Факультет: Менеджмент
Группа:6-111
Проверила: Ершова Ирина Олеговна
СТАЛИН И СТАЛИНИЗМ
Вступление
Все реже на страницах газет, экранах телевизоров мы встречаемся с материалами об И. В. Сталине, сталинизме, условиях породивших это явление и поэтому, возможно, считаем, что в настоящее время этого не может быть и таких людей не существует. Вместе с тем наше время характеризуется существенными перестройками не только социальных отношений в России, но и переориентацией потребностей, духовным перевоплощением людей, сопровождающихся переоценкой идеалов и пересмотров взглядов на роль личности в истории государства. Просматривая труды И. В. Сталина, трудно удержаться от восхищения его способностью работать, вести за собой, объединять людей в достижении цели и вместе с тем, невозможно без содрогания и жалости читать строки о бесконечных чистках в партии, уничтожении инакомыслящих, возведении в ранг "Бога" человека, поднявшегося на высшую ступень власти. Читая строки об аскетическом образе жизни Сталина, о его неприхотливости, видя его портреты в весьма скромных одеждах, без большого количества наград, возникают мысли о бескорыстии этого человека, поставившего всю свою жизнь на службу человеку. Но, когда думаешь о том, что эта жизнь привела к искоренению свободы слова в России, к практике всеобщей подозрительности и страха, к изоляции страны от всего внешнего мира, создается впечатление о непознанности во всем многообразии явления под названием "сталинизм", о не полном понимании путей и возможностей избежать повторения такого ужасного явления. На рубеже 2-х тысячелетий и нового столетия, хотелось бы как можно полнее понять истоки, процесс развития, внутреннюю суть апогея сталинизма, факторы, способствующие его поддержанию, разобраться в субъективных и объективных факторах этого явления, а также хотя бы поверхностно ознакомится с таким понятием, как "культ личности", что до сих пор, как нам кажется, существует в некоторых восточных странах. Этим и некоторым другим вопросам посвящена настоящая работа.
Часть. ФОРМИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ВЗГЛЯДОВ СТАЛИНА
Детство и юность Сталина
Основные черты личности человека формируются в детстве и юности. Как отмечает А. Улам в своей книге о Сталине, именно бедность и суровое детство Сталина оставили неизгладимый след на всей его жизни и несомненно сыграли определенную роль в становлении его характера.
Сталин (настоящая фамилия Джугашвили) родился 9 декабря (по григорианскому календарю 21 декабря) 1879 года в небольшом грузинском городке Гори. Его отец Вассарион Иванович Джугашвили, по национальности осетин, работал сапожником, был необразованным человеком и не мог способствовать всестороннему развитию ребенка. Он умер, когда Иосиф был подростком. Мать Сталина – Екатерина Георгиевна Геладзе, как и его отец, родилась в семье крепостных крестьян. Подобно своему мужу она была неграмотной и не знала русского языка.
Уже в детстве Сталину было присуще упрямство и стремление к превосходству над сверстниками. Он не отличался большими способностями, но был упорен и много читал. Будучи небольшого роста и физически слабым, Сосо (так его ласково называли в детстве) рано стал скрытным и мстительным и всю жизнь недолюбливал высоких и физически крепких людей. Стремление к славе рано овладело умом и чувствами Сталина, но он был беден и понимал, что добиться чего-либо серьёзного в царской России он не сможет. Большое впечатление на молодого Джугашвили произвели книги и судьба грузинского писателя А. Казбеги – одного из богатейших помещиков Грузии, который освободил своих крестьян от податей, отказался от богатства, ушёл в горы и жил там как простой пастух. Особенно нравился Иосифу роман Казбеги "Отцеубийца" о борьбе крестьян горцев за свою независимость и свободу. Один из героев произведения – неустрашимый Коба стал кумиром для молодого Сталина. Он даже стал называть себя Кобой, впоследствии это имя стало первой партийной кличкой Джугашвили.
Родители по разному представляли себе судьбу сына. Мать в 1888 году отдала Иосифа в местное духовное училище, несмотря на протесты отца, который хотел, чтобы Сосо также стал сапожником. Обучение велось на русском языке и Сталин научился хорошо писать по-русски, но свободно говорить на этом языке он не мог до конца жизни. В июне 1894 года Джугашвили был отмечен как лучший ученик. Учитель советовал его матери продолжить обучение способного мальчика. Молодой Иосиф Виссарионович, не достигший ещё и 15-летнего возраста, в 1894 году был зачислен в Тифлисскую духовную семинарию и до мая 1899 года это самое значительное учебное заведение Грузии оказывало решающее влияние на его духовное развитие. В духовном училище и особенно в семинарии царила обстановка обструкционизма, повседневного мелочного контроля и взаимных доносов. Сам Сталин признавал, что у тогдашних его наставников были и систематичность, и настойчивость в работе для осуществления дурных целей, но основной их метод – это слежка, шпионаж, обыски, залезание в душу, издевательство.
Первые полтора десятка лет становления Сталина, прошедшие в семинарских кельях и тюремных камерах, не могли не сказаться в конечном счете, на интеллекте, чувствах и воле профессионального революционера. В мышлении, в частности, это проявилось в ряде особенностей. Одна из них – стремление любое знание систематизировать и классифицировать, раскладывать на интеллектуальные "полочки". А это характеризует, если можно так сказать "катехизисное мышление". Как правило, такое мышление создаёт у окружающих впечатление, что это человек "организованного", последовательного ума. Другая особенность сталинского мышления связана с отсутствием серьёзного критического отношения к собственным идеям и поступкам. Джугашвили всю жизнь верил в постулаты – сначала христианские, а затем марксистские. Всё, что не вписывалось в усвоенные им концепции и схемы, Сосо считал еретическим, а затем оппортунистическим и боролся с ними всеми возможными способами.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.