Международный рынок туристических услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международный туризм – специфическая отрасль (разновидность) услуг, международные перемещения людей или путешествия, представляющие собой специфическую категорию международной торговли. Цель международного туризма – отдых и развлечение людей в ограниченный период времени, хотя в последнее время значительная часть специалистов совмещает деловые (служебные) поездки с отдыхом в других странах. Туристические услуги в международном товарообороте выступают неким «невидимым товаром», чья характерная особенность заключается в том, что он становится важным, а иногда и единственным источником дохода для многих развитых и развивающихся стран.

В настоящее время глобализация международного туризма превратилась в одну из ключевых его характеристик, качественно новый этап развития туристического рынка, что в целом, хоть и вызывает противоречивые чувства и отношения, соответствует условиям мирового хозяйства.

Изучение эволюции рынка международных поездок позволяет выделить ряд исторических этапов, пройденных туристическим рынком на пути построения глобальных экономических связей.

Изначально (до середины прошлого века) международный туризм носил характер классической мировой торговли, при которой функционирующие национальные туристические операторы, вступая в торговые взаимоотношения с иностранными туристическими поставщиками (отелями, перевозчиками, предприятиями общественного питания), формировали туристический продукт, в составе которых угадывалась национальная принадлежность той или иной туристической услуги. Невысокие объемы международных туристических обменов, а также несовершенство транспорта и средств коммуникации сдерживали рост туризма во всем мире, исключали возникновение эффекта масштаба в туристическом бизнесе.

Стремительное развитие технологий, распространение авиатранспорта, удешевление международной телефонной связи, появление электронных средств связи, на фоне происходивших во второй половине ХХ века социально – экономических перемен (повышение уровня материального благосостояния, увеличение длительности свободного времени рабочих, сокращение пенсионного возраста, социальные программы развитых государств, уменьшение количества многодетных семей, рост доли работающих женщин и т.д.) неизбежно привело к популяризации международных поездок и росту туристических потоков в странах Запада. Рост рентабельности туристического бизнеса, подстегиваемый эффектом масштаба и невысокими входными барьерами, привел к обострению конкурентной борьбы на туристических рынках, переходу к ценовой конкуренции, поскольку все чаще клиентами туристических операторов становятся представители среднего класса общества, весьма обдуманно подходящие к вопросу расходования собственных средств.

Погоня за минимизацией себестоимости туров требовала от туроператоров сокращения трансакционных издержек, что на фоне необходимости повышения гарантий предоставления туристических услуг определенного качества на зарубежных курортах и обеспечения свободного от конкурентов «поля деятельности» ведет к появлению и распространению инвестиций в туристические индустрии зарубежных государств. Повышение инвестиционной активности в сфере международного туризма основывалось также и на все увеличивающейся концентрации капитала в странах Запада, росте рентабельности туристического бизнеса (в целом опережающей аналогичные показатели первых двух секторов), а также очевидности широкого поля деятельности – большого количества экономически слабых государств с уникальными туристическими ресурсами на их территориях.

Рост иностранных инвестиций ознаменовал вторую фазу исторического развития глобализации туристического рынка, так называемую интернационализацию, означающую распространение устойчивых туристических связей (зачастую односторонних – «страна-донор – страна-реципиент»), а также тесное взаимодействие процессов туристического производства двух (или более) стран, в результате которого национальная принадлежность туристической услуги в составе турпродукта либо размыта, либо теряется вовсе.

Международный туризм в рамках интегрированных экономических систем отличает полное единение процессов туристического производства интегрированных стран, обеспечиваемое соответствующими внешнеполитическими и внешнеэкономическими приоритетами властей (снятие барьеров, ограничений на перемещение капитала и рабочей силы, формирование аналогичных препятствий против «третьих стран»). При этом прежнее производство туристических услуг, отвечающее представлениям классиков теорий мировой торговли, в стране – реципиенте, даже с учетом ее естественных или приобретенных преимуществ, становится невозможным без участия капиталов, рабочей силы, технологий, товаров туристического потребления из страны – донора. Страна – донор свободно участвует, зачастую в условиях монополистической или олигополистической конкуренции в туристическом производстве страны – реципиента, обеспечивая не только рост загруженности ее туристических мощностей, но и качества ее национального туристического продукта. Параллельные усилия инвесторов из страны – туристического донора по продвижению туристического продукта страны – реципиента на собственном туристическом рынке углубляют международное разделение труда, все сильнее позиционируя одну страну как место для работы, другую – как популярную туристическую дестинацию, что существенно сказывается на повышении инвестиционной привлекательности туристической индустрии страны – реципиента.

Непосредственно глобализация стала вершиной эволюции международного туристического рынка, основными предпосылками которой явились такие следствия международной экономической интеграции как:

- рост эффекта масштаба в туристическом бизнесе, становление массового характера международных поездок;

- распространение информационных технологий и средств связи, формирование единого информационного поля, доступного для неограниченного количества пользователей;

- появление и распространение современных средств транспорта, позволяющее сократить естественные географические преграды для развития международных туристических обменов;

- доступность и распространенность знаний и технологий создания, продвижения, продажи туристического продукта в силу популяризации образования в сфере туризма и гостиничного хозяйства;

- общая либерализация мировой торговли;

- рост концентрации капитала в трех мировых центрах;

- унификация требований и правил налогообложения, бухгалтерского учета, статистического учета и т.д.;

- рост мобильности населения планеты в силу ослабления роли привычек, традиций, социальных связей и обычаев, преодоления национальной ограниченности людей;

- унификация потребительских предпочтений, повсеместная популяризация единых принципиальных основ «правильного и современного» образа жизни;

- усиление роли наднациональных организаций, в том числе и занимающихся регулированием мирового туризма и международных туристических потоков.

Помимо вышеизложенных предпосылок, важнейшей причиной глобализации международного туризма стали усиление ценовой конкуренции и объективная необходимость оперативного получения гарантий оказания туристических услуг на зарубежном курорте.

Рост качества туристического продукта, одним из компонентов которого является гарантированность предоставления всех входящих в туристический пакет услуг в должном объеме, обратно пропорционален количеству туристических поставщиков, услуги которых и формируют данный тур-пакет[2]. Чем больше поставщиков вовлекает туристический оператор в организацию конкретного туристического продукта, тем более сложно становится ему контролировать ход оказания забронированных туристических услуг, а тем более их качество. Следовательно, максимально повысить уровень качества туристических услуг можно при условии минимизации количества туристических поставщиков, к услугам которых прибегает туроператор, что становится возможным в 70-х годах прошлого века, и что также как и минимизация себестоимости туристического пакета становится первопричиной формирования глобального мирового туризма.

Таким образом, переход к международного туризма глобальному этапу своего развития был вызван спецификой рыночной конъюнктуры конкретного исторического этапа, стремлением крупных туроператоров к минимизации себестоимости туристического пакета и повышению гарантий предоставления анонсированных туристических услуг должного качества; а также ростом инвестиционной привлекательности туристического бизнеса в силу массового характера международного туризма и возрастания эффекта масштаба в нем.

Глобальный международный туризм можно определить как социально – экономическое явление, зависящее уже не от внутригосударственных, а от внешних факторов, содержание и численность которых определяется глобальным мировым сообществом, члены которого связаны друг с другом во всех сферах общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, культуру, социальную сферу, экологию, безопасность.

В условиях глобализации факторы внешней среды туристического рынка условно классифицируются на глобальные и местные, причем роль первых как детерминанты развития въездного туризма в рецептивном регионе более значима и существенна. Особенности глобальных факторов внешней среды состоят в их неподконтрольности властям принимающей туристической дестинации, но в возможности их колоссального воздействия на въездной туристический поток благодаря сверхскоростному распространению информации по всей планете.

Основными компонентами глобализации международного туризма можно назвать расширение интернациональных экономических связей в туристическом производстве, рост интернационализации факторов туристического производства (посредством увеличения прямых и портфельных зарубежных инвестиций, обмена знаниями и технологиями, снятия миграционных ограничений, популяризации заочного образования и т.д.), распространение ТНК в туристическом бизнесе (характерными чертами которых являются взаимозаменяемость и взаимозависимость организационной структуры, их ориентация на информационные ресурсы, на рынки с высоким уровнем потребления), наконец, окончательное оформление трех типов туристических экономических систем[3].

Государства мира были вовлечены в глобальный мировой туризм, находясь на принципиально отличных стадиях своего социального и экономического развития. Это привело к тому, что в глобальных туристических потоках страны участвуют на разных ролях, содержание которых определяется размерами потребительского рынка, капиталонасыщенностью национальных экономик, уровнем качества рабочей силы и другими факторами. Условно, анализируя роли стран в глобальном мировом туризме, можно по принципу вовлеченности в туристический бизнес классифицировать их на три группы: субъекты, нейтральные и объекты.

Страны – субъекты глобального международного туризма максимально вовлечены в туристический бизнес, степень их участия в нем не ограничивается размерами и емкостью национальной туристической индустрии, коммерческие интересы стран – субъектов давно вышли за свои границы, прямо участвуя в туристическом бизнесе третьих стран. Население стран-субъектов отличается высоким уровнем доходов, наличием довольно большого резерва свободного времени, а, следовательно, способно к интенсивному туристическому потреблению. Массовый спрос на собственном туристическом рынке представители туристической индустрии страны – субъекта удовлетворяют все в большей степени за счет зарубежных стран, ориентируя собственные туристическое производство на дифференцированный туристический продукт наивысшего качества, но и по высокой рыночной цене. Таким образом, рентабельность национальной туристической индустрии страны – субъекта остается высокой за счет высокой рыночной цены и обслуживания «высокого сегмента» национальной и зарубежной клиентуры, тогда как высокая рентабельность выездного туризма в стране – субъекте поддерживается растущим эффектом масштаба массовых выездных туристических потоков, распространением глобальных экономических взаимоотношений на туристическом рынке.

На рынке инкаминга и внутреннего туризма страны – субъекта наблюдается тенденция к сокращению емкости национальной туристической индустрии (сокращение вместимости отелей, ограничения на авиаперелеты, ужесточение визовых формальностей), что является необходимым для роста индивидуализации сервиса и охраны собственных туристических ресурсов. В то время на рынке выездного туризма постоянно наращивается объем туристических отправлений, что обеспечивается во многом благодаря расширению влияния национальных субъектов туристической индустрии на зарубежных туристических рынках.

Во вторую категорию стран – нейтральных – относятся государства с неразвитой или изолированной туристической экономикой, мировой спрос на туристический продукт которых либо жестко лимитирован (в силу низкой емкости туристической индустрии, малого количества известных туристических ресурсов), либо отсутствует вовсе (в силу экономических, политических, экологических и других причин). Вовлеченность субъектов туристического рынка нейтральных стран ограничивается размерами национальной туристической индустрии, поскольку с одной стороны они не имеют необходимых возможностей (в первую очередь капиталов) для выхода на туристические рынки третьих стран, с другой – имеют защищаемую отсутствием мирового туристического спроса (или протекционистскими мерами властей) основу – внутренний туристический рынок. Местное население нейтральных стран отличается средними или низкими доходами, национальный спрос на туристический продукт (особенно зарубежный) ограничен и эластичен по цене и доходам. Вмешательство субъектов туристического рынка нейтральных стран в глобальный мировой туризм ограничивается классическими куплей-продажей туристических услуг иностранных производителей, наибольшая их активность проявляется в организации инкаминга и внутреннего туризма – секторах рынка, на которых они не испытывают (в силу вышеизложенных причин) конкуренции со стороны ТНК из стран – субъектов.

Объемы внутреннего и въездного туризма наращиваются за счет, прежде всего, совершенствования национальной туристической индустрии и роста платежеспособного спроса населения нейтральных стран, что с одной стороны вызывает рост рентабельности их туристического бизнеса, с другой – увеличивает привлекательность туристического рынка для игроков стран – субъектов, делая все более вероятным дальнейшее проникновение их ТНК, ведущее к обострению конкурентной борьбы и переходу на ценовой уровень конкуренции.

Наконец, страны – объекты практически не вмешиваются в международный туристический бизнес, представляя собой перспективные и выгодные для ведения бизнеса игроками стран-субъектов дестинации, обладающие уникальными туристическими ресурсами. Страны – объекты характеризуются низким платежеспособным спросом населения, низким уровнем квалификации рабочей силы, нехваткой капитала, отличаются полным отсутствием любых ограничений на ведение бизнеса иностранными хозяйствующими субъектами на своей территории (свободный ввоз капитала, рабочей силы, льготное налогообложение, условия вывоза получаемой прибыли, облегченные туристические формальности). Развитие национальных туристических индустрий стран-объектов невозможно как без участия иностранного капитала, технологий, рабочей силы, товаров туристического спроса, так и без самих иностранных туристов, поскольку емкость их внутреннего туристического рынка мизерна.

Рост рентабельности туристического бизнеса в странах-объектах возможен только при дальнейшем сокращении налоговых платежей, либерализации национальной экономической системы, так и при снижении трансакционных издержек. Последнее условие, как уже было сказано выше, легко достигается в современных условиях посредством непосредственного присутствия игроков туристического бизнеса стран – туристических доноров на курортах и в туристических центрах стран – объектов глобального мирового туризма. Нарастающий разрыв между уровнем жизни местного населения и отдыхающих иностранных туристов приводит к постепенному формированию на территории стран – объектов неких туристических резерваций, абсолютно закрытых для доступа в них коренных жителей.

Углубление глобализации международного туризма закономерный процесс, отвечающий требованиям современной мировой экономики, однако на его пути может возникать ряд препятствий, основанных на негативных последствиях включения государств в глобальные туристические взаимосвязи. Среди них основным является увеличение разрыва между странами – субъектами и странами – объектами в рамках глобального рынка, при этом включение стран – объектов в мировые туристические потоки только способствует их дальнейшей деиндустриализации, снижению уровня квалификации национальной рабочей силы (туризм является сферой приложения в основном неквалифицированного труда), увеличивая одновременно доходы туристических ТНК стран-субъектов, но стремительно сокращая потенциал экономического роста стран – объектов, а следовательно, и уровень жизни их населения. Несмотря на снижение себестоимости туристического продукта, распространение туристических поездок, увеличение качества туристических услуг – очевидных преимуществ глобализации туристического рынка – пользование ими для населения стран – объектов все также будет оставаться недоступным.

Страна – объект глобализации международного туристического рынка впадает в тотальную зависимость от направлений туристических потоков, управление которыми сосредоточено в руках туристических ТНК и стран-субъектов. Это лишает самостоятельности власть стран-объектов, повышает их уязвимость, диктует им правила осуществления внешних политических и экономических курсов.

Группа развитых стран остается лидером в международных путешествиях. Крупнейший из них – США. Далее идут Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария[4].

Предложение услуг туризма зависит от емкости и качества средств размещения, инфраструктуры и др. Для международных путешествий особенно важны транспортные возможности, развитие которых требует крупных капиталовложений. Развитые страны традиционно имеют хорошо развитую инфраструктуру. Спрос на туризм в них стимулирует создание средств и объектов, предназначенных исключительно для этой цели.

В это время индустрия туризма является одной из форм международной торговли, что наиболее динамически развиваются услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытия иностранных туристов в мире составляли 5,1%, валютных поступлений – 14%. Согласно с данными всемирной туристической организации, в 1995 году в мире было зарегистрированный 576 миллионов прибытия туристов, поступление от международного туризма достигло 372 миллиардов долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза.

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и дальше.

По мнению разных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:

1) Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.

2) Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки.

3) Увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышения их материального и культурного уровня.

4) Интенсификация труда и получения трудящимися более длительных отпусков.

5) Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм нужно рассматривать вместе с экономическими отношениями отдельных стран.

С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, что опирается на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации международного туризма.

Во-первых, существенно выросло число розничных фирм, предлагающих туристические услуги турагентов и часто лишенных юридической и хозяйственной независимости.

Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, что предлагают полный комплекс услуг в виде эксклюзив – туров.

В-третьих, появились большие корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по представлению туристических услуг клиентам.

Все вышеназванные категории фирм отличаются один от другого по функциям и характеру деятельности.

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что «кормит» эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.

География же международного туризма будет определяться приоритетным для туристов факторами привлекательности тех или иных регионов/стран.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 227.