Расстройство детско-родительских отношений как причина развития наркозависимости.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Группа авторов полагает, что патологию семейного общения, влияющую на формирование наркозависимости, нельзя свести к одному фактору.

Представитель психоаналитического направления американец Л. Вюрсмер выделяет четыре основных нарушения эмоционального общения, способствующих возникновению наркотических заболеваний:

1) насилие в детском возрасте со стороны родителей;

2) навязчивый контроль поведения ребенка;

3) постоянная ложь, культивируемая в семье. В результате «доминирующей эмоцией у ребенка становится стыд, происходит деперсонализация, утрачивается чувство реальности»;

4) непоследовательность в воспитании. В результате нарушается стабильность «сверх-Я», а это приводит к нарушению социализации [37].

    Другой представитель психоаналитического направления Берн Э. полагает, что существует игра «алкоголик», сценарий который формируется в раннем детстве, в результате «толчка» со стороны родителей в форме высказываний: «он у нас дурачок» или «она у нас грязнуля» и т.д. В зрелом возрасте ребенок, выросший в такой семье, следует сценарному предписанию родителей «убей себя», заложенному ими еще в детские годы, используя для этой цели алкоголь и наркотики [5, с.228].

    Психолог Баликоев А. также говорит о жизненном сценарии, но с иной точки зрения. Он считает, что контакт с ребенком часто утрачивается еще до рождения, когда родители уже придумали за сына или дочь жизненный сценарий. Родители видят в ребенке самих себя и пытаются решить за него свои проблемы, реализовать свои несбывшиеся мечты (причем, даже не осознавая этого).

    Ряд авторов основной причиной наркотизации считают нарушение идентификации с родителями [21, с. 184; 36, с. 236]. «Теория идентификации подчеркивает роль эмоций и подражания, полагая, что ребенок имитирует поведение представителей своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять» [21, с 184]. Олпорт полагает, что идентификация мужчины-наркомана с отцом обычно выражена слабо или не существует вообще. Наркоманию он считает бунтом против родителей, а опосредованно, и против общества [36, с 236].

    Относительно многодетных семей, А. Адлер полагал, что имеющаяся у последнего ребенка склонность к сильной зависимости от всех старше себя в семье, позволявшая ему в детстве немедленно и без затруднений решать проблему, может обернуться в последствии высокой вероятностью химической

зависимости [1].

    Согласно Березину С.В., общая черта, объединяющая подобные семьи, заключается в том, что супруги и остальные домочадцы говорят, думают, рассуждают на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют, переживают – на другом, что образует скрытую инфраструктуру их жизни, своеобразный подтекст семейных отношений [4]. Именно в этом подтексте и может скрываться причина, фиксирующая наркотизацию.

    С позиции семейной психологии наркоманию можно рассматривать как крайнюю форму разрешения семейного кризиса. В связи с этим наркомания является своего рода сообщением о кризисных процессах, от которых страдает вся семья. При этом, чем сильнее закамуфлированы, чем глубже вытесняются, подавляются и прячутся факт и причины семейного кризиса, тем острее проявляется неблагополучие детей [53].

По литературным данным можно выделить ряд признаков, характерных для семей наркозависимых. Нередко авторы излагают противоположные точки зрения, что лишь подтверждает масштабность и актуальность данной проблемы. Однако не оставляет сомнений то, что основы личности закладываются в семье, поэтому в ней особое значение приобретает психологический аспект отношений. «Сама по себе модель семьи (полная, неполная) еще ничего не определяет. Невозможно что-либо прогнозировать, не зная психологического микроклимата семьи, сложившихся в ней взаимоотношений, ценностных ориентаций, культурных запросов, традиций» [38]. Основы характера, заложенные в детстве, в большей мере определяют, каким вырастет человек. Позиция человека по отношению к наркотикам зависит от опыта его детских лет, от его личности, а также от социальных условий.

    Этим и объясняется то, почему некоторые люди не испытывают потребности в наркотиках, даже если возможность легко их достать, а другие являются умеренными потребителями наркотиков, никогда не впадая в зависимость от них, в то время как третьи оказываются «втянутыми» и к тому же способными переходить от одного вида наркотика к другим [15].

    Согласно Фромму, «человеческий организм нуждается в некотором минимальном количестве волнения (возбуждения). Мы видим, что человек жадно ищет возбуждения и непосредственно реагирует на него» [49]. При этом «человек с богатой внутренней жизнью сам по себе активен и не нуждается в особых внешних стимулах, ибо в действительности он сам ставит себе цели и задачи» [49].

    Фромм обращает внимание на активность, продуктивность, оригинальность детей в возрасте пяти лет, которые сами постоянно находят себе «стимулы» и «создают» целый мир из обрывков бумаги, кусочков дерева и т.д. Но уже в шесть лет, когда они попадают под «жернова воспитательной мельницы», они начинают приспосабливаться, утрачивают непосредственность, становятся пассивными и нуждаются в таком стимулировании, которое позволяет им пассивно реагировать [49].

    По мнению Братуся Б.С., главное внимание надо уделять тем периодам жизни человека, когда он еще далек от тяги к наркотикам, когда образуется его личность, круг его нравственных интересов, способы и стиль достижения намеченных целей [10]. Иначе говоря, следует начать с психологических и социально-психологических причин, истоков наркомании как «аномалии» формирования личности.

    Психологические исследования, проведенные Юнгом К.Г., доказали, что типы ассоциаций особенно совпадают среди определенных членов семьи, например, у матери и ребенка. Описывается пример, где более 30% всех ассоциаций у матери и дочери были представлены одинаковыми словами. «Это удивительный случай ментальной «инфекции» [55, с.49].

Данное исследование лишний раз подтверждает высокую степень влияния родителей на формирование личности ребенка.

    Обобщающая  детерминанты  родительского  отношения  в  различных

концепциях, Б.Ю. Шапиро [51, с.331] выделили следующие:

· особенности личности родителя (концепция А. Адлера, Дж. Боулби, Л.Лоевингер)

· этиологические факторы (С.Лейбовичи)

· личностные и клинико-психологические особенности (работы М.И. Лисиной, Н. Ньюсона)

· социокультурные детерминанты (Х. Харлоу, М. Лаоса)

· особенности внутрисемейных отношений (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер).

По литературным данным, большинство авторов указывают на прямую связь наркомании с такими условиями развития, как альтернирующий (переменный, чередующийся) тип эмоциональных отношений со стороны родителей и неконгруэнтность общения родителей с детьми [28]. Максимова Н.Ю., говоря о роли неправильного воспитания в возникновении аддиктивного поведения, указывает, прежде всего, на эмоциональное отношение к ребенку: степень душевного контакта с сыном или дочерью, нежность, ласковость в общении с ним [28, c.138].

    Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направленно на развитие и поддержание интенсивности эмоций [Ц.П. Кореленко, Т.А. Донских].

    Развитие сферы эмоций и чувств ребенка зависит от опыта общения в семье. Нарушение эмоциональных связей между членами семьи препятствует усвоению ребенком норм взаимоотношений и нравственных позиций. Конфликтные, напряженные отношения между родителями ведут к нарушениям эмоционального и волевого развития детей, проявляющихся в трудностях социальной адаптации, отклонениях в поведении [48].

    Отечественные ученые также подчеркивают возрастные роли

эмоциональных факторов в функционировании семьи, т.к. индивидуальное

нравственное сознание предполагает не просто восприятие и понимание принципов и норм морали, но и обобщение эмоционального опыта [44].

    Психологические исследования показали, что особую роль в эмоциональном, нравственном и умственном развитии ребенка играет его близость с матерью в первые годы жизни [9, 54]. Отсутствие материнской заботы либо ее длительное лишение ведут к состоянию «психической депривации», с которым связано отклонение в развитии, проявляющееся в различных формах, в том числе и наркомании.

    Каждая семья имеет свой уровень нравственно-эмоциональной выразительности внутрисемейных отношений, который зависит от индивидуальных особенностей членов семьи [53, с.32].

    В психоаналитической традиции выполнено ряд исследований эмоциональных взаимоотношений между родителями и детьми. В качестве главных объяснительных категорий Х.Е. Рихтер использует психоаналитические понятия (роль ребенка, перенос, нарцисстические проекции), анализируя на их основе нарушения взаимоотношений в семье. Под детской ролью он понимает «структурированную совокупность неосознанных родительских ожиданий – фантазий, которые предписывают ребенку выполнение определенной функции» [44, с.9].

    К. Роджерс рассматривает нарушение отношений в семье больше с позиции непосредственного взаимодействия как недостаток удовлетворительного эмоционального отношения (эмпатии, уровня уважения, готовности к раскрытию и т.д.), способствующего «истинной самоактуализации» [44, с.10].

    В продолжении психоаналитической традиции В. Буриан полагает, что решающим фактором формирования наркозависимости является алекситимия – трудности с вербализацией чувств [22]. Этот дефект возникает в раннем детстве при нарушении общения с матерью. В этот период соматическое выражение аффекта – единственная форма коммуникации с матерью. Большинство матерей воспринимают его как требование поддержки, способствуя при этом формированию у ребенка навыков самонаблюдения и вербального отчета о своих эмоциях. В результате аффект у детей вербализуется и дифференцируется. Если же интеракция ребенка и матери нарушена, то аффект вербализуется неадекватно, остается недифференцированным и воспринимается как угрожающий, усиливается опасность инфантильных мечтаний [22].

    В. Буриан подчеркивает, что во время разрыва инфантильной связи с родителями, которая должна прекратиться и замениться зрелыми связями с другими людьми, психоактивные вещества, заменив мать как объект привязанности, носят, как мать, амбивалентный характер: с одной стороны, оказывают поддержку, а с другой – представляют опасность.

    Т.о. решающим фактором формирования наркотической зависимости, согласно мнению В. Буриан является нарушение выражения эмоций в общении матери с ребенком.

    Курек Н.С., противоположно выше изложенной точки зрения, говорит преимущественно о нарушении импрессивного аспекта эмоциональной сферы больных наркоманией [22]. Курек Н.С. предполагает, что выявленное в исследовании нарушение восприятия эмоций у наркозависимых является побуждающей к наркотизации причиной снижения уровня взаимопонимания, увеличения числа конфликтов в общении, неадекватного ситуации общения выражения эмоций, нарушения невербальной коммуникации. При этом эмоциональная экспрессия относительно сохранена, ее нарушения носят вторичный характер.

    Группа авторов утверждает, что определяющим фактором формирования наркотической зависимости является «эмоциональная уплощенность» и эмоциональное отвержение родителей наркозависимых [7, 40].

    Согласно   Пятницкой   И.Н.,    эмоциональная    уплощенность  –   это

холодность, слабость и узость круга привязанностей, поверхностность,

 не длительность чувств [40]. Эмоциональная глухота взаимна. Родители часто ничего не могут сказать о своем ребенке (склонности, привязанности, вкусы, времяпрепровождение); обычные ответы на вопросы – «как все», «хороший». Дети не знают зачастую характер работы родителей и даже их возраста. Обращают на себя внимание быстрое угасание привязанностей. При этом охлаждение родителей обычно опережает привязанность ребенка. Этот временной разрыв содержит психотравмирующий ребенка фактор.

    Согласно Анохину П.К., психическая травма – это, прежде всего психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Центральное место эмоций в структуре психотравмирующего переживания закономерно, оно обусловлено как важным местом эмоций в организации и интеграции психических процессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем организма [2].

    Важнейшей чертой психотравмирующих переживаний является, как было показано В.Н. Мясищевым, их центральное место в структуре личности, их особая значимость для индивида [35].

    Эйдемиллер Э.Г. также большое внимание уделяет семье как источнику психической травмы [53]. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний, по мнению Эйдемиллера, определяется рядом обстоятельств:

1) Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. А также тем, что семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни индивида является единственной социальной группой, в которую он включен.

2) Многосторонностью семейных отношений и их зависимостью друг от друга.

3) Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по

отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травмирующим [53 , с.35].

    Х. Шультц-Хенке обращается к невротическим нарушениям развития и выделяет в этой связи виды влияния родителей на ребенка. Все травмирующие влияния он характеризует как «тормозящие» [44, с.9]. Подобное влияние проявляется в нарушениях эмоционального и волевого развития детей, в трудностях социальной адаптации, отклонений в поведении, противоправных поступках, в том числе и в приеме наркотических средств.

    Анализ литературных источников не оставляет сомнений в том, что наиболее значимым в структуре девиантной личности являются не интеллектуальные, а эмоционально-волевые особенности. Авторы используют понятия: эмоциональное отвержение [7], эмоциональная уплощенность [40], альтернирующий тип эмоциональных отношений [28], нарушения экспрессивно-импрессивного аспекта эмоциональной сферы [22] и т.д. На их основе они анализируют нарушения детско-родительских взаимоотношений, которые запускают наркотическое поведение детей. В том случае, когда начинают превалировать исключительно негативные отрицательные переживания, определяя весь тон и направления жизни, все формы отношения к миру и самому себе, начинается аномальное, отклоняющееся развитие, уводящее от общих сущностных задач, замыкающих человека в узкий круг негативных переживаний и в конце концов ненависти (чаще бессильной) к себе и другим. Именно эти психологические особенности провоцируют их на «уход от реальности» с целью изменить свое психическое состояние искусственным путем. 

    Согласно Завьялову В.Ю., семья или «семейная система», в которую включают не только ядро семьи («нуклеарная семья» - родители и дети), но и предшествующие и последующие генерации, родственные связи с близкими и дальними родственниками – главный фактор в развитии символического приобщения к наркотикам [18, с.60]. От генерации к генерации передаются системы ценностей, модели поведения, «семейные ритуалы», символы и т.д. Внешний по отношению к семье мир ребенок до определенного времени, а точнее до «социальной зрелости», воспринимает через семью, через установки и ценности, которые существуют в семье. Человек не обязательно поступает в жизни именно так, как поступали его родители или как его учили поступать. Однако влияние на все его поступки и оценку поступков в той или иной степени оказывает «семейный фонд» [18].

    Поэтому другая точка зрения в качестве основного фактора формирования наркотической зависимости считает неправильное воспитание. 

    Prendergast и Schafer называют 3 механизма через которые родители могут оказывать влияние на наркотизацию детей:

1) родители как образцы;

2) родители как воспитатели;

3) родители как источник поддержки [11, с.48].

    Сторонники системно-ориентированной теории указывают на редкое поощрение родителями приемлемого поведения ребенка и уделение большого внимания негативному поведению [36].

    Максимова Н.Ю. полагает, что в этом случае у ребенка оказывается фрустрированными целый ряд социальных потребностей; потребность в положительной оценке; потребность в самоуважении. «По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита, временно позволяющая подростку иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва подросток интенсивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде, употребляя психотропные вещества» [29].

    Согласно Битенскому В.С., в семьях наркоманов  выявляются

различные типы неправильного воспитания. С одной стороны, это гипопротекция, в условиях которой формируется триада жизненных принципов: всегда рассчитывай на самого себя; другие – твои враги; если ты хочешь чего-то добиться, ты должен их обмануть. На другом полюсе неправильного воспитания лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль за ним. Доминирующая гиперпротекция, воспитание по типу «кумира семьи», может сформировать мировоззрение, характеризующееся триадой: никогда не принимать ничего самостоятельно; другие обязаны заботиться о тебе; если у тебя что-то не получается, виноваты в этом другие, а не ты [7]. Данный тип воспитания приводит к несформированности волевой сферы личности. Затрудняется процесс «волевого овладения своей аффективной жизнью» и процесс формирования «целевой воли» [14, с.170]. Слабость волевой сферы проявляется нестойкостью интересов и неспособностью к организованной, последовательной деятельности. В целом такую личность характеризует слабая, пользуясь выражением А.Н. Леонтьева, «чувственная ткань сознания», а также недостаточное чувство реальности, сознания «Я» [24].

    Неразвитость волевой сферы проявляется в несформированности самоконтроля. Самоконтроль – не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием. Способствует самоконтролю знание последствий злоупотребления, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие.

    Котляров В.Ю., Смердов О.А., предлагают термины, которые характеризуют дисгармоничные черты характера, формирующиеся при определенном типе неправильного воспитания [20]. С точки зрения доходчивости и понимания данные термины нашли широкое распространение, хотя в подобных определениях усматриваются клички, карикатурность, смех: «герой семьи», «козел отпущения», «потерянный

ребенок», «шут», «фанат», «благодетель».

       Шнейдер Л.Б. выделяет следующие отклонения в стиле родительского

воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания [51, с.329].

    Иными словами, данные типы воспитания формируют дисгармоничные черты характера, которые в свою очередь способствуют образованию «психологической готовности к употреблению психотропных веществ» [29, с.150]. Этот феномен состоит в неспособности адекватного восприятия ситуации, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими, правильной регуляции своего поведения. Являясь личностным образованием «психологическая готовность к употреблению психотропных веществ» проявляется в ситуации «затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека» [29, с.152] и «в условиях особой направленности личности, разрешающей неприемлемые в социальном отношении поступки» [50].

Анализ зарубежной литературы по проблемам наркомании показывает, что исследованиям деструктивных детских ролей в семье уделяется значительное внимание. С усвоением таких ролей связывают не только предрасположенность к наркомании и алкоголизму [37], но и развитие созависимости [8], [39], а также вероятность появления в семье химически зависимого члена семьи в следующем поколении или через поколение [45].

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 223.