Свобода объединения и права человека в области труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основу конвенций МОТ в этой сфере составляют Всеобщая деклара­ция прав человека, Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах и Европейская социальная хартия.

В них закрепляется право на труд, и трактуется оно как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. И хотя это право, в числе других, в преамбуле к Всеобщей декларации прав человека сформулировано как цель, к которой должны стремиться все народы и государства, тем не менее Хартия обязывает государства проводить политику занятости в качестве средства осуществления права на труд. Во всех названных актах подчеркивается, что право на труд несовместимо с принуди­тельным трудом. Он запрещен Конвенциями № 29 (1935 г.) и № 105 (1957 г.).

Во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте говорится и о защите граждан от безработицы. Ей посвящен ряд актов МОТ. Причем одни из них закрепляют общие задачи государства, направленные на решение проблемы безработицы, в других рассматриваются вопросы трудоустройства отдельных групп трудя­щихся.

3 июня 1997 г. была принята Конвенция № 181 о частных агент­ствах занятости, в которой подчеркивается, что они в своей деятельности не должны подвергать дискриминации ищущих работу по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеж­дений, национального и социального происхождения или любой иной форме дискриминации, и наоборот, содействовать в оказании услуг и помощи тем, кто находится в наименее благоприятном положении.

К рассматриваемой группе относятся Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 г.) и Конвенция №98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 г.). Эти акты закрепляют право как предпринимателей, так и трудящихся на создание организаций без предварительного согласия властей. Организации имеют право на разработку собственного уста­ва и на выбор своих представителей. В Конвенции № 98 излагается принцип защиты от дискриминации при нарушении принципа сво­боды объединений. Кроме того, в ней содержится призыв к исполь­зованию процедур проведения коллективных переговоров.

МОТ создала специальный механизм защиты принципа свободы объединения, включающий комитет по свободе объединения, пред­ставляющий собой трехсторонний орган, назначаемый Администра­тивным советом и действующий в соответствии с особой процеду­рой, обеспечивающей его независимость.

Хотя право на забастовку в Конвенциях № 87 и № 98 прямо не закреплено, комитет неоднократно подчеркивал, что полное запрещение забастовки противоречит принципу свободы объединения и что проведение забастовки может ограничиваться только особыми обстоятельствами.

Во многих странах, присоединившихся к Конвенции № 98, были приняты соответствующие законодательные акты для урегулирова­ния коллективных трудовых споров.

Кроме того, Генеральная конференция МОТ приняла серию реко­мендаций, посвященных проблеме социального партнерства: о со­трудничестве на уровне предприятия (рекомендация № 94, 1952 г.); о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах (рекомендация № 113, 1960 г.).

В области прав человека важным актом является Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.), которая запрещает дискриминацию по признаку расы, пола, политических убеждений. В ней, как и в Конвенции № 100 (1951 г.), установлен принцип равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот акт вызвал много проблем, связанных с его приме­нением, в силу неоднозначности толкования термина «труд равной ценности».

В рекомендациях №130 и № 167 о рассмотрении жалоб указывает­ся, что любой трудящийся, если он считает, что имеет основание для жалобы, должен иметь право подать ее в компетентный орган и требовать ее рассмотрения. Органы, которым подведомственны споры, и порядок их рассмотрения определяются национальным за­конодательством либо коллективными договорами, правилами внут­реннего трудового распорядка, арбитражем.

28 февраля 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и взяла на себя ряд соответствующих обязательств, в том числе обязательство рати­фицировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая, помимо того, что гарантирует гражданам все основные по­литические права, предусматривает еще и контроль за их исполнени­ем с помощью Европейского суда по правам человека.

Конвенция вступила в силу в 1953 г., а подписали ее все члены Совета Европы только к 1975 г. 20 февраля 1998 г. эту Конвенцию ратифицировала Государственная Дума РФ, затем ее подписал Совет Федерации, потом - Президент РФ, и 5 мая ратификационная грамота была сдана в секретариат Совета Европы.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 225.