Историки под тоталитаризмом обычно понимают политический строй, при котором государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно политической партии), когда уничтожены демократические свободы и возможность проявления политической оппозиции. При таком режиме правящая группа полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному порабощению населения.
В СССР в середине 30-х – начале 40-х годов сформировался тоталитаризм, а именно сталинизм. В стране были налицо все признаки "тоталитарной системы":
· насильственное установление однопартийной системы;
· уничтожение оппозиции внутри правящей партии, партийного и государственного аппарата;
· ликвидация системы разделения власти на 3 ветви: законодательной, исполнительной, судебной;
· уничтожение гражданских свобод;
· построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых обеспечивается контроль над обществом;
· унификация (приведение к единообразию) всей общественной жизни;
· культ национального "вождя";
· массовые репрессии.
Партийная и государственная власть в эти годы была сосредоточена в руках Сталина. На всех "этапах" управления страной был обеспечен партийный контроль над государственными органами, армией, промышленностью. Назначением и смещением государственных деятелей ведали партийные инстанции. Только партийные органы решали вопросы структуры государственной системы. Политбюро принимало окончательное решение о создании новых и закрытии старых наркоматов.
В конце 30-х годов в стране сложилось положение, когда было невозможно разграничить, где начинается государство и кончается партия и наоборот. В это время ВКП(б) в значительной степени изменила и свой собственный облик, утратила остатки демократизации во внутрипартийной жизни. Рядовые члены партии и даже некоторые члены ЦК были отстранены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата.
Часть. КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Верховный главнокомандующий
Подробно описывать историю Великой Отечественной войны и роль Сталина в ней я не буду. Однако именно победа в войне и закрепила в сознании народа "значимость", "непогрешимость", "гениальность" Сталина, что и привело в послевоенное время к обожествлению "вождя".
До конца своей жизни Сталин вспоминал первые полтора года войны как кошмарный сон. Ни один командующий приграничным округом, ставший командующим фронтом, как и маршалы Ворошилов, Будённый, Кулик, не оказался на высоте положения. Сталину было трудно признаться самому себе, что остановить врага в конце концов, удалось ценой огромных территориальных, материальных и, прежде всего, людских потерь. Гитлеровцы были остановлены, главным образом, благодаря героизму всего народа. Такова была плата за предвоенные ошибки, просчёты, террор, самоуверенность. Но сказать "вождю" об этом было некому.
Прославление военного гения Сталина началось после коренного перелома в ходе войны – Сталинградской битвы. Начиная с этого времени, пошло сознательное распространение легенды о "гениальном полководце".
Эта легенда пережила самого Сталина, её влияние ощущается и в наши дни. Правдива ли она? Верно ли, что творцом всемирно-исторической победы был Сталин? Нередко можно услышать такой вывод: раз война закончилась победой, а Сталин был верховным Главнокомандующим, то, значит, он был великим полководцем. Однако, изучив работы видных военачальников, историков, писателей, разбиравших действия Сталина, можно прийти к выводу, что в случае продуманной, тщательной и эффективной подготовки к войне немецкое наступление можно было бы остановить не у Волги, а значительно раньше, причём с меньшими потерями.
Однако не надо ни переоценивать роль Сталина, как это было сразу после войны, ни недооценивать её. Он причастен к появлению принципиально новых форм стратегических действий – операций групп фронтов, это были сложнейшие и крупнейшие комплексы боёв и сражений, подчинённые единому замыслу, согласованные по цели, времени и месту. Общий замысел наступательных операций Сталин схватывал быстро, иногда предлагал существенные детали, направленные на повышение мощи ударов, но принципиальные идеи, как альтернативу предложениям Генштаба, Верховный выдвигал крайне редко.
Апогей культа
После победы в войне, авторитет Сталина в мире резко вырос, он завоевал глубокое уважение среди политических лидеров. В СССР для народа Сталин стал чем-то вроде бога, скорее идола. Сталин был вознесён на высочайшую точку славы. На каждом шагу, везде был в стране только он: фотографии в журналах и газетах, на каждой странице – десятки упоминаний его фамилии, скульптуры, барельефы, монументы, названия проспектов и комбинатов, колхозов и городов. Это был культ личности.
70-летие Сталина, наверное, стало самым ярким примером. Это был всесоюзный, может даже всемирный праздник. Окружение Сталина намеревалось учредить "орден Сталина", и международные Сталинские премии "За укрепление мира между народами", однако Сталин утвердил лишь премии. От ордена отказался наотрез, мотивируя это тем, что подобные награды учреждаются лишь после смерти.
Весь декабрь "Правда" печатала статьи, рапорты, репортажи о подготовки страны к юбилею. С каждым днём вал славословия нарастал. В день юбилея, приехав в Кремль, Сталин долго изучал газеты, подробно знакомился с кипой производственных рапортов о выполненных обязательствах в честь его 70-летия. Доклады шли из всех республик, краёв, областей. Газеты в день юбилея почти не печатали других материалов, кроме Сталина. Но печать была лишь отголоском его планетарной славы: в тысячах, сотнях тысяч коллективов (и не только в СССР) шли собрания, посвящённые юбилею.
На торжественном собрании в Большом театре присутствовали многие иностранные лидеры, а также вся советская "верхушка". Весь вечер в зале звучало: "гений", "гениальный мыслитель и вождь", "гениальный учитель"... Только Мао Цзэдун не упомянул этого слова, он назвал Сталина "великим". Вылко Червенков преподнёс благодарственное письмо, подписанное 5 миллионами трудящихся Болгарии – почти всем взрослым грамотным населением страны. Множество ораторов сменяли друг друга на трибуне. Выступали посланцы союзных республик, представители молодёжи, творческих организаций. Это было концентрированное выражение "любви народов".
Выставка подарков, которую Сталин посмотрел глубокой ночью, впечатляла: моря знамён от республик, областей, предприятий, сотни картин известных мастеров, скульптур, ваз, альбомов, шкатулок, статуэток, целый арсенал оружия...
Несмотря на славу, Сталин был одинок. Он не доверял никому. Такова судьба диктаторов. Диктатор сам лишает себя нормальных человеческих отношений; заискивание, лесть, славословие окружения лишь подчёркивают его одиночество среди толпы. Вероятно, незадолго до смерти Сталин понял, что, победив всех, он проиграл. Он не достиг счастья в жизни, хотя внёс огромный вклад в мировую историю.
5 марта 1953 года Иосиф Виссарионович Сталин умер.
Развенчание культа личности
В феврале 1956 года на XX съезде партии Н. С. Хрущёв читал доклад "О культе личности и его последствиях". В нём он вёл речь о том, как постепенно складывался культ личности. Хрущёв говорил о "Письме к съезду", о котором большинство делегатов узнало впервые, о тех оценках, которые Сталину дал Ленин ещё в начале 20-х годов. Весь пафос его выступления был направлен на осуждение сталинских беззаконий, Хрущёв рассказал о том, как фабриковались дела, что представляли собой так называемые "враги народа". Особенно докладчик нажимал на то, что Сталин был некомпетентным руководителем: "знал страну и сельское хозяйство только по кинокартинам", а во время войны "разрабатывал операции на глобусе", совершенно не учитывал мнения партийных работников. Первый секретарь, неплохо знавший сельское хозяйство, самые разящие удары нанёс призраку на сцене именно в этой области. Хрущёв приводил доказательства того, что Сталин являлся палачом, садистом, человеком, лишённым каких-либо нравственных качеств. Хрущёв поставил под большое сомнение стиль и методы руководства Сталина. Докладчик однозначно констатировал, что главная ответственность за злодеяния, преступления, террор лежит на Сталине.
Так был развенчан культ личности И.В. Сталина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сталинизм стал своеобразной светской религией. В неё можно и нужно было только верить, соглашаться, комментировать постулаты, выдвигаемые Сталиным. В сталинизме как в извращённой теории и практике социализма явно просматривались такие мотивы, как автоматизм работы истории на социализм, изначальная справедливость всех его шагов, предопределённость торжества коммунистических идеалов. Сталин очень много времени уделял отрицанию: капиталистического способа производства, эксплуатации, ликвидации классов и всех партий, кроме большевистской, любых взглядов, кроме марксистских...
Сталинизм не привёл к полному перерождению общества, не смог в конечном счете, полностью деформировать социалистические идеалы и ценности. Вера людей в социализм была поколеблена, но не уничтожена. Сталинизм покрыл общество панцирем бюрократизма и догматизма, освобождение от которого идёт мучительно долго и трудно. Ущерб – особенно политический, социальный, культурный моральный, нанесённый сталинизмом обществу, – огромен. Шрамы сталинизма будут долго и болезненно рубцеваться. Недаром это явление повторилось и в других странах, например, Китае , Корее.
Список литературы
1. Аксютин Ю. (составитель). "Никита Сергеевич Хрущёв". М. 1989
2. Белади Л., Краус Т. "Сталин". М. 1990
3. Волкогонов Д. "Триумф и трагедия". М., 1989
4. Данилов А., Косулина Л. "История России ХХ век". М. 1998
5. Медведев Р. "О Сталине и сталинизме". М., 1990
6. Поспелов П. (председатель редакции). "История КПСС". М. 1965
Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.