Глава XIV. МОТ, ее задачи и роль в правовом регулировании
Трудовых отношений
Международно-правовое регулирование труда - это регламентация трудовых отношений, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников на основе международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров, а также других международно-правовых средств, обеспечивающих их исполнение)*. Источниками регулирования прежде всего являются определенные стандарты труда, принятые ООН и такой международной специализированной организацией, как МОТ.
* Подробнее см.: Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник для вузов. М., 1998.
Оценивая роль международно-правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации, нельзя не учесть содержания ст. 15 Конституции РФ, в которой сказано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». С учетом этого положения определяется значение соответствующих международных актов, и в первую очередь актов МОТ.
Эта организация, в которую входят 170 государств-членов, была основана правительствами ряда стран по решению Парижской мирной конференции 11 апреля 1919 г. в целях международного сотрудничества для обеспечения длительного мира во всем мире и устранения социальной несправедливости посредством улучшения условий труда.
Исходя из этих целей, МОТ призвана решать следующие задачи:
разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;
помощь странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
защита прав человека (права на труд, на объединения), защита от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
борьба за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
разработка программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально трудовых отношений;
разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
Перечисленные задачи были и остаются главными в деятельности МОТ.
Вместе с тем в связи с переходом стран Восточной Европы к рыночным отношениям МОТ выделены и новые приоритеты: поддержка процесса демократизации, развитие трипартизма, продолжение борьбы с бедностью, особенно путем увеличения занятости, в частности с помощью организации широкой переподготовки рабочей силы, защита трудящихся во всех формах, начиная с социального обеспечения.
В последнее время в организации работы МОТ прослеживается тенденция перемещения центра тяжести из штаб-квартиры в регионы с тем, чтобы приблизить ее деятельность к решению задач, стоящих перед государствами-членами, а внутри каждой страны - непосредственно к участникам трехсторонних переговоров.
Внешний орган МОТ - созываемая ежегодно Международная конференция труда, которая состоит из представителей государств - членов МОТ. Руководящие органы МОТ - конференция и Административный совет.
Основополагающим принципом в работе МОТ является трипартизм (партнерство трех участников). Представители трудящихся и работодателей участвуют на равных правах с представителями правительств. На ежегодных сессиях МОТ должны присутствовать по четыре делегата от каждого государства-члена (два от Правительства и по одному от организаций предпринимателей и трудящихся). Последние должны назначаться по соглашению с наиболее представительными профессиональными организациями предпринимателей и трудящихся. Соблюдение этого правила контролируется особым комитетом по проверке полномочий конференции. Делегаты выступают и голосуют индивидуально.
Генеральная конференция, включающая делегатов всех государств - членов МОТ, созывается не реже одного раза в год. К ее компетенции относится определение задач и направлений деятельности организации, внесение изменений в ее устав, прием в члены МОТ отдельных государств, принятие международных конвенций и рекомендаций, наблюдение за применением государствами ратифицированных ими конвенций, а также рекомендации МОТ*.
* См.: Устав МОТ и Регламент Международной организации труда. МБТ. Женева, 1986.
Исполнительная власть МОТ обеспечивается Административным советом, состоящим также из представителей трех сторон, которые входят в него на указанной выше пропорциональной основе и избираются соответственно каждой группой делегатов. Совет выбирает генерального директора, который разрабатывает проект бюджета и осуществляет общее управление Международным бюро труда (МБТ) - постоянным органом МОТ, выполняющим функции ее секретариата.
За время существования МОТ приняла большое количество конвенций и рекомендаций, касающихся различных аспектов труда:
трудовых отношений, управления трудом, занятости и защиты от безработицы, заработной платы, условий и охраны труда (рабочего времени, отпусков и т.д.), труда женщин и молодежи, труда мигрантов, социального обеспечения, а также труда моряков, рыбаков и докеров.
Правительства государств - членов МОТ обязаны представлять все эти акты своим национальным законодательным органам. В то же время на ежегодных конференциях МОТ заслушивает доклады отдельных правительств о применении этих актов в своих странах.
МОТ также рассматривает и жалобы в случаях нарушений этих актов.
На 1 января 1998 г. ею приняты 181 конвенция и 188 рекомендаций. Различие конвенций и рекомендаций в том, что первые подлежат ратификации и, будучи ратифицированными государством, обязательны для соблюдения. Конвенции принимаются Генеральной конференцией большинством не менее двух третей голосов присутствующих делегатов.
Рекомендации не ратифицируются. Они представляют собой нормы, которые государство может, но не обязано использовать в национальном законодательстве. Их цель - служить перспективой в области законодательства и деятельности правительства.
Российская Федерация, став правопреемницей СССР в международных организациях, подтвердила признание ею 50 конвенций, ратифицированных в свое время СССР.
В то же время целый ряд важных конвенций МОТ, касающихся основных институтов трудового права, не ратифицирован нашей страной: о прекращении трудовых отношений (№ 158,1982 г.); о трудящихся-мигрантах (№ 97, 1949 г. и № 143, 1975 г.); об оплачиваемых отпусках (№ 132, 1970 г.); об установлении минимальной заработной платы(№ 131,1970 г.); о безопасности и гигиене труда (№ 155,1981г.); о максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся (№ 127, 1967 г.); о содействии коллективным переговорам (№ 154, 1982 г.) и др. Это безусловно снижает уровень стабильности регулирования трудовых отношений и гарантий трудовых прав граждан РФ. С другой стороны, можно привести пример нарушения нашим государством одной из ратифицированных им конвенций. Речь идет о Конвенции № 95 об охране заработной платы, которая предусматривает в том числе и регулярную ее выплату.
Как заявил генеральный директор МОТ М. Ансенн, поступающие из России жалобы по этому поводу не остаются без внимания. Комитет экспертов призвал российское правительство принять необходимые меры законодательного и практического характера, которые помогли бы предприятиям выполнить обязательства перед работниками*.
*См.: Известия. 1994. 4 июня.
Основным направлением деятельности МОТ, как видно, является нормотворчество, т.е. разработка международных актов о труде.
В этих нормах излагается в некотором роде общее право в области труда в том виде, в каком оно получило свое развитие в большинстве передовых стран. Поскольку в рамках настоящей работы невозможно изложить содержание всех 174 конвенций МОТ, ограничимся рассмотрением нескольких групп конвенций, которые могут представлять наибольший интерес.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 243.