III. Уровень преподавателя Web-технологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Методика преподавания раздела “Использование Web-ресурса (учебных, методических, справочных и др.) для поддержки и организации учебного процесса”.

2. Методика преподавания раздела “Основы Web-технологий, средства и методы создания образовательного Web-ресурса”.

3. Методика изучения Web-технологий в базовом и профильном курсе информатики в школе.

Следуя принципу последовательности и систематичности, курс ”Web -технологии в образовании”, рассчитанный на изучение Web-технологий, разобьем на три раздела. Каждый из разделов позволит достичь определенного уровня овладения средствами Web.

Первый раздел ”Использование Web -ресурсов (учебных, методических, справочных и др.) для поддержки и организации учебного процесса” позволит достичь уровня пользователя Web-ресурса и включает следующие темы: основы навигации в Web-пространстве, поисковые системы; поисковые системы Internet; организация и проведение поиска в Internet; многообразие учебных, методических, справочных Web-сайтов и области их применения; отбор и копирование необходимого Web-ресурса на ”собственные” твердые носители; оценка и переконструирование Web-ресурса образовательного назначения для ”собственной” ситуации; дистанционное образование; средства и формы организации дистанционного образования; дистанционное образование в повышении квалификации педагогических кадров.

Второй раздел ”Основы Web -технологий, средства и методы создания образовательного Web -ресурса” позволит достичь уровня разработчика Web-ресурса и включает следующие темы: введение в HTML и размещение информации на Web-сайтах; язык гипертекстовой разметки HTML, основы создания Web-страниц; HTML-дескрипторы, гипертекстовые ссылки, понятие URL, списки; графика в Web-пространстве, таблицы, фреймы, листы стилей; настройка графических элементов на мультимедийных Web-страницах; приемы и методы быстрой загрузки Web-страниц путем блокирования загрузки объемных видеоизображений; динамический HTML, введение в XML; использование HTML-редакторов для создания Web-страниц; технология создания учебного Web-ресурса.

Третий раздел ”Методическая подготовка в области преподавания Web -технологий” позволит достичь уровня преподавателя, который предполагает владение уровнем пользователя и разработчика Web-ресурса и включает следующие темы: методика преподавания раздела ”Использование Web-ресурсов (учебных, методических, справочных и др.) для поддержки и организации учебного процесса”; методика преподавания раздела ”Основы Web-технологий, средства и методы создания образовательного Web-ресурса”; методика изучения Web-технологий в базовом и профильном курсе информатики в школе.

Изучение курса методики обучения информатике включает в себя чтение лекций, проведение лабораторных и практических работ и педагогическую практику. Предлагаемая рабочая программа методики обучения информатике на факультете информатики, прошедшая апробацию в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ), отводит на курс лекций 34 часа, из них 16 часов посвящены методике обучения информатике учащихся V-VII классов, 10 часов и 8 часов соответственно - методике преподавания информатики в VII-IX и X - XI классах.

На лабораторные работы отводится 44 часа, из которых 16 посвящены анализу программ информатики V-XI классов, уроков информатики и изучению организации и оборудования учебных кабинетов. 20 часов отведено планированию учебного материала по информатике и разработке дидактических средств обучения. 8 часов - на проведение пробных уроков по информатике.

Разработка студентами типов уроков по разделам программы информатики, а так же критериев оценки знаний, умений учащихся позволяет судить о сформированности проектировочных и контрольных умений будущих учителей. Однако недостаточная сформированность организаторских, коммуникативных, мобилизационных методических умений, определяющих профессиональную готовность учителя информатики, представляет для нашего исследования особый интерес, так как именно вышеперечисленные являются, с нашей точки зрения, основными умениями, характеризующими готовность к педагогической деятельности. Организаторские умения направлены на практическую реализацию поставленных целей и задач обучения информатике. Владение коммуникативными умениями позволяет наладить межличностные отношения, правильно вести дискуссию, понимать реакцию слушателей, устанавливать благоприятный психологический климат, используя вербальные и невербальные способы общения, привлекать внимание слушателей и т.д. Таким образом, коммуникативные умения являются важным элементом эффективности педагогического управления.

Исследование проблем совершенствования методической подготовки будущего учителя информатики привело к необходимости проведения сравнительного эксперимента с целью выявления степени готовности к профессиональной деятельности выпускников, обучающихся по традиционной и предложенной нами модели и содержания обучения.

Педагогический эксперимент проводился в 2000 - 2005 учебных годах на базе факультетов информатики Армавирского и Дагестанского государственных педагогических университетов, готовящих бакалавров образования по специальности – физико - математическое образование с последующим присвоением квалификации - учитель информатики и английского языка (третий уровень высшего профессионального образования).

Констатирующий эксперимент строился на сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп, в которые вошли студенты III-IV курсов названных факультетов, закончившие изучение дисциплин методического цикла и прошедшие педагогическую практику в образовательных учреждениях.

В ходе эксперимента решались задачи: апробация методов и средств определения уровня методической подготовки; сравнительный анализ уровня подготовки контрольной и экспериментальной групп; проверка механизма формирования методических умений.

Распределение будущих учителей информатики по уровням методической подготовки осуществлялось с помощью: анкетирования, наблюдения за студентами в период педагогической практики, экспертных оценок, бесед, тестирования и т.д. Анкетирование студентов проводилось для определения мнения о сформированности у них методических умений, для чего был проведен опрос более 300 студентов очной и заочной форм обучения.

Контрольную группу составили 99 студентов III-IV курса очной формы обучения технического факультета Армавирского государственного педагогического института, экспериментальную 95 студентов той же формы обучения и факультета информатики Дагестанского государственного педагогического университета. В анкету включены вопросы, позволяющие выявить мнение студентов о сформированности у них аналитических, прогностических, проектировочных, организаторских, контрольных, коррекционных, коммуникативных умений, с нашей точки зрения, определяющих основу методической подготовки будущего учителя в области информатики и информационных технологий.

Анализ данных анкеты позволил нам определить с позиции студентов качественный уровень сформированности методических умений разных групп, которые необходимы для отбора и экспериментального исследования содержания подготовки.

Результаты педагогического эксперимента оценивались по предложенной А.Л.Денисовой методике и показателям готовности специалиста к эффективному использованию средств ИКТ (мотивационная, теоретическая, практическая, креативная готовность).

Мотивационная готовность оценивалась в результате наблюдений, бесед и анкетирования студентов. Теоретическая и практическая готовность по результатам обучения (экзаменационным оценкам) и выполнению лабораторно-практических работ. Креативная готовность оценивалась в результате анализа методических разработок студентов в рамках курсовых и дипломных работ.

Результаты сопоставительного анализа полученных данных во время эксперимента по выявлению качества готовности студентов в области ИКТ в контрольных и экспериментальных группах представлены на рис. 1.

Рис. 1.

Распределение студентов контрольной и экспериментальной группы по уровням теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности в условиях внедрения средств ИКТ в обучении информатике отражены на рис. 2.

Рис. 2.

Распределение студентов контрольной и экспериментальной группы по уровням креативной готовности к разработке и использованию средств ИКТ в учебном процессе.

Таким образом, данные эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанного содержания подготовки будущего учителя информатики. В условиях внедрения средств ИКТ в образовании.



Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В развитии содержания методической подготовки учителя информатики определяющую роль играют два основных фактора: изменение представлений о целях и образовательных результатах, содержании школьного курса информатики и перестройка информационно-образовательной среды обучения этому предмету, связанная с внедрением в нее средств информационных и коммуникационных технологий.

2. Изменилось понимание роли и места информатики в образовании:

· от ”компьютерной грамотности” к общеобразовательному курсу информатики, занимающему ведущее место в формировании научного мировоззрения, социализации школьников, подготовке их к последующему профессиональному образованию, вносящему существенный вклад в развитие мышления и т.д.;

· сформировалось иное, чем прежде, представление о целях, задачах, структуре, содержании школьного курса информатики (многоэтапная система обучения информатике, включая ее пропедевтику в младших классах, создание профильных курсов на старшей ступени школы и т.п.);

· изучение информатики стало играть существенную роль в развитии познавательной деятельности обучаемых через освоение средств и методов применения НИТ в обучении; методы познания (моделирование, ”вычислительный” эксперимент и др.), мировоззрение, формируемые информатикой, приобрели общенаучное значение, а умения и навыки, способы деятельности, осваиваемые при ее изучении, имеют общеинтеллектуальный, общеучебный, надпредметный научный характер, входят в число важнейших компетенций современного человека.

3. В связи с постоянным нарастанием темпов информатизации образования изменился характер профессиональной деятельности учителя информатики и в связи с этим изменилсяь ”удельный вес” отдельных компонентов профессиональной подготовки учителя информатики в сторону усиления методической подготовки, отражающей ведущие компоненты деятельности учителя информатики - гностический, проектировочный и т.д. Модернизация программ методической подготовки учителя информатики должна осуществляться в соответствии с требованиями более адекватного отражения в их содержании современных тенденций развития методической системы обучения информатике в школе, ориентированная на создание научно обоснованной модели педагогической деятельности учителя информатики на базе компетентностного подхода..

4. Среди направлений развития содержания школьного образования информатике, наиболее существенно влияющих на методическую подготовку учителя, наиболее значимое место занимает дифференциация и индивидуализация обучения. Дифференциация обучения информатике становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем методики. Однако она не получила должного отражения в содержании методической подготовки учителя информатики в педвузах. Необходимо раскрыть в курсе методики роль дифференциации обучения в обеспечении индивидуализации, развитии способностей, склонностей школьников, их познавательной активности, мотивации.

Реализация профильного обучения с разными ориентациями и содержанием для разных профилей обучения предполагает использование элективных курсов обучения, с чем на практике учитель сталкивается впервые и не готов к практической реализации учебного процесса на базе таких курсов. Эффективная реализация профильного обучения невозможна без внедрения в учебный процесс новых организационных форм и методов обучения (учебное проектирование, дистанционное обучение, учебно-модульная система и т.д.). Однако учитель во многом не готов к их широкому использованию.

5. Отсутствие у учителей информатики специальной и методической подготовки работы с учащимися начальной школы в области информатики и информационных технологий, реализующей специфические цели обучения на начальном звене преподавания информатики в школе.

6. Насыщение образовательного процесса средствами обучения на базе ИКТ фактически означает создание новой информационно-образовательной среды обучения, способной обеспечить достижение качественно новых образовательных результатов. Методическая подготовка учителя к профессиональной деятельности в новой среде предполагает:

·освоение им средств ИКТ в контексте содержания его будущей профессиональной деятельности и на основе использования типологии этих средств по методическим признакам;

·переход от существующего подхода к идеологии построения образовательной среды ”от дидактических возможностей средств ИКТ к поиску их места в образовательном процессе” к принципиально новому подходу – ”от потребностей развития образовательного процесса к выбору (или созданию) соответствующих средств ИКТ”.

7. В целях адекватного отражения названных выше факторов, влияющих на изменение профессиональной деятельности учителя информатики, в содержании его подготовки в педвузе обоснованы направления совершенствования действующих методических курсов и предложены программы и разработано учебно-методическое обеспечение преподавания новых курсов методической подготовки.

8. Становление непрерывной системы обучения специалиста предполагает повышение роли самообразования, что особенно актуально для учителя информатики в связи с большим динамизмом изменения методической системы обучения информатике в школе, постоянным расширением сферы применения компьютерных технологий в образовании. Повышение уровня самостоятельности и формирование навыков самообразования может осуществляться за счет разработанного модульно-интегративного подхода к проектированию учебного процесса методической подготовки будущего учителя.

 

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:

I . Монографии:

1. Абдуразаков М.М. Совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования. –Махачкала: ДГПУ, 2006. –190 с. 12 п.л.

2. Гаджиев Г.М., Абдуразаков М.М. Технология преподавания информатики. –Махачкала: ДГПУ, 2005. –65 с. 4 п.л., (авт. вклад 50%)

3. Кадыров И.Я., Абдуразаков М.М. Устойчивое развитие и образование. Ижевск: Издательский дом ”Удмуртский университет”, 2000. –182 с. 11,4 п.л., (авт. вклад 70%)

Дата: 2019-12-10, просмотров: 237.