Выездные налоговые проверки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выездная налоговая проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми (таможенными) органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. НК РФ не содержит прямого указания на то, что налоговые органы обязаны проводить выездную налоговую проверку по месту фактического нахождения налогоплательщика, однако определение срока проведения выездной проверки в зависимости от времени фактического нахождения на территории проверяемого налогоплательщика косвенно указывает на данный признак выездной налоговой проверки.

В зависимости от различных критериев выделяют следующие виды выездных налоговых проверок:

1. В зависимости от характера материала, на основе которого проводится выездная налоговая проверка, они делятся на документальные, предполагающую проверку первичных документов, и фактические, базирующееся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

2. В зависимости от объема выездной налоговой проверки и решаемых в ходе нее задач различают тематические и комплексные проверки. Тематические проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить ту или иную проблему функционирования организации-налогоплательщика, дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить практику работы. Тематические проверки проводятся, как правило, по вопросам уплаты только прямых или только косвенных налогов, федеральных или региональных и т.д. Комплексные проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации в налоговой сфере, используют различные приемы, способы и методики налогового контроля. Выездные налоговые проверки могут быть комплексными и в силу состава контролирующих органов, принимающих в них участие. Обычно такие проверки проводятся группами, в состав которых входят специалисты различных уполномоченных органов. Кроме того, могут осуществляться сквозные налоговые поверки, которые охватывают все филиалы, представительства, отделения и головную организацию, в состав которой они входят.

По степени охвата данных в процессе выездной налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.

К общим правилам проведения выездной налоговой проверки относится:

1.   Проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (организаций, их филиалов и представительств, индивидуальных предпринимателей).

Статья 89 НК РФ напрямую не указывает категории организаций или физических лиц, в отношении которых могут проводиться выездные налоговые проверки. Однако ст. 100 НК РФ, устанавливающая порядок оформления результатов выездной налоговой проверки, предусматривает, что акт выездной налоговой проверки подписывается и вручается руководителю организации-налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (либо их представителям). Таким образом, выездная налоговая проверка должна проводиться только в отношении организаций (их филиалов или представительств) или индивидуальных предпринимателей, включая лиц, имеющих лицензии на занятие частной практикой. Иными словами, выездная налоговая проверка не должна проводиться в отношении физических лиц, не являющихся предпринимателями, тем более что доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения без согласия проживающих в них лиц не допускается (ст. 91 НК РФ).

Кроме того, Налоговый кодекс устанавливает, что выездная налоговая проверка проводится только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

2.   Выездные проверки филиалов и представительств. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Данное правило по сути своей является исключением из рассмотренного выше правила, согласно которому выездные проверки проводятся только в отношении самостоятельных налогоплательщиков, к которым филиалы и представительства не относятся. Тем не менее проведение выездных налоговых проверок филиалов и представительств независимо от организации-налогоплательщика вызвано реальностями правоприменительной практики, когда разветвленная сеть филиалов и значительная территориальная удаленность филиалов от организации в различных субъектах РФ привела к необходимости введения данной нормы в целях эффективности осуществления налогового контроля на всей территории России.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проверку каждого филиала и представительства.

3.   Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа[4].

4.   Выездная проверка проводится по одному или нескольким налогам. В случаях, когда выездная налоговая проверка проводится по нескольким налогам, она носит характер тематической выездной налоговой проверки, например, если осуществляется только по косвенным налогам. Если выездная налоговая проверка проводится по всем налогам, то она носит характер комплексной налоговой проверки.

5.   Частота проведения налоговых проверок: не могут проводиться в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное правило совсем не исключает возможности проведения двух и более выездных налоговых проверок в течение одного календарного года в отношении одного и того же налогоплательщика, но по разным налогам или за разные периоды времени.

6.   Глубина выездной налоговой проверки, т.е. временной период деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет 3 календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

7.   Продолжительность выездной налоговой проверки – 2 месяца (в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа – до 3 месяцев) – фактическое нахождение на территории налогоплательщика – не включаются периоды времени между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представление документов. В связи с тем, что срок проведения выездной проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, течение двухмесячного срока должно начинаться не с момента назначения выездной налоговой проверки, а с момента предъявления (дата начала проверки) руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя налогового органа на проведение выездной налоговой проверки[5]. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими должностными лицами справки о проведенной проверке. Кроме того, в указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В исключительных случаях (например, при проведении проверки особо крупных налогоплательщиков) вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

8.   Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и акта выездной налоговой проверки.

Далее, рассмотрим на конкретном примере как проводиться выездная налоговая проверка, в частности проверка оприходования выручки.

В последнее время участились судебные споры о штрафах, которые налоговики пытаются взыскать, проверив, как фирма приходует свою выручку. Много проблем возникает из-за того, что кассиры неправильно оформляют выдачу покупателя денег по возращенным чекам. Между тем законодательство предъявляет к таким ситуациям очень жесткие требования и предусматривает санкции даже за малейшую оплошность. А заодно проверяющие придираются и к тем кассовым операциям, которые должен контролировать обслуживающий фирмы банка.

 

Как проходит проверка.

 

Сначала инспектор обязан предъявить руководителю фирмы свое служебное удостоверение и поручение на проведение проверки. Сразу оговорим, каким должно быть это поручение.

Во – первых, там указываются объекты проверки: вся фирма, отдельные торговые точки или определенная ККТ. Во – вторых, инспекция обязана четко прописать период, за который проводится ревизия. И в – третьих, на поручении должна стоять подпись руководителя инспекции или его заместителя, а также печать ИМНС. Если поручение оформлено ненадлежащим образом, инспектор не имеет право начинать осмотр. Кроме того, налоговики не вправе проверять деятельность фирмы за период, не упомянутый в бумаге. Чтобы провести ревизию других объектов или периодов, инспектору придется получить у своего начальства новое поручение.

Ознакомившись с поручением, руководитель фирмы ставит на нем подпись и дату. С этого момента считается, что проверка начата.

Схематически проверку оприходования выручки можно представить так:

 

  Этапы проверки оприходования выручки     Возможные последствия проверки
Штраф за неполное оприходова-ние выручки

1. Запрос документа
Если выручка в кассовой книге выше, чем в фискальном отчете, штрафуют за неприменение ККТ

     
 


2. Данные фискального отчета сравнивают с выручкой по кассовой книге
Если обнаружено значительное занижение выручки, назначают выездную налоговую проверку

 


3. Составляется акт по результатам проверки. Если обнаружено, что выручка оприходована не вся, то составляется протокол
Если в ходе проверки обнаружены ошибки в оформлении кассовых операций, данные об этом передаются в банк

 

Расскажем подробное о каждом из этапов проверки.

 



Запрос документов.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 196.