Тарифная система сохраняет свое обязательное действие для значительной части работников, работающих в бюджетной сфере, а кроме того, она может быть использована и для трудящихся всех иных форм и отраслей хозяйства.
Тарифную систему можно определить как совокупность нормативных актов, принимаемых в централизованном порядке и позволяющих дифференцировать оплату труда в зависимости от его сложности и условий производства (с учетом тяжести и вредности), а также квалификации работника на основе единых критериев. Принятие в централизованном порядке тарифных ставок, тарифных сеток, тарифных коэффициентов и тарифно-квалификационных справочников, составляющих тарифную систему и являющихся ее элементами, дает возможность «с одинаковой меркой» подойти к оценке фактически различного труда.
Теперь это удел учреждений и лишь некоторых предприятий с бюджетным финансированием. Основная же часть предприятий сама решает, принять ей тарифную систему или нет.
Но при этом, видимо, следует учесть, что требования, предъявляемые к работнику, имеющему определенный квалификационный разряд, должны быть одинаковы, иначе шкала тарифных разрядов теряет смысл. А это возможно только с помощью закрепленных в тарифно-квалификационных справочниках определенных квалификационных требований, соответствующих тому или иному разряду. Наличие таких справочников и присвоение работнику определенного разряда дают возможность вне зависимости от установления испытательного срока при приеме на работу только путем ознакомления с трудовой книжкой определить уровень его квалификации.
Практически везде, где применяются разряды, более высокий разряд свидетельствует о более высокой квалификации (исключение составляют водители транспорта). Причем присвоение квалификационных разрядов производится квалификационной комиссией, создаваемой на предприятиях (в учреждениях) администрацией с участием представителя соответствующего профсоюзного органа.
Эта комиссия, выяснив уровень теоретических знаний работника и его практических навыков, принимает решение о присвоении ему соответствующего разряда. Понятно, что подход к определению уровня квалификации должен быть единым и присвоение работнику соответствующего разряда должно означать, что его знания и навыки удовлетворяют общеустановленным требованиям, закрепленным в тарифно-квалификационном справочнике. Поэтому не может быть «своей» тарифной системы на каждом предприятии.
В организациях бюджетной сферы проводится периодическая аттестация работников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) и в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации*.
* См.: Бюллетень Министерства труда РФ 1992. №11 – 12. С. 18.
Одним из основных элементов тарифной системы является тарифная ставка, представляющая собой размер оплаты труда за единицу времени работнику соответствующего разряда (квалификации). Тарифные ставки могут быть часовыми, дневными и месячными. Месячная тарифная ставка служащего называется окладом.
Тарифные ставки возрастают по мере увеличения разряда, поскольку разряд - показатель уровня квалификации, а также соответственно и сложности выполняемой работы.
Соотношение тарифных ставок различных разрядов определяется в тарифной сетке с помощью тарифного коэффициента, стоящего против каждого разряда и показывающего, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда. Коэффициент тарифной ставки 1-го разряда принимается за единицу.
Раньше тарифные ставки, хотя и утверждались в централизованном порядке, имели, как правило, отраслевую принадлежность. Теперь вся тарифная система в качестве императива применяется только в тех отраслях экономики, которые финансируются из бюджета. Для работников отраслей вводится ЕТС, состоящая из 18 разрядов. Соотношение между тарифными коэффициентами определено как 1:10,07. Таким образом, чтобы определить величину тарифной ставки - должностного оклада работника, имеющего 18-й разряд, нужно тарифную ставку 1-го разряда умножить на 10,07. Размер тарифной ставки 1-го разряда устанавливается Правительством РФ.
ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы вместе с тарифными коэффициентами утверждена постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. «О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки»*. В соответствии с постановлением врачам, например, в зависимости от квалификации должны быть присвоены разряды с 8-го по 15-й, медицинским сестрам - с 4-го по 10-й, учителям всех специальностей - с 7-го по 14-й, и т.д. Этим же постановлением министерствам и ведомствам РФ было предложено вместе с Министерством труда РФ разработать квалификационные требования по должностям служащих и профессиям рабочих, а также положения о порядке проведения аттестации. Руководители организаций, учреждений и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, обязывались провести аттестацию служащих и перетарификацию рабочих в соответствии с квалификационными требованиями.
* Российская газета. 1992. 28 окт.
Министерство труда РФ разработало Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, в которых изложены принципы тарификации служащих и порядок установления им разрядов*.
* См.: Бюллетень Министерства труда РФ. 1992. №11 - 12. С. 18.
Профессии рабочих бюджетной сферы тарифицируются в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих с 1-го по 8-й разряд ЕТС. Размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже минимального размера заработной платы, предусмотренного законом. Эта ставка применяется для оплаты самых простых видов труда, не требующих какой-либо квалификации работника. Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9-12-го разрядов ЕТС по перечням, утверждаемым министерствами и ведомствами РФ и Министерством труда РФ.
ЕТКС содержит квалификационную характеристику различных видов работ по их сложности с указанием, какому разряду соответствует та или иная работа, и требований, которые предъявляются к знаниям и навыкам рабочего при присвоении ему соответствующего разряда. В нем дается описание основных, наиболее типичных работ, характерных для данной профессии и данного разряда*.
* См Общие положение ЕТКС работ и профессий рабочих, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 31 января 1985 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР 1985. №6.
Этим же справочником руководствуются при присвоении разрядов рабочим, а также и ЕТС не только в бюджетной сфере, но и на всех других предприятиях, которые намерены применять тарифную систему*.
* Отнесение профессий рабочих к разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки осуществляется в соответствии с постановлениями Министерства труда России от 12 мая 1992 г № 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России» и от 10 ноября 1992 г «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».
Тарифная система, как это следует из ее определения, предполагает учет не только сложности труда и уровня квалификации работника, но и условий труда. Поэтому трудовое законодательство различает следующие условия:
а) нормальные;
б) тяжелые и вредные;
в) особо тяжелые и особо вредные.
За работу с вредными условиями труда устанавливаются доплаты к окладу (ставки) в размере 12 процентов; а за работы с особо вредными и тяжелыми условиями труда - в размере 24 процентов оклада, тарифной ставки*.
* См.: постановление Министерства труда РФ от 25 апреля 1995 г. (Бюллетень Министерства труда РФ 1995 № 5). Вместо указанных доплат могут вводиться и повышенные тарифные ставки с применением соответствующих коэффициентов (См.: Бюллетень Министерства труда РФ, 1995. № 5-13).
В отраслевых тарифных соглашениях и коллективных договорах могут быть установлены и более высокие доплаты за работу с вредными и особо вредными и тяжелыми условиями труда.
Тяжелые климатические условия также влияют на величину тарифной ставки (оклада) с помощью районных коэффициентов и надбавок, которые увеличивают заработную плату работников организаций, расположенных в этих местностях.
Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент от 1,1 до 2,0 в зависимости от степени неблагоприятности климатических условий.
С 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в пустынях и безводной местности в размере 1,15 в некоторых районах Саратовской области*.
* Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. 1997. № 1. С. 6.
За непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях также установлены процентные надбавки к заработной плате.
Таким образом, все надбавки и доплаты можно разделить на следующие виды:
1) доплаты и надбавки, выплата которых обязательна и связана со строго определенными в законодательстве условиями. Право на такие надбавки не зависит от усмотрения администрации и формы собственности организации. Это выплата районного коэффициента и процентной надбавки для работников, работающих во вредных, тяжелых и особо вредных и тяжелых, а также неблагоприятных климатических условиях;
2) надбавки и доплаты, которые установлены для бюджетных организаций соответствующими нормативными актами, обязательны только для них. Это доплаты за стаж, ученую степень, знание иностранного языка, классность и др.;
3) надбавки и доплаты, выплата которых производится по усмотрению самой организации в зависимости от ее финансовых возможностей. Основания для их выплат предусматриваются в коллективных договорах и соглашениях.
Особое место среди доплат занимает индексация оплаты труда (ст. 811 КЗоТ РФ), обусловленная инфляцией. Повышение заработной платы и денежных доходов в связи с ростом потребительских цен регулируется Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР»*. В строгом смысле это не надбавка к заработной плате, а увеличение ее, равно как и других выплат (всех денежных доходов и сбережений), производимое, как правило, в кратном размере. В этом состоит специфика индексации**.
* См.: Российская газета. 1991. 12 нояб.
** Не подлежит индексации оплата труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги (ст. 2 Закона).
Рассматривая вопрос о роли тарифной системы в условиях рыночной экономики, следует принять во внимание и то, что в зарубежных странах различия в оплате простого и квалифицированного труда совсем не всегда устанавливаются стихийно. В большинстве развитых стран в той или иной форме существует тарифная система, предполагающая установление оплаты труда и ее увеличение в зависимости от квалификации работника. Она выполняет роль своеобразного стимулятора в повышении квалификации работников. Так, в Германии на отраслевом уровне заключаются тарифные договоры по заработной плате. Определенная деятельность причислена в них к соответствующему тарифному разряду. И на основании тарифно-квалификационной характеристики каждый работник может определить, по какому тарифному разряду должен оплачиваться его труд. Так, тарифный договор, действующий в настоящее время в некоторых подотраслях металлургической промышленности, содержит 10 тарифных разрядов с дифференциацией заработной платы в размере 3 процентов за каждый разряд*.
*См.: Человек и труд. 1993. №8. С. 28.
В Японии, стране с особыми традициями, в 50-е гг. ряд компаний также увязывал величину заработка с квалификационными требованиями рабочего места. В последнее время вместо фиксированного размера оклада для каждого квалификационного разряда введены вилки окладов, облегчающие ротацию персонала в рамках разряда. В ряде фирм существует правило, согласно которому ежегодно постоянный работник получает повышение квалификационного разряда, если у него не было дисциплинарных взысканий и случаев длительного отсутствия на работе.
Интересно привести и мнение бывшего премьер-министра Дании Сенкера Йоргенсена, высказанное им на Конференции по человеческому измерению, которая состоялась летом 1990 г. в Копенгагене. Оценивая значение государственного сектора в экономике, он сказал, что этот сектор не должен доминировать, но имеет равное с другими формами собственности право на существование, «выполняя роль своего рода «барометра» уровня охраны интересов рабочих и служащих»*.
* Волжанский П. «Человеческое измерение» Что это такое? // Труд. 1990. 24 июля.
Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой тарифные ставки определяются в отраслевых соглашениях, где устанавливаются единые для отраслей экономики тарифные системы, а для государственных служащих, работников национализированных отраслей, сферы общественного обслуживания заработная плата регулируется в законодательном порядке.
И потому, не будучи обязанными применять эту систему, предприятия могут и должны, видимо, воспользоваться ею для рациональной организации оплаты труда, с тем чтобы первая составляла основу второй, выполняла роль ее ориентира. Иными словами, тарифная система должна быть положена в основу при заключении коллективного договора.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.