Членство в ВТО и преимущества от участия в работе организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время  полноправными участниками ВТО являются 149 государств, причем только 18 из них стали новыми членами за период с 1996 по 2003 годы - Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (декабрь 2001г.), Тайвань (январь 2002г.) и Армения (февраль 2003 г.), Македония (апрель 2003г.). В Канкуне в сентябре 2003 г. были одобрены документы об условиях членства Камбоджи и Непала.[12]

Более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации.[13]

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

ü получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

ü устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

ü возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.[14]

Как гласит соглашение об учреждении ВТО, к этой организации может присоединиться любое государство или таможенная территория, обладающая полной автономией в проведении своей торговой политики. Вступление в организацию происходит на условиях, которые согласуются с членами ВТО.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

Процесс вступления можно разбить на четыре этапа:[15]

1. Правительство, которое подает заявку на вступление в организацию, обязано представить в ВТО меморандум[16], раскрывающий все аспекты его торговой и экономической политики, которые касаются соглашений ВТО. Этот меморандум становится основой для детального рассмотрения заявки о присоединении в рамках специальной рабочей группы. В работе группы могут принимать участие все члены ВТО.

2. После того, как рабочая группа достигает определенного прогресса по вопросам торговой и экономической политики, начинаются двусторонние переговоры кандидата с членами ВТО. Они проводятся на двухсторонней основе, так как разные государства имеют разные торговые интересы. В ходе переговоров определяются уступки и обязательства заявителя в отношении товаров, а также его обязательства в отношении услуг, выявляются конкретные преимущества для члена ВТО, которые он получит от присоединения кандидата к организации. Такие переговоры могут быть чрезвычайно сложными и занимают наибольшее количество времени.

3. После того, как рабочая группа завершит рассмотрение торгового режима заявителя, завершатся двухсторонние переговоры о доступе на рынки, рабочая группа формулирует основные условия присоединения в виде ее доклада о проделанной работе, а также в виде проекта протокола о присоединении и согласованного списка уступок и обязательств, которые готовятся по итогам двусторонних переговоров.

4. Последний этап представляет собой следующее: окончательный пакет, состоящий из доклада, протокола и списка обязательств, выносится на рассмотрение Генерального совета или Конференции министров. Если две трети членов ВТО проголосуют “за”, заявитель имеет право подписать протокол и присоединиться к организации после ратификации документа парламентом или законодательным органом государства, если это необходимо.

На этом этапе можно отметить, что ВТО является очень мощной и влиятельной организацией, с хорошо построенной, отработанной и эффективной структурой. Исходя из этого, можно отметить, что у стран-членов ВТО имеются большие преимущества, по сравнению с иными странами, назовем основные:

Ø  Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая различия их внешнеэкономической политики.

Ø  Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий. Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.[17]

Ø  Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Ø Повышение доходов (повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности).

Ø Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот.[18] Недискриминационной подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 211.