РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Содержание

 

I. Сущность, роль и функции предпринимательства. 5

1.1. Сущность и роль предпринимательства. 5

1.2. Уровни предпринимательства. 24

1.3. Организационно - правовые акты регулирования малого и среднего предпринимательства. 26

II. Анализ развития предпринимательства в России, в российской экономике. 33

2.1. Проблема развития предпринимательства. 33

III. Оценка состояния уровня развития предпринимательства в России. 44

3.1. Сценарии стратегического развития малого и среднего предпринимательства 44

3.3. Основные направления стратегии развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие оптимальное использование ресурсов, выделяемых городом на цели развития малого и среднего предпринимательства. 45

3.4. Ключевые направления политики органов государственной власти Волгограда, обеспечивающих эффективную реализацию стратегий. 47

3.5. Совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и развитие предпринимательского сообщества Волгограда 51

Заключение. 53

Список литературы.. 56


Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена рядом факторов, развитие малого и среднего и среднего предпринимательства является необходимым инструментом решения проблем занятости, снижения социальной напряженности, обеспечения социально-экономического развития территорий.

В последние 10-15 лет малые и средние предприятия стали привлекать к себе все более пристальное внимание как исследователей, ученых-экономистов, так и политиков в различных странах. Все более широкое признание получает способность предприятий малого и среднего и среднего предпринимательства вносить существенный вклад в решение проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей. В связи с этим усиливается интерес как к изучению малых фирм, особенностей управления малым бизнесом, так и к анализу тенденций изменения состояния данного сектора экономики и формируется потребность в соответствующей информации.

 Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства позволяет в короткое время и при относительно низких затратах создать новые рабочие места, обеспечить получение населением доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности и пополнение местных бюджетов за счет налоговых поступлений, наполнить рынок более доступными по цене товарами и услугами. В условиях финансовой нестабильности малые предприятия способны к более быстрому обороту средств и самоокупаемости. За счет небольшого оборота и ограниченного числа связей малые предприятия быстрее приспосабливаются к изменениям экономических условий развития предпринимательства. Ориентация на малый бизнес позволяет улучшить психологический настрой среди населения и повысить ответственность людей за собственную судьбу. 

Развитие малого и среднего и среднего предпринимательства является одним из основных условий роста эффективности экономики. Малые предприятия содействуют развитию экономики, достижению оптимальной ее структуры, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты производства.

Малое предпринимательство способствует достижению оптимальной структуры экономики, и в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши. Оно содействует гибкой перестройке производства, росту занятости, формированию предпринимательской культуры, активной инновационной деятельности, инициирует накопление капиталов, сглаживает социальные конфликты.

Сегодня наблюдается смещение мер поддержки малого и среднего и среднего предпринимательства с федерального на региональный и муниципальный уровни. Одним из критических факторов для развития малого и среднего и среднего предпринимательства является наличие эффективной инфраструктуры поддержки. Несмотря на усилия, которые за последние 10-12 лет были предприняты на федеральном и региональном уровнях по ее формированию, пока она остается во многом фрагментарной.

Затронутые в  курсовой работе проблемы рассматривались в работах отечественных и зарубежных экономистов. Начало исследованию предпринимательской деятельности положили такие ученые, как Катильон Р., Кейнс Дж., М Риккардо Д., Сей Ж.-Б., Вебер М., Хайек Ф., Шумпетер И. и др. Малому бизнесу посвящены работы Берджеса Дж., Гербера М., Друкера П., Корнаи Я., Штайнхоффа Д., Хайдмана Д., Хизрича Р. Существенный вклад в разработку проблем малого и среднего и среднего предпринимательства внесли отечественные ученые Анискин Ю.П., Блинов А.О., Генералов В.В., Колесникова Л.А., Пелих А.С., Уткин Э.А., Ясин Е.Г. и ряд других исследователей. В работах Алисова А.В., Бусыгина А.В., Горфинкеля В.А., Лапусты М.Г., Максимцова М.М., Мишуровой И.В., Муравьева А.И., Орлова А.В., Рубе В.А., Савченко В.Е., Старостина В.Л. и других отражены экономические, юридические, организационные и социальные аспекты зарождения и развития малого и среднего и среднего предпринимательства.

Вместе с тем вопросы, связанные со стратегиями развития  малого и среднего и среднего предпринимательства  как стратегического ресурса укрепления экономики остаются недостаточно разработанными.

Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование основных направлений стратегии развития малого и среднего и среднего предпринимательства. Поставленная цель предполагает необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач:

− раскрыть сущность и роль малого и среднего и среднего предпринимательства в развитии экономики России;

− исследовать  существующие стратегии развития для малого и среднего и среднего предпринимательства;

Объектом исследования являются субъекты малого и среднего и среднего предпринимательства.

Предметом исследования выступает совокупность стратегий развития малого и среднего и среднего предпринимательства.




Уровни предпринимательства

1.3.

Правительство России раскрыло критерии отнесения компаний к микро, малому и среднему бизнесу, который может получать поддержку государства в ходе кампании по поддержке малых форм предпринимательства.

Правительство впервые определило критерии отнесения бизнеса к категории малого или среднего в зависимости от объема выручки. Микропредприятием признается бизнес с оборотом до 60 млн руб. и количеством сотрудников, не превышающим 15 человек, малым — до 400 млн руб. и до 100 сотрудников, средним — до 1 млрд руб. и до 250 сотрудников[1] .

Цена вопроса для компаний достаточно велика. Так, целый ряд изменений в законодательстве в поддержку малого бизнеса (в частности, об ограничении проверок со стороны госорганов) основывается на размерах предприятия. Кроме того, согласно принятому летом 2007 года закону "О развитии малого и среднего предпринимательства", государство обязалось разрабатывать и реализовывать федеральные программы развития малого и среднего бизнеса, создавать советы по их поддержке, финансировать часть НИОКР в этой сфере.
Пока неизвестно, как часто государство намерено индексировать денежный критерий размера бизнеса — существенную поправку в них вносит инфляция.

МАЛЫЙ БИЗНЕС - — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения . Основной показатель, которым определяется принадлежность к этой категории, — число занятых на предприятии. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек — для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек — в оптовой торговле и менее 50 человек — в розничной торговле и сфере услуг. Есть и другой показатель, не столь тесно связанный с количеством работающих. Это величина капитала данного предприятия. В подавляющем большинстве случаев он не должен превышать определённого порога, ограничивающего капитализацию сверху. При помощи применения данного критерия к предприятиям малого бизнеса можно отнести большее количество фирм и производственных объединений, чем при применении критерия по количеству работников. Это позволяет нечестным на руку руководителям предприятий более ловко лавировать среди законов, регулирующих производственные отношения, т. к. обычно предприятиям малого бизнеса дают всевозможные преференции в рамках его развития. Тем самым осуществляется один из аспектов эффективного менеджмента. С другой стороны под словами о малом бизнесе проводится реструктуризация крупных предприятий во всех отраслях промышленности, т. к. голословно утверждается, что предприятия малого бизнеса работают намного эффективнее. В качестве доказательств данного утверждения приводят слова про конкуренцию, а также про «подстёгивающий кнут» безработицы. Однако на деле всё оказывается гораздо прозаичнее — постоянное банкротство предприятий малого бизнеса в связи с невозможностью заниматься частным предпринимательством из-за непосильного налогового бремени (при декларации всемерной поддержки) выкидывают многих людей на обочину жизни, превращая их в люмпенов.

 


Таблица 1

Рейтинги развития малого и среднего предпринимательства в федеральных округах РФ (на основе ИРМБ)[2]

 

 

 

 

Федеральные округа

Индекс развития малого и среднего предпринимательства

Рейтинг на основе ИРМБ

 

2005

2006 2007

2008

2005 2006 2007 2008 Центральный

0,782

0,636 0,874

0,739

1 2 2 2 Северо-Западный

0,411

0,667 1,000

0,861

4 1 1 1 Южный

0,623

0,295 0,067

0,017

2 5 7 7 Приволжский

0,127

0,194 0,070

0,070

7 7 6 6 Уральский

0,368

0,475 0,469

0,548

5 3 3 3 Сибирский

0,529

0,237 0,324

0,112

3 6 5 5 Дальне-восточный

0,347

0,336 0,435

0,368

6 4 4 4                      

   Классификация регионов проведена по следующим показателям число малых предприятий (тыс. единиц); численность безработных (тыс человек); среднедушевой доход (тыс. руб.); плотность населения в регионе (число жителей на 1 кв км), инве­стиционная активность малых предприятий (млн руб /чел ); производитель­ность труда (млн. руб. /чел.). На основе этих данных можно судить о потенциале развития малого и среднего предпринимательства в регионах и их возможностях в обеспечении экономического роста (см табл 2)

Для регионов, в которых преобладают отрасли пищевой и лег­кой промышленности, необходимо разработать специальные програм­мы поддержки МП с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая и ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.

Нехватка инвестиций в перерабатывающий сектор остается од­ной из острых проблем малого и среднего предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясо-

Таблица 2

Группы регионов по уровню развития МП Регионы Число регионов
Регионы с положительной тенденцией развития малых предприятий Москва, Санкт Петербург, Камчатская и Магаданская области 4
Регионы, отброшенные дефолтом 1998 г.   Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская области Республика Дагестан 5
Регионы со средним уровнем развитая малого и среднего предпринимательства (с тенденцией к снижению динамиики развития в нем) Алтайский край, Астраханская, Владимирская Вологодская, Воронежская, Калининградская Калужская Кемеровская области, Краснодарский край Красноярский край Ленинградская, Московская, Новгородская Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская Пермская области, Приморский край, Республика Алтай, Республика Хакасия Ростовская, Самарская, Свердловская области, Ставропольский край, Тюменская область Удмуртская Республика, Хабаровский край Челябинская область Чукотский автономный округ Ярославская область 31
Регионы с изначально низким уровнен раз вития малого и среднего предпри­нимательства (регио- ны - аутсайдеры) Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская обл, Еврейская автономная область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево, Черкесская Республика, Кировская, Костромская, Курганская Курская Липецкая Мурманская, Орловская Псковская области Рее публика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия Алапия Республика Татарстан, Республика Тыва, Рязанская Саратовская Смоленская Тамбовская, Тверская Томская, Тульская Ульяновская Читинская области Чувашская Республика 39

перерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требу­ют многомиллиардных вложений - от 30 млрд до 50 млрд. руб. Льви­ная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортно ориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями (и это при невысоком уровне потребительского спроса) Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти

Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, что­бы

Минэкономразвития РФ, МАП РФ, ФФПМП и др совместно с Торгово-промышленной палатой РФ, Российским агентством малых и средних предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе дей­ствующих информационных систем типа СИОРА. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвес­тиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Улавливать же "сигналы мирового рынка" рядовому российско­му бизнесмену еще долго будет не под силу, тем более в условиях глобализации и подготовки вступления России в ВТО. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстро­ить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая каталогизацию, стандартизацию, экологический мониторинг и др.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами, которые ста­нут частью федеральной целевой программы "Электронная Россия".

Наша страна не может развиваться по закрытой схеме отдельно от остального мира. Игнорировать процесс глобализации просто невоз­можно. Поэтому необходимо уже сейчас приступить к разработке стра­тегии развития страны с учетом включения в этот процесс, чтобы иметь возможность через ВТО влиять на правила игры, например, во всемир­ной торговле. Правила игры на мировом рынке пока вырабатываются без участия России. Вступление в ВТО[3] – это переход российской эко­номики к новому статусу, который даст ей дополнительные инструмен­ты для защиты своих интересов. Российские малые и средние предпри­ятия должны иметь адаптационный период в 5-7 лет для подготовки к жесткой конкуренции при выходе на открытый рынок.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства, а также критерии отнесения хозяйствующих субъектов к различным категориям определены Законом Российской Федерации от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства Российской Федерации».

По данным Комитета государственной статистики по Волгограду и Волгоградской области, на 01.01.2008 г. на территории Волгограда осуществляют свою деятельность 126,8 тыс. малых предприятий и 53,9 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Отраслевая структура предприятий малого и среднего предпринимательства по трем ключевым факторам (количеству малых предприятий, средней численности малых предприятий, обороту организаций), выглядит следующим образом (см. таблицу 2.1):

Таблица 2.1

 

Количество

малых

предприятий

Средняя

численность

работников

Оборот

организаций

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Обрабатывающие производства

10,0%

9,6%

20,9%

19,2%

15,1%

11,9%

Строительство

9,1%

9,1%

16,3%

16,6%

9,6%

9,3%

Оптовая торговля

40,6%

39,5%

21,3%

21,1%

55,4%

57,9%

Розничная торговля

11,2%

11,1%

8,8%

10,1%

7,9%

9,5%

Гостиницы и рестораны 2,5%

2,6%

1,5% 2,5% 0,3% 0,5%
Транспорт и связь 4,9%

5,6%

7,3% 7,7% 2,4% 2,6%
Операции с недвижимым имуществом 4,9%

4,9%

5,1% 3,7% 2,6% 2,1%
Предоставление прочих коммунальных., социальных и персональных услуг 2,3%

2,4%

2,1% 2,0% 0,4% 0,5%
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1,0%

0,9%

0,7% 1,1% 0,1% 0,2%

 

Количество

малых

предприятий

Средняя

численность

работников

Оборот

организаций

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Предоставление прочих услуг

8,5%

8,7%

10,3%

9,9%

3,7%

3,3%

Научные исследования и деятельность, связанная с использованием вычислительной техники

3,4%

3,0%

4,1%

3,5%

2,1%

1,7%

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,2%

0,2%

0,5%

1,2%

0,2%

0,3%

Другие виды деятельности

1,6%

2,5%

1,0%

1,6%

0,2%

0,2%

Итого

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

               

 

Представленные выше данные констатируют неравномерность развития малого и среднего предпринимательства в городе. В структуре всех ключевых показателей наблюдается некоторое снижение доли отраслей, которые могут быть отнесены к категории промышленно-инновационных. В то же время, наблюдается небольшой рост доли отраслей малого и среднего предпринимательства, по оказанию услуг (за исключением оборота оптовой и розничной торговли).

В таблице 2.2 представлена структура видов деятельности по четырем основным категориям: производственная сфера, торговля, инновационная сфера, социальная и сфера услуг.


Таблица 2.2

 

Количество

малых

предприятий

Средняя

численность

работников

Оборот

организаций

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Производственная сфера

19,6%

20,0%

38,8%

38,5%

25,1%

21,5%

Торговля

56,7%

55,5%

35,2%

34,9%

65,9%

69,5%

Инновационная сфера

3,4%

3,0%

4,1%

3,5%

2,1%

1,7%

Социальная и сфера услуг

20,3%

21,5%

21,9%

23,1%

6,9%

7,2%

Итого

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

 

Оценивая сложившуюся структуру малого и среднего и среднего предпринимательства по видам деятельности, необходимо обратить внимание на то, что лидирующими направлениями являются производственная сфера и торговля, но при этом доля инновационной сферы сокращается по всем ключевым показателям.

Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве, включая совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, и индивидуальных предпринимателей составляет порядка 800 тысяч человек, то есть около трети экономически активного населения Волгограда.

За последние 4 года оборот малого и среднего предпринимательства значительно возрос (почти в 6 раз).

На протяжении последних трех лет сохраняется активная положительная динамика роста прибыли малого и среднего предпринимательства. Однако рентабельность продукции субъектов малого и среднего предпринимательства по-прежнему отстает от аналогичного показателя крупного предпринимательства более чем в 4 раза.

Доля малого и среднего предпринимательства в объеме валового регионального продукта Волгограда оценивается в 25%. Наибольший вклад в валовую добавленную стоимость всех малых предприятий внесли следующие виды деятельности:

- оптовая и розничная торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - 39%;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг- 25%;

- обрабатывающие производства – 14%;

- транспорт и связь – 3%.

На долю малых предприятий, относящихся к другим видам деятельности, приходится около 9% от общей суммы валовой добавленной стоимости малых предприятий.

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых поступлениях – 23-27%. Темпы роста налоговых поступлений от малых предприятий, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика.

Статистическая информационная база, характеризующая состояние малого и среднего предпринимательства в Волгограде, требует существенного уточнения в связи принятием закона Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.07 «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изменяющего критерии отнесении хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству.

В октябре 2005 была утверждена концепция областной целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2005 - 2008 годы». На тот период на территории области действовали 3474 малых предприятия (более половины от общего количества предприятий) и 42500 индивидуальных предпринимателей. Сектор малого бизнеса имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, снижения уровня безработицы и социальной напряженности. Малые предприятия успешно работают в 22 отраслях экономики региона. Наибольшее их число занимается строительством (20,3%), производством товаров (работ, услуг) (19,8%), а также торговлей и общественным питанием (18,8%). Вместе с тем, в настоящее время это самый уязвимый хозяйственный сектор, нуждающийся в особом внимании и поддержке со стороны государства.

Согласно программе, принятой в 2005 году планировалось сформировать нормативную базу, отработать формы господдержки, выстроить соответствующую инфраструктуру.

На этой основе были выстроены программы на 2006 - 2008 год. На данный момент программа реализована на 90%, но ее реализация позволила создать благоприятные условия для дальнейшей работы малого предпринимательства, в частности, для организации выставочного комплекса, информационно-консультационных, маркетинговых и учебных центров, конференц-залов, интернет-центров, подразделений, оказывающих различные услуги предпринимателям.

Оказана государственная поддержка 19 инвестиционным проектам в форме предоставления целевой бюджетной субсидии и субсидирования процентной ставки по кредитам.

Сумма выделенной государственной поддержки в 2007 году составила 3646,8 тыс. руб., в том числе предоставлены субсидии по 9 проектам на сумму 1142,3 тыс. руб. и субсидированы процентные ставки по кредитам по 11 текущим проектам в сумме 2504,5 тыс. руб. Объем инвестиций субъектов малого предпринимательства по поддержанным в 2007 году проектам составил – 69,7 млн. руб. В рамках реализации проектов планируется создание 145 рабочих мест в городе и в сельских районах области.

Таким образом, на один рубль выделенной государственной поддержки в 2006 году привлечено в сферу малого предпринимательства 19 рублей инвестиций. Объем налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды от реализации проектов за 2007 год при выделенной сумме государственной поддержки в сумме 3646,8 тыс. рублей составил 6439,9 тыс. рублей. Данный показатель свидетельствует о высокой бюджетной эффективности оказываемой государственной поддержки, так как сумма платежей в бюджет от деятельности малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов превышает сумму господдержки, выделенной за аналогичный период времени. Бюджетная эффективность выделенной в 2006 году государственной поддержки составила 2 рубля налоговых поступлений на 1 рубль оказанной государственной поддержки.

 В 2007 году 17 субъектам малого предпринимательства, производящим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, оказана финансовая поддержка в форме бюджетной субсидии в сумме 2 724,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 642,8 тыс. рублей и средств областного бюджета в сумме 2081,8 тыс. рублей.

Основной проблемой развития субъектов малого предпринимательства в настоящее время является недостаток офисных и производственных помещений, нестабильное внешнее финансирование, дефицит квалифицированных управленческих кадров.

В связи с чем, Правительство Астраханской области, по инициативе министерства экономического развития с 2005 года приступило к реализации ряда мероприятий, направленных на развитие инфраструктурной поддержки субъектов малого предпринимательства.

В период с 2006 года по октябрь 2007 года в целях реализации субъектами малого предпринимательства инвестиционных проектов на территории Астраханской области оказана финансовая поддержка 39-ти инвестиционным проектам в сумме 14 988 тыс. рублей, в рамках «Программы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в 2006-2008 г.г.».

В целях повышения качества управления и функционирования субъектов малого предпринимательства при софинансировании средств федерального бюджета на территории Астраханской области построены два бизнес-инкубатора в г. Камызяк (1500 м.кв.) и г. Астрахань (3660 м. кв.). Оснащение бизнес-инкубаторов оргтехникой, компьютерами, мебелью, средствами связи проведено полностью. В бизнес-инкубаторе в г. Камызяк уже работают представители приоритетных отраслей региона. В 2007 году выиграны конкурсы на получение средств федерального бюджета на софинансирование данных проектов (г. Харабали - 2,8 млн. руб., г. Ахтубинск – 11,8 млн. руб., п. Оля – 12,9 млн. руб.). Разработана проектно-сметная документация. В 2008 году 27,6 млн. руб. средств областного бюджета будут направлены на строительство, реконструкцию и материально-техническое оснащение бизнес-инкубаторов. В результате, 4 тыс. кв. м. офисных помещений будет предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства.

 




Обоснованный выбор метода анализа, оценки и прогнозирования развития малого и среднего предпринимательства в Волгограде является эффективной гарантией правильности будущих управленческих решений. В интересах целенаправленного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде в качестве такого инструмента используется межотраслевая эконометрическая модель анализа и прогнозирования малого и среднего предпринимательства в Волгограде.

Модель учитывает две важнейшие интеграционные составляющие: межотраслевые и внутриотраслевые связи между хозяйствующими субъектами в рамках малого и среднего предпринимательства, а также взаимосвязи малого и среднего предпринимательства с остальной частью целостной экономики города. Модель учитывает следующие три группы факторов:

- особенность развития субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от численности занятых;

- параметры, определяемые органами власти Волгограда;

- прогнозы социально-экономического и отраслевого развития Волгограда.

Настоящая  стратегия предполагает отход от инерционного подхода, традиционно применявшегося к планированию развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Волгограде, и переход к селективному подходу.

С учетом приоритетных направлений развития экономики города, определенных федеральными и региональными программами социально-экономического развития, были выявлены и проанализированы с использование вышеописанной эконометрической модели три приоритетных сценария стратегического развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде.

Сценарий 1 – «промышленно-инновационный».

Сценарий предусматривает приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях (химической промышленности, металлургии, строительных материалов, машиностроения, электротехники, приборостроения), а также в сфере науки и информационных технологий.

Сценарий 2 – «социально-инновационный». Сценарий предусматривает приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в строительстве, в сферах культуры, здравоохранения, образования, социальных, бытовых и коммунальных услуг, туризма, а также инновационных составляющих обрабатывающих отраслей (химической промышленности, металлургии, отрасли строительных материалов, машиностроения, электротехники, приборостроения), в сфере науки и информационных технологий.

Сценарий 3 – «транзитный». Сценарий предусматривает приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях транспорта, связи, оптовой торговли, ориентированной на транзитные операции.

Отмеченные выше сценарии определяют базовые стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства, в максимальной мере отвечающие целям и задачам эффективного долгосрочного развития Волгограда.

Основные направления стратегии развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие оптимальное использование ресурсов, выделяемых городом на цели развития малого и среднего предпринимательства

 

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Волгограде состоит из двух взаимоувязанных составляющих, которые условно могут быть определены как «стратегия переходного периода» и «стратегия сценарного развития».

Стратегия переходного периода предусматривает, что в течение 2008 года главной задачей развития малого и среднего предпринимательства в Волгограде является оптимизация использования ресурсов для решения ключевых проблем субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения его эффективного перехода к стратегии сценарного развития.

Переход к сценарному развитию основывается на нормативных актах концептуального и программного характера, определяющих социально-экономическое развитие Волгограда в целом на среднесрочную и долгосрочную перспективу, вступающих в действие до конца 2008 года.

Стратегический подход к регулированию малого и среднего предпринимательства в первый период направлен на решение следующих ключевых проблем:

- эффективное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства трудовыми ресурсами, в первую. Очередь, кадрами высокой квалификации, способными работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота малого и среднего предпринимательства на базе существенного увеличения производительности труда;

- эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого и среднего предпринимательства путем расширения доступности для предпринимателей и работников, занятых в малом предпринимательстве, программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- преодоление ограничений сбыта продукции (работ, услуг), присущих внутрирегиональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки выхода субъектов малого и среднего предпринимательства на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;

- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Волгограда, прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержки, а также облегчения доступа к новейшим технологиям;

- структурирование и формирование в Волгограде независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы.

Это позволит к началу второго этапа реализации концепции, обеспечить уровень развития малого и среднего предпринимательства, который будет соответствовать требованиям перехода к современному сценарному развитию предпринимательства региона.

Заключение

Раскрыв сущность и роль малого среднего предпринимательства в экономике России нами выявлено, что благодаря совместным усилиям государственных структур и предпринимательских объединений удалось в определенной мере преодолеть застой в развитии малого предпринимательства.

В то же время практика показывает, что потенциал малого и среднего предпринимательства в решении социально-экономических проблем России задействован далеко не полностью.

Очевидно, что без развития малого предпринимательства нельзя говорить о формировании среднего класса, социальной стабильности, обеспечении занятости населения, а значит и об устойчивом развитии государства.

Для развития малого предпринимательства, повышения его роли в решении социально-экономических задач России необходимы значительно более активные и скоординированные действия законодательной и исполнительной власти всех уровней, объединений предпринимателей, научных организаций

Для того чтобы между бизнесом и властными структурами установились партнерские отношения, необходима четкая схема их сотрудничества. На наш взгляд, она должна базироваться на принятии закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти".

Очевидно, чем органичнее вписывается предприниматель в новую экономическую систему, тем чаще он склонен прибегать к "цивилизованному" лоббированию через благоприятное для него изменение нормативных актов органами власти. И, наоборот, чем труднее данному руководителю осуществлять свои функции в новых условиях, тем характернее для него стремление лоббировать "по-советски" -посредством прямого "выколачивания" средств для его предприятия.

Важным фактором, влияющим на лоббистскую деятельность, является размер руководимого предприятия. Наиболее активно действуют крупные предприятия. Для средних предприятий лоббирование выступает, скорее, эпизодом, а тысячи мелких предприятий либо совсем не проявляют активности в этой сфере, либо действуют в основном на местном и региональном уровнях. Правда, необходимо отметить тот факт, что многие малые и средние предприятия пытаются отстаивать свои интересы коллективным образом - посредством политических действий различных предпринимательских объединений.

Весьма специфически осуществляется в России лоббирование в интересах предпринимателей, действующих в непроизводственной сфере: торговле, финансах, сервисе и т.д. Здесь сосредоточены усилия большинства деловых людей "новой волны", что вполне закономерно, учитывая особо высокую оборачиваемость капиталов в данной сфере. В связи с этим эксперты предостерегают, что по мере либерализации экономики у высших государственных руководителей могут возникать и чисто субъективные интересы, совпадающие с интересами крупных торгово-финансовых групп.

Отношения малого и среднего предпринимательства с властными структурами всех уровней сегодня хорошо описываются известной в биологии моделью "хищник - жертва". Если опросы двух-трехгодичной давности показали определенную сбалансированность прав и обязанностей предпринимателей и государства, то теперь около 80% предпринимателей не получают никакой помощи ни от центральных, ни от местных органов власти. На вопрос к предпринимателям: "Согласны ли вы с тем, что сейчас невозможно решить большинство хозяйственных проблем без взяток чиновникам?" - положительный ответ дали 70,8% опрошенных.

Развитие малого и среднего предпринимательства - важная политическая проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика остается декларативной. Необходима целостная системная методология развития малого и среднего предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.

Рассмотрев возможные стратегии развития для среднего и малого предпринимательства г. Волгограда нами выявлено, что возможны несколько сценариев развития малого и среднего предпринимательства:  промышленно-инновационный, социально-инновационный, транзитный, которые состоят из двух взаимоувязанных составляющих, которые условно могут быть определены как «стратегия переходного периода» и «стратегия сценарного развития».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза о том, что стратегии развития малого и среднего и среднего предпринимательства актуально для города Волгограда подтвердилась полностью.



Список литературы

 

1.Закон Российской Федерации от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства Российской Федерации»

 

2.Закон Астраханской области от 13.03.2000 № 13/2000 -03 (ред. От 20.03.2006) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Астраханской области» (принят ОПС 24.02.2000)

3.Постановление губернатора Астраханской области 13.03.2006 № 98 «О создании совета по предпринимательству при Губернаторе Астраханской области»

4.Постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2005 № 378-П « Об отраслевой целевой программе «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы» ( в ред. От 28.09.2007 №414-П)

5.Постановление Правительства Астраханской области от 20.03.2007 № 87-П «Об утверждении положения об оказании Государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в форме бюджетной субсидии»

6.Отраслевая целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы»(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 05.09.2007,№39-П)

 

1.Агурбаш Н. Г. "Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах".

2.Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М. 2005.

3.Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М. 2000.

4.Буcыгин А.В "Предпринимательство. Основной курс".

5.Виленский А., Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // «Вопросы экономики», 2006, №6.

6.Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение, М.: «Дело», 2005

7.Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого и среднего предпринимательства в России Российский экономический журнал № 2 –2006 г., с 60

8.Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» М. 1999.

9.Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) /Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,1999.-716с.

10.Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М. Н. Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой.

11.Орлов А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России Вопросы экономики, 7-202 с. 119

12.Орлов А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? № 10 –2001 с. 70

13.Рутгайзер В., Приватизация в России: движение "на ощупь" // "Вопросы экономики", 1993, №10, 11, 12

14.Рябова, Т.В. Работа малого предпринимательства на территории Астраханской области/Т.В. Рябова // Астрахан. отд. ВЭО России. – Астрахань, 2006. – 22 с., ил., рус., рукопись деп. в ВИНИТИ №648-В2006.- 0,95 печ. л.

15.Тарасов П.С. Информационные центры в инфраструктуре поддержки малого предпринимательства/ Проблемы развития менеджмента, логистики и коммерции в условиях новой экономики: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21-22 апр.2006./ Астрахан.гос.техн. ун-т., отв.ред. Е.П. Карлина. – Астрахань: ЦНТЭП, 2006. – 288с..: ил. – С. 113-114 – 0,2печ.л.

16.Тихомирова А. Инвестиционный климат в России региональные рейтинги и риски М. ФФПМП, 1997, с 30-41.

17.Черник Д Г Индивидуальное предпринимательство - важная составная малого и среднего предпринимательства. Индивидуальный предприниматель. Библиотека российской газеты №18 –2002 г.

18.Что мешает развитию бизнеса в России. Степанова Е.В. (кафедра экономики, МГТУ).

19.Шестоперов О. Современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России 4-2007 с. 65

20.Шулус А. Становление системы поддержки малого и среднего предпринимательства в России/ Российский экономический журнал –2006 - №5,6,7

21.Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 1993.

 

 


[1] газета "Коммерсантъ" № 3-2008 г.

[2] Духон А Доклад "О развитии малого и среднего предпринимательства в России региональный разрез" М. Московский государственный статистический университет, 2007

 

[3] О своей полной готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляю около 15-20% крупных российских предприятий и только 3-5% МСП Российская сторона на переговорах с ВТО оговорила наличие переходного периода в 7 лет начале которого средняя ставка таможенных пошлин может быть установлена 1 уровне 16-17К, а затем будет постепенно снижена до 10%

 


РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Содержание

 

I. Сущность, роль и функции предпринимательства. 5

1.1. Сущность и роль предпринимательства. 5

1.2. Уровни предпринимательства. 24

1.3. Организационно - правовые акты регулирования малого и среднего предпринимательства. 26

II. Анализ развития предпринимательства в России, в российской экономике. 33

2.1. Проблема развития предпринимательства. 33

III. Оценка состояния уровня развития предпринимательства в России. 44

3.1. Сценарии стратегического развития малого и среднего предпринимательства 44

3.3. Основные направления стратегии развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие оптимальное использование ресурсов, выделяемых городом на цели развития малого и среднего предпринимательства. 45

3.4. Ключевые направления политики органов государственной власти Волгограда, обеспечивающих эффективную реализацию стратегий. 47

3.5. Совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и развитие предпринимательского сообщества Волгограда 51

Заключение. 53

Список литературы.. 56


Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена рядом факторов, развитие малого и среднего и среднего предпринимательства является необходимым инструментом решения проблем занятости, снижения социальной напряженности, обеспечения социально-экономического развития территорий.

В последние 10-15 лет малые и средние предприятия стали привлекать к себе все более пристальное внимание как исследователей, ученых-экономистов, так и политиков в различных странах. Все более широкое признание получает способность предприятий малого и среднего и среднего предпринимательства вносить существенный вклад в решение проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей. В связи с этим усиливается интерес как к изучению малых фирм, особенностей управления малым бизнесом, так и к анализу тенденций изменения состояния данного сектора экономики и формируется потребность в соответствующей информации.

 Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства позволяет в короткое время и при относительно низких затратах создать новые рабочие места, обеспечить получение населением доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности и пополнение местных бюджетов за счет налоговых поступлений, наполнить рынок более доступными по цене товарами и услугами. В условиях финансовой нестабильности малые предприятия способны к более быстрому обороту средств и самоокупаемости. За счет небольшого оборота и ограниченного числа связей малые предприятия быстрее приспосабливаются к изменениям экономических условий развития предпринимательства. Ориентация на малый бизнес позволяет улучшить психологический настрой среди населения и повысить ответственность людей за собственную судьбу. 

Развитие малого и среднего и среднего предпринимательства является одним из основных условий роста эффективности экономики. Малые предприятия содействуют развитию экономики, достижению оптимальной ее структуры, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты производства.

Малое предпринимательство способствует достижению оптимальной структуры экономики, и в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши. Оно содействует гибкой перестройке производства, росту занятости, формированию предпринимательской культуры, активной инновационной деятельности, инициирует накопление капиталов, сглаживает социальные конфликты.

Сегодня наблюдается смещение мер поддержки малого и среднего и среднего предпринимательства с федерального на региональный и муниципальный уровни. Одним из критических факторов для развития малого и среднего и среднего предпринимательства является наличие эффективной инфраструктуры поддержки. Несмотря на усилия, которые за последние 10-12 лет были предприняты на федеральном и региональном уровнях по ее формированию, пока она остается во многом фрагментарной.

Затронутые в  курсовой работе проблемы рассматривались в работах отечественных и зарубежных экономистов. Начало исследованию предпринимательской деятельности положили такие ученые, как Катильон Р., Кейнс Дж., М Риккардо Д., Сей Ж.-Б., Вебер М., Хайек Ф., Шумпетер И. и др. Малому бизнесу посвящены работы Берджеса Дж., Гербера М., Друкера П., Корнаи Я., Штайнхоффа Д., Хайдмана Д., Хизрича Р. Существенный вклад в разработку проблем малого и среднего и среднего предпринимательства внесли отечественные ученые Анискин Ю.П., Блинов А.О., Генералов В.В., Колесникова Л.А., Пелих А.С., Уткин Э.А., Ясин Е.Г. и ряд других исследователей. В работах Алисова А.В., Бусыгина А.В., Горфинкеля В.А., Лапусты М.Г., Максимцова М.М., Мишуровой И.В., Муравьева А.И., Орлова А.В., Рубе В.А., Савченко В.Е., Старостина В.Л. и других отражены экономические, юридические, организационные и социальные аспекты зарождения и развития малого и среднего и среднего предпринимательства.

Вместе с тем вопросы, связанные со стратегиями развития  малого и среднего и среднего предпринимательства  как стратегического ресурса укрепления экономики остаются недостаточно разработанными.

Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование основных направлений стратегии развития малого и среднего и среднего предпринимательства. Поставленная цель предполагает необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач:

− раскрыть сущность и роль малого и среднего и среднего предпринимательства в развитии экономики России;

− исследовать  существующие стратегии развития для малого и среднего и среднего предпринимательства;

Объектом исследования являются субъекты малого и среднего и среднего предпринимательства.

Предметом исследования выступает совокупность стратегий развития малого и среднего и среднего предпринимательства.




Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.