II . Анализ развития предпринимательства в России, в российской экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема развития предпринимательства

На основе предложенных показателей были определены  индексы развития малого и среднего предпринимательства по федеральным округам (см. табл. 1) Лидирующее положение Цент­рального федерального округа определяется прежде всего высоким уровнем разви­тия малого и среднего предпринимательства в Москве. В лидеры вышел Северо-Западный округ. Почти половина малых предприятий сосредоточена в этих двух округах в Центральном - 35% и Северо-Западном - 15%

Таблица 1

Рейтинги развития малого и среднего предпринимательства в федеральных округах РФ (на основе ИРМБ)[2]

 

 

 

 

Федеральные округа

Индекс развития малого и среднего предпринимательства

Рейтинг на основе ИРМБ

 

2005

2006 2007

2008

2005 2006 2007 2008 Центральный

0,782

0,636 0,874

0,739

1 2 2 2 Северо-Западный

0,411

0,667 1,000

0,861

4 1 1 1 Южный

0,623

0,295 0,067

0,017

2 5 7 7 Приволжский

0,127

0,194 0,070

0,070

7 7 6 6 Уральский

0,368

0,475 0,469

0,548

5 3 3 3 Сибирский

0,529

0,237 0,324

0,112

3 6 5 5 Дальне-восточный

0,347

0,336 0,435

0,368

6 4 4 4                      

   Классификация регионов проведена по следующим показателям число малых предприятий (тыс. единиц); численность безработных (тыс человек); среднедушевой доход (тыс. руб.); плотность населения в регионе (число жителей на 1 кв км), инве­стиционная активность малых предприятий (млн руб /чел ); производитель­ность труда (млн. руб. /чел.). На основе этих данных можно судить о потенциале развития малого и среднего предпринимательства в регионах и их возможностях в обеспечении экономического роста (см табл 2)

Для регионов, в которых преобладают отрасли пищевой и лег­кой промышленности, необходимо разработать специальные програм­мы поддержки МП с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая и ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.

Нехватка инвестиций в перерабатывающий сектор остается од­ной из острых проблем малого и среднего предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясо-

Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий

Таблица 2

Группы регионов по уровню развития МП Регионы Число регионов
Регионы с положительной тенденцией развития малых предприятий Москва, Санкт Петербург, Камчатская и Магаданская области 4
Регионы, отброшенные дефолтом 1998 г.   Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская области Республика Дагестан 5
Регионы со средним уровнем развитая малого и среднего предпринимательства (с тенденцией к снижению динамиики развития в нем) Алтайский край, Астраханская, Владимирская Вологодская, Воронежская, Калининградская Калужская Кемеровская области, Краснодарский край Красноярский край Ленинградская, Московская, Новгородская Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская Пермская области, Приморский край, Республика Алтай, Республика Хакасия Ростовская, Самарская, Свердловская области, Ставропольский край, Тюменская область Удмуртская Республика, Хабаровский край Челябинская область Чукотский автономный округ Ярославская область 31
Регионы с изначально низким уровнен раз вития малого и среднего предпри­нимательства (регио- ны - аутсайдеры) Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская обл, Еврейская автономная область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево, Черкесская Республика, Кировская, Костромская, Курганская Курская Липецкая Мурманская, Орловская Псковская области Рее публика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия Алапия Республика Татарстан, Республика Тыва, Рязанская Саратовская Смоленская Тамбовская, Тверская Томская, Тульская Ульяновская Читинская области Чувашская Республика 39

перерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требу­ют многомиллиардных вложений - от 30 млрд до 50 млрд. руб. Льви­ная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортно ориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями (и это при невысоком уровне потребительского спроса) Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти

Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, что­бы

Минэкономразвития РФ, МАП РФ, ФФПМП и др совместно с Торгово-промышленной палатой РФ, Российским агентством малых и средних предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе дей­ствующих информационных систем типа СИОРА. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвес­тиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Улавливать же "сигналы мирового рынка" рядовому российско­му бизнесмену еще долго будет не под силу, тем более в условиях глобализации и подготовки вступления России в ВТО. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстро­ить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая каталогизацию, стандартизацию, экологический мониторинг и др.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами, которые ста­нут частью федеральной целевой программы "Электронная Россия".

Наша страна не может развиваться по закрытой схеме отдельно от остального мира. Игнорировать процесс глобализации просто невоз­можно. Поэтому необходимо уже сейчас приступить к разработке стра­тегии развития страны с учетом включения в этот процесс, чтобы иметь возможность через ВТО влиять на правила игры, например, во всемир­ной торговле. Правила игры на мировом рынке пока вырабатываются без участия России. Вступление в ВТО[3] – это переход российской эко­номики к новому статусу, который даст ей дополнительные инструмен­ты для защиты своих интересов. Российские малые и средние предпри­ятия должны иметь адаптационный период в 5-7 лет для подготовки к жесткой конкуренции при выходе на открытый рынок.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства, а также критерии отнесения хозяйствующих субъектов к различным категориям определены Законом Российской Федерации от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства Российской Федерации».

По данным Комитета государственной статистики по Волгограду и Волгоградской области, на 01.01.2008 г. на территории Волгограда осуществляют свою деятельность 126,8 тыс. малых предприятий и 53,9 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Отраслевая структура предприятий малого и среднего предпринимательства по трем ключевым факторам (количеству малых предприятий, средней численности малых предприятий, обороту организаций), выглядит следующим образом (см. таблицу 2.1):

Таблица 2.1

 

Количество

малых

предприятий

Средняя

численность

работников

Оборот

организаций

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Обрабатывающие производства

10,0%

9,6%

20,9%

19,2%

15,1%

11,9%

Строительство

9,1%

9,1%

16,3%

16,6%

9,6%

9,3%

Оптовая торговля

40,6%

39,5%

21,3%

21,1%

55,4%

57,9%

Розничная торговля

11,2%

11,1%

8,8%

10,1%

7,9%

9,5%

Гостиницы и рестораны 2,5%

2,6%

1,5% 2,5% 0,3% 0,5%
Транспорт и связь 4,9%

5,6%

7,3% 7,7% 2,4% 2,6%
Операции с недвижимым имуществом 4,9%

4,9%

5,1% 3,7% 2,6% 2,1%
Предоставление прочих коммунальных., социальных и персональных услуг 2,3%

2,4%

2,1% 2,0% 0,4% 0,5%
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1,0%

0,9%

0,7% 1,1% 0,1% 0,2%

 

Количество

малых

предприятий

Средняя

численность

работников

Оборот

организаций

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Предоставление прочих услуг

8,5%

8,7%

10,3%

9,9%

3,7%

3,3%

Научные исследования и деятельность, связанная с использованием вычислительной техники

3,4%

3,0%

4,1%

3,5%

2,1%

1,7%

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,2%

0,2%

0,5%

1,2%

0,2%

0,3%

Другие виды деятельности

1,6%

2,5%

1,0%

1,6%

0,2%

0,2%

Итого

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

               

 

Представленные выше данные констатируют неравномерность развития малого и среднего предпринимательства в городе. В структуре всех ключевых показателей наблюдается некоторое снижение доли отраслей, которые могут быть отнесены к категории промышленно-инновационных. В то же время, наблюдается небольшой рост доли отраслей малого и среднего предпринимательства, по оказанию услуг (за исключением оборота оптовой и розничной торговли).

В таблице 2.2 представлена структура видов деятельности по четырем основным категориям: производственная сфера, торговля, инновационная сфера, социальная и сфера услуг.


Таблица 2.2

 

Количество

малых

предприятий

Средняя

численность

работников

Оборот

организаций

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Производственная сфера

19,6%

20,0%

38,8%

38,5%

25,1%

21,5%

Торговля

56,7%

55,5%

35,2%

34,9%

65,9%

69,5%

Инновационная сфера

3,4%

3,0%

4,1%

3,5%

2,1%

1,7%

Социальная и сфера услуг

20,3%

21,5%

21,9%

23,1%

6,9%

7,2%

Итого

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

 

Оценивая сложившуюся структуру малого и среднего и среднего предпринимательства по видам деятельности, необходимо обратить внимание на то, что лидирующими направлениями являются производственная сфера и торговля, но при этом доля инновационной сферы сокращается по всем ключевым показателям.

Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве, включая совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, и индивидуальных предпринимателей составляет порядка 800 тысяч человек, то есть около трети экономически активного населения Волгограда.

За последние 4 года оборот малого и среднего предпринимательства значительно возрос (почти в 6 раз).

На протяжении последних трех лет сохраняется активная положительная динамика роста прибыли малого и среднего предпринимательства. Однако рентабельность продукции субъектов малого и среднего предпринимательства по-прежнему отстает от аналогичного показателя крупного предпринимательства более чем в 4 раза.

Доля малого и среднего предпринимательства в объеме валового регионального продукта Волгограда оценивается в 25%. Наибольший вклад в валовую добавленную стоимость всех малых предприятий внесли следующие виды деятельности:

- оптовая и розничная торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - 39%;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг- 25%;

- обрабатывающие производства – 14%;

- транспорт и связь – 3%.

На долю малых предприятий, относящихся к другим видам деятельности, приходится около 9% от общей суммы валовой добавленной стоимости малых предприятий.

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых поступлениях – 23-27%. Темпы роста налоговых поступлений от малых предприятий, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика.

Статистическая информационная база, характеризующая состояние малого и среднего предпринимательства в Волгограде, требует существенного уточнения в связи принятием закона Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.07 «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изменяющего критерии отнесении хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству.

В октябре 2005 была утверждена концепция областной целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2005 - 2008 годы». На тот период на территории области действовали 3474 малых предприятия (более половины от общего количества предприятий) и 42500 индивидуальных предпринимателей. Сектор малого бизнеса имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, снижения уровня безработицы и социальной напряженности. Малые предприятия успешно работают в 22 отраслях экономики региона. Наибольшее их число занимается строительством (20,3%), производством товаров (работ, услуг) (19,8%), а также торговлей и общественным питанием (18,8%). Вместе с тем, в настоящее время это самый уязвимый хозяйственный сектор, нуждающийся в особом внимании и поддержке со стороны государства.

Согласно программе, принятой в 2005 году планировалось сформировать нормативную базу, отработать формы господдержки, выстроить соответствующую инфраструктуру.

На этой основе были выстроены программы на 2006 - 2008 год. На данный момент программа реализована на 90%, но ее реализация позволила создать благоприятные условия для дальнейшей работы малого предпринимательства, в частности, для организации выставочного комплекса, информационно-консультационных, маркетинговых и учебных центров, конференц-залов, интернет-центров, подразделений, оказывающих различные услуги предпринимателям.

Оказана государственная поддержка 19 инвестиционным проектам в форме предоставления целевой бюджетной субсидии и субсидирования процентной ставки по кредитам.

Сумма выделенной государственной поддержки в 2007 году составила 3646,8 тыс. руб., в том числе предоставлены субсидии по 9 проектам на сумму 1142,3 тыс. руб. и субсидированы процентные ставки по кредитам по 11 текущим проектам в сумме 2504,5 тыс. руб. Объем инвестиций субъектов малого предпринимательства по поддержанным в 2007 году проектам составил – 69,7 млн. руб. В рамках реализации проектов планируется создание 145 рабочих мест в городе и в сельских районах области.

Таким образом, на один рубль выделенной государственной поддержки в 2006 году привлечено в сферу малого предпринимательства 19 рублей инвестиций. Объем налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды от реализации проектов за 2007 год при выделенной сумме государственной поддержки в сумме 3646,8 тыс. рублей составил 6439,9 тыс. рублей. Данный показатель свидетельствует о высокой бюджетной эффективности оказываемой государственной поддержки, так как сумма платежей в бюджет от деятельности малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов превышает сумму господдержки, выделенной за аналогичный период времени. Бюджетная эффективность выделенной в 2006 году государственной поддержки составила 2 рубля налоговых поступлений на 1 рубль оказанной государственной поддержки.

 В 2007 году 17 субъектам малого предпринимательства, производящим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, оказана финансовая поддержка в форме бюджетной субсидии в сумме 2 724,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 642,8 тыс. рублей и средств областного бюджета в сумме 2081,8 тыс. рублей.

Основной проблемой развития субъектов малого предпринимательства в настоящее время является недостаток офисных и производственных помещений, нестабильное внешнее финансирование, дефицит квалифицированных управленческих кадров.

В связи с чем, Правительство Астраханской области, по инициативе министерства экономического развития с 2005 года приступило к реализации ряда мероприятий, направленных на развитие инфраструктурной поддержки субъектов малого предпринимательства.

В период с 2006 года по октябрь 2007 года в целях реализации субъектами малого предпринимательства инвестиционных проектов на территории Астраханской области оказана финансовая поддержка 39-ти инвестиционным проектам в сумме 14 988 тыс. рублей, в рамках «Программы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в 2006-2008 г.г.».

В целях повышения качества управления и функционирования субъектов малого предпринимательства при софинансировании средств федерального бюджета на территории Астраханской области построены два бизнес-инкубатора в г. Камызяк (1500 м.кв.) и г. Астрахань (3660 м. кв.). Оснащение бизнес-инкубаторов оргтехникой, компьютерами, мебелью, средствами связи проведено полностью. В бизнес-инкубаторе в г. Камызяк уже работают представители приоритетных отраслей региона. В 2007 году выиграны конкурсы на получение средств федерального бюджета на софинансирование данных проектов (г. Харабали - 2,8 млн. руб., г. Ахтубинск – 11,8 млн. руб., п. Оля – 12,9 млн. руб.). Разработана проектно-сметная документация. В 2008 году 27,6 млн. руб. средств областного бюджета будут направлены на строительство, реконструкцию и материально-техническое оснащение бизнес-инкубаторов. В результате, 4 тыс. кв. м. офисных помещений будет предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства.

 




Дата: 2019-12-10, просмотров: 249.