Содержание
Введение 2
1. Понятие трудовых ресурсов
1.1. Трудовые ресурсы: понятие, сущность и структура 4
1.2. Возрастные границы трудовых ресурсов 8
1.3. Измерение трудовых ресурсов 9
1.4. Показатели эффективности использования трудовых
ресурсов 10
2. Использование трудовых ресурсов
2.1. Размещение трудовых ресурсов на территории России 12
2.2. Взаимосвязь между размещением трудовых ресурсов и рациональным их использованием 13
2.3. Трудовые ресурсы: занятость и безработица 14
3. Основные направления повышения качества трудовых ресурсов
3.1. Качество трудовой жизни 20
3.2. Подбор квалифицированного персонала 21
3.3. Россия как перспективный рынок для поиска трудовых
ресурсов 25
Заключение 31
Список литературы 32
Введение
Из известных на данный момент факторов производства одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд.
Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.
Обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду - рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.
Российский рынок труда имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, его характеризует крайняя неравномерность размещения трудовых ресурсов. Крайний Север России, занимающий 2/3 ее территории, является зоной очагового заселения. Здесь сосредоточено всего 1/5 россиян, проживающих в населенных пунктах, разбросанных по огромной территории. Европейская территория России — зона сплошного заселения, где сосредоточено 93 % населения страны. Во-вторых, российский рынок труда характеризуется крайне невысокой мобильностью трудовых ресурсов. С одной стороны, это объясняется значительными расстояниями между центрами экономической жизни, с другой — бедностью населения. Кроме того, не созданы нормальные условия для самодвижения трудоспособного населения (например, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд и т. д.). В-третьих, весьма своеобразна качественная составляющая трудовых ресурсов страны. С одной стороны, ее характеризует низкая дисциплина труда, иждивенческие настроения, с другой — высокий уровень образованности. Уровень грамотности взрослого населения в России составляет 99,6 % и является одним из самых высоких в мире, среднее образование имеет 95 % населения.
Сегодняшний рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны являются трудоизбыточными. В целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее (Ивановская область, Республика Тува, Архангельская и Тамбовская области, республики Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан). В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворенный спрос на отдельные категории специалистов при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.
Сложность и многогранность проблем рационального использования трудовых ресурсов обусловлена органической взаимосвязью их со всеми фазами общественного воспроизводства, что предопределяет необходимость их комплексного изучения.
Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.
В соответствии с этой задачей в данной курсовой работе рассматриваются следующие вопросы: понятие трудовых ресурсов, использование трудовых ресурсов, основные направления повышения качества трудовых ресурсов.
Изучение этих вопросов позволит выявить проблему рационального использования трудовых ресурсов и повышения его эффективности.
Понятие трудовых ресурсов
Измерение трудовых ресурсов
Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.
Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.
Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая по формуле:
,
где Тр.ср. — среднегодовой темп роста; п — число лет; Ч1 и Ч2 — численность соответственно в начале и конце периода.
Темп прироста рассчитывается по формуле:
,
где Тпр.ср. — среднегодовой темп прироста.
Количественная оценка тенденций состояния и использования, трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.
Качество трудовой жизни
В настоящее время качество трудовой жизни прежде всего является дальнейшей конкретизацией понятия «качество жизни», которое представляет собой всестороннюю характеристику уровня и условий жизни населения и определяется экономическим, социальным, демографическим, экологическим, географическим положением и моральными факторами. Традиционно выделяются как объективные составляющие качества жизни (потребление продуктов питания, уровень занятости, развитие сферы услуг, социальное обеспечение), так и субъективные (удовлетворенность работой и условиями жизни). Как мы видим, в рамках этого понятия существует четко выраженная трудовая составляющая. Неудивительно поэтому, что ОЭСР анализирует качество трудовой жизни в разрезе следующих направлений: здоровье, образование, занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, состояние потребительского рынка, окружающей среды, личная безопасность, социальные возможности и социальная активность.
Качество трудовой жизни определяет характеристики условий и организации труда с позиций наилучшей реализации способностей работника. Оно оценивается с позиций занятых, предпринимателя и общества с учетом технологических, организационных, эргономических, социальных, психологических факторов. Его составляющими являются как характеристики рабочего места, так и его непосредственного окружения.
Качество рабочих мест — одна из составляющих качества трудовой жизни. Оно определяется прогрессивностью, устойчивостью рабочих мест, условиями труда на них, а также величиной трудового вознаграждения, им соответствующего. Выделение характеристик качества рабочих мест из обширной совокупности характеристик качества трудовой жизни всегда имеет несколько условный характер. Впрочем, то же самое можно сказать, если исследовать соотношение категорий «качество жизни» и «качество трудовой жизни».
В ходе многоплановой деятельности предприятий по повышению качества трудовой жизни следует учитывать перечисленные ниже требования, имеющие принципиальный характер:
• необходимость максимально широкого участия работников в принятии соответствующих решений;
• параллельный учет как технико-технологических факторов, так и социальных аспектов происходящих изменений;
• первоочередное внимание к содержанию труда занятых по сравнению с его условиями.
В настоящее время накоплен значительный опыт относительно мер, которые способны улучшить качество трудовой жизни. В основном они могут быть сгруппированы по четырем направлениям:
• гуманизация труда, предполагающая проведение комплекса мероприятии в области его организации и вознаграждения, изменения структуры управления предприятием;
• повышение гибкости занятости, что находит свое выражение, в частности, во внедрении новых форм организации рабочего времени в интересах работников;
• демократизация трудовой жизни путем тщательного рассмотрения всех жалоб и предложений, широкого внедрения согласительных процедур, участия занятых в принятии решений;
• адекватное и справедливое вознаграждение за труд при отсутствии какой-либо дискриминации.
Все четыре основных направления повышения качества трудовой жизни тесно связаны друг с другом. Только одновременная работа, связанная с решением всего комплекса проблем, позволяет добиться должных результатов в решении этой сложной задачи.
Заключение
Оптимизация процессов формирования и использования трудового потенциала страны, района, производственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и отраслей народного хозяйства. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.
Распределение и использование трудовых ресурсов необходимо исследовать в достаточной связи с техническим прогрессом. В настоящее время в нашей стране нет региона, где бы проблемами трудовых ресурсов не занимались крупные научные коллективы.
Интерес к этим проблемам не случаен. Он обусловлен тем, что в основе всех экономических процессов, совершающихся в обществе, лежит труд. Труд и рабочее время, которыми располагает общество, в конечном итоге являются регуляторами общественного производства.
Многочисленные исследования проблемы трудовых ресурсов показывают, насколько мы еще далеки от того, чтобы полностью овладеть методами контроля за использованием ресурсов труда, которыми располагает общество, насколько ложны задачи науки и практики, чтобы приблизить общество к идеалу - полному и рациональному использованию трудовых ресурсов.
Список литературы
1. Винокуров М. А., Горелов Н. А. Экономика труда, СПб, 2004.
2. Генкин Б. М. Введение в теорию эффективности труда, СПб, 1992.
3. Степанов В.И., Мешков А.А. Экономия и нормирование материальных ресурсов. М., "Высшая школа", 1991.
4. Зущина Г. М., Костин Л. А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М, 1996.
5. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России. М.: 2003.
6. Региональная экономика, под редакцией Морозовой Т.Г., М., ЮНИТИ, 1995.
7. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России учебное пособие для вузов. М., 2002.
8. Соболева И., Четвернина Т., Масштабы безработицы в России и способы ее измерения // Вопросы экономики. 1999. №11
9. "Экономика предприятия" / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова - Москва: "Банки и биржи", издательское объединение "Юнити", 1996.
10. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. М., 2002.
11. "Экономика предприятия" / под редакцией О.И. Волкова - Москва: "Инфра-М", 1998.
12. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1992.
13. Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая и социальная география России: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2000.
14. Казанцев А. К. , Серова Л. С. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2002.-348с.
15. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. - М., 1989.
16. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учеб. Пособие для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
17. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика : учеб. пособие для вузов. М.: Юрист, 2001.
18. Общественная география России: учеб. пособие для вузов / под ред. В.П. Дронова, В.Г. Глушковой. М.: Классике Стиль, 2003.
19. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1994.
20. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М.: Госкомстат России, 2003.
21. Занятость и заработная плата [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: http://www.gks.ru- Загл. с экрана.
Содержание
Введение 2
1. Понятие трудовых ресурсов
1.1. Трудовые ресурсы: понятие, сущность и структура 4
1.2. Возрастные границы трудовых ресурсов 8
1.3. Измерение трудовых ресурсов 9
1.4. Показатели эффективности использования трудовых
ресурсов 10
2. Использование трудовых ресурсов
2.1. Размещение трудовых ресурсов на территории России 12
2.2. Взаимосвязь между размещением трудовых ресурсов и рациональным их использованием 13
2.3. Трудовые ресурсы: занятость и безработица 14
3. Основные направления повышения качества трудовых ресурсов
3.1. Качество трудовой жизни 20
3.2. Подбор квалифицированного персонала 21
3.3. Россия как перспективный рынок для поиска трудовых
ресурсов 25
Заключение 31
Список литературы 32
Введение
Из известных на данный момент факторов производства одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд.
Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.
Обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду - рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.
Российский рынок труда имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, его характеризует крайняя неравномерность размещения трудовых ресурсов. Крайний Север России, занимающий 2/3 ее территории, является зоной очагового заселения. Здесь сосредоточено всего 1/5 россиян, проживающих в населенных пунктах, разбросанных по огромной территории. Европейская территория России — зона сплошного заселения, где сосредоточено 93 % населения страны. Во-вторых, российский рынок труда характеризуется крайне невысокой мобильностью трудовых ресурсов. С одной стороны, это объясняется значительными расстояниями между центрами экономической жизни, с другой — бедностью населения. Кроме того, не созданы нормальные условия для самодвижения трудоспособного населения (например, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд и т. д.). В-третьих, весьма своеобразна качественная составляющая трудовых ресурсов страны. С одной стороны, ее характеризует низкая дисциплина труда, иждивенческие настроения, с другой — высокий уровень образованности. Уровень грамотности взрослого населения в России составляет 99,6 % и является одним из самых высоких в мире, среднее образование имеет 95 % населения.
Сегодняшний рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны являются трудоизбыточными. В целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее (Ивановская область, Республика Тува, Архангельская и Тамбовская области, республики Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан). В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворенный спрос на отдельные категории специалистов при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.
Сложность и многогранность проблем рационального использования трудовых ресурсов обусловлена органической взаимосвязью их со всеми фазами общественного воспроизводства, что предопределяет необходимость их комплексного изучения.
Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.
В соответствии с этой задачей в данной курсовой работе рассматриваются следующие вопросы: понятие трудовых ресурсов, использование трудовых ресурсов, основные направления повышения качества трудовых ресурсов.
Изучение этих вопросов позволит выявить проблему рационального использования трудовых ресурсов и повышения его эффективности.
Понятие трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы: понятие, сущность и структура
Термин "трудовые ресурсы" возник в первые годы советской власти и использовался в обстановке централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд законодательно была закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), лица, длительное время без уважительных причин не работавшие, преследовались по закону и могли быть наказаны лишением свободы. Строгий статистический учет трудоспособного населения - трудовых ресурсов (наряду с ресурсам природными, материальными и финансовыми) был одним из элементов централизованного планирования экономики.
С середины 1993 года российская статистика перешла на рекомендованную международными конференциями статистиков труда и Международной организации труда систему классификации населения, согласно которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.
Переход России от тоталитаризма и командно-административной экономики к экономике рыночной, к свободному труду и запрету на труд принудительный делает бессмысленным использование термина "трудовые ресурсы" в его прежнем толковании. Не могут относиться к трудовым ресурсам лица, которых иначе, как принудительно к труду не привлечешь. Правда, подобная аргументация не всем кажется убедительной; некоторые продолжают отстаивать прежнее представление, согласно которому ресурсы труда или трудовые ресурсы складываются из экономически активного населения, лиц, занятых учебой с отрывом от производства, и лиц, не занятых трудовой деятельностью и не обучающихся.
Поэтому следует обосновать первую точку зрения на этот вопрос подробнее. Для начала нужно вспомнить, что словом "ресурсы" обозначаются разного рода средства, запасы, возможности, источники, которые можно использовать. Спрашивается, может ли предприятие считать своими материальными ресурсами какие-либо материалы, находящиеся в собственности другого предприятия, если последнее не собирается ему их ни продавать, ни передавать? Можно ли считать своими финансовыми ресурсами деньги, которые находятся у других людей и нам не принадлежат и, более того, которые нам не собираются даже одалживать? Ответы отрицательные. Тогда почему же следует относить к трудовым ресурсам лиц, имеющих легальные средства существования, которые не работают и которых по закону нельзя заставить работать. Значит, нельзя называть ресурсом то, что не может быть использовано.
Сам по себе термин "трудовые ресурсы" вполне мог бы сохраниться в научном обороте, если бы он не нес бремя тяжелой "наследственности", связанной с нарушением прав человека. Сохраняя термин "трудовые ресурсы" мы вольно или невольно придаем ему то содержание, которое было сформулировано при появлении его в научном обороте в одной из статей академика С. Г. Струмилина в 1922 г. и не изменялось многие десятилетия.
Действительно, в экономике наряду с другими ресурсами присутствуют и человеческие ресурсы, т. е. ресурсы труда. Поэтому понятие "трудовые ресурсы" может иметь право на существование лишь в историческом аспекте. Применение же его сегодня для обозначения ресурсов труда искажает их содержание.
Реальными же людскими ресурсами труда, как это признано статистиками во всем мире, является экономически активное население.
Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.
Из этого определения вытекает, что трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых экономической деятельностью (в различных отраслях), а с другой, - не занятых, но которые могут трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.
Принадлежность человека к трудовым ресурсам также определяется его возрастом. Существуют определенные возрастные границы (возрастной ценз), пребывая в которых (при прочих равных условиях), человек относится к трудовым ресурсам. Эти границы обычно регламентируются национальным трудовым законодательством. Различают следующие фазы воспроизводства трудовых ресурсов: фаза формирования, фаза распределения и перераспределения и фаза использования.
Фаза формирования характеризуется естественным воспроизводством трудовых ресурсов, восстановлением способности к труду реальных работников и получением людьми образования, специальности и определенной трудовой квалификации.
Фаза распределения и перераспределения в условиях рыночной экономики, в основном, обеспечивается функционированием рынка труда и характеризуется распределением рабочей силы по сферам занятости, отраслям экономики, видам работ, предприятиям, регионам и районам страны.
Фаза использования состоит в использовании экономически активного населения на конкретных предприятиях и в экономике в целом.
Существуют экстенсивный и интенсивный типы воспроизводства трудовых ресурсов.
Экстенсивный тип воспроизводства характеризуется увеличением численности трудовых ресурсов без изменения их качественных характеристик.
Интенсивный тип воспроизводства предусматривает изменение качественных характеристик рабочей силы. К ним относят: рост образовательного уровня работников, их квалификации, физических и умственных способностей и т.п. Структура трудовых ресурсов многогранна и включает различные компоненты и характеристики трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы могут быть структурированы по различным признакам: возрасту, полу, образованию, профессии, религии, занятости, по сферам экономики, месту жительства и т.п. (рис.1).
|
Рис.1. Структура трудовых ресурсов
С экономической точки зрения, основными структурными составляющими трудовых ресурсов являются: экономически активное и экономически неактивное население.
Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.
В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.
Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 310.