствиям. Сказанное, конечно, не относится к тем людям, кто серьезно пытается понять и разобраться в механизме работы психики и способах воздействия на нее. Ведь большинство спортивных психологов – это спортсмены или тренеры, которые глубоко знают и спорт, и психологию.

Общая классификация тренеров начинается с разделение их на две основные группы – тренеров личных и тренеров сборных команд.

Первая группа – наиболее многочисленная и делится на следующие категории:

· Тренеры, ведущие своих воспитанников от начала спортивного пути и до уровня высшего мастерства. Отлаженный в их школах «конвейер» регулярно и на протяжение длительного периода времени «выдает» одаренных спортсменов, составляющих как бы «полуфабрикат» для сборных команд различных рангов, хотя при этом вполне вероятен и отсев. Тренеры этой категории являют собой лучшую часть группы личных тренеров;

· Тренеры, для которых подготовка выдающегося спортсмена – чаще эпизод в его творческой биографии, во много зависящий от везение и удачи при наборе учеников. Воспитанники таких тренеров, как правило, предоставляют собой законченный «продукт» обучения, и потому специалисты этой многочисленной категории – основные «поставщики» сборных команд;

· Тренеры, работающие с детьми, подростками, юношами, юниорами (реже со взрослыми) на начальных этапах многолетней подготовки, а затем передающие своих учеников более опытным или именитым коллегам. Они составляют незаменимое звено тренировочного «конвейера», во многом обеспечивающие успех работы специалистов двух предыдущих категорий;

· «тренеры - ювелиры», принимающие эстафету от личных тренеров предыдущих категорий (чаще всего - третьей) и доводящей спортсменов до престижных результатов и знаний. Их чаще других привлекают к работе с учениками в сборных командах – на централизованных сборах и в период ответственных соревнований. Они представляют собой своего рода «живой мост» между тренерами личных и тренерами сборных команд.

Эти последствия составляют вторую группу, более узкую по численности и состоящую из трех категорий.

Первая категория – главный тренер. В большинстве случаев это организаторы тренировочного процесса, в целом осуществляющие контроль за работой привлеченных личных тренеров, а также тренеров двух нижеследующих категорий. Сложность этого контроля заключается в том, что в ряде дисциплин сборные команды представляют собой конгломераты спортсменов совершенно различных специальностей (например, легкая атлетика, пулевая стрельба, фигурное катание и т.п.), а эффективность работы обуславливается многообразием «узкоспециальных» тренировочных направлений и средств.

Вторая категория – тренеры по подготовке отдельных групп членов сборной команд. Это могут быть между собой родственные легко – атлетические дисциплины (прыжки, метания и т.п.), весовые категории у бойцов или боксеров (легкие, средние, тяжелые), близкие по техническим характеристикам группы оружия в стрельбе (винтовка, пистолет). К этой же категории следует отнести старших тренеров мужских и женских команд, проходящих подготовку на объединенных сборах.

Третья категория – «узкие» специалисты, обеспечивающие техническую, тактическую, физическую, теоретическую и иные виды подготовки спортсменов. Интенсивность и частота привлечения тренеров категории к практике подготовки соборных команд различных видов спорта неодинакова, но в ряде случаев они постоянно участвуют в тренировочном процессе (скажем, хореографы в фигурном катание, акробаты и хореографы в гимнастике и т.п.). [19]  

Модель личности тренера – решающий фактор в определение принадлежности специалиста к той или иной категории, его функций и перспектив работе в клубе, школе или другой спортивной структуре. Модель личности – это обобщенный образ, совокупностей должностных и общественных обязанностей, профессиональных и деловых качеств, а также социально – психических свойств. При создание следует учитывать:

· Идейные, нравственные и волевые свойства специалиста;

· его профессиональные качества, уровень спортивного мастерства и педагогической зрелости;

· особенности его взаимоотношений с воспитанниками, коллегами, представителями администрации, организаторами соревнований, спортивными судьями и прочими лицами, вовлеченными в сферу профессиональной деятельности.

Содержание работы характеризуется деятельностью тренера, раскрывающей перечень знаний и навыков, необходимых в процессе подготовки спортсменов. Эта модель служит основанием при конструировании учебных дисциплин и разработке содержания учебных программ подготовки и переподготовки тренеров. Изучение многолетней практики работы позволило выявить и сформулировать 20 профессиональных функции, владение которыми необходимо спортивным наставникам. Оценит, их значение было предложено 180 специалистам высокого класса (опрос проводился в основном среди тренеров по разным видам спортивной борьбы), чтобы определить степень их важности в практической работе тренера.

К очень важным были охарактеризованы семь функций, или разделов работы (нумерация их по «местам», занятым в результате опроса):

1. управление технико-тактической подготовкой спортсменов.

2. Повышение личного профессионально – культурного уровня.

3. Организация воспитательной работе в коллективе.

4. Планирования процесса подготовки спортсменов.

5. Управление волевой подготовкой спортсменов.

6. Контроль за ходом тренировочного процесса и состоянием спортсменов.

7. Управление физической подготовкой спортсменов.

8. Управление соревновательной деятельностью спортсменов.

Десять функций, или разделов, работы вошли согласно, опросу в разряд важны:

9. Проведение спортивного отбора.

10.  Организация воспитательных процедур.

11.  Управление теоретической подготовкой спортсменов.

12.  Организация тренировочных сборов.

13.  Решения организационных вопросов подготовки.

14.  Оказание медицинской помощи при болезнях и травмах.

15.  Организация и проведение соревнований.

16.  Контроль за общеобразовательной учебой спортсменов.

17.   Учет работы и составление отчетности.

18.  Участие в научно - методической работе.

И наконец, менее важными (второстепенными) были признаны такие разделы работы:

19.   Участие в судействе соревнований.

20.  Подготовка тренеров общественников и судей.

Анализируя степень эффективности работы тренеров клубов, спортшкол и сборных команд разных уровней, мы пришли к выводу, что сложившаяся в результате опроса «иерархия тренерских функций» вполне согласуется с теоретической моделью прогнозирование спортивных достижений и потому может быть рекомендована как вспомогательный материал при планировании профессиональной деятельности тренера.

Если какой – либо из обозначенных компонентов будет отсутствовать в этой схеме, то система неизбежно начнет давать сбои, что обязательно негативно отразиться на качестве труда тренера и на уровне подготовленности воспитанников.

Вывод: Рассмотрены и проанализированы психологические особенности взаимоотношений между тренером и спортсменом. Личность тренера играет важную роль в становление нормального взаимодействия в спортивном коллективе.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 233.