Трудовые ресурсы: занятость и безработица
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе - повышение уровня и качества жизни населения.

Экономически активное население - это совокупность трудоспособных занятых и безработных граждан, которая обеспечивает предложение рабочей силы для товарного производства и сферы услуг в определенном периоде. Уровень экономической активности населения характеризуется удельным весом численности экономически активного населения в его общей средней численности в анализируемом периоде.

По данным Федеральной службы государственной статистики численность экономически активного населения в сентябре 2009г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 76,2 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,4 млн.человек, или 92,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,8 млн.человек (7,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,0 млн.человек.

Экономически неактивное население - это население, которое по каким-либо причинам не создает предложения рабочей силы. Обычно, к экономически неактивному населению относят следующие его категории:

 - учащиеся и студенты дневной формы обучения;

 - пенсионеры по возрасту и других категорий, согласно национального трудового законодательства;

- инвалиды соответствующих групп (согласно законодательства);

- домработники и работающие по уходу за детьми, больными и т.п.;

- работающие лица, которые по каким - либо причинам прекратили поиск работы (исчерпали все возможности найти подходящую работу, оставили надежду найти работу);

- обеспеченные лица, у которых нет необходимости (желания) работать с целью получения трудового дохода.

Безработными считаются лица от 16 и старше, которые в рассматриваемый период:

- занимались поиском работы;

- были готовы приступить к работе;

- проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Противоположным занятости явлением выступает безработица, которая, как и снижение трудовой творческой активности, является фактором, углубляющим социальную напряженность в обществе, что, в свою очередь, ослабляет экономическую безопасность страны.

Современная ситуация в России обостряется тем, что оба эти фактора имеют устойчивую тенденцию к росту, что непосредственно сказывается на динамике численности безработных (рис.2).

 

 

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на третью неделю сентября 2009г. Федеральной службой государственной статистики, в общей численности безработных 3131 тыс.человек, или 54,3% составляли мужчины и 2633 тыс.человек, или 45,7% - женщины. Сельские жители составляли среди безработных 1936 тыс.человек, или 33,6%. Средний возраст безработных в сентябре 2009г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 29,1%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,8%.

Неуклонное увеличение численности безработного населения характеризует безработицу как массовое и застойное явление. Безработица в России обладает собственными особенностями. Она не обусловлена демографическими факторами, как в развивающихся странах. Она не вызвана циклическими волнами спроса и предложения товаров и услуг, характерными для стран развитого капитализма. Безработица в России вызвана социально-экономическими факторами. На первом месте среди них находится спад производства, обострившийся разрушением системы экономических связей с бывшими союзными республиками СССР. Безработица инициируется изменениями в отношениях собственности, связанными с приватизационными процессами. На предприятиях негосударственного сектора экономики происходит значительное сокращение численности работников. Правда, здесь наблюдаются противоречия. Развитие частного сектора в форме малого и среднего предпринимательства расширяет емкость рынка рабочей силы, поскольку создаются новые рабочие места.

 Трудно объяснить безработицу в России переходом к рынку, поскольку монополизация экономики по сути дела сохраняется, особенно естественная монополия, конкуренции практически нет, производительность труда не только не растет, а даже падает и, следовательно, отсутствуют причины для высвобождения занятого населения.

Немаловажным фактором, вызывающим увеличение безработицы, является инвестиционный кризис. Если спад производства ведет к недогрузке производственных мощностей, то сокращение капитальных вложений вызывает сокращение ввода новых и дополнительных рабочих мест. Одним из факторов нарастания численности безработных выступает крупный отток капитала из России за границу. Использование этого капитала могло бы существенно увеличить спрос на рабочую силу.

В результате структурной перестройки в экономике продолжает сохраняться отраслевая дифференциация в динамике численности занятых по отраслям. Сокращение рабочих мест в связи с физическим износом в угольной промышленности составляет 60% от общего сокращения численности рабочих в отрасли, в текстильной – 57%, машиностроении и металлообработке и легкой промышленности – 40%, нефтехимической промышленности – 32%. Острота проблемы сокращения рабочих мест в этих отраслях связана с тем, что значительное число предприятий являются градообразующими. К регионам с высоким уровнем безработицы относят: Ивановскую, Псковскую, Ярославскую, Владимирскую, Костромскую и Архангельску. Области, Ингушскую и Удмуртскую республики, Республику Калмыкию, Ненецкий автономный округ, т. е. те регионы, в которых значительную роль в экономическом развитии играют машиностроение, легкая промышленность, предприятия военно-промышленного комплекса.

Вместе с тем в нескольких районах России сохранилось большое по сравнению со среднереспубликанскими показателями число безработных, приходящихся на одно вакантное место, при невысоком уровне безработицы. К таким регионам относятся прежде всего национальные образования: Еврейская автономная республика, республики Тува и Алтай, Новгородская и Саратовские области. Это связано с традиционной ограниченностью предложения рабочих мест в этих регионах, а также недостаточной информированностью и активностью жителей, слаборазвитой инфраструктурой.

Обострение проблемы безработицы выражается в:

- усилении ее региональной дифференциации;

- углублении очаговой безработицы;

- увеличении продолжительности безработицы;

-расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным.

Усиление региональной дифференциации по уровню безработицы. При анализе безработицы на основе средних показателей острота проблемы неизбежно сглаживается, так как ее уровень значительно различается в зависимости от региона, варьируясь от 4,8 % в Москве до 30,3% в Республике Дагестан и 51% в Республике Ингушетия.

Разработка, использование и развитие инновационных технологий, распространение компьютерной и информационной техники предполагают наличие трудовых ресурсов нового типа. И в этом отношении для России чрезвычайно полезен опыт целенаправленного формирования трудовых ресурсов творческого склада, накопленный на Западе с 60-х г., то есть с начала НТР. Там этот процесс сразу же был возведен в ранг государственной политики.

Одним из ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализации общественного труда.

Для российской экономики особенно важно то, что современный рынок труда формируется под влиянием широкого спроса на рабочую силу новаторского типа и одновременно ответного массового выхода на рынок труда кадров, хорошо подготовленных к труду в условиях интенсивных научно-технических перемен, способных к активной преобразующей деятельности.

В области совершенствования трудовых ресурсов особое значение приобретает воспитание личности, направленное на развитие ее творческого мышления и инициативы. Ключевым становится индивидуальный подход. Возникает типичная ситуация, когда каждый человек на всех стадиях обучения получает знания, исходя из уровня своего интеллекта. Время обучения также индивидуально.

Немаловажно систематически изучать опыт эффективного использования качественно новой, предполагающей высокую профессиональную и научную подготовку рабочей силы - трудовых ресурсов будущего, которые в настоящий момент в экономике России и других стран СНГ используются плохо и занимают низшее положение по оплате труда.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 259.