Охрана труда несовершеннолетних
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние), в трудовых право­отношениях приравниваются в правах к совершеннолетним. Вместе с тем в интересах охраны их здоровья, поскольку организм несовер­шеннолетнего еще не окреп, этим лицам устанавливаются дополни­тельные льготы. Прежде всего запрещено применение их труда на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями, а также на подземных работах. Перечень этих работ, как уже отмечалось, с пре­дельными нормами переноски или передвижения тяжестей предло­жено разработать Правительству РФ*.

 

* До принятия нового акта действует постановление НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г. «О предельных нормах переноски и передвижения тяжестей подростками» // Сборник нормативных актов о труде. Ч. II. С. 565.

 

Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам:

а) выполняемым вахтовым методом; б) по совместительству; в) свя­занным с производством, хранением и торговлей спиртными напит­ками; г) связанным с обслуживанием материальных ценностей и предполагающим заключение договора о полной материальной, от­ветственности.

Несовершеннолетние принимаются на работу лишь после пред­варительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достиже­ния 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому ос­мотру.

Для несовершеннолетних установлены специальные правила трудоустройства (ст. 181 КЗоТ РФ), дополнительные гарантии при увольнении (ст. 183), льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха (ст. 43, 54, 67, 74, 177, 178), оплаты труда (ст. 179, 180).

 

Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью

 

Действующее законодательство допускает ограничения в трудовой деятельности для пенсионеров и инвалидов только в том случае, если состояние здоровья препятствует ей. Более того, законодатель преду­сматривает для них льготы и дополнительные гарантии, которые можно классифицировать на две группы: 1) не зависящие от того, где работают инвалиды и пенсионеры по старости; 2) распространяю­щиеся только на работающих на предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц.

К льготам первой группы относятся специальные правила трудо­устройства инвалидов, а также льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха (ст. 157 КЗоТ РФ).

На предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для использования труда пенсионеров и инвалидов, администрация по согласованию с профсоюзным комитетом вправе уменьшать им нормы выработки. Для инвалидов I и II групп установлено сокращен­ное рабочее время (36 ч в неделю).

Пенсионерам по старости и инвалидам I и II групп по их желанию предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до двух месяцев*.

 

* См.: Закон СССР от 11 декабря 1990 г. «Об основных началах социальной защищен­ности инвалидов в СССР» // Известия. 1990.15 дек.; Заключение Комитета Конституцион­ного надзора СССР от 4 апреля 1991 г. // ВВС СССР. 1991. № 17. Ст. 501.

 

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

И правил охраны труда

 

Конституция РФ в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работника на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений - сфере труда.

Существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязан­ности предприятий, учреждений и организаций по созданию соответ­ствующих безопасных условий для работников. Основная цель дея­тельности этих органов - не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче построенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления откло­нений, теми или иными, способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.

Принято считать, что надзорные функции носят властный госу­дарственный характер, их выполняют государственные органы. Кон­троль же в большей мере связан с общественными функциями, осу­ществляемыми преимущественно профсоюзами, хотя законодатель­ство использует термин «контроль» и применительно к государствен­ным органам.

Органы надзора, обладая определенными властными полномо­чиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать админи­страции юридически обязательные указания об устранении выяв­ленных нарушений или о воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения признаются не­действительными, нарушенные права работника подлежат восста­новлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответст­венности.

Статья 244 КЗоТ РФ, перечисляя соответствующие органы надзо­ра и контроля, называет кроме специализированных государствен­ных органов профсоюзы и местные органы власти. Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблю­дением законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением зако­нов о труде осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры.

Законодательство различает следующие формы надзора и кон­троля: предварительный, текущий и последующий. Цель предвари­тельного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить приня­тия незаконных решений. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор и контроль обу­словлены их повседневностью, в процессе чего могут быть как пре­дупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.

Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ РФ перечисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.

В эту систему входят:

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)* и его органы. Осуществляют на местах надзор в об­ласти безопасности работ в добывающих и перерабатывающих от­раслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредны­ми и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железно­дорожным транспортом;

 

* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 37. Ст. 1181; 1992. 3. Ст. 98; № 47. Ст. 2716.

 

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопас­ности (Госатомнадзор России)* и его органы. Осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энер­гии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе;

 

* См.: ВВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1338; 1992. № 47. Ст. 2716.

 

органы Государственного энергетического надзора*. Осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок;

 

* См.: САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1765.

 

органы Государственного пожарного надзора*, входящие в систе­му МВД России. Осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение без­опасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой и других правил пожарной безопасности;

 

* См.: САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3454.

 

Федеральный санитарно-эпидемиологическйй надзор России (Госкомсанэпиднадзор России)* и его органы на местах. Осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвида­ции профессиональных и инфекционных заболеваний, проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.

 

* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 49. Ст. 1732; 1992. № 47. Ст. 2716.

 

Осуществляют надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда и профсоюзы (ст. 248 КЗоТ РФ). Однако переданные профсоюзам еще в 1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда функции надзора и контроля недавно вновь были возвращены государственным органам.

В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г., утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция), сказано, что Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организаци­ях всех форм собственности.

Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются:

а) осуществление государственного надзора и контроля за соблю­дением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связан­ного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возме­щении вреда, причиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;

б) защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодате­лей, должностных лиц и других ответственных работников предпри­ятий, ущемляющих эти права;

в) разработка предложений по совершенствованию законодатель­ства РФ и иных правовых актов о труде и охране труда;

г) обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.

В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда, государственно-правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда возложены специальные функции*.

 

* Подробнее см. упомянутое выше Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Ростру динспекция) от 20 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. •№ 13. Ст. 1476.

 

В частности, государственные правовые инспекторы труда и госу­дарственные инспекторы по охране труда вправе:

беспрепятственно посещать предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;

запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъ­ектов РФ и местного самоуправления, предприятий документы, объ­яснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзор­ных и контрольных функций;

налагать в установленном законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, долж­ностных лиц и других ответственных работников предприятий, ви­новных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда;

предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполне­ния предписания об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право:

приостанавливать работу отдельных производственных подраз­делений и оборудования при выявлении нарушений законодатель­ных и иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нару­шений*;

 

* Право принимать решения о приостановке работы всего предприятия в указанных случаях предоставлено руководителям государственных инспекций труда (п. 10 Положе­ния).

 

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном поряд­ке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструк­ций по охране труда.

Решения государственных правовых инспекторов труда и госу­дарственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (п. 13 Положения).

Как указывалось выше, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы. С этой целью они вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделя­ются полномочиями, предусмотренными положениями, утвержден­ными самими профсоюзами.

В соответствии со ст. 19 Закона о профессиональных союзах профсоюзные инспекторы труда могут беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий кол­лективных договоров и соглашений; участвовать, в расследовании несчастных случаев на производстве с целью защиты прав и инте­ресов работников.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы и инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию .труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требования по устранению нарушений, осо­бенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоро­вью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управле­ния организацией, должностного лица приостановления работ до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. При этом работодатель, должностное лицо обязаны незамедлитель­но выполнить такое требование.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.