Детско-родительские отношения в семьях наркозависимых
Выпускная квалификационная работа
студентки V курса гр. 1053
отделения заочного обучения
Петровой Веры Андреевны
Научный руководитель:
Фролова Алена Владимировна
(Фамилия, Имя, Отчество)
канд. психол. наук, доцент__
(ученая степень, ученое звание)
Казань – 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Семья как фактор становления личности подростка……………….. 7
§ 1.1 Исследования концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………... 7
§ 1.2 Расстройство детско-родительских отношений как причина развития наркозависимости……………………………………………… 10
§ 1.3 Проблема наследственной отягощенности больных наркоманией……………………………………………………………… 21
§ 1.4 Психологические особенности созависимых семей подростков – наркоманов……………………………………………………………….. 24
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений…………………... 33
§ 2.1. Организация исследования и обоснование его методов……….. 33
§ 2.2 Исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях с больными наркоманией и в семьях со здоровыми подростками…………………………………………………………….. 38
Заключение…………………………………………………………………… 54
Список литературы…………………………………………………………. 56
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия актуальной является тема, связанная с наркоманией. Вопросы о механизмах формирования наркотической зависимости остаются одними их наиболее сложных проблем современной психологической науки.
Наркомания является, с одной стороны, социальным, с другой стороны, психическим заболеванием с сопровождающими его функционально-органическими изменениями в организме. У человека, страдающего наркоманией, происходит потеря как физического, так и психического здоровья: деградация личности, развитие эгоизма, грубости, лживости.
Поиски «структуры личности» наркомана, а также попытки выявить «специфический профиль» личности, предрасположенной к употреблению психотропных веществ, являются чрезвычайно сложными задачами. При рассмотрении данной проблемы чрезвычайно важным обстоятельством является то, как неблагоприятные внешние факторы (сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающей социальной среды) преломляются в психике ребенка, как воспринимаются им жизненные события и различные обстоятельства. Так как основы личности ребенка закладываются прежде всего в семье, мы считаем необходимым изучение детско-родительских отношений на основе результатов стандартных психологических тестов.
Психологическая практическая работа с больными наркоманией дает повод говорить об их семьях как об источниках психической травматизации личности больных, а нарушения семейных взаимоотношений нередко лежат в основе наркотической зависимости.
Таким образом, на современном этапе развития реабилитационной помощи больным с наркотической зависимостью, роль семейной психотерапии, реконструкцию семейного отношения можно без преувеличения считать ведущей.
Даже если исходной ситуацией для начала наркотизации является обычное
любопытство, то обнаруживавшийся факт наркомании будет по-разному переживаться, и использоваться разными членами семьи. Их отношение к наркомании будет во многом определяться зачастую неосознаваемыми мотивами. Во многих случаях это приводит к тому, что семейное взаимодействие или поведение кого-то из членов семьи выступает как фактор, запускающий наркотическое поведение. Данный феномен не подвергался системному изучению в психологической науке, вероятно из-за интимности и трудной доступности предмета исследования.
Все более широкое вовлечение семьи наркомана в терапевтический и реабилитационный процесс обусловлено утверждением нового подхода к решению проблемы наркомании.
Проблема: несмотря на практическую значимость психологических исследований роли детско-родительских отношений в возникновении и динамики наркомании, до сих пор остается недостаточно изученным вопрос, связанный с исследованием влияния детско-родительских отношений на формировании зависимого поведения, их специфическая взаимосвязь.
Наличие этой проблемы определяет цель исследования: изучение нарушений детско-родительских отношений в семьях наркозависимых.
Объект: Детско-родительские отношения.
Предмет исследования: Особенности детско-родительских отношений в семьях с наркозависимым подростком, влияние этих отношений на формирование зависимого поведения и их специфическая взаимосвязь.
Гипотеза: детско-родительские отношения в семьях наркозависимых, как фактор детерминирующий возникновение зависимого поведения подростков. Зависимое поведение подростка коррелирует с психологическими особенностями семейного воспитания детей больных наркоманией.
Задачи:
1. Теоретическое изучение литературы по вопросам: концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии; расстройство детско-родительских отношений как причина развития наркозависимости; проблема наследственной отягощенности больных наркоманией; психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов.
2. Экспериментальное исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях с больным наркозависимостью и в семьях со здоровым подростком.
3. Осуществить сравнительный анализ детско-родительских отношений в семье с наркозависимым подростком и в семье со здоровым подростком.
4. Проанализировать результаты, сделать выводы.
Методы исследования:
· эмпирический метод исследования: психодиагностика методиками – анализа семейного воспитания (АСВ)[1], PARI Е.Шеффера и Р. Белла[2], опросник «Насколько вы созависимы».
· Наряду с качественным и количественным анализом применялись методы математической статистики: корреляционный анализ по Пирсону, статистическое сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.
Контингент испытуемых: В качестве испытуемых выступили 32 человека в возрасте 30-45 лет. В качестве испытуемых экспериментальной группы были родители наркозависимых, находившиеся в реабилитационном центр «Преодоление», а также родители посещающие детей в 1-м и 3-м стационарном отделении Республиканского Наркологического Диспансера. В качестве испытуемых контрольной группы выступили родители здоровых подростков.
Исследуемые группы составили:
1 группа: родители наркозависимых подростков – 16 человек.
2 группа: родители здоровых подростков – 16 человек.
Практическая значимость работы: Полученная в ходе данных исследований результаты способствуют наиболее ранней диагностики риска формирования наркозависимости и дают возможность для проведения коррекционных мероприятий.
Содержание работы: дипломная работа состоит из введения; теоретической главы, включающей 4 параграфа; практической главы, включающей 2 параграфа; заключения; списка литературы, включающей 55 наименований; 7 приложений. В работе представлены 6 рисунков и 2 таблицы.
Корреляционный анализ.
Данные, полученные в ходе проведенного исследования, были подвернуты нами корреляционному анализу. Нами были выведены корреляционные матрицы по экспериментальной и контрольной группам с коэффициентом корреляции, превышающим 0,5. По данным корреляционных матриц, нами были построены корреляционные плеяды. Многочисленные связи между отдельными показателя методик на рисунках отраженны не будут, но приводятся в приложении 4.
На рисунке 5 (см. Приложение 5) приведены две плеяды, построенные для экспериментальной группы. Первая плеяда представляет собой взаимосвязь результатов всех трех проведенных методик. На основании данной плеяды, можно утверждать, что в экспериментальной группе власть матери (показатель 39) является гиперпротективной (показатель 1) формой по отношению к ребенку лишает его возможности самостоятельного принятия решения и как следствие ответственности, что в ряде случаев способствует потворству (показатель 3) в отношении ребенка. Власть матери (показатель 39), как попытка компенсировать неразвитость родительских чувств (показатель 16) путем авторитарных методов воспитания. Закономерным итогом нарастающей гиперпротекции (показатель 1) является «жертвенность» родителей (показатель 25). «Жертвенность» является крайним проявлением потворства (показатель 3).
Гиперпротекция (показатель 1), в свою очередь лишает возможности самостоятельно принимать решения и высказывания (показатель 21). А возможность ребенка свободно высказываться (показатель 21) уменьшают степень зависимости ребенка от матери (показатель 30), снижает уровень агрессивности у ребенка (показатель 32) и оберегание ребенка от трудностей (показатель 22). Невозможность свободного высказывания (показатель 21) ребенка способствует формированию и углублению созависимости родителей (показатель 44). Расширение сферы родительских чувств (показатель 12) усиливают состояние созависимости (показатель 44), что в свою очередь ведет к нарушению равенства родителей и ребенка (показатель 34) и снижению
тенденции поощрения активности ребенка (показатель 35).
Потворство (показатель 3) родителей вызывает у них амбивалентную реакцию вследствие чего, нарастает раздражительность родителей (показатель 29) и неустойчивость воспитания (показатель 11).
Подсознательное стремление родителей к образу «идеального» ребенка (т.е. ребенка до употребления ПАВ) лежит в основе предпочтения в подростке детских качеств (показатель 13), а отсутствие соответствия этому в реальной ситуации повышает уровень раздражительности родителей (показатель 29).
Нарастающая раздражительность родителей (показатель 29) создает ощущение полного бессилия. Результатом чего, является фобия утраты ребенка (показатель 15), что в свою очередь способствует подавлению воли ребенка (показатель 24) в рамках нарастающей гиперпротекции (показатель 1), что обостряет конфликт между супругами и выносит его в сферу воспитания (показатель 18).
Подавление воли ребенка (показатель 24) порождает игнорирование его потребностей (показатель 4) и ведет к проецированию на подростка собственных нежелательных качеств (показатель 17).
Игнорирование потребностей ребенка (показатель 4) и проецирования на него родителями собственных нежелательных качеств (показатель 17) резко ограничивают самостоятельность ребенка и ведут к поощрению его зависимости от родителей (показатель 31). Следствием поощрения зависимости ребенка от родителей (показатель 31) является снижение требований-обязанностей (показатель 5).
Во второй плеяде по экспериментальной группе видна взаимосвязь существования проблемы в рамках гипопротективного (показатель 2) отношения к ребенку приводит к осознанию родителей причинно-следственной связи (гипопротекция - проблема), что вызывает чувство вины у родителей («мученичество» родителей – показатель 33).
На рисунке 6 (см. Приложение 5) приведены пять корреляционных плеяд, построенные для контрольной группы.
В первой плеяде по контрольной группе видно, что чрезмерность требований-запретов (показатель 7) способствует поощрению зависимости ребенка от родителей (показатель 31) и подавление его агрессивности (показатель 32).
Во второй плеяде по контрольной группе видно, что строгость родителей (показатель 28) с их сдвигом к «предпочтению мужских качеств» (показатель 19) приводит к игнорированию потребностей ребенка (показатель 4), так как его личность и поведение оцениваются по шкале предпочтения мужских качеств.
Вариант власти матери (показатель 39) обуславливает неустойчивость стиля воспитания (показатель 11), вследствие, ее авторитарности приводит к игнорированию потребностей ребенка (показатель 4) в рамках которой подавляется и сексуальность (показатель 38).
На третьей плеяде видна неразвитость родительских чувств (показатель 16) которая приводит к необходимости посторонней помощи в воспитании ребенка (показатель 43), т.к. существует дефицит в его воспитании.
Навязчивость родителей (показатель 40) является попыткой компенсировать недостатки отношений, обусловленные неразвитостью родительских чувств (показатель 16).
Навязчивость родителей (показатель 40) в конечном итоге приобретает форму гиперпротекции (показатель 1), носит гиперкомпенсаторных характер.
Из следующей плеяды мы видим, что чрезмерность требований-обязанностей (показатель 5) приводит к созависимости (показатель 44), т.к. выводит отношения в степень чрезмерной вовлеченности в дела ребенка.
И в последней плеяде мы видим усиление роли «хозяйки дома» (показатель 23) приводит к гипопротекции (показатель 2), за счет уделению меньшего времени воспитанию ребенка.
Анализируя приведенные выше данные можно прийти к выводу о существенном влиянии в формировании различных отклонений детско-родительских отношений в семьях с наркозависимым подростком (гиперпротекция, потворство, неразвитость родительских чувств, неустойчивость стиля воспитания, поощрение зависимости ребенка от родителей, игнорирование потребностей ребенка и т.д.). Детско-родительские отношения в контрольной группе носят более нормативный характер, несмотря на значительные проявления авторитарных тенденций (строгость родителей, чрезмерность требований-обязанностей, чрезмерность требований-запретов и т.д.).
Выводы
1. В семьях больных наркоманией выявлены специфические семейные установки, отличающие их от семей со здоровыми подростками: для родителей наркозависимых свойственна гиперопека, которая проявляется в чрезмерном стремлении оберечь ребенка от трудностей, поощрении зависимости от родителей. Семья со здоровыми подростками характеризуется установками на демократичность, которая проявляется в представлении ребенку возможности высказаться, большей степенью равенства родителей и ребенка, «товарищеские» отношения между родителями и детьми.
2. В результате изучения внутрисемейных отношений обнаружено, что для родителей больных наркоманией характерен особенный стиль детско-родительских отношений: неустойчивость стиля воспитания – он проявляется в переходах от очень строгого воспитания к либеральному и, наоборот, от повышенного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями, а также расширение сферы родительских чувств, культивирование в подростке детских качеств, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на подростка собственных нежелаемых качеств.
3. В семьях больных наркозависимостью обнаружены следующие типы воспитания: гиперпротекция – которая проявляется в том, что родители уделяют ребенку чрезмерно много времени сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни; недостаточность требований-обязанностей; зависимость ребенка от матери, приводит к формированию феномена созависимости.
4. Корреляционный анализ результатов показал, что существует влияние в формировании различных отклонений детско-родительских отношений в семьях с наркозависимым подростком (гиперпротекция, потворство, неразвитость родительских чувств, неустойчивость стиля воспитания, поощрение зависимости ребенка от родителей, игнорирование потребностей ребенка и т.д.). Детско-родительские отношения в контрольной группе носят более нормативный характер, несмотря на значительные проявления авторитарных тенденций (строгость родителей, чрезмерность требований-обязанностей, чрезмерность требований-запретов и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных данных показал, что проблема исследования детско-родительских отношений наркозависимых является актуальной.
Теоретические исследования показали отсутствие необходимых данных, позволяющих широко охарактеризовать детско-родительские отношения родителей наркозависимых и сопоставить их с детско-родительскими отношениями здоровых подростков, что и породило проблему нашего исследования.
В качестве метода исследования использовалась диагностика измерения родительских установок и реакций (опросник PARI), выявление нарушения воспитания конкретного ребенка и определение причин этих нарушений (опросник АСВ) и определение насколько созависимы родители (опросник «Насколько вы созависимы»). Кроме этого, мы сопоставили полученные данные с результатами контрольной группы родителей здоровых подростков.
По результатам проведенного исследования определяется существенная деформация внутрисемейных отношений, в частности, детско-родительские отношения. Полученные нами данные характеризуют семьи наркозависимых как семьи со значительным преобладанием по сравнению с контрольной группой следующих аномальных тенденций: гиперпротекция, повышенным показателем «игнорирования потребностей подростка», высоким показателем «недостаточности требований-обязанностей», повышением показателя «недостаточности требований-запретов», пониженным показателем «санкций за нарушение требований», существенным повышением показателя «неустойчивого стиля воспитания». Данная ситуация усугубляется наличием выраженных психологических (личностных) проблем у родителей наркозависимых, в числе которых: повышения показателя «расширение сферы родительских чувств», повышением показателя «предпочтение в подростке детских качеств», завышенный показатель «фобия утраты ребенка», завышенный показатель «неразвитость родительских чувств», а также повышения показателя «проекция на подростке собственных нежелательных качеств». Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что семья наркозависимых характеризуется существенным нарушением почти всех параметров внутрисемейных отношений включая отношения между родителями и детьми, а также и отношения между родителями. Что приводит к серьезным нарушениям формирования личности ребенка (подростка), создает предпосылки для развития таких негативных сторон личности как психологический инфантилизм, эгоцентризм, низкий волевой потенциал, дефицит социально-нормативных установок и целей подростка, недостаток чувства долга и ответственности, гедонистические тенденции (получение удовольствия любой ценой). Все выше изложенное создает основу для будущего аддиктивного поведения.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют нам подтвердить гипотезу о том, что зависимое поведение подростка коррелирует с психологическими особенностями семейного воспитания подростков больных наркоманией. Нарушение детско-родительских отношений способствует формированию психологической готовности к употреблению наркотиков у детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб: Гуманитар. агентство. «Академ. проект», 2000. – 256с.
2. Анохин П.К. Избранные труды: Системные механизмы высшей нервной деятельности – М.: наука, 1979. – 455с.
3. Антонов А.И., Медведков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.
4. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. – Самара, 1995г.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400с.
6. Берн Э. Трансактный анализ в группе. – М.: Лабиринт, 1996.
7. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Наркомании у подростков. – Киев, 1989г.
8. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М.: Просвещение, 1968 – 464 с.
10. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988 – 301 с.
11. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника, профилактика раннего алкоголизма. – М.: Мысль, 1984 – 144 с.
12. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицина Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее применение.: М.: Фолиум, 1995.
13. Врублевский Г.Г., Рохлина М.Л., Власова И.Б. И др. // Вопросы наркологии – 1988 №3 – с. 38-42.
14. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина – М.: Педагогика, 1984 – 432 с.
15. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т 1 – М.: Мир, 1996 – 496 с.
16. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журнал. 1994. №2. с. 57 – 65.
17. Дьячкова И. Созависимость. Лекции для родственников.
18. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. – Новосибирск.: Наука, 1988 – с. 53-61.
19. Зорина Л.М. Созависимость и пути ее преодоления.
20. Котляров В.Ю., Смердов О.А. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков – Кузбассвузиздат, 1997 – с. 61-63.
21. Кон Н.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание – М.: Политиздат, 1984 – 335 с.
22. Курек Н.С. Особенности экспрессивно-импрессивного аспекта эмоциональной сферы больных наркоманиями // журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова – 1991, том 91, вып. 2 – с. 64-67.
23. Лекции по наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца – М.: Медпрактика, 2001.
24. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000 – 511 с.
25. Личко А.Е. Основные типы нарушения поведения у подростков // Патологические нарушения поведения у подростков. Л. 1973.
26. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.
27. Макдауэлл Д., Дей Д. Как стать героем в глазах ребенка
28. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних – Ростов н/Д: Феникс, 2000 – 384 с.
29. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал – 1996, №3 – с. 149-152.
30. Морозов Г.В. Теоретические и клинические проблемы современной психиатрии и наркологии // материалы международных симпозиумов – М., 1986 – 283 с.
31. Москаленко В.Д. Внутрисемейная среда и развитие детей, родителей, которых больны алкоголизмом // Вопросы наркологии – 1994 №3 – с. 85-89.
32. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.
33. Москаленко В.Д. Семейная отягощенность больных наркоманиями // Вопросы наркологии – 1993, №3 – с. 82 – 88.
34. Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных). – М.: «Анахарсис», 2002. с. 112.
35. Мясищев В.Н. Философия и медицина. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.
36. Наркотики и яды: Психоделики и токсические вещества / Под ред. Петрова Т.И., Ревянко – Минск, 1996.
37. Наркология / Под ред. Л.С. Фриднап и др. – М.: Биком; СПб.: Невский Диалект, 2000 – 318 с.
38. Плотниекс Н.Э. Психология в семье – М.: Педагогика, 1991 – 208 с.
39. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально- психологического) / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого – Самара: изд-во «Самарский университет», 1998.
40. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей – М.: Медицина, 1994 – 504 с.
41. Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма – М.: Медицина, 1988 – с. 174 – 193.
42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 408 с.: ил.
43. Руководство по наркологии. Под редакцией Н.Н. Иванца – М.: Медпрактика-М, 2002, 444 с.
44. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье (социально-психологические исследования) – Кишинев: Тираспольский ин-т им. Т.Г. Шевченко, 1991 – 86 с.
45. Смит Э.У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье. М.: Просвещение, 1991.
46. Соловов А. В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика (для психологов, педагогов, образовательных учреждений) – Казань: Изд-во «Хэтер», 1999 – 128 с.
47. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 226 с.
48. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М., 1981
49. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности – М.: АСТ – ЛТД, 1998 – 670 с.
50. Чудновский В.С., Кржечковский А.Ю., Можейко А.А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведение. – Ставрополь: Б.И., 1993 – 141 с.
51. Шнейдер Л. Психология семейных отношений. – М.: Апрель-Пресс, 2000 – 502 с.
52. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2005, 336 с., илл.
53. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999 – 656 с.
54. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) – М.: Учпедгиз, 1960 – 328 с.
55. Юнг К.Г. Аналитическая психология – Спб.: МЦНКиТ «Кентавр»: ин-т личности: ИЧП «Палантир», 1994 – 132 с.
[1] Авторы Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкис, 1987.
[2] Адаптпция Т.В. Нещерет
Детско-родительские отношения в семьях наркозависимых
Выпускная квалификационная работа
студентки V курса гр. 1053
отделения заочного обучения
Петровой Веры Андреевны
Научный руководитель:
Фролова Алена Владимировна
(Фамилия, Имя, Отчество)
канд. психол. наук, доцент__
(ученая степень, ученое звание)
Казань – 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Семья как фактор становления личности подростка……………….. 7
§ 1.1 Исследования концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………... 7
§ 1.2 Расстройство детско-родительских отношений как причина развития наркозависимости……………………………………………… 10
§ 1.3 Проблема наследственной отягощенности больных наркоманией……………………………………………………………… 21
§ 1.4 Психологические особенности созависимых семей подростков – наркоманов……………………………………………………………….. 24
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений…………………... 33
§ 2.1. Организация исследования и обоснование его методов……….. 33
§ 2.2 Исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях с больными наркоманией и в семьях со здоровыми подростками…………………………………………………………….. 38
Заключение…………………………………………………………………… 54
Список литературы…………………………………………………………. 56
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия актуальной является тема, связанная с наркоманией. Вопросы о механизмах формирования наркотической зависимости остаются одними их наиболее сложных проблем современной психологической науки.
Наркомания является, с одной стороны, социальным, с другой стороны, психическим заболеванием с сопровождающими его функционально-органическими изменениями в организме. У человека, страдающего наркоманией, происходит потеря как физического, так и психического здоровья: деградация личности, развитие эгоизма, грубости, лживости.
Поиски «структуры личности» наркомана, а также попытки выявить «специфический профиль» личности, предрасположенной к употреблению психотропных веществ, являются чрезвычайно сложными задачами. При рассмотрении данной проблемы чрезвычайно важным обстоятельством является то, как неблагоприятные внешние факторы (сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающей социальной среды) преломляются в психике ребенка, как воспринимаются им жизненные события и различные обстоятельства. Так как основы личности ребенка закладываются прежде всего в семье, мы считаем необходимым изучение детско-родительских отношений на основе результатов стандартных психологических тестов.
Психологическая практическая работа с больными наркоманией дает повод говорить об их семьях как об источниках психической травматизации личности больных, а нарушения семейных взаимоотношений нередко лежат в основе наркотической зависимости.
Таким образом, на современном этапе развития реабилитационной помощи больным с наркотической зависимостью, роль семейной психотерапии, реконструкцию семейного отношения можно без преувеличения считать ведущей.
Даже если исходной ситуацией для начала наркотизации является обычное
любопытство, то обнаруживавшийся факт наркомании будет по-разному переживаться, и использоваться разными членами семьи. Их отношение к наркомании будет во многом определяться зачастую неосознаваемыми мотивами. Во многих случаях это приводит к тому, что семейное взаимодействие или поведение кого-то из членов семьи выступает как фактор, запускающий наркотическое поведение. Данный феномен не подвергался системному изучению в психологической науке, вероятно из-за интимности и трудной доступности предмета исследования.
Все более широкое вовлечение семьи наркомана в терапевтический и реабилитационный процесс обусловлено утверждением нового подхода к решению проблемы наркомании.
Проблема: несмотря на практическую значимость психологических исследований роли детско-родительских отношений в возникновении и динамики наркомании, до сих пор остается недостаточно изученным вопрос, связанный с исследованием влияния детско-родительских отношений на формировании зависимого поведения, их специфическая взаимосвязь.
Наличие этой проблемы определяет цель исследования: изучение нарушений детско-родительских отношений в семьях наркозависимых.
Объект: Детско-родительские отношения.
Предмет исследования: Особенности детско-родительских отношений в семьях с наркозависимым подростком, влияние этих отношений на формирование зависимого поведения и их специфическая взаимосвязь.
Гипотеза: детско-родительские отношения в семьях наркозависимых, как фактор детерминирующий возникновение зависимого поведения подростков. Зависимое поведение подростка коррелирует с психологическими особенностями семейного воспитания детей больных наркоманией.
Задачи:
1. Теоретическое изучение литературы по вопросам: концепции семьи в отечественной и зарубежной психологии; расстройство детско-родительских отношений как причина развития наркозависимости; проблема наследственной отягощенности больных наркоманией; психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов.
2. Экспериментальное исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях с больным наркозависимостью и в семьях со здоровым подростком.
3. Осуществить сравнительный анализ детско-родительских отношений в семье с наркозависимым подростком и в семье со здоровым подростком.
4. Проанализировать результаты, сделать выводы.
Методы исследования:
· эмпирический метод исследования: психодиагностика методиками – анализа семейного воспитания (АСВ)[1], PARI Е.Шеффера и Р. Белла[2], опросник «Насколько вы созависимы».
· Наряду с качественным и количественным анализом применялись методы математической статистики: корреляционный анализ по Пирсону, статистическое сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.
Контингент испытуемых: В качестве испытуемых выступили 32 человека в возрасте 30-45 лет. В качестве испытуемых экспериментальной группы были родители наркозависимых, находившиеся в реабилитационном центр «Преодоление», а также родители посещающие детей в 1-м и 3-м стационарном отделении Республиканского Наркологического Диспансера. В качестве испытуемых контрольной группы выступили родители здоровых подростков.
Исследуемые группы составили:
1 группа: родители наркозависимых подростков – 16 человек.
2 группа: родители здоровых подростков – 16 человек.
Практическая значимость работы: Полученная в ходе данных исследований результаты способствуют наиболее ранней диагностики риска формирования наркозависимости и дают возможность для проведения коррекционных мероприятий.
Содержание работы: дипломная работа состоит из введения; теоретической главы, включающей 4 параграфа; практической главы, включающей 2 параграфа; заключения; списка литературы, включающей 55 наименований; 7 приложений. В работе представлены 6 рисунков и 2 таблицы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.