Историко-культурные предпосылки формирования традиций в испанском обществе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Говоря о понятии «традиция», мы имеем, прежде всего, в виду наиболее показательные аспекты исторически выработанной коллективной идентичности. Традиция в этом плане всегда предстает как система взаимосвязанных традиций: познавательных, институциональных, прагматических, коммуникативных, религиозных, эстетических и т.д. И именно система традиций определяет структурную организацию культурного контекста, хотя она и является исторически подвижной. Целостность традиции задается теми моральными нормами, организованными формами поведения и верованиями, которые общность рассматривает как фундаментальные для поддержания своей идентичности. Национальная традиция включает в себя привязанность к родной земле, природе, языку, народному искусству, кухне, видам спорта, отдыха, досуга, гордость за героические события исторического прошлого.

Таким образом, понятие «национальная традиция», обозначающее систему взаимосвязанных традиций, охватывает сущность, которая отличает и характеризует каждый народ как некоторую межпоколенную общность и включает в себя осознание ее миссии в культуре. В европейском смысле понятие «народ» рассматривается как «тысячелетиями складывающаяся во взаимодействии с природной средой психофизическая индивидуальность с собственным строем языка и претворенным в формах своей жизни мироотношением»[9]. Биографией народа выступает его история, в ходе которой и складывается непрерывное и своеобразное народное единство. Раскрыть это существенное единство – задача философии истории определенного народа.

Хотя традиция зарождается в историческом процессе, и ее осуществление есть исторический факт, история и традиция не совпадают как понятия. Существует различие между традицией как фактом и традицией как ценностью. В первом смысле традиция характеризует порядок того, что есть. (Нечто делается просто потому, что так уже делалось.) Во втором смысле традиция относится к порядку того, что должно быть. (Нечто должно цениться, потому что прежде ценилось.)

Традиция связана с настоящим, она передается в настоящем и, исходя из настоящего, определяет то, что нужно делать. В этом смысле любая система традиций строится на современном фундаменте, хотя и опирается на постоянно возобновляемое прошлое. Именно настоящее задает обращение к прошлому исходя из аксиологического значения непрерывности и культурного единства как характерных черт традиции.

Историософские понятия, художественные образы, нравственные сентенции и максимы народа, выраженные в поговорках, не исчерпывают всего содержания национальной традиции, представляя только тонкий отрефлексированный слой. Ориентация и поведение людей в повседневной жизни зависят от типизаций совершаемых действий, субъективная реальность которых улавливается индивидуальным сознанием. К типизациям, осуществляемым в социальных процессах, относятся типы идентичности, порождаемые историческими социальными структурами: идентичность городского жителя и идентичность сельского жителя, национальная идентичность и т.п. Поскольку эти типы идентичности могут непосредственно наблюдаться в повседневной жизни, то утверждения о них доступны верификации обычных людей, наделенных здравым смыслом. В то же время, как показывают П. Бергер и Т. Лукман, «теории идентичности всегда включены в более общую интерпретацию реальности; они «встроены» в символический универсум с его теоретическими легитимациями и видоизменяются вместе с характером последних»[10].

Смешение фактов и ценностей составляет одну из главных трудностей в изучении национальной традиции.

В структуре национальной традиции можно выделить три сферы: духовную, историческую и социальную. Первая выражает отношение народа к Богу и природе. Вторая выражает отношение народа к своему прошлому и истории. Третья выражает взгляды представителей общности на специфику социальных отношений и находит свое выражение в определенной иерархии социальных ценностей.

В Испании в полной мере развиты все три перечисленные сферы национальных традиций. Это страна очень самобытной культуры, складывавшейся буквально веками, причем под воздействием очень разных по своим традициям, обычаям и вере народов – римлян, кельтов, иберов, басков, арабов, французов и прочих. Не следует забывать, что и сами испанцы как этнос – народ неоднородный. Здесь выделяют более 40 этнических групп, многие из которых, хотя и считают себя испанцами, имеют собственную культуру, язык, традиции, кухню и даже политическую автономию. Это страна экстраординарного художественного наследия, родина многих великих писателей и поэтов, музыкантов и художников. Именно здесь появилась гитара, классическая гитарная музыка и фламенко, сформировались архитектурные стили мудехар и платереско. Поэтому не стоит удивляться, что в Испании сосуществует огромное количество различных обычаев и традиций, а само население страны очень многогранно и потому сложно поддается описанию общими штампами. Большинство местных жителей начинает любое обсуждение своей страны с иностранцем именно с тщательного описания разнообразия Испании, причем этот аспект явно служит предметом национальной гордости. Нередко страну сравнивают с мозаикой, где каждый элемент есть что-то самобытное и яркое, а вместе они образуют именно ту картину, которую принято называть Испанией.

Название «Испания» – финикийского происхождения. Римляне использовали его во множественном числе (Хиспаниае) для обозначения всего Пиренейского полуострова. В I веке до н.э. идет активное формирование иберийских колоний Рима – построены акведуки в Сеговии, Таррагоне, Мериде, театры в Мериде, Таррагоне и в Сагунто. К 74 году н.э. всем испанцам было даровано полное гражданство в Римской империи.

Христианство распространялось в Испании в течение первого века нашей эры, но первоначально римляне мешали данному, преследуя и предавая мученической смерти многих христиан. В VIII веке начинается отрезок времени мусульманской Испании. За 5 лет арабы заняли без малого весь полуостров за исключением Кантабрии и Пиренейской части.

В XVII веке Испания втягивается в 30-летнюю войну с Нидерландами, Францией и Англией, которая приводит к серьезному экономическому кризису в стране. В 1700 году финальный испанский король из династии Габсбургов Карл II умирает бездетным, начинается баталия за испанский престол между австрийской ветвью династии Габсбургов и французскими Бурбонами, заканчивающаяся Утрехтским миром и установлением правления Бурбонов. Оно приносит Испании объединение, существование начинает строиться по французскому образцу. Так продолжается до 1808 года, когда Наполеон захватывает Испанию, объявляя ее королем своего брата Жозефа Бонапарта. После изгнания французов из Испании Фердинанд VII возвращается на престол, что не приносит спокойствия.

Испания начала XX сотни лет находится в мучительном выборе между военными диктаторскими режимами и установлением республиканского правления. С 1923 по 1930 год длится отрезок времени военной диктатуры генерала Мигеля Примо де Риверы. После выборов 1931 года провозглашается республика, и король Альфонс XIII вынужден оставить Испанию.

Период 1939 – 1975 гг. известен как диктатура Франко, в это час политическая элита в стране принадлежит католической церкви, военным и крупным землевладельцам.

После военного путча 1981 года в 1982 году победу на парламентских выборах одерживают социалисты, Фелипе Гонсалес остается премьер-министром до 1996 года. В 1982 году Испания вступила в НАТО, в 1986 году стала членом ЕС.

Сближение Испании с остальным европейским сообществом существенно подняло престиж страны, возросла ее политико-экономическая открытость и привлекательность для путешественников. В 1992 году в Барселоне проводились летние Олимпийские игры, Мадрид был объявлен Европейским городом культуры, а Севилья принимала международную выставку ЭКСПО-92. В стране ещё обширно подмечалось 500-летие открытия Колумбом Америки. В XXI столетний период Испания вступила демократическим и стремительно развивающимся государством, одним из наиболее интересных и притягательных в Европе.

В 1980-е гг. Испания пережила экономический бум, связанный с развитием туризма и освоением рекреационного потенциала ее территории. Различные регионы побережье Испании, такие как Коста-Брава, Коста-Бланка либо Коста-Даурада, стали всемирно известными курортами, куда приезжают десятки и сотни тысяч путешественников со всего мира. С каждым годом все большее число путешественников стремится не только понежиться под лучами испанского солнца, но и познакомится с самобытной культурой страны, произвести поездку по живописным сельским пейзажам либо насладиться шедеврами национальной кухни Испании.

Почти 800-летнее мавританское присутствие способствовало раннему развитию высокой культуры Иберийского полуострова. Начиная с 711 г. в отсталую Европу начали поступать с востока новые технологии и ценные знания. Арабы ввели ноль в систему чисел, изобрели хирургические инструменты, усовершенствовали орошение. Изумительная по красоте Кордовская мечеть (Мескита) была построена во времена правления династии Омейядов (785-1009). В XI в. власть в мавританской Испании переходит к династии Альмохадов, берберов-мусульман из Северной Африки (Марокко). К этому времени относится применение в строительстве фигурной кирпичной кладки, образцом чего является роскошная башня Хиралъда в Севилье. Блестящий дворцовый ансамбль Альгамбра в Гранаде свидетельствует об утонченном образе жизни Насридов, династия которых покинула Гранаду последней в 1492 г.

Мудехарами назывались мусульмане, оставшиеся жить в покоренных христианами землях и сохранившие свои обычаи и традиции, а также религию. Они славились как искусные каменщики, резчики по стуку и дереву, мозаичники, художники-орнаменталисты, гончары. Артели мастеров строили церкви, монастыри, дома, крепости, замки, применяя традиционные для мавританской архитектуры дешевые материалы – кирпич, дерево, конструктивные декоративные элементы, подковообразные и многолопастные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмилучевую звезду, наборные деревянные резные раскрашенные потолки – артесонадо, резной орнамент из стука и цветные изразцы. Четырех- и восьмиугольные колокольни напоминали минареты, нередко бывшие минареты служили основой церковных башен. Так возник синтетический стиль, в котором слились элементы мавританского, готического, а позже ренес-сансного искусства. Постройки этого стиля отличались простой, прекрасно отвечавшей климатическим условиям планировкой, приветливым нарядным обликом. В строительстве участвовали не только мусульманские, но и христианские мастера. Стиль мудехар получил интенсивное развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии, в таких городах, как Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и многих других. В 1609 г. в Испании произошло изгнание морисков, т.е. крещеных потомков мудехаров. Однако переданная мудехарами мавританская художественная традиция оказала влияние на последующее развитие искусства Испании и ее заокеанских колоний.

Испания – держава всемирно известной живописи и литературы. Влияние католической церкви определило преобладание религиозной тематики в средневековом искусстве Испании, максимально известным представителем которого является художник Эль Греко, долгие годы проживший в Толедо. Классическая живопись Испании прославлена именами Франсиско Гойи и Диего Веласкеса. Испанцами были и 3 основателя современного искусства – Жоан (Хоан) Миро, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, ставшие символами эпохи модернизма. Крупнейшие музеи современного искусства находятся в Мадриде (в том числе Музей Прадо, Центр искусств королевы Софии), Барселоне (Музей Пикассо, Музей современного искусства), Бильбао (Музей Гуггенхайма), Фигересе (Театр-Музей Дали) и многих иных городах Испании.

Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в творчестве Франсиско Гойи, например в его «Расстреле повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», а также серии «Бедствия войны». Вызывающие страх «черные картины» , созданные незадолго до смерти мастера, – не только выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического хаоса того времени. В тот же период отмечается все большая тенденция обращения к классицизму (напр., в архитектуре – Королевский дворец в Мадриде) и историзму, связанная, прежде всего с застоем культурной жизни. В начале XX в. во всей Испании приобретает популярность стиль модерн, особенно каталонский вариант европейского модерна, восторженно встреченный крупной буржуазией. В противовес консервативно-классической архитектуре выдающийся представитель модерна Антонио Гауди стремился в своих постройках соответствовать природе и потребностям человека (например, дом Мила, храм Святого Семейства в Барселоне).

Наиболее значительным мастером художественного авангарда XX в. считается уроженец Малаги Пабло Пикассо (1881-1973). В различные периоды своего творчества он умел с необыкновенной динамикой и жизненной силой раскрыть важные для себя темы. Одним из ключевых произведений гениального художника стала «Герника» (1937), в которой передан ужас ночной бомбардировки маленького баскского города Герника, разрушенного немецкими фашистами. Каталонец X. Миро создал на основе кубизма свой самобытный поэтический мир красок и символов. Сюрреалист С. Дали прославился как мастер иллюзорного изображения. Еще один каталонец, А. Тапиес (род. в 1923 г.), со своими «материальными» картинами относится к наиболее значительным представителям абстракционизма.

Уроженец Сан-Себастьяна Э.Чильи-да (род. в 1924 г.) создает скульптурные фигуры из металла; его скульптура, установленная в Берлине в 2000 г., символизирует единство Германии. О творческом потенциале молодого поколения свидетельствуют, в частности, постмодернистские сооружения архитекторов Рикардо Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы (Севилья, Валенсия) и Рафаэля Монео (Мадрид).

Испанская литература может вести рапорт своей истории с древнеримских писателей и мыслителей Сенеки, Лукана и Марциалла. Период арабского владычества связан с расцветом литературы и философии, в Испании, в крупнейшем центре мусульманской культуре – городе Кордове, жил единственный из максимально известных представителей арабского аристотелизма Аверроэс. В Средние сотни лет получила формирование поэзия трубадуров (тровадорес), самым известным произведением данного жанра стала «Песнь о моем Сиде», а кроме того религиозная поэзия, известная по поэме священника Гонсало де Берсео «Чудеса Богородицы». Первые крупные прозаические произведения на кастильском языке, ставшим основой испанского литературного языка, относятся к XIV – XV векам.[11]

В кино Испания также имеет давние традиции. Луис Буньюэль шокировал публику в 1920-е гг. такими сюрреалистическими фильмами, как «Андалусский пес»; вплоть до 1980-х гг. он продолжал клеймить буржуазное лицемерие, например в картине «Скромное очарование буржуазии». Выдающиеся режиссеры современного кино Карлос Саура («Кармен») и Педро Альмодовар после смерти Франко представляют новое испанское кино.

Испания – держава интереснейших культурных традиций, большинство из них связаны с католицизмом, главной религией страны, но кое-какие уходят корнями в дохристианское прошлое. Многовековые религиозные традиции до такой вот степени сильны в Испании, что подавляющее большинство испанцев сурово соблюдает церковные обряды, посты, отмечает праздники. Из религиозных праздников в Испании в особенности популярна Страстная семидневка, которую фиксируют ещё со времен средневековья. По всем городам и селам страны проходят ослепительно оформленные религиозные процессии. Разыгрываются отдельные картины из жизни Христа – распятие и воскрешение. Лучшими процессиями Страстной недели славятся Севилья, Малага, Мурсия и Вальядолид.

По своему происхождению испанцы – романский народ, относящийся к средиземноморскому типу. На заре человечества в его формировании приняли участие кельты и иберы (кельтиберы), римляне и вестготы, галлы и мавры, баски и евреи. До сих пор страна имеет политическое разделение, которое практически в точности копирует границы древних национальных княжеств, а каталонцы, галисийцы и баски считают себя полностью самостоятельными народами.

Несмотря на то, что Испания считается строгой католической страной, только около 40% местных жителей регулярно посещают службы. При этом церковь имеет действительно огромное влияние на все сферы жизни испанского общества, а священники пользуются непререкаемым авторитетом. Сама история страны почти на всю её «глубину» связана с защитой христианства от мусульман, поэтому любимыми героями являются именно борцы за веру. Однако по Конституции 1978 года церковь отделена от государства, а на бытовом уровне множество местных жителей относятся к религиозным институтам с известной долей скептицизма. Характерно, что это одна из немногих стран Европы, в которой в XIX-XX веках церкви и монастыри неоднократно грабились и разрушались, причем в массовом порядке. И при этом до сих пор каждый населенный пункт (и каждый испанец!) имеет своего небесного покровителя, день которого отмечается особенно красочно. Действуют многочисленные монастыри, церкви, епархии и эрмандады (hermandades – религиозные братства), проводятся сотни религиозных праздников, месс и праздничных служб, а количество всевозможных паломников здесь ничуть не меньше, чем в Италии.

Различные регионы Испании и даже отдельные населенные пункты имеют свою собственную символику и геральдику. Причем относится это не только к гербам или символам, но и к богатейшей местной фольклорной традиции, которая зачастую крепко привязана к конкретному месту. Здесь была самая-самая знаменитая битва с маврами, вон там был убит (пленен, женился, взошел на трон – далее по вкусу) знаменитый герой, а тут располагался самый древний монастырь или дворец – объектов легенд и символики буквально тысячи, и местные жители очень ими гордятся. Постепенно они переходят на гербы, флаги, торговые знаки, марки и конверты, становясь неотъемлемой частью местной культуры и быта. К характерным символам, которые уважает вся страна, относятся многочисленные святые, бык и весь комплекс традиций, связанных с корридой (впрочем, отношение к бою быков здесь, как ни странно, далеко не однозначное), фигуры борцов за веру – Сид Кампеадор, король Фердинанд и другие, а также литературные герои вроде Дон-Кихота и Санчо Пансы из романа Мигеля Сервантеса.

И в то же время каждый такой элемент имеет явное практическое значение – например, цвета национального флага (желтый и красный) появились в 1785 году только в силу того, что полотнища такой раскраски хорошо различимы в море (Испания была одним из лидеров эпохи Великих географических открытий). И таких примеров можно найти сотни в каждом регионе страны – история Испании очень богатая, и поводов для её столь явного олицетворения немало – практически у каждого местного символа есть свое объяснение. А вот испанская монархия и король – символы, единые для всей нации

Множество штампов и кривотолков обычно вызывает понятие «испанский темперамент», ярче всего проявляющийся в традиционной для этой страны манере громко разговаривать. Причем в громкой речи и крике здесь просто не видят ни угрозы, ни выражения эмоций – так говорят почти всегда и везде. При этом сами испанцы очень приветливы и доброжелательны, а повышенные тона – просто традиционный метод коммуникации. Испанцы не стесняются выражать свои чувства открыто, причем выразительность речи и жестикуляция играют в этом процессе далеко не последнюю роль. В отличие от многих других европейских стран, понятия «вы» почти не существует – даже к людям, стоящим много выше по статусу или возрасту, вполне можно обратиться на «ты». Также совершенно свободно испанец может заговорить с незнакомым человеком на улице, а в провинции нередко встречается старая традиция здороваться с каждым встречным.

Богатство и древность традиционной испанской культуры, определили красоту и оригинальность праздников, отмечаемых ежегодно в селах и городах Испании. Около 200 праздников и фестивалей имеют туристическое значение, а некоторые из них популярны во всем мире.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 306.