Для прогнозирования объема перевозок и определения спроса на грузовых перевозки используется данные по объему перевозок грузов за предыдущие 5 лет (табл №1). На основе данных табл 1 по объему перевозок грузов составляется вспомогательная таблица, где проводится расчеты показателей необходимые для определения параметров (коэффициентов уравнений), линейной и параболической функции с целью построения модели прогнозирование объема перевозок груза. В вспомогательной таблице также производится расчет необходимых данных для определения критериев, по которым будут оцениваться лучшая модель описывающая реальную тенденцию роста,. Снижения рассматриваемого процесса.
Рассмотрим формирование линейной прогнозирование объема перевозок по выше изложенной методике
Дано уравнение прямой линии
Yt-а0+а1t
Необходимо определить параметры а0 и а1 того уравнения и формировать модель прогнозирование объема перевозок грузов. Параметры этого уравнения а0 и а1 определяются на основе решения системы нормальных уравнений (1), Σt2=10, Σyt=10191,1 Σyt=60,5 n=5 из вспомогательной таблицы, следовательно система уравнений (1) будет выглядеть следующим образом,
Решая систему уравнений получим а0=1019,1:5=2038,22
а1=60,5:10=6,05
Подставляя в уравнение прямой линии числовые значения параметров а0=2038,22 и а1=6,05 получим линейную модель прогнозирования объема перевозок груза, следующего вида Уt=2038,22 + 6,05t
Результаты сглаживания временных рядов по в перевоза грузов, которые будут использоваться для расчета показателей оценки при выборе модели прогнозирование объема перевозок грузов таб4 и рис.
Определяем ошибку прогноза объема перевозок груза по данным вспомогательной таблице.
Ошибка прогнозирование для линейной модели.
Определяем критериям по которым оценивается наилучшая функция более реально описывающая данный процесс:
1)
2) коэффициент корреляции
3) коэффициент вариации
t2001=n`+1=2+1=3
t2002=2+2=4
t2003=2+3=5
t2004=2+4=6
t2005=2+5=7
таким образом в место t поставляем данное значение t
Y2001=2040,67+18,15-3,675=2055,145
Y2002=2040,67+24,2-4,9=2059,97
Y2003=2040,67+30,25-6,125=2064,795
Y2004=2040,67+36,3-7,35=2069,62
Y2005=2040,67+42,35-8,575=2074,445
Вспомогательная таблица для определения параметров уравнений
№п/п | Год | |||||||||||||
I | 1996 | 2024,7 | -2 | 4 | -4049,4 | 8098,8 | 16 | 182,7904 | 2026,12 | 2023,67 | 1,42 | 2,0164 | -1,03 | 1,0609 |
II | 1997 | 2035,5 | -1 | 1 | -2035,5 | 2035,5 | 1 | 7,3984 | 2032,17 | 2033,39 | -3,33 | 11,0889 | 2,105 | 4,4310 |
III | 1998 | 2029,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 77,7924 | 2038,22 | 2040,67 | 8,82 | 77,7924 | 11,27 | 127,0129 |
IV | 1999 | 2057,6 | 1 | 1 | 2057,6 | 2057,6 | 1 | 375,5844 | 2044,27 | 2045,495 | 13,33 | 177,689 | -12,105 | 146,531 |
V | 2000 | 2043,9 | 2 | 4 | 4087,8 | 8175,6 | 16 | 32,2624 | 2050,32 | 2047,87 | 6,42 | 41,21,64 | 3,97 | 15,761 |
| ||||||||||||||
| 10191,1 | 0 | 10 | 60,5 | 20367,5 | 32 | 675,828 | 10191,1 | 10191,1 | 0 | 309,803 | 4,215 | 294,7968 |
Динамика объёма перевозок грузов по отсчёту и результатам сглаживания по методу МИК по авто предприятию за 1996-2000 годы.
№ | Показатель | Усл. обоз | Ед. измер | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
1. | Объем | Qф | Тыс*т | 2027.4 | 2035.5 | 2029.4 | 2057.6 | 2043.9 |
2. | Перевозок | Q1пр | Тыс*т | 2026.12 | 2032.17 | 2038.22 | 2044.27 | 2050.32 |
3. | Грузов | Q2пр | Тыс*т | 2023.67 | 2033.395 | 2040.67 | 2045.495 | 2047.87 |
Динамика объёма перевозок грузов по отчёту (Qф) и после сглаживания уравнений временных рядов по методу МНК линейной (Q1пр) моделью по авто предприятию за 1996-2000 годы.
1.6. Оценка экономической эффективности использования модели прогнозирования при стратегическом планировании на авто предприятие.
Экономический эффект от использования модели прогнозирования объёма перевозок грузов при стратегическом планировании определяется сопоставлением плановых и прогнозных значений с фактическим объёмом перевозок грузов с учётом расстояния перевозок и себестоимости единицы транспортной работы за рассматриваемый период
ЭГпр= Sn*(ΔQпп - ΔQпр )*lег сум
Где Sn – себестоимость перевозок на 1 т.км. транспортной работы, сум/1.ткм(Sn = 9.1 сум/т.км)
ΔQпп , ΔQпр – сумма абсолютных отклонений плана и прогноза от фактического объёма перевозок груза в среднем за год, тыс.т.
lег – средняя длина ездки с грузом (lег=8,6 км)
Сумма абсолютных отклонений плановых и прогнозных значений от фактического объёма перевозок грузов определяется следующим образом:
ΔQпп = 1/n å ½ Qiпп - Qiф ½, тыс.т.
ΔQпр = 1/n å ½ Qiпр - Qiф ½, тыс.т.
Где i- индекс года,
n- количество лет за рассматриваемый период.
Qiпп- объем перевозок грузов по плану за i-й год рассматриваемого периода, тыс.т.
Qiпр- объем перевозок грузов по прогнозу за i-й год рассматриваемого периода, тыс.т.
Qiф- объем перевозок грузов по факту за i-й год рассматриваемого периода, тыс.т.
Для расчета суммы абсолютных отклонений плана и прогноза от фактического объёма перевозок груза используется исходные данные (табл. 1) по объёму перевоза за 1996-2000 годы. Расчеты производится в таблице.
Исходные данные по объёму перевозок грузов для расчёта среднегодовых отклонений по авто-предприятию за 1996-2000 г.
Год | Объём перевозок грузов | Разница между планом и фактом | Разницу между прогнозом и фактом | ||
План | Факт | Прогноз | |||
1996 | 2015,0 | 2024,7 | 2023,67 | 9,17 | 8,67 |
1997 | 2035,4 | 2035,5 | 2033,39 | 0,1 | 2,11 |
1998 | 2017,4 | 2029,4 | 2040,67 | 12 | 11,17 |
1999 | 2029,7 | 2057,6 | 2045,49 | 27,9 | 19,89 |
2000 | 2033,7 | 2043,9 | 2047,87 | 10,2 | 9,92 |
Средне годовое отклонение | 11,98 | 9,182 |
Средне годовое отклонение плана и прогноза от фактического объема перевозок составили:
ΔQпп = (9,7 + 0,1 + 12 + 27,9 + 10,2)/5 = 11,98
ΔQпр = (8,67 + 2,11 + 11,27 + 19,89 + 3,97)/5 = 9,185
Средняя длина ездки с грузом по данным отчета за 1996-2000гг составили lег=8,6 км. Экономический эффект от применения линейного метода при прогнозирования перевозок грузов в авто предприятия за год составит:
Эггр = 9,1(11,98 – 9,185)*8,6 = 9,1 * 2,795 * 8,6 = 218,7367 тыс. сум.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.