Анализ положения дел в отрасли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время туристический бизнес – бурно развивающаяся отрасль. За последние годы появилось огромное количество туристических фирм. Но, как правило, большая часть их них недолговечны. Самая большая проблема – сезонность данного вида бизнеса. Вторая причина недолговечности вновь созданных турфирм – «избитость» профиля. Туроператорская деятельность весьма сложна для начинающего предприятия. Ведь для этого требуются не только огромные инвестиции, сложная система лицензирования, но и большой срок окупаемости, что для многих вновь организованных фирм при нынешней кризисной ситуации является проблематичны. Поэтому зачастую проще открыть турагентство, которое не производит никаких туристических продуктов, а просто является посредником между туроператором и конечным клиентом. Причем такими агентствами, как правило, предлагаются стандартные пользующиеся наибольшей популярностью туры, что конечно позволяет значительно сократить риск убытков, но не избавляет от жестокой конкуренции со стороны огромного количества аналогичных агентств.

Именно по этой причине для новой фирмы выбрано в качестве основного несколько иное направление деятельности – детский и молодежный отдых: образовательный внешний туризм, а также внутренний экологический туризм. Хотя не стоит отказываться для подстраховки и от агентской роли – реализации продукции уже известных туроператоров.

Перспективное направление детского и молодежного туризма – образовательный отдых. По приблизительным оценкам, в этом году в образовательные туры съездили до 100 тыс. детей.

С целью регулирования рынка детского и образовательного туризма АТОР создала комитет по образовательным поездкам и детскому отдыху, который возглавил руководитель компании Star Travel Борис Самарянов. Для того чтобы выезд детей за рубеж стал более доступным, АТОР предпринимает ряд мер. Ростуризм и МИД обсуждают возможность отмены закона, который требует для выезда ребенка за границу разрешение от обоих родителей. Это требование не отвечает современным реалиям: слишком много детей, живущих с одним из родителей, практически не могут получить разрешение от второго. Кроме того, так как около 45% всех образовательных туров из России были осуществлены в Англию, АТОР пытается убедить консульство Великобритании отменить сбор биометрических данных с детей и подростков в возрасте от 5 до 15 лет.

Многие специалисты отмечают, что усложнение визового режима с Великобританией, скорее всего, негативно скажется, в том числе, и на образовательных турах в эту страну. К примеру, после введения биометрических британских виз в Индии и Китае турпоток из этих стран упал на 20-30%. Вместе с тем отметилось ощутимое улучшение с выдачей студенческих виз в США. В 2007 году в США на учебу выехало 27 тыс. школьников и студентов из России. В нынешнем году консульство надеется на 50 тысяч. По некоторым данным, количество отказов в американских визах студентам сейчас не превышает 1%.

Все это говорит о высоких перспективах данного направления деятельности в сфере туристических услуг.

Еще одно из самых перспективных направлений в туризме на данный момент – внутренний туризм, а особенно детский и молодежный. Хотя здесь есть и свои сложности: привлечь деньги платежеспособных соотечественников и иностранцев, желающих путешествовать по России, намного сложнее, чем продавать зарубежные туры. Это требует создания продукта на уровне мировых стандартов, что очень трудно: хороших гостиниц в нашей стране не хватает, практически нет ресурсов для создания детских лагерей и спортивных баз, нужны навыки внешнеэкономической деятельности. Да и лицензию с сертификатом на внутренний туризм получить гораздо сложнее.

Однако детский и молодежный туризм, несмотря на известные всем финансовые трудности, усилиями энтузиастов сохранен, а его уникальные особенности в новых условиях послужат решению новых задач.

За последние несколько лет стадия выживания детских оздоровительных и спортивных лагерей пройдена, и Россия вышла, наконец, на стадию развития. Но проблем до сих пор осталось немало — изменения в федеральном законодательстве передают эту область ответственности на муниципальный уровень без финансирования. Министерство образования и науки РФ и Международный благотворительный фонд «ДЕТИ МИРА» подготовили инициативу по поддержке лагерного движения и намечено проведение ряда конкурсов по выявлению лучших оздоровительных и спортивных лагерей. Что же мешает развитию отрасли детского и молодежного отдыха?

В некоторой степени мешает несоответствие нормативной и правовой базы (бюджетный и земельный Кодексы), неблагоприятная демографическая ситуация в стране, обветшалая материальная база. Довольно много лагерей отдыха, находящихся в экологически-чистых местах на сегодняшний день прекратили свое существование — они выкуплены в частную собственность. Московская область, например, потеряла около 50 процентов лагерей отдыха. Два процента лагерей не имеют своих столовых, многие — без спортивных площадок и библиотек. У 2/3 нет бассейнов, да и те, которые числятся на балансе — под открытым небом. Вряд ли в нашей средней полосе выдастся много достаточно теплых солнечных дней, чтобы этими бассейнами воспользоваться. Но все-таки, это уже не выживание, а развитие. По статистике, в сфере детского отдыха «крутится» один миллиард рублей — это сопоставимо по величине емкостью аудио- видеорынкам. Сегодня регионы активно включились в детский отдых (их доля составляет более 30%), при этом доля Соцстраха снизилась и составляет сегодня менее 50 процентов. В регионах для организации детского отдыха созданы общественные организации, взявшие на себя этот нелегкий труд. В Иркутске, например, выделено 17 млн. рублей на ремонт, оборудование и строительство объектов детского отдыха.

Существует программа организации детского отдыха, которая осуществляется Правительством Москвы. По линии Департамента образования города Москвы в оздоровительных лагерях ежегодно отдыхают до 180 тысяч детей. Есть и специальные программы для детей-сирот и детских творческих коллективов. Талантливая молодежь совершенствует свой творческий уровень, ежегодно принимая участие в праздновании Дня города и Дня Знаний. Развиваются программы дополнительного образования во время летнего отдыха — слишком длительного перерыва в образовательном процессе быть не должно. Основное внимание уделяется комплексным программам. Совместно с Центром «Перспектива» подготавливаются рабочие места для школьников, которые на время летних каникул остаются в городе. В рамках специальной программы, для развития специфических умений и навыков для курсантов кадетских училищ создан специализированный лагерь «Патриот». Созданы спецшколы для юных правонарушителей. Цель этих инициатив — дать возможность детям группы риска почувствовать вкус к новой жизни.

Создана окружная межведомственная программа по организации детского отдыха в Москве. Свыше 130 клубов приглашают детей в каникулы. Дети получают сертификат на бесплатный проезд к местам проведения досуга на время летних каникул. И вопросы безопасности при этом стоят на первом месте.

Эта тема важна — и особое значение имеет тема пресечения правонарушений несовершеннолетними. Инициирована совместно с префектурами межрайонная программа «Дети улиц». Она предусматривает проведение профилактических мероприятий с привлечением военно-спортивного ресурса — на базе Кантемировской дивизии создан военно-патриотический лагерь, вожатыми в группах риска становятся студенты Тимирязевской академии, которые потом могут работать в Школе социального волонтера.

Все эти данные позволяют сделать вывод о верности выбранного направления и востребованности этого вида услуг.

Как видим, потенциал этой сферы очень велик, однако нужна информационная маркетинговая поддержка программы детского отдыха. Вследствие особой важности данных задач, несложно будет достичь поддержки правовых и административных структур. Кроме того, важно отметить, что по статистике сейчас две трети оздоровительных и спортивных лагерей — частные, что говорит о высокой инвестиционной привлекательности проектов.

В данном бизнес-плане предусмотрено привлечение инвесторов со стороны детских фондов, государственных структур, а так же частного бизнеса, заинтересованного в развитии детского и молодежного туризма. По данной причине организационно-правовая форма создаваемой фирмы – либо ОАО с долей акций, принадлежащих инвесторам, либо ООО, где в составе учредителей так же могут быть инвесторы проекта. Остальная часть необходимых для развития бизнеса средств предполагается получить в качестве кредита Сбербанка РФ.

 

План маркетинга

 

Описание услуг

Основными направлениями деятельности вновь создаваемой компании «Кристур» являются:

 детский отдых в лагерях и туристических клубах;

 образовательный молодежный туризм;

 услуги турагента (реализация детских и молодежных туров ведущих туроператоров).

Деятельность в качестве турагента является сопутствующей, чтобы обеспечить некоторую финансовую устойчивость и снизить риски вновь создаваемой компании . В нынешней практике установлены расценки на услуги турагентств – в среднем 10 % от стоимости путевки. Этот процент считается оптимальным. Для постоянных клиентов и образовательных учреждений будет предоставлена скидка в размере 3%.

Услуги по организации детского и молодежного отдыха будут формироваться в зависимости от сезона: внутренний экологический туризм в дни осенних, зимних и весенних каникул; внешний образовательный отдых – в летний период.

Предлагаемые услуги гораздо шире по возрастному диапазону, чем у детских клубов. А спектр и направленность услуг заметно отличается от того, что предлагается в данный момент на туристическом рынке существующими компаниями.

На данный момент около 80% поездок детей на отдых или в образовательные туры за границу осуществляются турфирмами, не входящими в Федеральный реестр туроператоров, или вовсе без участия турфирм. Такие данные прозвучали на специальной пресс-конференции, созванной представителями Ассоциации туроператоров России.

Зачастую школьники или студенты отправляются за границу следующим образом: кто-то из родителей, проявив инициативу, покупает билеты, бронирует гостиницу, оформляет визы. Поездки в образовательные туры нередко осуществляются так: родитель с ребенком приходят в фирму, которая якобы специализируется на заграничных языковых школах, а фирма уже советует, с какой школой заключить договор, какие авиабилеты купить и как оформить визу. Специалисты туристического рынка еще раз подчеркивают, что, пользуясь услугами подобных организаций, родители ввязываются в опасную авантюру. В случае непредусмотренных накладок никто не возьмет на себя ответственность за ребенка, попавшего в неприятную ситуацию.

Поэтому направление внешнего образовательного молодежного туризма является очень перспективным. Предполагается создание собственных туристических продуктов в данном направлении, а так же реализация продуктов других туроператоров.

Наибольшей популярностью пользуются детские лагеря в Восточной Европе - в Болгарии, Венгрии, Словакии. Это достаточно экономичные направления, при этом обеспечивающие высокое качество. Дополнительное преимущество отдыха в Восточной Европе - ребенок не меняет климатическую зону и не требуется особая акклиматизация. На втором месте по популярности - лагеря в Греции и на Кипре.

При выборе направления для конкретного ребенка или подростка следует ориентироваться в первую очередь на желаемую цену и возраст. Стандартные детские лагеря рассчитаны на школьников до 15-16 лет. А для старшеклассников и студентов рекомендуются языковые лагеря на Мальте, программы в Германии и Испании. На Мальте очень трудно сделать лагерь в классическом понимании, чтобы это была своя огороженная территория, жесткая дисциплина. Проживание там организовано в отелях или резиденциях – поэтому маленьким детям там не очень комфортно, они могут чувствовать себя неприкаянно. А студентам и старшеклассникам весело и привольно.

Детям младше 9 лет ехать одним в лагерь не стоит. Вообще, единого возраста самостоятельности не существует – все зависит от психологических качеств ребенка. Некоторые спокойно отрываются от семьи, некоторые – только к 12 лет. Это могут почувствовать только родители, поэтому в каждом случае менеджер турфирмы должен давать рекомендации, только поговорив с конкретным родителем.

При выборе лагеря сразу нужно определиться, какая программа нужна ребенку. Если родители хотят вариант поспокойнее и попассивнее, чтобы ребенок отдохнул от учебного года – это пляжные направления: Турция, Болгария, Кипр. Бывают наоборот лагеря, где время будет с утра до вечера по минутам расписано, и ребенок ни на минуту не останется неприкаянным – языковые (Мальта и Финляндия), спортивные (например, скаутская программа в лагере «Союз» в Словакии).

Самые интересные и запоминающиеся лагеря – это лагеря с хорошими авторскими программами. Например, в двух летних лагерях (в Эстонии и в Чехии) действует эксклюзивная программа «Чарли», построенная на интересных спортивных занятиях, под руководством профессиональных инструкторов. Программа включает в себя профильные занятия и поход – верховая езда, горные велосипеды, сплав на байдарке. Важным критерием того, что лагерь действительно интересный, кажется то, что дети за его время сплачиваются в единую команду, потом активно общаются между собой, с удовольствием возвращаются в следующий раз.

Данный вид услуг имеет видимую часть: здоровье и физическое развитие детей, получение дополнительного образования, навыков и умений.

Выгоды, которые получит потребитель услуг:

¾ восполнение дефицита воспитательного влияния, возникающего из-за высокой загруженности учителей в школах и родителей, имеющих плотный рабочий график;

¾ создание детям психологически комфортной обстановки для раскрытия их положительных качеств, освобождение от комплексов неполноценности, вызванных репрессивной педагогикой в школе и окриками родителей дома;

¾ обучение детей правильно организовывать свой досуг;

¾ возможность неформального общения со взрослыми людьми, понимающими мотивацию поведения и минимально ограничивающими естественное стремление к самоутверждению;

¾ привитие интереса к здоровому образу жизни;

¾ получение новых знаний из различных областей жизни и положительных эмоций, которые украшают жизнь ребенка и родителей как результат эстетического восприятия окружающего мира и развития качеств личности;

¾ возможность проявить самостоятельность и отличный способ социализации.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 182.